Конспект нетрадиционного урока «Хохлома»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_netraditsionnogo_uroka_khokhloma.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ткачук Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404.
Конспект нетрадиционного урока «Хохлома» (повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» в 6 классе).
Класс делится на две команды, выбираются капитаны, определяются критерии оценки, регламент выполнения заданий, назначаются эксперты.
Цели урока: 1) повторить и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;
2) развивать орфографическую грамотность;
3) пробуждать интерес к русскому языку.
Оформление: выставка изделий русской Хохломы.
Ход урока:
1.Выступление представителя от каждой команды.
---Ещё совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «Хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают: жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. Однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец дошла слава мастера и до грозного государя, повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.
А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.
--- А вот что написано в книге Ю. Овсянникова «Перо Жар-птицы».
Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангель ска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – дело привычное. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника, большой короб с посудой из деревянного золота.
Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидав чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потер от удовольствия руки, представив, как кто-нибудь возьмет тяжелую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумленный – чаша выточена из дерева.
- Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля,- имя мастера, создавшего эту посуду?
- Я спрашивал, сэр. Русские называют какое-то странное имя Хох-ло-ма.
2. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем говорить о чуде русского прикладного искусства – оХохломе.
Познакомимся с выставкой изделий русской Хохломы.
3. Задание у доски (по 1 человеку от команды).
Расставить знаки препинания, работа с орфограммами. (5б.)
--- Уд_вит_льно и_ку_тво золотой Хохломы Огне_н-красный цвет посуды сияние узоров вызывают ощ_щение жарко_о плам_ни огня.
--- Почему деревя_ая посуда пр_вратилась в золотую Почему художники выб_рают для узора яго_ки земл_нику м_лину ч_рную и крас_ смородинку рябинку.
4. Задание командам с последующим объяснением.
Образовать от существительных прилагательные, вставить пропущенные орфограммы (5б).
Выт_чи из липы миску, обмаж_ (глина) раствором, окуни в (лен) масло, высуши в жаркой печи, натри (серебро) порошком и начни ра_писывать.
5. Задание капитанам (у доски).
Составить предложение с прямой речью. Начертить схему.(5б.)
Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго. (Русская народная пословица).
6. В это время задание для команд.
Подобрать синонимы к слову дивный . (1б. за каждое слово).
7. Задание (выбирают по 2 человека от команды). (5б.)
Вставить пропущенные буквы, указать разряд имен прилагательных.
Деревя_ая ложка.
С красив_м узором.
Древн_ и_ку_тво.
Алюминиев_м порошком.
Серебр_ й цвет.
Знаменитая ро_пись.
В горяч_ печ_.
Серебр_ое кольцо.
8. Задание командам (отвечают поочередно). (5б.)
Образовать имена прилагательные с суффиксами -ян-, -н-, -енн-.
Глина –
Клюква –
Серебро –
Цена –
Государство –
Отечество –
Искусство –
Дерево –
Стекло –
Старина –
9. Задание у доски (по 1 человеку то команды).
Морфологический разбор имени прилагательного. (5б.)
Изумительны по красоте золотые и серебряные изделия талантливых умельцев.
1 команда. Талантливых (умельцев).
2 команда. Серебряные (изделия).
10. Задание для всех членов команды.
Прослушать текст, озаглавить. Выборочный диктант. Выписать словосочетания прилагательное + существительное. (10б.)
Птица Жар.
Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
11. Эксперты подсчитывают результаты.
Учитель задает вопрос.
Издревле на Руси деревянная ложка была предметом домашнего обихода.
Почему на кухне хозяйки любили и любят пользоваться деревянной ложкой?
12. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нетрадиционного урока английского языка на тему "True friend"
Конспект нетрадиционного урока английского языка. Урок-конференция на тему "Лучший Друг" . Данная форма проведения урока подходит для этапа закрепления лексического материала, она позволяет более проч...
Конспекты нетрадиционных уроков
Урок алгебры в 7 классе по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства" в форме игры "Поле чудес" и физико-математический брейн-ринг для 8 классов вызывают высокий познавательный интерес к п...
ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс
данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...
Статья "Малая родина - часть большой страны" с конспектом нетрадиционного урока-путешествия.
Материал по нравственно-патриотическому воспитанию: статья, конспект краеведческого урока-путешествия по чтению в 6 классе индивидуального обучения ребёнка с ОВЗ специальной школы VIII вида. К конспек...
Конспект нетрадиционного урока "Королевство мячей"
Конспект нетрадиционного урока "Королевство мячей"...
конспект нетрадиционного урока "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение."
нетрадиционный урок в форме игры "Брейн ринг"...
План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие
Цель урока: дать первые сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...