Игра "Что? Где? Когда?" по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) по теме

Котуранова Елена Евгеньевна

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса "Что? Где? Когда?" (к конспекту прилагается презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

для 7 класса

Игра «Что? Где? Когда?»

 

                                                                 Учитель русского языка и литературы

                                                                                                              Амелина Е.Е.

        

Цели:

  1. Образовательная – активизировать познавательную активность учащихся;
  2. Развивающая – развивать у учащихся логику, интеллект.
  3. Воспитательная – содействовать воспитанию чувства коллективизма; способствовать повышению интереса к изучению русского языка.

Оборудование и материалы:

- слайды с заданиями (в форме презентации Power Point)

- бумага на столах учащихся для выполнения письменных заданий

Форма проведения игры по русскому языку «Что? Где? Когда?» очень интересна для учащихся любого возраста, поскольку предполагает острый дух соперничества. Проведение такой игры способствует повышению интеллектуального уровня школьников, сплочению детских коллективов.

Данное мероприятие было проведено с учащимися из трех классов 7-ой параллели. Каждый класс выставляет команду из шести человек, остальные учащиеся выступают в качестве болельщиков.

В проведении игры, кроме ведущего, участвует также жюри, отмечающее количество баллов и объявляющее результаты.

Ход игры

Объяснение правил.

Ведущий: - Сегодня на игре по русскому языку «Что? Где? Когда?» поборются 3 команды 7 класса, чтобы выяснить, кто лучше знает русский язык.

На некоторые задания удобнее дать устный ответ, на часть заданий – письменный. Если команда готова отвечать, то участники поднимают руку и ждут. За нарушение дисциплины, как в команде, так и в зале среди болельщиков, снимаются баллы. В случае неправильного ответа право ответа переходит к соперникам.

Задания.

1 раунд. Фонетика, орфоэпия.

1. В каком слове при произношении звучат только твердые согласные?

Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать

(Ответ: драться)

2. В каком ряду во всех словах ударение на первом слоге?

  1. живность, овен, дзюдо;
  2. лечо, дефис, дралась;
  3. древко, созыв, оптовый;
  4. сливовый, бездарь, статуя.

(Ответ: 4)

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

язык, маячить,объем, меньше

(Ответ: меньше)

4. Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких новых слов получатся у вас?

(Ответ: ноль, ложь, рай)

2 раунд. Лексика, фразеология.

  1. Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется  в выражении «Запечатлеть на скрижалях истории»?

(Ответ: скрижаль – каменная плита, доска с написанным на ней священным текстом)

  1. Назовите исконное значение слова талант в выражении «Зарыть талант в землю».

(Ответ: талант в Древней Греции был самой крупной денежной единицей. По библейскому преданию один из древних рабовладельцев раздал своим рабам по одному таланту с тем условием, чтобы через год они вернули эти деньги вместе с прибылью, которую извлекут из данных талантов. Но один из рабов решил перехитрить своего хозяина и просто зарыл свой талант в землю, за что и был наказан своим хозяином).

  1. Объясните, когда следует употреблять глагол «одеть», а когда – «надеть».

(Ответ: надеть - это покрыть СЕБЯ или часть СВОЕГО тела какой-нибудь одеждой; одеть - значит покрыть или снабдить КОГО-НИБУДЬ одеждой).

  1. Из какого языка заимствованы слова сундук, свёкла, базар?

(Ответ: тюркский язык)

  1. Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма «У черта на куличках».

(Ответ: кулички – лесистые, глухие, болотистые места)

  1. Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов:

ахиллесова _______

мамаево _________

прокрустово ________

потемкинские _________

ариаднина _________

прометеев _________

эзопов ________

дамоклов ________

филькина ________

(Ответ: ахиллесова пята, мамаево побоище, прокрустово ложе, потемкинские деревни, ариаднина нить, прометеев огонь, эзопов язык, дамоклов меч, филькина грамота)

  1. Назовите греческий вариант фразеологизма «От а до я»

(Ответ: от альфы до омеги)

3 раунд. Морфология.

1. Найдите существительные общего рода:

забияка, какаду, учитель, староста, животное, сирота.

(Ответ: забияка, староста, сирота)

2. Образуйте простую сравнительную степень от следующих прилагательных:

Бойкий, сладкий, хлёсткий

(Ответ: бойче, слаще, хлестче).

3. Дайте краткую форму прилагательных:

бессмысленный, воинственный, посредственный

(Ответ: бессмыслен, воинствен, посредствен).

4. Определите часть речи слова сколько.

(Ответ: местоимение)

5. Поставить числительное 378 в творительный падеж.

(Ответ: тремястами семьюдесятью восьмью).

6. Поставить глаголы в форму 3 лица единственного числа:

Выздороветь, полоскать, страдать, мучить

(Ответ: выздоровеет, полощет, страдает, мучит)

7. Определите часть речи выделенных слов:

Лицо его было скучно, а на душе, видимо, тоскливо. 

Он посмотрел удивленно. 

(Ответ: скучно – краткое прилагательное; тоскливо – категория состояния; удивленно – наречие)

Итоги игры: жюри подсчитывает баллы, объявляет победителя и обладателей 2 и 3 мест.

Вручение дипломов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...