Причастный оборот (открытый урок в 7 классе)
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Зарипова Айсылу Рустамовна

 

Тема: Причастный оборот.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-заседание философов с использованием лингвистической сказки.

Цель: актуализировать знания о причастии, познакомить учащихся с понятием «причастный оборот»

Оборудование: презентация, перфокарты, иллюстрации, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_prichastnyy_oborot_7_klass.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Причастный оборот.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-заседание философов с использованием лингвистической сказки.

Цель: актуализировать знания о причастии, познакомить учащихся с понятием «причастный оборот»

Оборудование: презентация, перфокарты, иллюстрации, раздаточный материал.

Ход урока.

I.Оргмомент.

-Здравствуйте, дорогие мои! А ну-ка, все дружно улыбнёмся, чтобы сразу же настроение у нас поднялось. Тихонечко сели на места.

- Ребята, а давайте мы сейчас перенесёмся в эпоху великих философов. Представим себе, что все мы философы – великие умы. Вот Декарт, Аристотель, Платон, Сократ, Даль и Ломоносов. Все тут. Поэтому, на протяжении урока я хотела бы услышать только умные мысли!

II.Актуализация знаний.

-Господа философы и филологи! На протяжении нескольких заседаний мы говорили  о причастиях. И помнится мне, что вы обещали рассказать мне о том,  что такое причастие и как оно появилось. Готовы? Ну, тогда прошу вас, господа.

1)Выступление философов «Как появились причастия».

Аристотель: Друзья мои, сегодня  видел сон. Во сне увидел звёзды-суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ, -ЯЩ-, -ВШ-, и -Ш- и ещё там были несколько…Суффиксы  красивы, да вроде бесполезны.
Даль: Да не печалься ты, мой друг. Посмотрим, что можно сделать (думает)

Ломоносов: Так может у глагола взять основу, а к ним приставить суффиксы все эти?

Платон: И что же выйдет: играющ, идущ, говорящ, сказавш…какой-то бред, друзья мои.
Даль: Постой, Платон. Подумать надо дальше. Так попробуем приставить окончания!

Ломоносов: Какие же предложишь, Даль, мой друг?

Даль: Так, может у прилагательных возьмём?

Аристотель: играющий, идущий, говорящий, сказавший, понимавший – красотааа!!! Теперь склонять их можно и изменять по родам и числам!

Платон: И что же эти за слова такие будут? Глагол и нет, и на прилагательные похожи!

Даль: Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного! Так назовём причастиями!

Платон: Да нет у них будущего!

Ломоносов: Ну, так и быть, зато у них будет настоящее и прошедшее.

Платон: Ну, с вами бесполезно спорить вижу я!

Аристотель: Да, ты мне друг Платон, но истина – дороже!

-Спасибо господа. Теперь нам всё понятно! (Но всё же, мне кажется, нужно повторить, ведь повторение – мать ученья!)

-Согласна я с тобой, Декарт. Устроим «Блиц-опрос».

2) «Блиц-опрос» 

- Что есть причастие? (часть речи, причастная к глаголу, в образе прил.)

- Какие вопросы задаём? (какой? что делающий? что делавший и др)

- Какие времена имеет? (прош. и наст)

-Имеют ли виды? (да: сов и несов)

- Можем ли мы как-нибудь изменить причастие? (да, склоняется по падежам, изменяется по родам  и числам)

-Кто что добавит? (осмелюсь я добавить, что причастия бывают действительными и страдательными)

-И как же отличать их? (по суффиксам, конечно)

-Тогда, я думаю, вам не составит труда табличку вот заполнить? (хорошо)

 3) Заполнение таблицы.

-Вы так мудры, спасибо вам!

-Ну что ж, друзья мои, продолжим наше заседание дальше.

                                         (даны предложения)

Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал.

Спрятавшийся в траве ручей тихо журчал.

 -_________, прошу вас, мне помочь. (у доски ученик)

- Что вы можете сказать об этом предложении? (я обнаружила причастие – спрятавшийся, подчеркну)

-Хорошо, теперь сделайте синтаксический разбор данного предложения.

