Изучение сложного предложения на уроках русского языка в узбекской школе.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
В статье даны рекомендации по проведению уроков в первой четверти по новому учебнику 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_pomoshch_uchitelyu_9_klass.docx | 35.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение сложного предложения на уроках русского языка
в 9 классе с узбекским языком обучения.
В этом учебном году школы получили учебники русского языка для 9 класса школ с узбекским и другими языками обучения, созданные по новому Государственному образовательному стандарту. Учащимся перед итоговой аттестацией предстоит изучить сложное предложение, чтобы решать коммуникативные задачи на более высоком уровне. Особую трудность для преподавания русского языка в этом учебном году создает тот факт, что синтаксис простого предложения в 8 классе ранее не изучался. Таким образом, учащиеся в этом учебном году должны будут перенести на изучение русского языка весь тот теоретический багаж, который сформировался у них на уроках родного и иностранного языка. И в этом им должен помочь хорошо подготовленный учитель.
Первая же тема учебника дает возможность актуализировать теоретические сведения о простом предложении в узбекском языке. Учащиеся уже могут дать на родном языке определение предложения и назвать типы предложений по цели высказывания: darak gap, so'roq gap, buyruq gap. Для закрепления терминов на русском языке учителю необходимо объяснить происхождение слова «повествовательное» от известного уже ребятам «повесть» и термина «побудительное предложение» от слова «будить». Повествовательное предложение рассказывает (повествует) о событиях, побудительное «будит», заставляет что-то сделать. Перенеся знание родного языка на русский речевой материал, выполнить упражнение №1 не будет трудно.
Не вызывает трудности у ребят задание найти грамматическую основу в предложении. В данном случае учитель должен перевести термины «подлежащее» и «сказуемое» - ega, kesim. В дальнейшем русские термины будут звучать на каждом уроке и постепенно войдут в активную лексику. Поможет ребятам особый двуязычный словарик лингвистических терминов, который будет пополняться ими на каждом уроке. Учитель не должен требовать от учеников механического заучивания определений, данных в учебнике. Вполне достаточно понимать значение терминов, находить соответствующие члены предложения и объяснять факты на родном языке.
Следующая тема «Как сказать об одновременных и последовательно совершающихся событиях, явлениях, фактах» знакомит со сложным предложением (qo’shma gap), первичные сведения о котором уже известны из уроков родного языка в 5 – 8 классах. Учащиеся без затруднений определяют, сколько простых частей в сложном предложении с двумя главными членами (упражнение 6), если усвоили понятие о грамматической основе предложения.
Поскольку в узбекском языке сложные предложения по содержанию, грамматическим признакам, строению и интонации делятся на те же типы, что и в русском, учитель может попросить рассказать о видах сложных предложений в родном языке и поможет назвать термины bog’langan qo’shma gap, ergash gapli qo’shma gap, bog’lovchisiz qo’shma gap. Для лучшего запоминания русских вариантов терминов таблицу на странице 6 можно перенести дома в тетрадь.
К сожалению, в 9 классе на уроках родного языка нет опережения в детальном изучении сложного предложения. Поэтому при работе со сложносочиненными предложениями с соединительными союзами (biriktiruvchi bog’lovchili bog’langan qo’shma gap) важно найти соответствия русским союзам и, да, ни – ни, тоже, также в родном языке.
Обычно не вызывает трудности понимание и перевод предложений с союзом и, но ребята должны прочно усвоить постановку запятой перед этим союзом в сложносочиненном предложении (случаи с общим второстепенным членом не изучаются). Для выработки этого навыка предназначено упражнение 10. Дополнительно можно раздать карточки-тесты со сложносочиненными предложениями и простыми, осложненными однородными членами.
Карточка 1.
Подчеркните главные члены предложения. В каких предложениях нужно поставить запятую перед союзом и?
1). Солнце вышло и осветило землю.
2). Месяц осветил землю и деревья.
3).Все уехали в музей Улугбека и я очень скучал один.
4).Брат заболел и мы остались дома.
Карточка 2 дублирует первую. Но задание звучит иначе: «Подчеркните главные члены предложения. Найдите сложносочиненные предложения». Озвучив и сравнив ответы, ребята лучше поймут, почему ставится запятая, которой нет в родном языке.
При изучении темы «Как сказать о явлениях, которые противопоставляются или противоречат друг другу» учащиеся должны узнать о сложносочиненные предложения с противительными союзами (zidlovci bog’lovchili bog’langan qo’shma gap).
