Русский язык
план-конспект урока по русскому языку
Урок русского языка в 4 классе "Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 1.16 МБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_sostav_slova.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания Земля Земляной Заземлить
Минутка чистописания
Словарь: жкошщрчажщбчжлшь
Словарь: К о рабль
Земля Земляной Заземлить
Тема: «Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова».
Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей.
Найди лишнее 1) нос, носильщик, носик, носатый; 2)час, часок, часть, часовщик; 3) гусь, гусята, гусеница, гусыня.; 4) циркуль, цирк, цирковой, циркач.
Подбери подобное предложение 1. Под осиной растут подосиновики. 2. В лесу работает лесник. 3. Муравьи живут в муравейнике.
Цифровой диктант 1100111 ДА – 1 НЕТ - 0
ПРОВЕРЯЕМ 110011
Подводим итоги
Домашнее задание стр. 69, упр.120
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова».
Цель: уточнить представление о значимых частях слова, их роли в слове, развивать умение распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
- Технология развивающего обучения;
- Игровая технология.
Задачи урока:
1. формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения;
2. развитие орфографической зоркости;
3. развитие навыка самостоятельной работы;
4. развитие наблюдательности и логического мышления;
5. воспитание интереса к предмету через элементы занимательности.
Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
3. Словарная работа.
4. Наблюдение. Постановка цели урока.
5. Работа по теме урока : повторение правил
6. Работа со схемами.
7. Физкультминутка.
8. Закрепление. Игра «Найди лишний»
9. Проверка знаний. Цифровой диктант.
10. Итоги урока.
11. Домашнее задание.
Ход урока
Слайд 1
1. Организационный момент.
Урок русского языка, на парте учебник, тетрадь, дневник и пишущие принадлежности.
У нас сегодня гости, повернитесь – поздоровайтесь, пожалуйста. Садитесь. Открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 21 октября. Классная работа.
2.Чистописание
Начнем с минутки чистописания.
На доске написаны слова. Прочти, пожалуйста: Земля Земляной Заземлить Слайд 2
- Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне данных слов и обозначает парный звонкий мягкий согласный звук.
Зз Зз Зз слайд 3
Руку на локоток – зарядка для пальцев, пропись буквы в воздухе. Прописываем в тетради.
3. Словарная работа:
- Сегодня мы познакомимся новым словарным словом. Вы его отгадаете сами. Посмотрите на запись. Мысленно уберите буквы, которые обозначают шипящие звуки.
жкошщрчажщбчжшм слайд 4
слайд 5
- С греческого языка слово означает «морское судно» - запишите, поставьте ударение, выделите зеленым карандашом букву О, правописание которой нужно запомнить.
- УСТНО: поиграем со словом – кто больше составить новых слов из слова корабль: боль, раб, корь, роль, рок.
4. Наблюдение. Постановка цели урока.
-Сегодня у нас урок повторения. А что будем повторять вы постараетесь сказать сами, когда ответите на вопрос - Что объединяет слова, с которыми работали на минутке чистописания: Земля Земляной Заземлить?
слайд 6 однокоренные
5. Работа по теме урока : повторение правил
- Итак, тема урока: Слайд 7 Состав слова. Однокоренные слова.
- Мы будем учиться распознавать однокоренные слова и значимые части в слове.
- Ребята, как вы думаете, что нужно знать и уметь, чтобы найти однокоренные слова? Состав слова и корень слова.
- Какие части слова знаете?
- Что такое корень слова?
- Какие еще значимые части слова знаете?
- Открываем учебник стр. 69, рассмотрите таблицу, прочитаем определения частей слова и скажем, все ли вспомнили о частях слова. Читаем вслух.
Слайд 8. Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
6. Работа со схемами.
- Рассмотрите схемы слов. Слайд 9. В каких из них допущена ошибка? Докажите.
(В первом слове, т. к. окончание не входит в основу и во втором, т.к.
суффикс и приставка поменялись местами.)
Вспомним порядок разбора слов по составу. Слайд 10 - щелчки
- Помни при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня пишем суффикс,
А приставку впереди.
Устно подберите слова к правильной схеме.
7. Физкультминутка слайд 11
№ 1 если называю однокоренные - вы хлопаете в ладоши, если не однокоренные – топаете.
Лес – лесник
Река – плот
Стена – гвоздь
Кот – котик
Сад – садовый
Дом – дым
Поле – полюшко
Обед – стол
№ 2 зарядка для глаз
№ 3 зарядка на внимание
8. Закрепление. Игра «Найди лишний»
Упражнение 1
- Поиграем в игру «Найди лишнее». Слайд 12
- Запишите слова, устранив в каждом ряду лишнее слово.
1) нос, носильщик, носик, носатый; 2) час, часок, часть, часовщик;
3) гусь, гусята, гусеница, гусыня; 4) цирк, цирковой, циркач, циркуль.
- Из каждой группы слов назовите те, к которым подходит данная схема….
Упражнение 2. Слайд 13
Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подобное. В однокоренных словах выделите корень.
Работа учеников у доски.
1. Под осиной растут подосиновики.
2. В лесу работает лесник.
3. Муравьи живут в муравейнике.
Справка:
1. Под березой растут подберезовики.
2. В саду работает садовник.
3. Скворцы живут в скворечнике.
9. Проверка знаний. Цифровой диктант.
- Осталось проверить ваши теоретические знания. Итак, цифровой диктант.
- Я читаю утверждение – вы, если согласны, ставите 1, если нет - 0
1. Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
2. Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
3. Окончание – это значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
4. Однокоренные слова могут быть только одной частью речи. (могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи)
5. Основа – это часть слова без окончания.
6. Суффикс и приставка служат для образования новых слов
Слайд 14 1100111
- А теперь проверим самостоятельно.
- Поднимите руку, у кого все верно?
10. Итог урока:
- Что сегодня повторили на уроке русского языка?
- Из каких значимых частей состоят слова?
11. Домашнее задание: учебник, стр. 69 упр. 120, 119 – знать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
Интегрированный урок русского и французского языков"Заимствования (из русского языка фо французский, из французского в русский), их роль в межкультурном обогащении языков двух стран"
Конспект урока, проведенный с французскими и русскими детьми...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...