конспект нетрадиционного урока "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение."
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Бывшева Оксана Васильевна

нетрадиционный урок в форме игры "Брейн ринг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.

10 класс (2 урока)

ТЕМА: Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение

                                                                                 

Цель урока: 

Формировать знания учащихся об Отечественной войне 1812 г., защитниках Родины и их подвигах.

Задачи:

- развивать интерес к истории своей страны;

-совершенствовать творческие способности детей.

- воспитывать любовь и уважение к своему народу

Пояснения к игре: игра проводится по принципу известной игры «Брейн ринг». Класс делится на 3 команды. Участникам задаются вопросы (по 8 вопросов для каждой команды). За правильный ответ команда получает баллы. Вопросы задаются одной команде, другие команды отвечают письменно и передают ответы в жюри. Команды отвечают по очереди. После ответа на вопросы выносится «Черный ящик». В нем находится предмет, связанный с данной темой. Команда, набравшая большее количество баллов, объявляется победителем.

Подготовка к игре: учащимся за неделю даётся задание – подготовиться к игре по данной теме (тема объявляется), кроме того проводится два занятия с ребятами – учитель максимально знакомит учащихся с материалом, даёт рекомендации по поиску литературы. Все учащиеся готовятся самостоятельно и только во время игры объединяются в команды.

Учитель является ведущим. Жюри состоит из учителей истории, двух учеников.

 Оборудование: мультимедийная установка, черный ящик, доска с баллами.

Ход урока.

  1. Организационный момент (готовность к игре)
  2. Учитель объявляет, что сегодня у нас не просто урок, а игра «Брейн ринг». Предлагает занять места по командам. По цветовой гамме (учащиеся вначале урока получили жетончики разного цвета: красные, синие, зеленые)
  3. Ведущий – учитель рассказывает условия игры. Представляет жюри.
  4. Итак, игра начинается.

Задаются вопросы командам, вопросы на экране.

№П\П

ВОПРОС

ОТВЕТ

1.

При каком российском императоре произошло Бородинское сражение

Александр I

2

Дата Бородинского сражения

26 августа 1812 год

3

Место Бородинского сражения

село Бородино

4.

Близ какой реки происходило Бородинское сражение?

Москва - река

5.

Сколько километров от Москвы было до Бородино

125 км

6

Стороны – участники сражения Бородинского сражения

Франция и Россия

7

Командующие армиями

Франция – Наполеон Бонапарт

Россия – Михаил Кутузов

8

Силы сторон

Франция – 610 тысяч человек

Россия – 600 тысяч человек

6

Орудия

Франция – 1370

Россия - 1600

7

Потери

Франция – около 580 тысяч человек

Россия – 210 тысяч человек

8

Чьё выражение «Бородинское сражение было самое прекрасное и самое грозное, французы показали себя достойными победы, а русские заслужили быть непобедимыми»

Наполеон

9.

Фамилия генерала, который должен был держать бой у Колоцкого монастыря?

генерал Коновницын

10.

Возле этой деревни Коловницын занимал позицию

село Шевардино

11.

Фамилия генерала, который располагался со своим отрядом около Шевардинского редута

генерал Горчаков

12.

Сколько колонн насчитывала Великая армия Наполеона когда подходила к Бородину

тремя колоннами

13.

Главнокомандующий русской армией Кутузов приказал этому  генералу отвести войска к главным силам в Семёновский овраг

генералу Горчакову

14.

В каком произведении описано сражение на Шевардинском редуте?

«Война и мир» Л.Н.Толстой

15.

Командующий 1-й, 19-й, 40-й егерские полки, которые контратакавали французов, сбросили их в Колочу и сожгли мост через реку. В результате этого боя французский 106 –й полк понёс тяжёлые потери. Назови фамилию командующего.

Барклай – де - Толли

16.

Чем окончилась атака на Семёновском овраге (левый фланг)

поражение французских войск – они были отброшены за овраг Семёновского ручья

17.

Как назывался курган в районе Старой Смоленской дороги, где командовал генерал Тучков. Карпов, Шаховский

Утицкий курган

18.

Русские и французские войска встретились  в 8.00 утра перед Утицей. Неприятель, выйдя из леса  и оттеснив русских егерей от деревни Утицы, оказался на высотах. Установил 24 орудие, противник открыл ураганный огонь. Русский генерал  вынужден был отойти к Утицкому кургану.  Курган был возвращён, но сам получил смертельную рану. Назови его фамилию

генерал Тучков

19.

Из  4100 человек французского полка осталось только 300 солдат. На какой высоте состоялся этот бой?

На Курганной высоте

20.

Около 3 часов дня французы открыли огонь из 150 орудий по батарее Раевского. Врагу удалось обойти слева Курганную высоту (где находился Раевский) и кинуться на батарею  Раевского, но были отброшены с огромными потерями. В результате батарея Раевского получила от французов прозвище…

«могила французской кавалерии»

21.

Войска вице – короля  Италии Евгения Богарне ворвались на батарею Раевского с фронта и фланга. Где произошёл кровопролитный бой. Израненный русский генерал Лихачёв был взят в плен. Батарея Раевского пала. Отойдя к Горкам,  русские начали готовиться к новому сражению. В 12 часов ночи прибыл Кутузов, который отменил приготовления к бою, который намечался на следующий день. Главнокомандующий русской армией  приказал отвести армию за город …

Можайск

22.

Кутузов писал: «Баталия 26 числа большая, самая кровопролитнейшая из всех тех, которых в новейших временах известны». Кому он написал эти строки?

императору Александру I

23

Александр I объявил о Бородинском сражении, как о победе русских. Князь Кутузов был произведён в чин….? С пожалованием 100 тыс. рублей, нижним чинам по 5 тыс. рублей на каждого

генерал -фельдмаршала

24

В наше (современное) время историки настаивают, что исход Бородинского сражения был неопределённым, и русская армия одержала в ней ….

«моральную победу»

  1. Выносится «Черный ящик»

1 команде:

- В данном ящике лежит предмет, без которого не мог обходится великий полководец Отечественной войны 1812 г. (Черная повязка на глаз)

2 команде:

- Предмет, который стал причиной гибели Москвы (зажигательные предметы)

3 команде:

- Данный документ сыграл положительную роль при формировании отрядов и изгнании противника с территории России. Что это за документ? (Воззвание Александра I к первопрестольной столице, сделанного 6 июля 1812 года в половецком лагере. Манифест о формировании ополчения)

6. Подводятся итоги игры. Награждаются победители. Выставляются оценки.

Учитель говорит о том, что мы должны знать и понимать историю своего государства и с уважением относится к героям Отечественной войны 1812 года. Давайте вспомним их имена. (ученики называют)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отечественная война 1812 года.Бородинская битва.Презентация.

Данная презентация используется на уроке истории в 8 классе коррекционной школы 8 вида....

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"

Конспект открытого урока по истории в 8 классе по теме: "Война 1812 года. Бородинская битва"...

Урок литературы в 10 классе "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение" (по роману-эпопее Л.Толстого "Война и мир").

Методическая разработка к уроку литературы с использованием современных технологий....

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение...

Презентация "Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение."

Презентация "Бородинское сражение" для использования в рамках темы "Отечественная война 1812 года"....