Сложность состоит в том, что в узбекском языке и соединительные, и противительные союзы могут заменяться частицами –da, -u (-yu), -ku, которые вносят дополнительные оттенки смысла: времени, сравнения, следствия. Союзы и частицы могут употребляться одновременно. (Артисты приложили много усилий, но режиссер все еще не был доволен. - Artistlar ko’p kuch sarf qilgan edilar-u, ammo rejissyor hali ham qanoatlanmasdi.)
Чередование явлений или возможность одного явления из нескольких и русском, и в узбекском языке выражается с помощью разделительных союзов (ayiruvchi bog’lovchili bog’langan qo’shma gap). Эти служебные части речи не изучаются на уроках русского языка, но общее понятие с них уже усвоено на уроках языка родного.
Изъяснительные предложения – это «сообщения о сообщении», главная часть в них неполная, требует «распространителя» - дополнение или придаточную часть. В узбекском языке это предложения, раскрывающие и конкретизирующие дополнение в главном предложении (to’ldiruvchi ergash gapli qo’shma gap). Именно поэтому нужно выполнить вначале упражнение 34, в котором ученики «узнают» изученные на уроках родного языка дополнения (to’ldiruvchi).
В учебнике предлагается схемаСПП с придаточным изъяснительным, где указано, что в главной части обычно находятся глаголы со значением говорения, мысли, чувства. Полезно вспомнить на уроке как можно больше таких глаголов. Актуализацию можно провести различными способами.
1). Продолжите ряд слов: объявил, спрашивал…(говорил, сказал, ответил, сообщил, обещал, советовал, заявил).
2).Назовите глаголы чувств: видел, любил …(радовался, боялся, жалел, слышал, удивился, волновался…).
3). Скажите по-русски: gapirgan edi, aytgan edi, javob bergan edi, xabar bergan edi, va’da bergan edi, maslahat bergan edi, ma’lum qilgan edi,
Трудность состоит в выборе правильного союза что или чтобы (-ki, -sa). Учитель должен объяснить, что при передаче простого сообщения нужен союз что. Если сообщают о приказе, требуется союз чтобы. При этом глагол в придаточной части всегда будет стоять в прошедшем времени. Яркий признак того, что нужно использовать союз чтобы – глаголы просил, приказал, требовал в главной части. Можно предложить ребятам упражнение с заданием «Составьте из двух простых предложений сложное».
Дети увидели. Возле дома стояла машина. (Дети увидели, что возле дома стояла машина)
Мама просила. Дочка приготовила обед. (Мама просила, чтобы дочка приготовила обед)
Учитель сказал. Завтра будет диктант. (Учитель сказал, что завтра будет диктант)
Тренер требовал. Ребята не пропускали занятия. (Тренер требовал, чтобы ребята не пропускали занятия)
Изучая СПП с придаточными изъяснительными, нельзя давать на первом же уроке предложения с прямой речью для того, чтобы ребята сделали из них изучаемую конструкцию с союзом чтобы. Учащимся слишком трудно изменить подлежащее, личные местоимения и глаголы. Подобная работа будет проводиться в конце учебного года, когда навыки и умения учащихся станут прочнее. Но конструирование СПП с придаточными изъяснительными из предложений с вопросительным наречием или местоимением вполне по силам девятиклассникам.
Вариант подобной устной работы в парах – игра «Испорченный телефон». Один ученик придумывает вопрос, получив от учителя карточку с вопросительным словом (куда, кто, как, где, почему…), а другой пересказывает содержание вопроса, конструируя СПП. Тематику вопросов можно задать текстом упражнения 36.
1).Махмуд: Анвар, где родился Александр Сергеевич Пушкин?
Анвар: Махмуд спросил меня, где родился Александр Сергеевич Пушкин.
2).Севара: Малика, почему здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни?
Малика: Севара интересуется, почему здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни.
3).Санжар: Рустам, когда нужно заботиться о своем здоровье?
Рустам: Санжар спрашивает, , когда нужно заботиться о своем здоровье.
Русской частице ли в СПП с придаточными изъяснительными соответствует узбекское – mi. Частица ли, в отличие от других союзов и союзных слов, стоит не в самом начале придаточной части, а после первого её слова, с которым она содержательно связана. Это вызывает трудность для ребят. Они ошибаются в определении содержания вопроса, его типа и, следовательно, ставят на первое место не то слово. Кроме того, нередко вместо ли используется союз если. (Я не знаю, если он придёт. Я хочу узнать, если будет экскурсия.) Учебник не предлагает упражнений с этой частицей. Можно предложить ребятам провести игру в «Испорченный телефон», когда сам учитель дает вопросы без вопросительных слов и выделяет логическим ударением слово, после которого нужно поставить частицу ли.
