Причастный оборот (открытый урок в 7 классе)
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Тема: Причастный оборот.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-заседание философов с использованием лингвистической сказки.
Цель: актуализировать знания о причастии, познакомить учащихся с понятием «причастный оборот»
Оборудование: презентация, перфокарты, иллюстрации, раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_prichastnyy_oborot_7_klass.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Причастный оборот.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-заседание философов с использованием лингвистической сказки.
Цель: актуализировать знания о причастии, познакомить учащихся с понятием «причастный оборот»
Оборудование: презентация, перфокарты, иллюстрации, раздаточный материал.
Ход урока.
I.Оргмомент.
-Здравствуйте, дорогие мои! А ну-ка, все дружно улыбнёмся, чтобы сразу же настроение у нас поднялось. Тихонечко сели на места.
- Ребята, а давайте мы сейчас перенесёмся в эпоху великих философов. Представим себе, что все мы философы – великие умы. Вот Декарт, Аристотель, Платон, Сократ, Даль и Ломоносов. Все тут. Поэтому, на протяжении урока я хотела бы услышать только умные мысли!
II.Актуализация знаний.
-Господа философы и филологи! На протяжении нескольких заседаний мы говорили о причастиях. И помнится мне, что вы обещали рассказать мне о том, что такое причастие и как оно появилось. Готовы? Ну, тогда прошу вас, господа.
1)Выступление философов «Как появились причастия».
Аристотель: Друзья мои, сегодня видел сон. Во сне увидел звёзды-суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ, -ЯЩ-, -ВШ-, и -Ш- и ещё там были несколько…Суффиксы красивы, да вроде бесполезны.
Даль: Да не печалься ты, мой друг. Посмотрим, что можно сделать (думает)
Ломоносов: Так может у глагола взять основу, а к ним приставить суффиксы все эти?
Платон: И что же выйдет: играющ, идущ, говорящ, сказавш…какой-то бред, друзья мои.
Даль: Постой, Платон. Подумать надо дальше. Так попробуем приставить окончания!
Ломоносов: Какие же предложишь, Даль, мой друг?
Даль: Так, может у прилагательных возьмём?
Аристотель: играющий, идущий, говорящий, сказавший, понимавший – красотааа!!! Теперь склонять их можно и изменять по родам и числам!
Платон: И что же эти за слова такие будут? Глагол и нет, и на прилагательные похожи!
Даль: Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного! Так назовём причастиями!
Платон: Да нет у них будущего!
Ломоносов: Ну, так и быть, зато у них будет настоящее и прошедшее.
Платон: Ну, с вами бесполезно спорить вижу я!
Аристотель: Да, ты мне друг Платон, но истина – дороже!
-Спасибо господа. Теперь нам всё понятно! (Но всё же, мне кажется, нужно повторить, ведь повторение – мать ученья!)
-Согласна я с тобой, Декарт. Устроим «Блиц-опрос».
2) «Блиц-опрос»
- Что есть причастие? (часть речи, причастная к глаголу, в образе прил.)
- Какие вопросы задаём? (какой? что делающий? что делавший и др)
- Какие времена имеет? (прош. и наст)
-Имеют ли виды? (да: сов и несов)
- Можем ли мы как-нибудь изменить причастие? (да, склоняется по падежам, изменяется по родам и числам)
-Кто что добавит? (осмелюсь я добавить, что причастия бывают действительными и страдательными)
-И как же отличать их? (по суффиксам, конечно)
-Тогда, я думаю, вам не составит труда табличку вот заполнить? (хорошо)
3) Заполнение таблицы.
-Вы так мудры, спасибо вам!
-Ну что ж, друзья мои, продолжим наше заседание дальше.
(даны предложения)
Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал.
Спрятавшийся в траве ручей тихо журчал.
-_________, прошу вас, мне помочь. (у доски ученик)
- Что вы можете сказать об этом предложении? (я обнаружила причастие – спрятавшийся, подчеркну)
-Хорошо, теперь сделайте синтаксический разбор данного предложения.
-Мыслители, а может, кто считает по-другому? (Я думаю иначе. Мне кажется, правильнее будет, если спрятавшейся в траве взять вместе и вместе подчеркнуть. Ведь в траве зависит от причастия спрятавшейся)
-Я с вами согласна. Тогда, давайте обозначим в траве – как зависимое слово)
-А теперь найдите в предложении слово, которое определяется данной конструкцией. (Я думаю, ручей, потому что именно с данного слова мы задаем вопрос)
- Согласны ли вы, о мудрейшие? (да)
-Тогда обозначим слово ручей, как определяемое слово.
