Буквы о-а в корне с чередованием гор-гар.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Мельникова Татьяна Владимировна

Конспект урока русского языка, разработанного по принципам технологии встречных усилий.Основан на краеведческом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korni_gor-gar_2.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Буквы о, а в корне -гор- , –гар-.

Цели урока:

Обучающие:

-  познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием

-гор-, -гар-;

-научить  различать написание корня с чередующимися гласными;

-повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием а-о, е-и);

-    выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам.

Развивающие:

- способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову;

- развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы;

 - продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.

Воспитывающие:

- воспитание интереса к родному языку на основе работы с краеведческим материалом ,самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку.

   Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения  корней с чередованием.

Форма проведения: урок смешанного типа.

  Тип урока: изучение нового материала.

  Оборудование: записи на доске( или работа с интерактивной доской), индивидуальные таблицы, раздаточный материал.                                

                                        

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Итак, за работу.

  1. Разминка

- Урок русского языка сегодня необычный. Давайте обратимся к эпиграфу, который записан на доске.  (Учитель читает эпиграф)

См. слайд №2

                                                  Язык наш сладок, чист и пышен, и богат,

                                                     Но скудно вносим мы в него хороший склад;

                                                   Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

                                                  Нам нужно весь свой склад хоть несколько  

                                                                                                        поправить.

                                                   Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

                                                   А правильно писать потребно всем уметь.

                                                                                       А. П. Сумароков.

- Это  поэтический наказ А. П. Сумарокова, поэта 18 века, обращенный к современникам.

- В чем же смысл этого эпиграфа?

(1. Поэт говорит о нашем языке, что он чист , пышен и богат, но мы не стараемся правильно и красиво говорить, мыслить.2. Поэтому мы должны изучать усердно наш язык, чтобы уметь им владеть. 3. И для этого нам нужно научиться правильно писать, изучать орфографию. Только так мы увидим красоту языка. )

- Предложите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока, в системе с темами, над которыми мы работали прежде?

(1. Мы увидим красоту языка, пышность, богатство . 2. Мы будем учиться правильно писать, говорить, рассуждать)

- В конце урока мы посмотрим, насколько верны ваши гипотезы.

  1. Контрольно-подготовительный этап.

-Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в Богородицкий  дворец графа Бобринского. Я выбрала этот музей неслучайно .Ребята, этот исторический комплекс был заявлен от Тульского края на российский конкурс «Россия 10» .Мы принимали активное участие в нем, голосуя за дворец. И, хотя он  не набрал наибольшее количество голосов, но   вошел в  число финалистов.Я надеюсь, что материал урока, посвященный  Бобринскому дворцу заинтересует вас  и вы с удовольствием  отправитесь в субботу на экскурсию  в Богородицк.

- На дом вам был дан  текст. Необходимо было озаглавить его, определив тему и идею, стиль, назвать средства выразительности, обозначить орфограммы. ( чтение текста)

См. слайд №3

 

 

  Побывав в усадьб. графов Бобринских в раз.гар осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прик.снетесь к прошлому.Время ст.рает все. Но тем не менее, печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII столетии «великолепный дом графа Бобринского», распол.женный на плоском холме, считался «жемчужиной здешнего края”.

     В наше время дворец продолжает блистать своей красотой. Находясь здесь, понимаешь, что  соприк.саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди ш.роха опадающих лист.ев, и среди р.стущих весенних  трав, в пору летнего разноцветья и в суровые  зимы.

      В Богородицком дворце   вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче.

Индивидуальный письменный опрос

- Кто хочет пойти к доске для проверки одной из частей домашнего задания? (один их учащихся идет к доске и работает над орфографией)

Устный фронтальный опрос

- Назовите тему и основную мысль текста.

( тема -  «велик.лепный дом графа Бобринского», Богородицкий дворец   )

( основная мысль – красота усадьбы, дворец-музей – истинная ценность , «жемчужина» нашего края)

- Как вы озаглавили текст?  ( соответствие теме или идее)

-К какому стилю принадлежит этот текст?( публицистический)

-Почему? ( автор рисует картины Богородицкой усадьбы, раскрывает красоту дворца, призывает ее увидеть; текст рассчитан на широкого читателя )

Какие средства выразительности помогают ему в этом? ( эпитеты, метафоры, олицетворения)

-Давайте проверим орфограммы. Посмотрите, все ли верно? На примере каких слов вы повторяли правила предыдущего урока? Где еще встретились чередования?

Оценка.

л

- А сейчас предлагаю поучаствовать в дискуссии на тему: «Чередование гласных в корнях слов».

См. слайд № 4

1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласен?

2. Корень  кос-кас– это корень с чередованием. Согласен?

3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласен?

 4.  Корень гор-гар – это корень с чередованием.Согласен?

Создание проблемной ситуации.

    Чтобы узнать ответ на этот вопрос, вернемся к домашнему

 упражнению .Какие слова выделены курсивом?( РАЗГАР – РАЗГОРИТСЯ) Как вы думаете, от чего зависит их написание?(варианты ответов, правильный : ударная- безударная позиция).