Будет завтра дождь? Надо открыть окно? Все написали диктант? Есть у вас учебники? Пришел Махмуд? (Учитель спросил, будет ли дождь.)
Можно дать несколько примеров для письменной работы.
Даврон спросил. Получил брат письмо? (Даврон спросил, получил ли брат письмо)
Туристы интересуются. Будет автобус? (Туристы интересуются, будет ли автобус)
Мама посмотрела на небо. Будет дождь? (Мама посмотрела на небо, будет ли дождь)
Для выражения определительных отношений в сложном предложении используется придаточное определительное предложение (aniqlovchi ergash gapli qo’shma gap). Учебник предлагает повторить сведения об определении перед изложением новой темы. В этом учебном году учащиеся могут просто вспомнить об определении (aniqlovchi), изученном в 8 классе на уроках родного языка. В узбекском языке в конструкциях данного типа употребляется подчинительный союз –ki, используют условную форму глагола –sa. Нужно обратить внимание на то, что в русском языке средство связи – союз или союзное слово – находится в придаточном предложении, и запятая, как обычно, разделяет части сложного предложения, но стоит перед союзом или союзным словом.
Основным средством, участвующим в формировании определительных отношений и представляющим наибольшую сложность для учащихся узбекских классов, является союзное слово который. Именно таким предложениям нужно уделить основное время урока.
Определительное придаточное предложение располагается после существительного, которое оно определяет, обычно непосредственно следуя за ним. Обычно союзное слово который стоит в начале придаточного предложения (контактное расположение). Предложения, когда союзное слово который не начинает придаточного предложения (дистантное расположение), не разбираются в 9 классе. При контактном расположении союзное слово который согласуется в роде и числе с тем существительным, к которому относится (которое оно заменяет), а его падежная форма зависит от сказуемого придаточного предложения.
Прежде всего учащиеся должны усвоить согласование союзного слова который в роде. Можно дать им задание вставить пропущенное слово который (которая, которое, которые). При этом нужно определить род существительного.
Это ученик, … живет в пятом доме. (Ученик – мужской род, нужно вставить слово который)
Это моя одноклассница, … любит читать стихи. (Одноклассница – женский род, нужно вставить слово которая)
На уроке отвечал мальчик, … хорошо знает русский язык. Выполните упражнение, … находится на странице 34. Надо выписать слова, … мы выучили на уроке. Вот та книга, … мне очень нравится.
Очень полезны на уроках в 9 классе различные загадки и кроссворды, ведь толкование слов часто представляет собой сложносочиненное предложение с придаточным определительным. Здесь для учителя открывается широкое поле деятельности.
Человек, который управляет (дирижирует оркестром). Дирижер.
Специалист, который ставит балет в театре. Балетмейстер.
Картина, которая изображает природу. Пейзаж.
Лексическая тема «Искусство» дает возможность составить предложения по опорным словам, активизируя соответствующую лексику.
Образец: Леонардо да Винчи, художник, «Джоконда». (Леонардо да Винчи – это художник, который нарисовал «Джоконду».
Слова для справок: Микеланджело, скульптор, «Давид»; усто Ширин Муродов, мастер, Ситора-и-Мохи-хоса; Камалиддин Бехзод, миниатюрист, «Зафарнаме»; Ильхом и Камол Джаббаровы, скульпторы, Амир Темур.
Другой вариант задания, в котором используется конструкция с союзным словом который в именительном падеже – диалоги о профессиях, связанных с искусством. Ребята могут заранее найти сведения о людях искусства в словарях, в Интернете, чтобы на уроке представить свои микродиалоги.
Вариант 1.
- Ты любишь живопись?
- Да, интересуюсь картинами.
- Скажи, кто такой миниатюрист?
- Миниатюрист – это художник, который рисует миниатюры.
- А что такое миниатюра?
- Это рисунок, который делают для книги.
Вариант 2.
- Тебе нравится кино?
- Да, я люблю смотреть фильмы.
- А кто такой режиссер?
- Режиссер – это человек, который снимает фильм.
- А что такое «мыльная опера»?
- Это сериал, который идет каждый день.
