Синонимы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

анный урок предназначен для учащихся 5 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Синонимы, 5 класс

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Лексическая работа.

- По лексическому значению определите слова и запишите их в тетрадь.

- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначными)

- Помимо прямого значения слова могут иметь другое, необычное (переносное)

- Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, омонимы, многозначные слова, однозначные слова, переносное значение).

4. Введение в тему.

Учитель: Молодцы, вы хорошо помните пройденный материал. Я думаю, что вы готовы узнать новые сведения из этого раздела.

Чтение учителем стихотворения Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот

однажды повстречал:

- Вы кто? – спросил.

- Я бегемот, -

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

- Кто ж я тогда такой?!

- А вы, - ему ответил тот, -

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: "Вы просто лжец!"

С гиппопотамом бегемот

рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят и там –

Все не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

- Как вы думаете,  был ли смысл им ссориться этим двум персонажам  и почему? (Слово бегемот употребляется чаще в разговорной речи, а слово гиппопотам, как правило, употребляется  в научных произведениях).

5. Объяснение новой темы.

 Слово учителя.

Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы.

"Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", син – «одно», оним – «имя». Синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. Пополните  свои словарики новым определением. (Запись термина и его определения в словарик.)

6.Работа со словарем.

- Ребята, скажите, зачем нам нужны словари?

- На уроках мы с вами уже работали со многими словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем - словарем синонимов.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим, как он устроен.

- Найдите слово "ГРОМКИЙ"

- Прочитайте словарную статью.

Учитель: Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой)Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Найдите в словаре синонимов синонимический ряд и назовите стержневое слово.

- А теперь подумаем вместе, для чего же создан такой словарь? (Дает возможность обогатить нашу речь; для того, чтобы найти точное слово, показать богатство нашей речи.)

Учитель: Вот представьте только, что для обозначения признака предмета существовало вместо многих синонимов только одно какое-то слово. Посмотрим, что из этого получилось бы.

- Рассмотрим данный текст.

- Что вам не нравится в этом тексте? (повтор одного и того же слова.)

- Это речевой недочет.Можно ли его исправить? Как?

Задание: списать, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора.

Учитель: Мы сегодня много говорили о синонимах. Для чего нам нужны синонимы? (помогают избежать повторов, передать мысль и чувство более ясно, делают нашу речь эмоциональной и красивой, объясняют значение неизвестных слов).

7. Работа со словом «добрый».

Учитель: «Ребята, в русском языке есть прекрасное слово - «добрый». Оно частоупоминается в произведениях устного народного творчества. Прочитайте русские пословицы, поговорки, фразеологизмы с этим словом ( это было домашнее задание).

Примеры:

Доброе братство лучше богатства.

Доброе дело  без награды не останется!

Доброе дело два века живёт.

Люди добрые!

Добрый молодец.

Всего доброго!

В добрый  день! Доброе утро! Добрый вечер!

Учитель:

 - Можно ли на основании сложенных народом пословиц, поговорок, фразеологизмов сделать вывод, что доброта и даже добродушие – одна из черт русского народа?

(Да, не случайно русский народ в старину называли народом – добрыней, подчёркивая этим словом не только его богатырскую силу, но и доброту, добродушие.Добрыня Никитич – богатырь, герой русских былин).

 Работа с таблицей.

 Задание: подберите синонимы к слову  «добрый» (самостоятельная работа в парах).

Добрый конь

Оставить по себе добрую память

Помогите, люди добрые

Осталось добрых пять километров

Не позорь моё доброе имя

Наши добрые друзья

Пожелать доброго здоровья

Будьте добры, позвоните позже

По доброй воле

Пожелание доброго пути

Добрый совет

 Проверка самостоятельной работы.

 Вывод:

 - Слово «добрый» однозначное или многозначное?

 - Почему мы с давних пор и до настоящего времени очень часто употребляем это слово в своей речи?

 (Это слово характеризует те явления и факты, которые имеют положительную оценку).

 - Можно ли слово «добрый» назвать важным словом в русской культуре?

4. Задание: составьте и запишите 2-3 предложения, используя выражения со словом добрый.

 8.Домашнее задание.

1. Напишите мини – сочинение, используя любую пословицу, поговорку, фразеологизм

со словом «добрый».

2. Упр. 354(задание на выбор).

9.Итог урока.

 - Ребята, что нового, интересного узнали на уроке?

Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Синонимы

              Закрепить знания учащихся о синонимах;           продолжить формировать умение определять общее лексическое значение синонимов;            определять смысловые и стилистические отличия с...

Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе

Тема: Синонимы – «жемчужное ожерелье» русского языка. Использование синонимов в художественной литературе Форма проведения: урок русского языка. Технологии: методы творческой групповой раб...

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы"

Урок русского языка в 5 классе " Синонимы" с использованием слайдовой презентации....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. СИНОНИМЫ. УРОК-ИГА.

КОНСПЕКТ УРОКА  РУССКОГО ЯЗЫКА.  УРОК-ИГРА. ТЕМА УРОКА: СИНОНИМЫ. РЕКОМЕНДОВАН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ....

Конспект логопедического занятия. Синонимы.3 класс

Конспект группового логопедичесго занятия для 3 класса по теме "Синонимы" с использованием ЭОР...

Стилистика. Синонимы

Задания полезны как для расширения словарного запаса учащихся, так и для развития "языкового вкуса"....