Консультация для родителей "Как помочь ребёнку при изучении сложного предложения"
материал по русскому языку (9 класс) по теме
Консультация для родителей, желающих помочь своему ребёнку по русскому языку при изучении синтаксиса и пунктуации сложного предложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy.docx | 17.35 КБ |
russkiy.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Ваганова Г.Н., учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Готовимся к экзамену по русскому языку
Консультация для родителей учащихся 10 класса
Как вы можете помочь своим детям научиться правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и что нужно сделать для того, чтобы двоеточие и точка с запятой нашли «своё место под солнцем» в тетрадях ваших детей?
Сначала остановимся на некоторых организационных моментах.
Было бы хорошо, если бы ваш ребёнок завёл для предстоящих занятий две тетради: в одной он будет выполнять тренировочные и контрольные работы, которые вы будете ему давать, а во вторую будет записывать теоретические сведения. В этой тетради ребёнок легко должен находить нужные ему сведения, поэтому в ней не должно быть ничего лишнего и каждую тему лучше писать на новой странице.
Чтобы ваш ребёнок научился правильно ставить знаки в бессоюзном сложном предложении, у него должен быть сформирован ход рассуждений, направленный на решение именно этой пунктуационной задачи.
Прежде всего нужно определить , простое это предложение или сложное, то есть сколько в нём частей. Вы можете сказать:» Разбор каждого предложения ты начинаешь с того, что определяешь, простое это предложение или сложное. А как ты это делаешь?» Ученик ответит, что определяет количество основ. Вы скажете: «Правильно! Запишем в тетрадь для правил эту операцию.»
Вот как это будет выглядеть:
1. Определяем, сколько основ в предложении
одна две и более
Если вы убедились, что школьник умеет отличать простое предложение от сложного, можно переходить ко второму шагу. Вы спрашиваете: «От чего зависит выбор знаков препинания в предложении?» Ученик может не ответить. Вы объясните, что знаки препинания зависят от того, чем соединены части сложного предложения. Они могут быть соединены только интонацией, «опасными» союзами И, ИЛИ, ДА(=И), а также другими союзами («безопасными») и союзными словами.
Вторую операцию запишем так:
2. Если основ 2 и более, определим, чем соединены части предложения
I II
союзными словами интонацией «опасными» союзами
и «безопасными» союзами
Теперь ребёнок должен освоить эту операцию. Можно использовать следующие задания:
1) Надо определить на слух, сколько основ в предложении и чем соединены части сложного предложения. Вы читаете предложение, ребёнок его не записывает, слушает и устно выполняет задания.
2) Пусть ребёнок начертит три колонки. Первую озаглавит «Части предложения, соединённые «безопасными» союзами и союзными словами, вторую «опасными» союзами, третью интонацией. Вы читаете предложения, называя порядковый номер, а ребёнок заносит номер предложения в таблицу.
3) Попросите ребёнка, чтобы он сам придумал предложения, части которых соединены по-разному.
Дальнейшая работа пойдёт с предложениями, части которых соединены интонацией. Начать лучше со случаев постановки двоеточия.
Диктуется предложение (можно использовать учебник). Просите ребёнка задавать от одной части к другой вопрос. После этого вы вместе выявляете те случаи, когда в бессоюзном предложении ставится двоеточие. Теперь попросите повторить, в каких случаях ставится двоеточие, пусть он снова перечислит вопросы, которые он задавал от одного предложения к другому.
Он таким образом должен запомнить: двоеточие ставится тогда, когда следующее предложение раскрывает содержание предыдущего, дополняя, определяя, указывая, как именно и почему происходит действие в первом предложении.
Особо остановитесь на случаях, когда в первом предложении пропущены слова УВИДЕЛ и ПОЧУВСТВОВАЛ, к которым по смыслу должно бы относиться следующее предложение.