-Мыслители, а может, кто считает по-другому? (Я думаю иначе. Мне кажется, правильнее будет, если спрятавшейся в траве взять вместе и вместе подчеркнуть. Ведь в траве зависит от причастия спрятавшейся)

-Я с вами согласна. Тогда, давайте обозначим в траве – как зависимое слово)

-А теперь найдите в предложении слово, которое определяется данной конструкцией. (Я думаю, ручей, потому что именно с данного слова мы задаем вопрос)

- Согласны ли вы, о мудрейшие? (да)

-Тогда обозначим слово ручей, как определяемое слово.

- ________, помогите составить схему данного предложения.

         прич+зав.сл

о.с., ~~~~~~~~~~~, …

-Спасибо, благороднейший. И как раз вот причастие плюс зависимое слово и является причастным оборотом.

-Давайте повторим (хором: причастный оборот – это причастие с зависимым словом)

__________, а теперь разберите второе предложение.

(ученик  по образцу выполняет задание)

(один ученик задаёт вопрос)

Философ. У меня вопрос, почему в первом случае мы запятые ставим, а вот втором нет?

-Такой хороший вопрос! Но отвечать я не спешу, попробуйте-ка сами додуматься! (Я думаю, всё дело в том, где находится причастный оборот. Если после о.с., то выделяем запятыми, если же, до о.с., не ставим)

-Какой ты молодец! Ты абсолютно прав.

Физкультминутка. Физкультминутку мы тоже проведём с пользой. Итак, если я назову действительное причастие наст. времени, то вы два раза прыгаете, если дейс. прош. вр – вы поднимаете руки вверх, если страд. прич. наст времени – наклоны, прош. вр. приседаете.

(играющий, увиденный, просмотревший, поднятый, ведомый, любимый, любящий, увиденный)

4) Работа с перфокартами.

- А сейчас, пришло время работы с перфокартами. Перед вами таблички, и предложения на слайде. В табличке указаны цифры предложений, вам всего лишь нужно заполнить перфокарту, потом проверим.

Номер предложения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Причастный оборот стоит перед определяемым словом

Причастный оборот стоит после определяемого слова

В предложении нет причастного оборота

  1. Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
  2. Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
  3. За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
  4. В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
  5. И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
  6. Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
  7. На засеянном по весне поле появились первые всходы.
  8. Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
  9. На окне все еще лежала забытая утром книга.
  10.  Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.

Проверка слайдом.

5) Дорогие мои, тема «Причастный оборот» встречается и в заданиях ГИА. Это задание В11. Я вам раздала задания ГИА, давайте попробуем решить. Обратим внимание на формулировку задания: найти предложения с обособленными определениями. (Обос. опред – это и есть прич. оборот.)

(на каждую парту приложение №2)

-Сейчас, перепишите два предложения, укажите причастный оборот и определяемое слово. (схематически)

6) Разноуровневые задания. 

- На моём столе карточки. В первой стопке – задания на 5 , а во второй – на 4. Сейчас каждый пусть подойдёт и возьмёт нужную себе карточку. Но будьте внимательны, ошибок делать нельзя.

На «5»: Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.

Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.

  1. Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.

На «4»: Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.

  1. Тучи, которые тают вдали.
  2. Книга, которую прочитал школьник.
  3. Земля, которую освещает солнце.
  4. Небо, которое грозно потемнело.

На «3»: 

Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.

1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.

III. Итоги урока.

-Уважаемые мыслители. Вот и подходит к концу наше заседание. Те, кто считает, что продуктивно работал на заседании – поднимите правую руку, те, кто что-то не смог усвоить – левую.

-Спасибо! Все, кому я давала жетоны, после звонка подойдёте ко мне, я поставлю оценку.

IV. Домашняя работа.

«5» - найдите 3 предложения из худ. лит., в которых есть причастные обороты, запишите и графически объясните.

«4» - составьте сами маленькие предложения с причастным оборотом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причастный оборот» Открытый урок по русскому языку в 7 классе

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме  «Причастный оборот»Тип урока: урок изучения нового материалаВид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Техн...

Причастный оборот ( самостоятельная работа)6 класс

Самостоятельная работа для 6 класса, проверяющая первичное  усвоение знаний по теме " Причастие. Причастный оборот". Учебник М.М. Разумовской....

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...