Буквы о-а в корне с чередованием гор-гар.
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Конспект урока русского языка, разработанного по принципам технологии встречных усилий.Основан на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_gor-gar_2.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Буквы о, а в корне -гор- , –гар-.
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся с правописанием корня с чередованием
-гор-, -гар-;
-научить различать написание корня с чередующимися гласными;
-повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием а-о, е-и);
- выработать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам.
Развивающие:
- способствовать формированию интереса к орфографии и внимательному отношению к слову;
- развивать аналитическое мышление учащихся и способность систематизировать знания, самостоятельно делать выводы;
- продолжить формирование навыков устной и письменной речи, грамматической зоркости.
Воспитывающие:
- воспитание интереса к родному языку на основе работы с краеведческим материалом ,самостоятельного поиска новых знаний по русскому языку.
Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения корней с чередованием.
Форма проведения: урок смешанного типа.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: записи на доске( или работа с интерактивной доской), индивидуальные таблицы, раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Итак, за работу.
- Разминка
- Урок русского языка сегодня необычный. Давайте обратимся к эпиграфу, который записан на доске. (Учитель читает эпиграф)
См. слайд №2
Язык наш сладок, чист и пышен, и богат,
Но скудно вносим мы в него хороший склад;
Так чтоб незнанием его нам не бесславить,
Нам нужно весь свой склад хоть несколько
поправить.
Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.
А. П. Сумароков.
- Это поэтический наказ А. П. Сумарокова, поэта 18 века, обращенный к современникам.
- В чем же смысл этого эпиграфа?
(1. Поэт говорит о нашем языке, что он чист , пышен и богат, но мы не стараемся правильно и красиво говорить, мыслить.2. Поэтому мы должны изучать усердно наш язык, чтобы уметь им владеть. 3. И для этого нам нужно научиться правильно писать, изучать орфографию. Только так мы увидим красоту языка. )
- Предложите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока, в системе с темами, над которыми мы работали прежде?
(1. Мы увидим красоту языка, пышность, богатство . 2. Мы будем учиться правильно писать, говорить, рассуждать)
- В конце урока мы посмотрим, насколько верны ваши гипотезы.
- Контрольно-подготовительный этап.
-Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в Богородицкий дворец графа Бобринского. Я выбрала этот музей неслучайно .Ребята, этот исторический комплекс был заявлен от Тульского края на российский конкурс «Россия 10» .Мы принимали активное участие в нем, голосуя за дворец. И, хотя он не набрал наибольшее количество голосов, но вошел в число финалистов.Я надеюсь, что материал урока, посвященный Бобринскому дворцу заинтересует вас и вы с удовольствием отправитесь в субботу на экскурсию в Богородицк.
- На дом вам был дан текст. Необходимо было озаглавить его, определив тему и идею, стиль, назвать средства выразительности, обозначить орфограммы. ( чтение текста)
См. слайд №3
Побывав в усадьб. графов Бобринских в раз.гар осени , вы насладитесь красотой этой удивительной поры и прик.снетесь к прошлому.Время ст.рает все. Но тем не менее, печать изящного вкуса надолго останется в этих стенах. В XVIII столетии «великолепный дом графа Бобринского», распол.женный на плоском холме, считался «жемчужиной здешнего края”.
В наше время дворец продолжает блистать своей красотой. Находясь здесь, понимаешь, что соприк.саешься с истинными ценностями, которые вечны и среди ш.роха опадающих лист.ев, и среди р.стущих весенних трав, в пору летнего разноцветья и в суровые зимы.
В Богородицком дворце вы окунетесь в мир неброской прелести пейзажей и ваша любовь к русской природе разгорится еще ярче.
Индивидуальный письменный опрос
- Кто хочет пойти к доске для проверки одной из частей домашнего задания? (один их учащихся идет к доске и работает над орфографией)
Устный фронтальный опрос
- Назовите тему и основную мысль текста.
( тема - «велик.лепный дом графа Бобринского», Богородицкий дворец )
( основная мысль – красота усадьбы, дворец-музей – истинная ценность , «жемчужина» нашего края)
- Как вы озаглавили текст? ( соответствие теме или идее)
-К какому стилю принадлежит этот текст?( публицистический)
-Почему? ( автор рисует картины Богородицкой усадьбы, раскрывает красоту дворца, призывает ее увидеть; текст рассчитан на широкого читателя )
Какие средства выразительности помогают ему в этом? ( эпитеты, метафоры, олицетворения)
-Давайте проверим орфограммы. Посмотрите, все ли верно? На примере каких слов вы повторяли правила предыдущего урока? Где еще встретились чередования?
Оценка.
л
- А сейчас предлагаю поучаствовать в дискуссии на тему: «Чередование гласных в корнях слов».
См. слайд № 4
1.Чередование - это замена одного звука другим при образовании и изменении слов. Согласен?
2. Корень кос-кас– это корень с чередованием. Согласен?
3. В корнях с чередованием лаг- лож перед г пишется о, перед ж пишется а. Согласен?
4. Корень гор-гар – это корень с чередованием.Согласен?
Создание проблемной ситуации.
Чтобы узнать ответ на этот вопрос, вернемся к домашнему
упражнению .Какие слова выделены курсивом?( РАЗГАР – РАЗГОРИТСЯ) Как вы думаете, от чего зависит их написание?(варианты ответов, правильный : ударная- безударная позиция).
См. слайд №5
РАЗГАР – РАЗГОРИТСЯ
- Какой ты молодец! Это маленькое открытие и будет нашей темой нашего урока. Давайте зафиксируем наше открытие. Запишем дату, классную работу и тему урока (правописание корня гор-гар).
