Повышение культуры речи учащихся на уроках и во внеурочное время.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-praktikum.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по культуре речи в 10 гуманитарном классе после изучения тем «Орфоэпия и ударение», «Лексика. Речевые

ошибки»

Цели урока:

учебные:

  • обобщить знания учащихся по фонетике, орфоэпии, лексике и орфографии;        
  • проверить уровень усвоения изученного;        
  • выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
  • закрепить навыки правописания -н- и -нн- в причастиях и прилагательных.

развивающие:

  • развивать умение работать с текстом;
  • развивать умения применять знания на практике;

воспитательные:

  • воспитывать тактичное отношение к слову;
  • прививать навыки уместного и правильного применения слов в речи.

Тип урока: обобщение изученного.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока.

1.        Расставьте ударения в следующих словах:

Индустрия, кета, кулинария, металлургия, творог, береста, каталог, феномен; безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый, гербовый, давнишний, искристый, мизерный, украинский, юродивый.

2.        Образуйте родительный падеж от следующих слов и поставьте ударение:

Гусь -.., бинт -.., герб - .., жезл - .., ксёндз - .., торт - .., уголь.., локоть -.., сеть -…

3.  Расставьте ударение в  выделенных словах, сделайте их фонетическую транскрипцию:

Герасим был высоким, крепко сложенным человеком. Сложенные вместе книги занимали мало места. Погруженные в машины учебники. Погруженный в мысли, малыш долго сидел на одном месте. Погруженный в воду аквалангист долго не показывался на поверхности. Туристы не успели забронировать места в гостинице. Наконец пришли мастера забронировать двери.

4.   Составьте словосочетания, употребляя правильно паронимы:

Праздничный – праздный; адресат – адресант; сытый – сытный; бережный – бережливый; факт – фактор; логичный – логический.

5.  Объясните значения слов:

  • ассамблея
  • ассимиляция
  • ассонанс
  • ассоциация
  • атташе
  • диссимиляция
  • диссонанс
  • корректура

6.  Терминологический диктант.

     Дайте толкование следующим терминам

  • орфоэпия -
  • полисемия -
  • тавтология -
  • плеоназм -
  • паронимы -

7.        Найдите ошибки, связанные со словоупотреблением, укажите вид этой ошибки:

Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. Довольно сложная ситуация сложилась в России в конце шестидесятых годов 19 века. Внутренний интерьер дворца поражал своей роскошью. Маленькая крепость послужила обоснованием для строительства города.

8.        Повторяем орфографию. Вспомните правила написания -н- и - нн- в суффиксах причастий и прилагательных. Впишите в данные ниже слова недостающие буквы:

Карто..ый, недюжи.. ый, подли.. ый, серебря.. ый, естестве.. ый, румя..ый, балова.. ый, лошади ый, полотня ый, масле ый, ранеый, варё ый, испугаый, нежда ый-негада ый, свежескоше.. ая трава, тяжелоране.. ый солдат, тяжело ране.. ый в бою солдат.

( при составлении практической работы использованы материалы из учебных пособий Т.И.Фрояновой «Культура русской речи. Практикум») и А.Г.Петряковой «Культура речи. Практикум-справочник»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"

чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"

Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...

Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».

Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...

Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"

Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Лингвостилистический анализ текстов как средство повышения культуры речи учащихся

    В статье рассматривается специфика лингвостилистического анализа и его возможности  при исследовании  фрагмента текста. Наблюдая за изобразительно-выразительными средств...