МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 9-м КЛАССЕ
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Один из вариантов изучения этой сложной темы и для учителя, и для учащихся — работа с самого начала 9-го класса с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._razrabotka.odt | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 9-м КЛАССЕ
Основная тема в 9-м классе — изучение синтаксиса сложного предложения. Тема, сама по себе нелегкая, осложняется многими факторами: психологи ческий груз приближающихся экзаменов (и как следствие — многократно воз растает количество отводимого времени для подготовки к изложению), необ ходимость обобщить, систематизировать изученный за 8 лет лингвистический материал, работа над сочинением — хотя бы в границах «выразите свое отно шение к главной мысли прочитанного (прослушанного) текста»... — и все это в условиях жесточайшего цейтнота: 2 часа в неделю, отводимые программой на русский язык в 9-м классе, не могут не вызвать печально-саркастической улыбки.
Один из вариантов выхода из этой сложной и для учителя, и для учащихся ситуации — работа с самого начала 9-го класса с текстом. Преимущества тако го подхода очевидны: за эти 2 часа возможно одновременно решать те пробле мы и задачи, о которых речь шла выше. Во-первых, не нужен (в конце урока, как водится) переход от упражнения учебника к учительской фразе «А сейчас займемся подготовкой к экзамену». Работая с текстом, ученик каждый раз оказывается в «экзаменационной» ситуации: и записать его надо, и допол нить, и понять, и продолжить... То есть экзаменационный стресс задолго пре дупреждается. Во-вторых, в тексте встречаются многие лингвистические пре мудрости, знакомые детям с 1-го класса, — а потому решается проблема и систематизации, и повторения. Кроме того, анализируя хороший текст, поне воле вовлекаешься в авторский мир; у читающего невольно возникает свой ассоциативный ряд или желание поспорить, не согласиться с автором... «И мысли просятся к перу, перо к бумаге» — словом, решается и проблема сочи нения.
Я не случайно обронил выше хороший текст. Эта фраза в комментариях не нуждается. Множество хороших текстов уже печаталось в «Русском языке». И вот еше один материал. Я предлагаю организовать работу с девятиклассниками по фрагментам из мемуаров В.В. Домогацкого «Кладовка (Попытка консерва ции)» - журнал «Новый мир». 1992. N° 3.
Работая с мемуарными записями В.В. Домогацкого (1909—1986), о жизни людей, сумев ших сохранить душевное благородство в тяжелейших условиях, выпавших на их долю.
*
Одни фрагменты, предлагаемые для работы, распечатываются для каждого учащегося (кроме текстов для изложений), другие записываются под диктовку. Это зависит от уровня сложности, размеров текста, а также от этапа обучения: сообщение или закрепление знаний, проверочная или контрольная работа и т.д. (Целесообразнее уроки делать сдвоенными, чтобы провести полноценную работу по языковому анализу текста, изучить новый материал и систематизи ровать ранее изученное.)Языковой анализ складывается в основном из двух уровней: идейно-образ ного и собственно лингвистического. На идейно-образном уровне определя ются тип и стиль текста, его тема, композиционная и логическая структура, а также производится анализ изобразительно-выразительных средств языка. Собственно лингвистический уровень предполагает выявление типов языко вых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использо вания в тексте и др. (т.е. фонетических, лексических, словообразовательных, грамматических, синтаксических, орфографических, пунктуационных и дру гих особенностей текста).
Разумеется, предлагаемые тексты и формы работы с ними отражают ав торское понимание приемов обучения. Учитель по своему усмотрению может варьировать работу, исключать одно и добавлять сужать или расширять.
предлагаемый материал. (Кроме всего про чего, это зависит и от уровня подготовлен ности класса, и от мировосприятия учителя и ребят, и от взаимоотношений педагога с детьми и т.д.)
Но некоторые моменты считаю все-таки общими для всех русистов. Во-первых, как организовать домашнюю подготовку учащих ся при изучении синтаксиса сложного пред ложения? Во-вторых, как и когда работать со сборником текстов для проведения пись менного экзамена? Наиболее приемлемым вариантом решения, на мой взгляд, явля ется объединение этих двух направлений учебной деятельности. Вот как мы это дела ем. В качестве домашнего задания я предла гаю работу с определенным текстом из эк заменационного сборника. План работы та ков.
- Прочитать текст, если нужно, озагла вить, определить его тип и стиль.
- Составить словарный диктант из наи более сложных для каждого ученика слов и словосочетаний, попытаться графически или словесно объяснить тот или иной вариант написания.
- В связи с изучаемой синтаксической темой:
выписать все сложносочиненные (сложноподчиненные, бессоюзные) пред ложения, встречающиеся в тексте изложения в «чистом» виде, т.е. не входя щие составной частью в более сложную синтаксическую конструкцию (подоб ными конструкциями уместнее заниматься непосредственно на уроке, и совсем не обязательно заимствовать их из экзаменационных текстов);
сделать полный синтаксический разбор одного из выписанных предложе ний.
- Отметить яркие, неожиданные фонетические, лексические, словообра зовательные и другие явления, авторские находки и т.п.
- Письменно выполнить одно из заданий к тексту изложения.
(Примечание. Поскольку на подготовку такого домашнего задания отводит ся неделя, то подобный объем не представляется завышенным.)
Анализ проведенной таким образом домашней работы может послужить началом или финалом урока, может быть включен в другие его части в зависи мости от качества выполнения задания, от актуальности материала на уроке.
В итоге подобной деятельности получается, что, готовясь к сдвоенному уроку, девятиклассники за учебный год дома разбирают 34 текста из сборника изложений и уже на следующем уроке видят результаты своего труда.
Но остается еще 36 текстов. Очень хорошо, если администрация школы понимает важность нашего письменного экзамена и идет навстречу учителю, «наградив» его факультативом по русскому языку. (Думается, коллегам не со ставит большого труда «привязать» темы факультативных занятий к текстам из экзаменационного сборника...) И тогда проанализированными становятся еще 34 текста.
Таким образом, практически все 70 текстов оказываются «проработанны ми под бдительным учительским оком».
В качестве обучающих и контрольных изложений на уроках используем как тексты из экзаменационного сборника, так и из предлагаемых мемуаров
В. В. Домогацкого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс
Цель: Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая: научить различать и находить сложные предложения и определят...
Консультация для родителей "Как помочь ребёнку при изучении сложного предложения"
Консультация для родителей, желающих помочь своему ребёнку по русскому языку при изучении синтаксиса и пунктуации сложного предложения...
Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе
Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...
Сборник "Технология развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения"
Сборник отражает опыт работы по реализации технологии развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения в школе. В сборнике содержатся методические реком...
Изучение сложного предложения на уроках русского языка в узбекской школе.
В статье даны рекомендации по проведению уроков в первой четверти по новому учебнику 9 класса....
Изучение сложного предложения в 9 классе узбекской школы. 2 часть
Методические рекомендации были опубликованы в "Учитель узбекистана" 9.01.2015...
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")
Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...