Конспект урока русского языка 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Конспект урока русского языка 6 класс по УМК Львова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе
«Функциональные разновидности языка»

Аветчина Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 10
Усть-Лабинского района


Цель урока:
1. Образовательная: формировать понятие о функциональных разновидностях языка
2. Развивающая: обогащать словарный запас учащихся; формировать умения сравнивать, обобщать материал
3. Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.

Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска СМАРТ, проектор, компьютер.

Учебные пособия:
1. Учебник «Русский язык. 7 класс», авторы С.И.Львова, В.В.Львов.
2. Учимся читать, слушать, говорить, писать. Рабочая тетрадь по русскому языку, авторы И.П.Васильевых, С.И.Львова

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация темы урока.


III. Повторение изученного.

Речевая ситуация (ситуация общения) (Слайд 1)
Расскажите о том, что такое речевая ситуация.
(Речевая ситуация – это ситуация, в которой происходит общение. Чтобы описать речевую ситуацию, мы должны назвать цель общения (общение, сообщение, воздействие) и условия, в которых оно происходит: место общения Официальная или неофициальная обстановка) количество собеседников (два или более)

IV. Изучение нового материала.
1. Работа с текстом на с. 5-6

• Что вы знаете о разговорной речи? Когда люди пользуются ею? Какие языковые средства характерны для разговорной речи?
• Приведите примеры книжной лексики и книжного стиля речи.
• В чем особенность художественной речи?

2. Опишите речевые ситуации, в которых могут быть использованы данные тексты. С помощью стрелок покажите, в какой речевой ситуации уместно использовать каждый из них.  (Слайд 2)

Тексты Речевая ситуация
ТЕКСТ 1
      Водители! Соблюдайте скоростной режим! Превышение скорости создаёт опасные ситуации на дороге и влечёт за собой тяжёлые последствия! Берегите жизнь и здоровье участников дорожного движения!
               (Придорожный плакат)

   Общение в неофициальной обстановке с одним собеседником

     Сообщение в официальной обстановке для многих собеседников
   Воздействие в официальной   обстановке на многих собеседников
ТЕКСТ 2
- А трудно такой машиной управлять?
- Ерунда на постоянном масле! Она заводится с пол-оборота. Один раз нажмёшь на педаль и готово – можешь ехать. А скорость её - двадцать километров за полчаса.
-Ого! Вот это да! Вот это машина! На такой покататься бы!
-Влетит, если родители узнают.
-Да. Опасно.
(По В Драгунскому)
ТЕКСТ 3
В связи с необходимостью обеспечить безопасность пешеходов, имеющих право использовать для движения кроме тротуаров и проезжую часть, скорость движения транспортных средств в жилых зонах и приравненных к ним дворовых территориях ограничена 20 км/ч.
(Правила дорожного движения)
ТЕКСТ 4
    Тормозной путь – это расстояние, пройденное транспортным средством с момента нажатия педали тормоза до полной остановки. Длина тормозного пути определяется скоростью движущегося транспортного средства, его  тяжестью и силой тормозов. При скорости в 50 км/ч тормозной путь автомобиля составит 30 метров.


3. Письмо по памяти с последующей  самопроверкой.
Используйте возможности зрительной памяти: в течение двух минут внимательно рассмотрите схему на с. 6, а затем закройте учебник и попытайтесь воссоздать эту схему в тетради. Проверьте, как вам удалось справиться с заданием. Если нужно, внесите исправления.  (Слайд 3)

4. Работа с текстом на с. 7-8. Составление плана текста.
Используя информацию текста, заполните таблицу. (Слайд 4)

Функциональные разновидности языка и стили речи Цели общения Условия общения Типичные языковые средства
Разговорная речь
Научный стиль
Официально-деловой стиль
Публицистический стиль
Язык художественной литературы

5. Упражнение 7.

Перечислите приметы разговорной речи в данных диалогах. (Использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (доченька), новообразований (помазка), частиц (ну и что, всё равно), вопросительных предложений, простых по структуре, предложений с обращением, сама диалогическая форма чаще всего используется именно в разговорной речи).


V. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Перечислите функциональные разновидности языка.
Каковы их отличительные особенности?

VI. Задание на дом.
1. Пересказ текстов (с. 5-6, 7-8).
2. Записать тексты функциональных разновидностей языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...