- Обратимся к учебнику и проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Запишем его в тетрадь. Приведем примеры(РАЗГАР – РАЗГОРИТСЯ).
-См.слайд № 6
- Ребята есть и исключения из этого правила, три слова( безударная позиция, но пишем а):
ПРИГАРЬ –привкус гари в пригоревшей пище.
ВЫГАРКИ –остатки от сгорания, перетопки чего-то.
ИЗГАРЬ-что-либо горелое.
-Ребята, вы заполняли на предыдущих уроках таблицу. Продолжим сейчас работать с ней. Запишите наш новый корень с чередованием, условие выбора гласной для него, примеры.(2-3 мин.)
- Что у вас получилось? Делаем вывод.
4. Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова.
- Сегодня мы с вами продолжим работу по изучению корней с чередованием, изучим правописание корня – гор- и- гар-.
- Но прежде мне хочется, чтобы вы определили свои, важные лично для вас цели урока. С помощью каких действий вы могли бы лучше понять и закрепить эту тему?
(1) Для меня важно выучить это правило и научиться применять его. 2) Я хочу видеть слова с этими корнями в тексте. 3) Я попытаюсь правильно употреблять в речи эти слова. 4) Я должен научиться не путать эти корни с другими. 5) Мне важно построить по этой теме таблицу)
- Хорошо, в конце урока мы вернемся к вашим целям и посмотрим, удалось ли вам их достичь.
5. Сотворчество.
- Чтобы закрепить данное правило и достичь наших целей, выполним задания.
См.слайд №7
Задание № 1
Переписать предложение в тетрадь, вставить пропущенные буквы.
В конц. XVIII века Андрей Тимофеевич Болотов заг.релся идеей с.здать ряд ж.в.писных мест в Богородицк.й усадьбе.
Сильно г.ревал Болотов над п.терей акв.релей этих п.йзажей, созданных вместе с сын.м.
Проверка( один у доски).Оценка.
-Где слова с омонимичнымит корнями? Чем похожи? В чем отличие?
( загорелся -горевал, значение, правило написания :чередование и проверяемая безударная гласная)
- См.слайд №8
Ребята, Дана приготовила краткое сообщение об А.Т.Болотове.
Блиц-опрос
1Ребята, найдите слово по транскрипции, записанной на доске( р,ат), какая орфограмма в этом слове?
2.Какое слово имеет признаки: нарицательное, неодушевленное, ж.р., 1 склонение ; в П.п., ед.ч.( усадьбе).
3. Назовите основу во втором предложении( Болотов горевал).
4.Способ образования слова «потеря».
- Продолжим нашу работу.
-См. слайд №9
Задание № 2
Распределите слова на 2 столбика: проверяемые безударные гласные и чередующиеся.Разделите лист на 2 колонки.( запись под диктовку, дети объясняют с места)
Проверяемые безударные гласные | Чередующиеся гласные |
Г.ра, г.релый, наг.р, г.ремычный,
уг.рный, г.рит, разг.релся, г.рочка, обг.рел.
Задание 3
Выписанные на доске слова:
См.слайд №10
соприк.саешься с искусством,
зам.раешь от восторга,
г.рит золотом,
выж.гает узор,
соб.раешь опавшие листья,
как только забл.щет солнце,
расст.лается зеркало озера
-Вставить пропущенные орфограммы. (один у доски, класс вставляет буквы на распечатанных листах).Оценка.
6. Рефлексивный этап урока.
- Ребята, а сейчас я предлагаю написать сочинение - миниатюру «Жемчужина родного края», используя предложенные вам слова , в которых встречаются корни с чередованием .Я предлагаю ознакомиться вам с основными достопримечательностями музея.(обзор фотографий).В помощь вам музыкальное слайд-шоу.Время работы 5-7 минут.
Музыкальное слайд-шоу.
-Проверка 1-2 работ . Оценка.
- Сдайте свои работы.
-Теперь давайте вернемся к вашим целям. Кто достиг своей цели? Кто еще не достиг?
- И, наконец, подтвердились ли ваши гипотезы относительно эпиграфа и темы нашего урока? Чему мы учились на уроке?
7. Домашнее задание.
-Домашнее задание будет трехуровневым.
(распечатать каждому)
1 уровень- § 30 упр. 140
2 уровень – сочинить 1эпитет, 1 олицетворение, 1 метафору, 1 сравнение, используя слова с гор-гар.
3 уровень- из стихотворений поэтов 19 в. выбрать образные выражения , где встречаются слова с чередованием в корне , в том числе с гор - гар.
- Вы все хорошо работали, и я хотела бы поставить такие оценки…Урок закончен, спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра «Буквы Е - И в корнях с чередованием» в 5 классе.
Презентация, выполненная в занимательной форме, носит контролирующий характер. Она предназначена для учащихся 5 класса. Цель: 1. Проверить знания и умения учащихся по теме «Буквы Е ...
Презентация "Буквы е-и в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой, презентация, есть задания для наблюдения, развития речи, занимательный материал. (Выдавала этот урок на кон...
Презентация "Буквы о-а в корнях с чередование раст -рос"
В данной презентации есть материал для закрепления изученного по теме "Приставки на -з,-с", "Чередование корней лаг-лож, раст -рос"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Интегрированный урок по теме "Буквы Е- И в корнях с чередованием" с применением компьютера. В ходе урока учащиеся повторяют и обобщают уже имеющиеся знания, знакомятся с правописанием Е-И в корнях с ч...
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием»
Урок на тему «Буквы Е – И в корнях с чередованием» используется изучении нового материала....
Конспект урока по теме "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Конспект урока по русскому языку для 5 класса с игровым элементом...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...