«Причастный оборот» Открытый урок по русскому языку в 7 классе
план-конспект урока русского языка (7 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме
«Причастный оборот»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который»
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные
Оборудование: карточки, иллюстрации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichastnyy_oborot.docx | 439.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме
«Причастный оборот»
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок-путешествие с использованием лингвистической сказки Технология: элементы игровой технологии
Цель: познакомить учащихся с понятием «причастный оборот» и с его синтаксическим синонимом — предложением с союзным словом «который»
Знать: опознавательные признаки причастного оборота
Уметь: видеть причастный оборот, правильно определять его границы, заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
Попутное повторение орфографии: непроверяемые гласные
Оборудование: карточки, иллюстрации
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
Цель: объяснить учащимся цель урока
Учитель. Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о короле Котором и принцессе из царства Причастий. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов и даже попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов.
2. Актуализация
Цель: в занимательной форме показать взаимосвязь между предложениями с союзным словом «который» и предложениями с причастным оборотом
Учитель. В далёкой стране правил в давние времена король Который. Он настолько был горд собою, что всем подданным строго-настрого приказал восхвалять его имя везде и всюду. Даже придворных его звали весьма не-обычно (каждый ученик получает карточки):
Который изучает | Который рассказывает | Который читает |
Который думает | Который смеётся | Который танцует |
Но и те, кто оставили службу при дворе, не потеряли своих имен:
Который бросил | Который ускакал | Который убежал |
Который ушёл | Который замолчал | Который устал |
Невеселой была жизнь в королевстве, где каждый ребёнок был с рождения который..., каждая крошка — которая..., каждое дитя — которое...
Солнце, которое всходило, цветы, которые расцветали, птицы, которые щебетали, не радовали горожан, которые устали от капризов короля Которого.
И вот однажды случилось чудо: король влюбился в прекрасную принцессу из царства Причастий. Он говорил ей:
- Я король, который любит.
- Любящий, - поправляла она.
- Я тот, который восхищается вами.
- Восхищающийся, - вторила она.
- Годы, которые мне остались…
- Оставшиеся…
- Я хочу посвятить вам.
- Хорошо, - ответила принцесса, но только пусть каждый житель сам решает, кто он: тот, который верил, или веривший, тот, который знает, или знающий…
Представьте, как обрадовались подданные короля!
3. Работа по образованию причастий
Цель: показать на примерах процесс образования причастий
Учитель. Ребята, давайте посмотрим, что произошло с именами подданных короля Которого после вмешательства принцессы Причастие.
(Дети вписывают в карточки причастия (который изучает — изучающий, который рассказывает — рассказывающий, который смеётся — смеющийся, который думает — думающий, который читает — читающий, который танцует — танцующий, который бросил — бросивший, который ускакал — ускакавший, который убежал — убежавший, который ушёл — ушедший, который замолчал — замолчавший, который устал — уставший))
4. Выполним упражнение
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложнёнными причастными оборотами
Учитель. Конечно, король Который очень известен, но все же не так, как знаменитый Мавсол из Галикарнаса. Давайте познакомимся с этой удивительной историей и выполним упражнение.
(Каждый ученик получает карточку, можно предложить одну на парту)
Задание. Образуйте синонимичные конструкции с причастными оборотами
Образец. Галикарнасский мавзолей, который был причислен к семи чудесам света, очень интересен. — Галикарнасский мавзолей, причисленный к семи чудесам света, очень интересен.
- Это ш…девр архитектуры, который был возведён в IV веке до нашей эры.
- По некоторым свидетельствам, он был построен Артемисией, которая являлась родной сестрой и одновременно женой карийского царя Мавсола.
- Памятник этот был сделан из чудесного мрамора, который светился в темноте.
- На первом этаже, который представлял собой прямоугольное закрытое помещение, находилась погребальная кам…ра.
- На глухие стены второго этажа был поставлен храм, который был окружён колон…адой.
- На многоступенчатой пир…миде размещалась мраморная кв…дрига, которой управляли те, чей прах покоился внизу.