Теперь, когда перечислены все случаи постановки двоеточия, обратите внимание на то, что во всех предложениях с двоеточием, кроме обстоятельства причины, можно поставить слова А ИМЕННО или ПОТОМУ ЧТО. Запись в тетради дополняется следующим положением:
3. Если части предложения соединены интонацией, определим, каковы смысловые отношения между частями предложения.
Если это отношения дополнения, определения, обстоятельства причины, образа действия – ставь двоеточие.
Переходим к тренировке. Следите за последовательностью выполнения операций.
Задание 1. Устно определи, сколько частей в предложении, чем они соединены и каковы смысловые отношения между ними. Скажите, какие знаки препинания нужно поставить в этих предложениях.
Задание 2. Из заданных предложений выпишите только те, в которых нужно поставить двоеточие.
Задание 3. Переписывая текст, подчёркивайте основу и расставляйте знаки.
Задание 4. Замените предложения, где есть союзы или союзные слова, на бессоюзные. И наоборот.
Задание 5. Придумайте сами восемь предложений с двоеточием в бессоюзном сложном предложении (по два на каждый случай).
После того как усвоен ход рассуждения, нужно перейти на работу по ориентирующим знакам. Таким знаком является интонация. Вы должны сказать, что в предложении с двоеточием первая часть всегда произносится с некоторым понижением голоса и паузой на конце, выражающей предупреждение о том, что дальше будет разъяснение. Следующая часть произносится с отчётливым понижением тона.
Работая над интонацией, можно предложить ребёнку прочитать одну часть, вторую читаете вы, затем меняетесь. Вторую часть ребёнок может придумать сам.
Хочется предупредить, что работа потребует от вас и от ребёнка большого напряжения.
Но результат обязательно будет положительным.
Предварительный просмотр:
Ваганова Г.Н., учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Готовимся к экзамену по русскому языку
Консультация для родителей учащихся 10 класса
Как вы можете помочь своим детям научиться правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении и что нужно сделать для того, чтобы двоеточие и точка с запятой нашли «своё место под солнцем» в тетрадях ваших детей?
Сначала остановимся на некоторых организационных моментах.
Было бы хорошо, если бы ваш ребёнок завёл для предстоящих занятий две тетради: в одной он будет выполнять тренировочные и контрольные работы, которые вы будете ему давать, а во вторую будет записывать теоретические сведения. В этой тетради ребёнок легко должен находить нужные ему сведения, поэтому в ней не должно быть ничего лишнего и каждую тему лучше писать на новой странице.
Чтобы ваш ребёнок научился правильно ставить знаки в бессоюзном сложном предложении, у него должен быть сформирован ход рассуждений, направленный на решение именно этой пунктуационной задачи.
Прежде всего нужно определить , простое это предложение или сложное, то есть сколько в нём частей. Вы можете сказать:» Разбор каждого предложения ты начинаешь с того, что определяешь, простое это предложение или сложное. А как ты это делаешь?» Ученик ответит, что определяет количество основ. Вы скажете: «Правильно! Запишем в тетрадь для правил эту операцию.»
Вот как это будет выглядеть:
1. Определяем, сколько основ в предложении
одна две и более
Если вы убедились, что школьник умеет отличать простое предложение от сложного, можно переходить ко второму шагу. Вы спрашиваете: «От чего зависит выбор знаков препинания в предложении?» Ученик может не ответить. Вы объясните, что знаки препинания зависят от того, чем соединены части сложного предложения. Они могут быть соединены только интонацией, «опасными» союзами И, ИЛИ, ДА(=И), а также другими союзами («безопасными») и союзными словами.
Вторую операцию запишем так:
2. Если основ 2 и более, определим, чем соединены части предложения
I II
союзными словами интонацией «опасными» союзами
и «безопасными» союзами
Теперь ребёнок должен освоить эту операцию. Можно использовать следующие задания:
1) Надо определить на слух, сколько основ в предложении и чем соединены части сложного предложения. Вы читаете предложение, ребёнок его не записывает, слушает и устно выполняет задания.
