Изучение речевого этикета на уроках русского, английского и французского языка
статья на тему
Стендовый доклад на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Изучение речевого этикет а на уроках русского, английского и французского языков. Ефремова Т.О., учитель русского языка и литературы. Твердунова Е.В., учитель английского и французского языков. ГБОУ СОШ №544
Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения, принятых в том или ином языке, обусловленных традициями, историей развития, особенностями национального характера и темперамента и т.п.
Речевой этикет развивается с возникновением языка и способствует культуре общения.
При изучении русского языка школьники осваивают речевой этикет практически, выступая на уроках устно и выполняя письменные работы в соответствии с основными принципами их построения: 1) грамотность (соблюдение языковых норм); 2) уместность и целесообразность (соответствие тому ли иному стили речи в зависимости от речевой ситуации, характера речевого контакта и его участников); 3) корректность и вежливость (соблюдение этикетных норм).
Изучая русский язык, на роках развития речи, учащиеся знакомятся с формами, типами и стилями речи и их отличиями, учатся пересказывать тексты разных типов и стилей речи устно и письменно, пишут творческие работы разных жанров.
Помимо этого, на разных этапах обучения проводятся специальные уроки, посвященные речевому этикету и культуре речи. Так в пятом классе учащиеся изучают этикетные слова, обращения и правила ведения беседы; учатся писать письма; в 6-м – при изучении темы «Имя числительное» - подписывать открытки; составлять различные документы в официально-деловом стиле речи; в девятом – писать автобиографию и реферат и т.д.
Между тем, нам кажется, количество уроков по изучению речевого этикета должно быть увеличено, поскольку, как уже говорилось выше, проблема нарушения этикетного общения (неумения культурно и грамотно общаться) остаётся одной из самых острых в нашем обществе. Проводить такие уроки следует в системе, на всех этапах обучения русскому языку (с первого по одиннадцатый класс).
Практическое овладение речевым этикетом происходит и на уроках иностранного языка, где дети знакомятся с особенностями иностранной речи, читая и переводя тексты различной направленности и стиля и строя свои устные и письменные высказывания в строгом соответствии с правилами их построения.
Англия и Франция являются классическими странами этикета. Само слово «этикет» происходит от французского «etiquette» - установленный порядок поведения. Это понятие появилось во времена правления Людовика Х1V, но современными французами речевой этикет соблюдается так же строго, как и придворный этикет в королевскую эпоху. Во французском языке существует обращение на «ты» и на «вы». Чтобы избежать неловкой ситуации, к незнакомому человеку следует обращаться на «вы», добавив также «мсье» или «мадам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/11/picture-417845-1394562568.jpg)
Использование воспитательного потенциала речевого этикета на уроках иностранного языка.
Наметившаяся в обществе тревожная тенденция к недооценке важности соблюдения культурно-этнических норм общения заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь. Представляется, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/02/picture-748754-1467465304.jpg)
Обучение речевому этикету на уроках английского языка в начальной школе
Одно из самых больших достояний человечества и удовольствий человека это общаться с людьми. Достичь целей в общении человеку помогает речевой этикет. Любой изучаемый язык является источником вос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/25/picture-1085935-1543104536.jpg)
УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
В статье приведены примеры использования упражнений по речевому этикету на уроках русского языка. Данный метод позволяет учащимся приобрести не только теоретические знания в области речевого пов...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/25/picture-79854-1556139796.jpg)
Совершенствование речевых навыков на уроках русского языка при изучении темы "Лексика" (на материалах собственных имен и прозвищ)
Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Помимо имени, фамилии, отчества у многих людей имеются еще и прозвища. Как образуются...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/29/picture-171133-1356757962.jpg)
Изучение этикета на уроках русского и английского языка
Из опыта преподавания уроков русского и английского языков. # Инновации, интегрированный урок. обучение с увлечением, межкультурные связи...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/13/picture-653704-1439417592.jpg)
Билингвальный урок на английском и французском языках по теме «ПОСЕЩЕНИЕ РЕСТОРАНА» в 8 классе
В настоящее время социальный заказ обнаруживает новые тенденции в области обучения иностранным языкам. Наиболее актуальной и устойчивой является потребность общества в овладении двумя — тремя, а...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/27/picture-1413403-1656323152.jpg)
Урок на английском и французском языках на тему "Еда"
В данной методической разработке рассматривается разработка комбинированного урока на английском и французском языках на тему " Еда"...