КВАДРИГА – двухколёсная колесница, запряжённая четырьмя лошадьми
- Около двух тысяч лет с шестидесятиметровой высоты царская чета обозревала город, который постепенно менялся у подножия м…взолея.
- Подобные постройки, которые возводились для знатных особ, стали называться м…взолеями.
Попробуйте обнаружить связь между «квадригой» и одной из геометрических фигур
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
6. Выполнение разноуровневых заданий
Цель: в занимательной форме познакомить с этимологией некоторых слов, встретившихся в упражнении
Учитель. А теперь мы попробуем определить, откуда пришли в наш язык некоторые слова из выполненного упражнения. Каждый из вас может выбрать карточку определенного уровня сложности, который соответствует оценке.
Уровень «3»
Закончите таблицу
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» |
Слова для справок: камера, эра, мрамор, шедевр, прах
Уровень «4»
Закончите таблицу, используя слова из упражнения
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» |
КЛЮЧ
Происхождение | Значение | Пример из текста |
Французское | «труд, достойный мастера» | шедевр |
Греческое | «помещение со сводообразным потолком» | камера |
Латинское | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | эра |
Греческое | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
Старославянское | его происхождение связано со словом «порох» | прах |
Уровень «5»
Соединительными линиями покажите соответствия
Французское | «помещение со сводообразным потолком» | шедевр | ||
Старославянское | «труд, достойный мастера» | эра | ||
Греческое | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | прах | ||
Греческое | его происхождение связано со словом «порох» | камера | ||
Латинское | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
Французское | «помещение со сводообразным потолком» | шедевр | ||
Старославянское | «труд, достойный мастера» | эра | ||
Греческое | «деньги, пособие, срок выдачи пособия» | прах | ||
Греческое | его происхождение связано со словом «порох» | камера | ||
Латинское | «глыба, блестящий камень» | мрамор |
7. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастных оборотов
Учитель. Правильно употреблять причастные обороты в своей речи должен уметь каждый, но это не всегда удаётся. Обратимся к тетрадям по развитию речи и попробуем обнаружить и исправить грамматические ошибки.
Исправьте грамматические ошибки
1. Знаменитая гробница Мавсола находилась в Малой Азии, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием.
(Подсказка: причастный оборот занимает неправильное положение по отношению к определяемому слову)
КЛЮЧ
Знаменитая гробница Мавсола, потрясшая жителей древнего мира своими размерами и великолепием, находилась в Малой Азии.
2. Мавсол, не доверявшийся персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
КЛЮЧ
Мавсол, не доверявший персидским архитекторам, объявил конкурс среди греческих зодчих, в котором победили Пифей и Сатир.
3. Особое внимание привлекала окружённая усыпальница 39 колоннами.
(Подсказка: определяемое слово не должно входить в причастный оборот)
КЛЮЧ
Особое внимание привлекала усыпальница, окруженная 39 колоннами.
8. Подведение итогов урока
Учитель. Сегодня мы приступили с вами к изучению одной из самых интересных тем в курсе русского языка. Мы узнали о тесной связи предложений с союзным словом «который» и предложений с причастным оборотом. Мы попытались конструировать предложения с причастными оборотами и исправлять ошибки, связанные с неправильным употреблением этих конструкций. В течение нашей своеобразной экскурсии во времени нам удалось познакомиться с происхождением некоторых слов. Вспомните их (дети называют слова).
9. Домашнее задание
Учитель. Человек, знающий возможности родного языка, — это волшебник, которому под силу совершать таинственные превращения. Давайте попробуем все вместе сочинить стихотворение по заданному началу.
Шарик, который летит, — летящий.
Снежок, который хрустит, — хрустящий.
Ручей, который журчит, — …
Речь, которая звучит, — …
Дома вы должны попытаться продолжить это стихотворение.
Итак, урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Технологическая карта урока по русскому языку.5 класс.Урок по разделу «Фонетика».
Тема урока: Что изучает фонетикаУМК: Русский язык 5 класс. Разумовская М. М. «Просвещение», М., 2014Тип урока: изучения нового материала...
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...