Повышение культуры речи учащихся на уроках и во внеурочное время.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок-практикум по культуре речи в 10 гуманитарном классе после изучения тем «Орфоэпия и ударение», «Лексика. Речевые
ошибки»
Цели урока:
учебные:
- обобщить знания учащихся по фонетике, орфоэпии, лексике и орфографии;
- проверить уровень усвоения изученного;
- выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- закрепить навыки правописания -н- и -нн- в причастиях и прилагательных.
развивающие:
- развивать умение работать с текстом;
- развивать умения применять знания на практике;
воспитательные:
- воспитывать тактичное отношение к слову;
- прививать навыки уместного и правильного применения слов в речи.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока.
1. Расставьте ударения в следующих словах:
Индустрия, кета, кулинария, металлургия, творог, береста, каталог, феномен; безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый, гербовый, давнишний, искристый, мизерный, украинский, юродивый.
2. Образуйте родительный падеж от следующих слов и поставьте ударение:
Гусь -.., бинт -.., герб - .., жезл - .., ксёндз - .., торт - .., уголь.., локоть -.., сеть -…
3. Расставьте ударение в выделенных словах, сделайте их фонетическую транскрипцию:
Герасим был высоким, крепко сложенным человеком. Сложенные вместе книги занимали мало места. Погруженные в машины учебники. Погруженный в мысли, малыш долго сидел на одном месте. Погруженный в воду аквалангист долго не показывался на поверхности. Туристы не успели забронировать места в гостинице. Наконец пришли мастера забронировать двери.
4. Составьте словосочетания, употребляя правильно паронимы:
Праздничный – праздный; адресат – адресант; сытый – сытный; бережный – бережливый; факт – фактор; логичный – логический.
5. Объясните значения слов:
- ассамблея
- ассимиляция
- ассонанс
- ассоциация
- атташе
- диссимиляция
- диссонанс
- корректура
6. Терминологический диктант.
Дайте толкование следующим терминам
- орфоэпия -
- полисемия -
- тавтология -
- плеоназм -
- паронимы -
7. Найдите ошибки, связанные со словоупотреблением, укажите вид этой ошибки:
Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. Довольно сложная ситуация сложилась в России в конце шестидесятых годов 19 века. Внутренний интерьер дворца поражал своей роскошью. Маленькая крепость послужила обоснованием для строительства города.
8. Повторяем орфографию. Вспомните правила написания -н- и - нн- в суффиксах причастий и прилагательных. Впишите в данные ниже слова недостающие буквы:
Карто..ый, недюжи.. ый, подли.. ый, серебря.. ый, естестве.. ый, румя..ый, балова.. ый, лошади ый, полотня ый, масле ый, ранеый, варё ый, испугаый, нежда ый-негада ый, свежескоше.. ая трава, тяжелоране.. ый солдат, тяжело ране.. ый в бою солдат.
( при составлении практической работы использованы материалы из учебных пособий Т.И.Фрояновой «Культура русской речи. Практикум») и А.Г.Петряковой «Культура речи. Практикум-справочник»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Повышение познавательной активности учащихся на уроках биологии и внеурочное время"
чем больше познавательная активность у ребенка,тем больше информации проходит через него...
Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"
Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...
Проект "Повышение культуры речи учащихся через внеклассную деятельность"
Цель данного проекта - создание условий для повышения языковой культуры учащихся через внеклассную деятельность...
Методическая тема:«Активизация познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время как один из факторов повышения качества обучения учащихся в развивающейся среде».
Необходимость и целесообразность обращения к темеОтечественный педагог М.В. Остроградский писал: «…Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и ...
Обобщение опыта по теме "Формирование экологической культуры учащихся на уроках и во внеурочное время"
Обобщен опыт работы по формированию экологической культуры у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеклассной деятельности...
«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)
laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...
Лингвостилистический анализ текстов как средство повышения культуры речи учащихся
В статье рассматривается специфика лингвостилистического анализа и его возможности при исследовании фрагмента текста. Наблюдая за изобразительно-выразительными средств...