Антонимы
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Данный урок предназначен для учащихся 5 классов.

Цели урока: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Антонимы

Цели: познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести понятие “антоним”;провести работу по подбору синонимов, закрепить в речи понятие “омоним”.

Формирование умений: подбирать антонимы; находить их в тексте; употреблять в речи.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Орфографическая пятиминутка

Уг.. релый, прил.. жение, выр.. сти, прил..гать,  выг…реть,  з..рница, бе..сердечный, во..награждение, пр..дорожный, пр..спокойный.

III. Работа по карточкам “Найди пару”

К словам левой колонки надо подобрать синонимы из правой.

Алфавит                                 Пламя

 Огонь                                    Скакать

Опрятный                        Азбука

 Прыгать                                Кидать

 Бросать                                 Алый

 Красный                        Аккуратный

IV. “Угадай слово”

Группа специалистов, присуждающая премии на выставках, конкурсах, состязаниях.

Спортивная игра в волан, перебрасываемый ракетками через сетку от одного игрока к другому.

Красная строка, отступ вправо в начале строки.

Плод дуба.

Открытый или в закрытом помещении искусственный водоем, специально сооруженный для плавания, купания.

Слова, одинаково звучащие, но разные по лексическому значению.

Ответы: жюри, бадминтон, абзац, желудь, бассейн, омоним.

V. Повторение понятия "Омонимы"

– Отгадайте загадки:

Из какого крана не льется вода? (Подъемного)

Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)

Какой лук не кладут в суп? (Из которого стреляют)

– Кран, гусеница, лук. Как называются такие слова?

– А что такое омонимы?

- Найдите в стихотворении омонимы.

Норка вылезла из норки                                 Нету норки,

И пошла к знакомой норке.                           Может, норка

В норку норкину                                             Возле норки?

Вошла,                                                              Нет нигде.

Норку в норке                                                  Пропал и след.

Не нашла.                                                         Норка – здесь,

Если в норке                                                    А норки – нет!

VI. Работа на подбор синонимов (слова на карточках)

– Какие слова называются синонимами?

Горе – беда, несчастье

 Друг – товарищ, приятель

 Холод – стужа, мороз.

VII. Отгадайте загадку

Далеко мой стук

 Слышится вокруг

 Червякам я враг,

 А деревьям друг. (Дятел)

– Враг, друг – это слова-антонимы. Сделайте вывод. Какие слова называются антонимами? (Антонимы – это слова, противоположные по лексическому значению.)

Вписываем в пропущенную строчку тему урока Антоним (записываю на доске).

– Какая часть слова вам знакома?

– В каких словах она встречалась?

– Что она обозначает?

Анти – против, противоположность, оним – имя.

VIII. Закрепление

  1. Игра «Отгадай, что я».

Я – антоним к слову «зной»,                             Я – антоним к слову «лето»,

Я в реке, в тени густой                                      В шубу снежную одета,

И в бутылке лимонада,                                      Хоть люблю мороз сама,

А зовут меня …( прохлада ).                             Потому что я …(зима)

Я – антоним к слову «смех»,                              Я – антоним шума, стука,                        

Не от радости, утех,-                                          Без меня вам ночью мука,

Я бываю поневоле                                              Я для отдыха, для сна

От несчастья и от боли,                                      Называюсь …(тишина).

 От обиды, неудач,

 Догадались? Это … (плач).

2. Дифференцированная работа

Сильная группа:

Ручейку говорила река:

 – Ты узок, а я …

 – Ты мелок, а я …

 Об одном попросила река –

 Что она началась с … (ручейка)

Слабая группа: упражнение 361.

3. Игра с мячом

Учитель бросает мяч ученику и называет слово, а ученик должен подобрать антоним.

Горе – радость;                                Длинный – короткий;

Рано – поздно;                                         Узкий – широкий;

Утро – вечер;                                           Весёлый – грустный;

День – ночь;                                            Умный – глупый;

Далёкий – близкий;                                Добрый – злой.

4. Закончить предложение на доске

Ученье – свет, а неученье – … (объяснить знаки препинания).

 Знай больше, говори…

 Корень ученья горек, да плод его… (объяснить смысл).

5. Упражнение 361.

– К одному слову можно подобрать несколько слов с противоположным значением, если это слово многозначное. Какие слова называют многозначными?

Свежий хлеб – черствый хлеб

 Свежий журнал – старый журнал

 Свежий ветер – теплый ветер

 Легкий труд – тяжелый труд

 Легкий путь – трудный путь

 Легкий ветер – сильный ветер.

IX. Итог урока

– С какими словами мы познакомились сегодня на уроке?

– Дайте определение антонимам.

X. Домашнее задание: параграф 69, выписать 5 пословиц с антонимами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...