Слова для микродиалогов: композитор, симфония; пейзажист, пейзаж; скульптор, скульптура; архитектор, архитектура.
Немного труднее для ребят задание самим придумать концовку предложения. Такие задания можно запрограммировать, предложив картинку к каждой фразе.
Я иду в музей, который… . (фото музея)
Это художник, который… . (портрет Леонардо да Винчи, Камолиддина Бехзода)
Я хочу рассказать о картине, которая … . («Джоконда» в Лувре)
Мы видели артиста, который … . (кадр из кинофильма)
Туристы смотрели на здание, которое … . (достопримечательности Самарканда, Бухары)
Как показывает опыт, учащиеся легче всего конструируют фразы по модели художник (писатель, артист), который нарисовал (написал, играл в фильме)) …(произведение)
Традиционно при изучении СПП с придаточным определительным учителя знакомят учеников со стихотворением в переводе Маршака «Дом, который построил Джек». После работы над согласованием союзного слова в роде можно читать эти строки, делая паузу, чтобы ребята по цепочке сами вставили слово который в нужной форме.
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Чтобы ребята научились правильно выбирать падежную форму союзного слова, нужно научить их заменять существительное данным определительным местоимением в определенном падеже. В классе, где ученики недостаточно хорошо владеют русским языком, полезны будут карточки с заданиями « Из двух простых предложений составьте сложное». При этом второе предложение должно содержать указательное местоимение, которое будут заменять «запрограммированным» союзным словом. Учитель должен объяснить, что существительное в главном предложении никак не влияет на падеж союзного слова. «Заменять» нужно существительное во второй части. Для большей наглядности нужно дать таблицу склонения указательного и относительного местоимений.
Мужской род | Средний род | Женский род | Множественное число |
Этот, который | Это, которое | Эта, которая | Эти, которые |
Этого, которого | Этой, которой | Этих, которые | |
Этому, которому | Этой, которой | Этим, которым | |
Этого, которого | Это, которое | Эту, которую | Этих, которых |
Этим, которым | Этой, которой | Этими. которыми | |
Об этом, о котором | Об этой, о которой | Об этих, о которых |
Я увидел мальчика. Этот мальчик здесь живет. (Я увидел мальчика, который здесь живет.)
Мы вспомнили друга. Этого друга уже нет. (Мы вспомнили друга, которого уже нет.)
Анвар встретил соседа. Этому соседу он давал книгу. (Анвар встретил соседа, которому он давал книгу.)
Брат знает учителя. Этого учителя я поздравил. (Брат знает учителя, которого я поздравил.)
Отец купил портфель. С этим портфелем Махмуд пойдет в школу. (Отец купил портфель, с которым Махмуд пойдет в школу.)
Профессор показал макет. Об этом макете он говорил. (Профессор показал макет, о котором он говорил.)
Подобное задание, но более сложное, содержится в упражнении 47. В данных предложениях придаточное определительное стоит внутри главного, сразу после определяемого слова. Учитель должен обратить внимание ребят на две запятые в образце, которые выделяют придаточное, и проследить за правильной постановкой двух знаков препинания во втором, третьем и четвертом предложении. Для повторения дается упражнение 53 с подобным заданием.
Работа над упражнением 48 поможет уяснить разницу в построении придаточных определительных в русском и родном языке.
Успех урока во многом зависит от уровня владения русской речью самих учащихся, поэтому учитель должен выбрать вариант работы, которая поможет именно данным ребятам свободнее конструировать фразы на русском языке.
Мусурманова Юлия Юрьевна,
учитель высшей категории,
Янгиер, школа №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в основной школе как фактор развития мотивации учащихся в изучении предмета».
Дидактические игры занимают особое место в учебном процессе,моя работа поможет учителю ознакомиться со специальной литературой и методическими разработками о применении этой технологии в своей практик...
«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».
В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....
Урок русского языка в узбекской школе по книге Драгунского "Денискины рассказы"
Урок проводится в форме игры с инсценировкой после изучения рассказа Драгунского "Он живой и светится" в 6 классе....
Урок русского языка в узбекской школе "Как выразить совет, приказ, просьбу?"
Урок по грамматической теме "Повелительное наклонение глагола"....
Изучение разделительных знаков препинания между главным и придаточным предложением на уроках русского языка как средство подготовки к ОГЭ.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы в школе для детей с девиантным поведением....
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «ГЛАГОЛ» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
Данная тема поможет учителю русского языка коррекционной школы в работе с обучающимися по теме "Глагол"...
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...