См. слайд №5

                        РАЗГАР – РАЗГОРИТСЯ

- Какой ты молодец! Это маленькое открытие и будет нашей темой нашего урока. Давайте зафиксируем наше открытие. Запишем дату, классную работу и тему урока (правописание корня гор-гар).

- Обратимся к учебнику и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Запишем его в тетрадь. Приведем примеры(РАЗГАР – РАЗГОРИТСЯ).

-См.слайд № 6

- Ребята есть и исключения из этого правила, три слова( безударная позиция, но пишем а):

ПРИГАРЬ –привкус гари в пригоревшей пище.

ВЫГАРКИ –остатки от сгорания, перетопки чего-то.

ИЗГАРЬ-что-либо горелое.

-Ребята, вы заполняли на предыдущих уроках таблицу. Продолжим сейчас работать с ней. Запишите наш новый корень с чередованием, условие выбора гласной для него, примеры.(2-3 мин.)

- Что у вас получилось? Делаем вывод.

4. Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.

- Сегодня мы с вами продолжим работу по изучению   корней с чередованием, изучим   правописание корня – гор- и- гар-.

- Но прежде мне хочется, чтобы вы определили свои, важные лично для вас цели урока. С помощью каких действий вы могли бы лучше понять и закрепить эту тему?

(1) Для меня важно выучить это правило и научиться применять его. 2) Я хочу видеть слова с этими корнями в тексте. 3) Я попытаюсь правильно употреблять в речи эти слова. 4) Я должен научиться не путать эти корни с другими. 5) Мне важно построить по этой теме таблицу)

- Хорошо, в конце урока мы вернемся к вашим целям и посмотрим, удалось ли вам их достичь.

5. Сотворчество.

- Чтобы закрепить данное правило и достичь наших целей, выполним задания.

 См.слайд №7

Задание № 1

Переписать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы.

  В конц. XVIII  века Андрей Тимофеевич Болотов заг.релся идеей с.здать  ряд ж.в.писных мест в Богородицк.й усадьбе.

Сильно г.ревал Болотов  над п.терей акв.релей этих п.йзажей, созданных вместе с сын.м.

Проверка( один у доски).Оценка.

-Где слова с омонимичнымит корнями? Чем похожи? В чем отличие?

( загорелся -горевал, значение, правило написания :чередование и проверяемая безударная гласная)

- См.слайд №8

Ребята, Дана приготовила краткое сообщение об А.Т.Болотове.

Блиц-опрос

1Ребята, найдите слово по транскрипции, записанной на доске( р,ат), какая орфограмма в этом слове?

2.Какое слово имеет признаки: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 склонение ; в П.п., ед.ч.( усадьбе).

3. Назовите основу во втором предложении( Болотов горевал).

4.Способ образования слова «потеря».

    - Продолжим нашу работу.

-См. слайд №9

Задание № 2

 Распределите слова на 2 столбика: проверяемые безударные гласные и чередующиеся.Разделите  лист на 2 колонки.( запись под диктовку, дети объясняют с места)

Проверяемые безударные гласные

Чередующиеся гласные





Г.ра, г.релый, наг.р, г.ремычный,

 уг.рный, г.рит, разг.релся, г.рочка, обг.рел.

Задание 3

Выписанные на доске слова:

См.слайд №10

  соприк.саешься с искусством,

  зам.раешь от восторга,

  г.рит золотом,

  выж.гает узор,

  соб.раешь опавшие листья,

  как только забл.щет солнце,

  расст.лается  зеркало озера

-Вставить пропущенные орфограммы. (один у доски, класс вставляет буквы на распечатанных листах).Оценка.

 

6. Рефлексивный этап урока.

- Ребята, а сейчас я предлагаю написать  сочинение - миниатюру «Жемчужина родного края», используя предложенные вам  слова , в которых  встречаются корни с чередованием .Я предлагаю ознакомиться вам с основными достопримечательностями  музея.(обзор фотографий).В помощь вам музыкальное слайд-шоу.Время работы 5-7 минут.

Музыкальное слайд-шоу.

-Проверка 1-2 работ . Оценка. 

- Сдайте свои работы.

-Теперь давайте вернемся к вашим целям. Кто достиг своей цели? Кто еще не достиг?

- И, наконец, подтвердились ли ваши гипотезы относительно эпиграфа и темы нашего урока? Чему мы учились на уроке?

7.  Домашнее задание.

-Домашнее задание будет трехуровневым.

 (распечатать каждому)

1 уровень- § 30  упр. 140

2 уровень – сочинить  1эпитет, 1 олицетворение, 1 метафору, 1 сравнение, используя слова с гор-гар.

 3 уровень-  из стихотворений поэтов 19 в. выбрать образные выражения , где встречаются слова с чередованием в корне , в том числе с гор - гар.

- Вы все хорошо работали, и я хотела бы поставить такие оценки…Урок закончен, спасибо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.

Презентация, выполненная в занимательной форме,  носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения  учащихся по теме «Буквы Е ...

Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...

Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"

В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с",  "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»

Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....

Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"

Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...