Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Обращение"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) на тему
Цель урока - познакомить учащихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: научить
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- составлять предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением.
Урок построен на материале сказок А.С.Пушкина, сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_r.yaz_._obrashchenie.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"
Каргу Наталья Эйновна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 456 Колпинского района Санкт-Петербурга
Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.
Задачи: научить
- находить обращение в предложении;
- отличать обращение от подлежащего;
- ставить знаки препинания в предложения с обращением;
- составлять предложения с обращением;
- выразительно читать предложения с обращением.
Структура урока.
Орфографическая разминка.
- Вступительное слово учителя.
- Введение в тему.
- Исследование 1. Роль обращений в речи.
- Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
- Заключительный этап:
- Вывод;
- обращение к однокласснику;
- "телеграмма" учителю;
- домашнее задание.
Орфографическая разминка: (слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь также с нашими гостями. (Повернитесь). Сегодняшний урок мы начнем с орфографической разминки.
Оформите запись в своей тетради (число, классная работа, тему урока пока не записываем)
Один ученик работает у доски и записывает под диктовку учителя слова: ПАССИВНЫЙ, УНИВЕРСИТЕТ, ШОССЕ, КОМПЬЮТЕР, ИСПОЛИН, НАВЕРНОЕ. (Вопросы учителя:
1. Какое из данных слов является вводным словом? К какой группе вводных слов оно относится? (наверное; указывает на неуверенность говорящего)
2. Какое из слов является антонимом к слову «активный»?
3. Какое значение имеет слово ИСПОЛИН? (великан, богатырь)
А теперь подчеркните первую букву в каждом слове. Что получилось? (Пушкин). Наверное, имя этого поэта будет как-то связано с нашим уроком.
Вступительное слово учителя
Друзья мои, прекрасен наш союз! (слайд 2)
Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.
Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.
Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.
Желаю вам успеха.
Введение в тему
На доске записаны предложения.
1. Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
2. Чем вы, гости, торг ведете?
Прочтите запись на доске.
Какие мысли у вас появились?
Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать).
Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении? (подлежащее)
Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?
Является ли оно членом предложения? Выделите грамматическую основу.
А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, к кому обращаются с речью).
Как можно назвать это особое слово? (слайд 3)
"Обращение". (Записать тему в тетради).
- Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
- Какова роль обращения в речи?
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какое место занимает обращение в предложении?
Первое открытие мы с вами уже сделали : Обращение называет того, к кому обращаются с речью и не является членом предложения. (слайд 4)
Исследование 1. Роль обращений в речи. (слайды 5, 6, 7, 8)
Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.
Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина. Наши «артисты» прочитают выразительно данные отрывки, а мы с вами попробуем ответить на вопросы.
Раздаточный материал
Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
Как называется сказка, из которой прозвучал отрывок?
Какое предложение содержит обращение?
К кому обращаются?
Как называют того, к кому обращаются?
Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)? Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?
Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")
1. | Ей с поклоном старик отвечает: | 3. | Она его ласкать, |
2. | Как царица отпрыгнет, Да как ручку замахнет, Да по зеркальцу как хлопнет, Каблучком-то как притопнет!.. «Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою. | 4. | "Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось!» |
По окончании работы один участник группы дает ответ.
Какова роль обращений в речи?
(Назвать того, к кому обращаются с речью.
Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью). (слайд 9)
Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
Предлагаю еще одно небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рассмотрите их.
Догадались, к какой сказке рисунок? (слайды 10, 11, 12, 13)
Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).
Раздаточный материал
Иллюстрация к "Сказке о попе и работнике его Балде»
1. Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
2. Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".
1. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
2. Князь пошел, забывши горе.
Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"
1. Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу.
2. К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".
1. Чего тебе надобно, старче?
2. Отыскали старика, привели к ней.
Задание
- Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
- К какой сказке иллюстрация?
- Выбери предложение с обращением. Как расставлены знаки препинания?
- Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
- Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
- Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
- Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?
После выполнения задания один участник группы выходит к доске и записывает предложение с обращением.
Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком:
Устный монологический ответ.
Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложения, рисуют схемы.
(слайд 14)
Историческая справка. (Выступление одного из учеников)
В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).
Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.
Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи.
Заключительный этап. Рефлексия.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Еще раз звучат строки великого Пушкина. (слайд 15)
Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов? (Предложение содержит обращение, урок был построен на материале сказок А.С.Пушкина, мы прекрасно, дружно работали).
Что вы узнали об обращении? (ответы обучающихся) (Работа с учебником – стр.139 – правило) Сравним наши ответы с тем, что написано в учебнике)
(слайд 16)
Запись опорной схемы со слайда в тетрадь.
Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.
- Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
- Как вы обращаетесь друг к другу?
- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
- Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.
- Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
(слайд 17)
- А теперь оцените свою деятельность на уроке.
- На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
- Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.
ТЕЛЕГРАММА
Сегодня на уроке...
На выполнение работы отводится 2 минуты.
- Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
- Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?
Спасибо, ребята, за работу на уроке! Оценки за урок.
(слайд 18)
Задание на дом
Ребята, совсем скоро уже новогодние и Рождественские праздники. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения.
Завтра на уроке мы продолжим разговор об обращении и подробнее остановимся на знаках препинания при обращении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...