РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССЫ (2018-2019)
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) составлена на основе Примерной программы по литературе с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_5-_9_klassy_literatura.docx | 36.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена Согласовано: Рассмотрено
педсоветом Зам.директора по УВР на заседании методсовета
Протокол от ____________________ Протокол
«___»____________ ____ г. Горельцева И.А. от «___»____________ ____ г.
№ ______
Рабочая программа
по литературе
Класс: 5-9
Уровень образования: базовый
Составитель: Францева Н. Н.,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
Год составления программы: 2018- 2019 уч.г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предмета «Литература»:
- осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
- восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
- обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
- развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
- овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы:
- определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
- владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
- определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
Содержание учебного предмета
А | В | С |
Русская литература | ||
«Слово о полку Игореве» | Древнерусская литература: «Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Сергия Радонежского», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | Мифы Русский фольклор: сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песня и др. |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | М.В. Ломоносов: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны» Г.Р. Державин: «Памятник», «Вельможа», «Властителям и судиям» И.А. Крылов: «Свинья под дубом», «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица» | |
А.С. Грибоедов «Горе от ума» | В.А. Жуковский: «Светлана», «Лесной царь»; «Невыразимое», «Море» | |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: «Дубровский», «Капитанская дочка», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К***», «Зимний вечер», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» | А.С. Пушкин: «К морю», «19 октября», «Зимняя дорога», «И.И. Пущину», «Няне», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Бесы», «Туча», «Была пора: наш праздник молодой…», «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина»: «Станционный смотритель», «Выстрел», «Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы», «Полтава», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | Поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский |
М.Ю. Лермонтов: «Герой нашего времени», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Узник», «Тучи», «Утес», «Выхожу один я на дорогу...» | М.Ю. Лермонтов: «Ангел», «Дума», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Листок», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри» | Литературные сказки XIX-ХХ века: А. Погорельский |
Н.В. Гоголь: «Ревизор», «Мертвые души» | Н.В. Гоголь: «Ночь перед Рождеством», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Тарас Бульба», «Шинель» | |
Ф.И. Тютчев: «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…»), «Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…), «Умом Россию не понять…» А.А. Фет Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887). (5-8 кл.) Н.А. Некрасов: «Крестьянские дети», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса» | Ф.И. Тютчев: «Фонтан», «Эти бедные селенья…», «Есть в осени первоначальной…» А.А. Фет: «Я пришел к тебе с приветом…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я тебе ничего не скажу…» Н.А. Некрасов: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», «Зеленый Шум» | Поэзия 2-й половины XIX в.: А.Н. Майков, А.К. Толстой, Языков Н. М. |
И.С. Тургенев: «Певцы», «Муму», «Ася», «Два богача» , «Русский язык» Н.С. Лесков: «Левша» М.Е. Салтыков-Щедрин: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Л.Н. Толстой: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Кавказский пленник», «После бала» А.П. Чехов: «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия», «Злоумышленник» | ||
А.А. Блок: «Девушка пела в церковном хоре…», «Родина», «Полный месяц встал над лугом…» А.А. Ахматова: «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля», «Мужество»
