Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Синонимы, 5 класс
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Лексическая работа.
- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.
- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).
- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).
- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)
- Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)
- Прочтите, какие слова у вас получились.
(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение).
4. Введение в тему.
Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.
Чтение учителем стихотворения Б.Бобылевой.
Гиппопотама бегемот однажды повстречал: - Вы кто? – спросил. - Я бегемот, - Гиппопотам сказал. Тут возмутился бегемот: | - Кто ж я тогда такой?! - А вы, - ему ответил тот, - Гиппопотам простой. Гиппопотаму бегемот Сказал: "Вы просто лжец!" С гиппопотамом бегемот | рассорился вконец. Они уже который год И здесь шумят и там – Все не решат: Кто бегемот, А кто гиппопотам. |
- Как вы думаете, был ли смысл им ссориться этим двум персонажам и почему? (Слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется в научных произведениях).
5. Объяснение новой темы.
Слово учителя.
Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.
"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", син – «одно», оним – «имя». Синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.
Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Пополните свои словарики новым определением. (Запись термина и его определения в словарик.)
6.Работа со словарем.
- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?
- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.
- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.
- Найдите слово "ГРОМКИЙ"
- Прочитайте словарную статью.
Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой)Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.
Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.
Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.
- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.
- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)
Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.
- Рассмотрим данный текст.
- Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)
- Это речевой недочет.Можно ли его исправить? Как?
Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора.
Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы? (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов).
7. Работа со словом «добрый».
Учитель: «Ребята, в русском языке есть прекрасное слово - «добрый». Оно частоупоминается в произведениях устного народного творчества. Прочитайте русские пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом ( это было домашнее задание).
Примеры:
Доброе братство лучше богатства.
Доброе дело без награды не останется!
Доброе дело два века живёт.
Люди добрые!
Добрый молодец.
Всего доброго!
В добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!
Учитель:
- Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, фразеологизмов сделать вывод, что доброта и даже добродушие – одна из черт русского народа?
(Да, не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчёркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и доброту, добродушие.Добрыня Никитич – богатырь, герой русских былин).
Работа с таблицей.
Задание: подберите синонимы к слову «добрый» (самостоятельная работа в парах).
Добрый конь | |
Оставить по себе добрую память | |
Помогите, люди добрые | |
Осталось добрых пять километров | |
Не позорь моё доброе имя | |
Наши добрые друзья | |
Пожелать доброго здоровья | |
Будьте добры, позвоните позже | |
По доброй воле | |
Пожелание доброго пути | |
Добрый совет |
Проверка самостоятельной работы.
Вывод:
- Слово «добрый» однозначное или многозначное?
- Почему мы с давних пор и до настоящего времени очень часто употребляем это слово в своей речи?
(Это слово характеризует те явления и факты, которые имеют положительную оценку).
- Можно ли слово «добрый» назвать важным словом в русской культуре?
4. Задание: составьте и запишите 2-3 предложения, используя выражения со словом добрый.
8.Домашнее задание.
1. Напишите мини – сочинение, используя любую пословицу, поговорку, фразеологизм
со словом «добрый».
2. Упр. 354(задание на выбор).
9.Итог урока.
- Ребята, что нового, интересного узнали на уроке?
Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи
Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...
Синонимы
Закрепить знания учащихся о синонимах; продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов; определять смысловые и стилистические отличия с...
Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе
Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"
Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....
Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс
Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...
Стилистика. Синонимы
Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....