2) Пусть ребёнок начертит три колонки. Первую озаглавит «Части предложения, соединённые «безопасными» союзами и союзными словами, вторую «опасными» союзами, третью интонацией. Вы читаете предложения, называя порядковый номер, а ребёнок заносит номер предложения в таблицу.
3) Попросите ребёнка, чтобы он сам придумал предложения, части которых соединены по-разному.
Дальнейшая работа пойдёт с предложениями, части которых соединены интонацией. Начать лучше со случаев постановки двоеточия.
Диктуется предложение (можно использовать учебник). Просите ребёнка задавать от одной части к другой вопрос. После этого вы вместе выявляете те случаи, когда в бессоюзном предложении ставится двоеточие. Теперь попросите повторить, в каких случаях ставится двоеточие, пусть он снова перечислит вопросы, которые он задавал от одного предложения к другому.
Он таким образом должен запомнить: двоеточие ставится тогда, когда следующее предложение раскрывает содержание предыдущего, дополняя, определяя, указывая, как именно и почему происходит действие в первом предложении.
Особо остановитесь на случаях, когда в первом предложении пропущены слова УВИДЕЛ и ПОЧУВСТВОВАЛ, к которым по смыслу должно бы относиться следующее предложение.
Теперь, когда перечислены все случаи постановки двоеточия, обратите внимание на то, что во всех предложениях с двоеточием, кроме обстоятельства причины, можно поставить слова А ИМЕННО или ПОТОМУ ЧТО. Запись в тетради дополняется следующим положением:
3. Если части предложения соединены интонацией, определим, каковы смысловые отношения между частями предложения.
Если это отношения дополнения, определения, обстоятельства причины, образа действия – ставь двоеточие.
Переходим к тренировке. Следите за последовательностью выполнения операций.
Задание 1. Устно определи, сколько частей в предложении, чем они соединены и каковы смысловые отношения между ними. Скажите, какие знаки препинания нужно поставить в этих предложениях.
Задание 2. Из заданных предложений выпишите только те, в которых нужно поставить двоеточие.
Задание 3. Переписывая текст, подчёркивайте основу и расставляйте знаки.
Задание 4. Замените предложения, где есть союзы или союзные слова, на бессоюзные. И наоборот.
Задание 5. Придумайте сами восемь предложений с двоеточием в бессоюзном сложном предложении (по два на каждый случай).
После того как усвоен ход рассуждения, нужно перейти на работу по ориентирующим знакам. Таким знаком является интонация. Вы должны сказать, что в предложении с двоеточием первая часть всегда произносится с некоторым понижением голоса и паузой на конце, выражающей предупреждение о том, что дальше будет разъяснение. Следующая часть произносится с отчётливым понижением тона.
Работая над интонацией, можно предложить ребёнку прочитать одну часть, вторую читаете вы, затем меняетесь. Вторую часть ребёнок может придумать сам.
Хочется предупредить, что работа потребует от вас и от ребёнка большого напряжения.
Но результат обязательно будет положительным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В 9-м КЛАССЕ
Один из вариантов изучения этой сложной темы и для учителя, и для учащихся — работа с самого начала 9-го класса с текстом....
Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе
Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...
Сборник "Технология развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения"
Сборник отражает опыт работы по реализации технологии развивающего обучения в процессе изучения сложного предложения в школе. В сборнике содержатся методические реком...
Изучение сложного предложения на уроках русского языка в узбекской школе.
В статье даны рекомендации по проведению уроков в первой четверти по новому учебнику 9 класса....
Вы хотите помочь ребёнку в изучении иностранному языку
родителям: вы хотите помочь ребёнку изучать иностранный язык...
Советы для учащихся и родителей "Как помочь ребёнку при изучении английского языка"
В начале нового большого пути, каким является изучение языка, детям никак не обойтись без помощи взрослых - не только учителей, но и родителей. Мы как учителя знаем, что многие родители очень хотят по...