- ________, помогите составить схему данного предложения.
прич+зав.сл
о.с., ~~~~~~~~~~~, …
-Спасибо, благороднейший. И как раз вот причастие плюс зависимое слово и является причастным оборотом.
-Давайте повторим (хором: причастный оборот – это причастие с зависимым словом)
__________, а теперь разберите второе предложение.
(ученик по образцу выполняет задание)
(один ученик задаёт вопрос)
Философ. У меня вопрос, почему в первом случае мы запятые ставим, а вот втором нет?
-Такой хороший вопрос! Но отвечать я не спешу, попробуйте-ка сами додуматься! (Я думаю, всё дело в том, где находится причастный оборот. Если после о.с., то выделяем запятыми, если же, до о.с., не ставим)
-Какой ты молодец! Ты абсолютно прав.
Физкультминутка. Физкультминутку мы тоже проведём с пользой. Итак, если я назову действительное причастие наст. времени, то вы два раза прыгаете, если дейс. прош. вр – вы поднимаете руки вверх, если страд. прич. наст времени – наклоны, прош. вр. приседаете.
(играющий, увиденный, просмотревший, поднятый, ведомый, любимый, любящий, увиденный)
4) Работа с перфокартами.
- А сейчас, пришло время работы с перфокартами. Перед вами таблички, и предложения на слайде. В табличке указаны цифры предложений, вам всего лишь нужно заполнить перфокарту, потом проверим.
Номер предложения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Причастный оборот стоит перед определяемым словом | • | • | • | • | ||||||
Причастный оборот стоит после определяемого слова | • | • | • | |||||||
В предложении нет причастного оборота | • | • | • |
- Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
- Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
- За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
- В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
- И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
- Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
- На засеянном по весне поле появились первые всходы.
- Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
- На окне все еще лежала забытая утром книга.
- Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская собачонка.
Проверка слайдом.
5) Дорогие мои, тема «Причастный оборот» встречается и в заданиях ГИА. Это задание В11. Я вам раздала задания ГИА, давайте попробуем решить. Обратим внимание на формулировку задания: найти предложения с обособленными определениями. (Обос. опред – это и есть прич. оборот.)
(на каждую парту приложение №2)
-Сейчас, перепишите два предложения, укажите причастный оборот и определяемое слово. (схематически)
6) Разноуровневые задания.
- На моём столе карточки. В первой стопке – задания на 5 , а во второй – на 4. Сейчас каждый пусть подойдёт и возьмёт нужную себе карточку. Но будьте внимательны, ошибок делать нельзя.
На «5»: Вставьте подходящий по смыслу причастный оборот так, чтобы он стоял перед определяемым словом. Запишите полученные предложения.
Слова для справок: усыпанные разноцветными листьями; скошенные летом; вернувшегося домой; управляемая опытным капитаном.
- Лодка плыла по узкому фарватеру. 2) Леса сияли всеми цветами радуги. 3) Травы перевезли в деревню. 4) Солдата встречала вся семья.
На «4»: Спишите, переделав выделенные конструкции в причастные обороты.
- Тучи, которые тают вдали.
- Книга, которую прочитал школьник.
- Земля, которую освещает солнце.
- Небо, которое грозно потемнело.
На «3»:
Спишите, расставляя запятые. Выделите причастные обороты как члены предложения. Обозначьте определяемое слово.
1) Старый парк заросший непролазным малинником был любимым местом наших игр. 2) Посеревшие от пыли лошади прятались в тени дуба. 3) Тропинка бегущая вдоль ручья вывела нас к небольшому озеру. 4) Яркая рыбка прятавшаяся в небольшой расщелине лениво проплыла мимо.
III. Итоги урока.
-Уважаемые мыслители. Вот и подходит к концу наше заседание. Те, кто считает, что продуктивно работал на заседании – поднимите правую руку, те, кто что-то не смог усвоить – левую.
-Спасибо! Все, кому я давала жетоны, после звонка подойдёте ко мне, я поставлю оценку.
IV. Домашняя работа.
«5» - найдите 3 предложения из худ. лит., в которых есть причастные обороты, запишите и графически объясните.
«4» - составьте сами маленькие предложения с причастным оборотом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Причастный оборот» Открытый урок по русскому языку в 7 классе
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Причастный оборот»Тип урока: урок изучения нового материалаВид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Техн...
Причастный оборот ( самостоятельная работа)6 класс
Самостоятельная работа для 6 класса, проверяющая первичное усвоение знаний по теме " Причастие. Причастный оборот". Учебник М.М. Разумовской....
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...