Н.С. Гумилев: «Слово» М.И. Цветаева: «Тоска по родине! Давно…» О.Э. Мандельштам: «Звук осторожный и глухой…» В.В. Маяковский: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Я и вы» С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» М.А. Булгаков: «Собачье сердце» А.П. Платонов: «Никита», «Цветок на земле» М.М. Зощенко: «Аристократка», «Галоша» А.Т. Твардовский: «Василий Теркин» (главы по выбору), «Я убит поло Ржевом…», «Рассказ танкиста» А.И. Солженицын: «Матренин двор» В.М. Шукшин: «Чудик» | Проза конца XIX – начала XX вв.: М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, А.С. Грин Поэзия конца XIX – начала XX вв.: К.Д. Бальмонт, И.А. Бунин Поэзия 20-50-х годов ХХ в.: Н.А. Заболоцкий Проза о Великой Отечественной войне: М.А. Шолохов, В.В. Быков, В.П. Астафьев, В. Катаев Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях: М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский Проза о детях: В.Г. Распутин, В.П. Астафьев, Носов Поэзия 2-й половины ХХ в.: Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, В.С. Высоцкий Проза русской эмиграции: И.С. Шмелев Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов: Е. Пастернак | |
Литература народов России | ||
Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Я. Купала | ||
Зарубежная литература | ||
Гомер: «Одиссея» Данте: «Божественная комедия» М. де Сервантес: «Дон Кихот» | Зарубежный фольклор, легенды, баллады, саги, песни: М. Басё, Р. Бёрнс | |
В. Шекспир: «Ромео и Джульетта» | В. Шекспир: №130 «Ее глаза на звезды не похожи…», «Гамлет» | |
А. де Сент-Экзюпери: «Маленький принц» | Д. Дефо: «Робинзон Крузо» Дж. Свифт: «Путешествия Гулливера» Ж-Б. Мольер: «Мещанин во дворянстве» И.-В. Гете: «Фауст» Г.Х.Андерсен: «Снежная королева» Дж. Г. Байрон: «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!», «Паломничество Чайльд Гарольда» | Зарубежная сказочная и фантастическая проза: Ш. Перро, бр. Гримм, Р. Стивенсон Зарубежная новеллистика: П. Мериме, Э. По, О`Генри Зарубежная романистика XIX– ХХ века: В. Скотт Зарубежная проза о детях и подростках: М.Твен, Ф.Х.Бернетт, А.де Сент-Экзюпери, А.Линдгрен, Р.Брэдбери Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы: Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон Современнеая зарубежная проза: К. ДиКамилло |
Основные теоретико-литературные понятия, требующие освоения
в основной школе
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.
- Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.
- Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.
- Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.
Учебно- тематический план
5 класс | |
Введение | 1 ч. |
Из мифологии | 3 ч. |
Из устного народного творчества | 7 ч. |
Из древнерусской литературы | 4 ч. |
Басни народов мира. Русская басня. | 7 ч. |
Из русской литературы XIX века | 39 ч. |
Из русской литературы XX века | 30 ч. |
Из зарубежной литературы | 14 ч. |
105 ч. |
6 класс | |
Введение | 1 ч. |
Из греческой мифологии | 3 ч. |
Из устного народного творчества | 4 ч. |
Из древнерусской литературы | 4 ч. |
Из русской литературы XVIII века | 2 ч. |
Из русской литературы XIX века | 52 ч. |
Из русской литературы XX века | 32 ч. |
Из зарубежной литературы | 7 ч. |
105 ч. |
7 класс | |
Введение | 1 ч. |
Из устного народного творчества | 4 ч. |
Из древнерусской литературы | 2 ч. |
Из русской литературы XVIII века | 6 ч. |
Из русской литературы XIX века | 24 ч. |
Из русской литературы XX века | 25 ч. |
Из зарубежной литературы | 8 ч. |
70 ч. |
8 класс | |
Введение | 1 ч. |
Из устного народного творчества | 3 ч. |
Из древнерусской литературы | 3 ч. |
Из русской литературы XVIII века | 5 ч. |
Из русской литературы XIX века | 33 ч. |
Из русской литературы XX века | 19 ч. |
Из зарубежной литературы | 6 ч. |
70 ч. |
9 класс | |
Введение | 1 ч. |
Из зарубежной литературы | 10 ч. |
Из древнерусской литературы | 6 ч. |
Из русской литературы XVIII века | 2 ч. |
Из русской литературы XIX века | 59 ч. |
Из русской литературы XX века | 27 ч. |
105 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по немецкому языку 8 класс 2018-2019 уч. год
Второй иностранный язык 2 год обучения...
Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2018-2019 уч. год
Второй иностранный язык 3 год обучения...
Рабочая программа по немецкому языку 10 класс 2018-2019 уч.год
Второй иностранный язык 4 год обучения....
Рабочая программа по немецкому языку 11 класс 2018-2019 уч. год
Второй иностранный язык 5 год обучения...
Рабочая программа учебного предмета «Астрономия» 10 класс 2018-2019 учебный год.
Рабочая программа составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня 2017 года № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственн...
Рабочая программа по литературе 5-9 на 2018-2019 уч г (ФГОС) УМК В.Я.Коровиной
Оабочая программа по литературе 5-9 кл на 2018-2019 уч г (ФГОС) УМК В.Я.Коровиной...
Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс 2018-2019
Рабочая программа по геометрии ФГОС 8 класс 2018-2019...