Трудные случаи словообразования
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;
рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;
вспомним способы образования слов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
трудные случаи словообразования | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудные случаи словообразования
(по материалам журнала «Русский язык в школе»: № 7, 2010 г.; № 2, 2011 г.)
Анализируя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений, можно прийти к выводу, что в непрофильных классах можно ограничиться повторением четырёх способов словообразования: приставочного, приставочно-суффиксального, суффиксального и бессуффиксного;
рассмотрим трудные случаи словообразовательного разбора и научимся решать экзаменационные задания с наименьшей затратой времени;
вспомним способы образования слов:
Аффиксальные способы | Комбинированные способы | Безаффиксные способы |
1) Префиксация, или приставочный способ: всегда навсегда 2) Суффиксация, или суффиксальный способ: синий синева; нулевая суффиксация: тёмный тьм--а 3) Постфиксация, или постфиксальный способ: радовать радоваться
| 1) Префиксально-суффиксальный, или приставочно-суффиксальный: дорога без-дорож-j (е) 2) Префиксально-постфиксальный: читать за-читать-ся 3) Суффиксально-постфиксальный: нужда нужд-а-ть-ся 4) Префиксально-суффиксальный-постфиксальный: шептать пере-шёпт-ыва-ть-ся | 1) Словосложение: вагон + рестроран вагон-ресторан 2) Сращение: много + уважаемый многоуважаемый 3) Аббревиация, или сложение сокращённых элементов слов: «Русский язык в школе» РЯШ Исторический факультет истфак 4) Усечение: заместитель зам метрополитен метро 5) Субстантивация – образование существительных в результате перехода в этот грамматический класс прилагательных и причастий: раненый (боец) раненый (в госпитале) |
- рассмотрим трудные случаи; запомним:
1. Суффиксальным способом образуются :
а) наречия:
беспомощный беспомощн-о
бесконечный бесконечн-о
досрочный досрочн-о
б) существительные женского рода, обозначающие живые существа женского пола:
пианист-пианист-к-а
поэт поэт-есс-а
учитель учитель-ниц-а
в) существительные, имеющие значение «невзрослости»:
лиса лис-ёнок
г) существительные, имеющие значения «отвлечённое действие» (они образуются от глаголов):
заготовить заготов-к-а
доверить довери-j-(е)
сложить слож-ениj-(е)
рыдать рыд-аниj-(е)
2. Нулевая суффиксация используется при образовании:
а) существительных от глагола:
переходить переход
подъезжать подъезд
разделить раздел
подписать подпись
б) существительных от прилагательных:
широкий ширь
зелёный зелень
глухой глушь
активный актив
3. Приставочно-суффиксальным / постфиксальным способом образуются разные части речи; учащимся раздаётся памятка:
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы | Наречия |
под – со – + -ник- без – на – Например: соратник, бездельник, напарник без- + -иц- Например: безработица без– под– при– + -j(е) за– пред- Например: безделье, Поволжье | На- Под- Без- + -н- При- За- Например: наручный За + ск Например: заморский | до- в- за- + -ся о- рас- Например: дозвониться по- раз- вы- на- + -ива- (-ыва-) под- при- Например: покашливать, присвистывать по- о- за- на- + -и- под- раз- у- Например: пояснить, озеленить, углубить | из- + -а издалека до- + -а досуха с- + -а справа в- + -ые впервые по- + -ому (-ему) по-моему по- + -и по-волчьи во- + - ых во-первых |
- самый трудный случай словообразования – «нулевая суффиксация»; с помощью нулевого суффикса образуются, в основном, имена существительные от глаголов (тогда они сохраняют в своём значении сему действия) или прилагательных (сохраняют указание на признак), реже – от других существительных (при образовании пары по полу); и на этот раз воспользуемся таблицей.
В представленной таблице использован принцип сопоставления: в первой части находятся слова, образованные с помощью нулевого суффикса, в правой – с помощью материально выраженных суффиксов, имеющих такое же значение.
При работе с таблицей закрепляется навык обнаружения связей между близкородcтвенными и одноструктурными словами, осмысляется такое явление, как морфемная синонимия.
Существительные, образованные от прилагательных | |
Сухой сушь Тихий тишь Синий синь Высокий высь Зелёный зелень | Сырой сырость Тихий тишина Синий синева Высокий высота, вышина Белый белизна |
Отприлагательные существительные со значением лица | |
Интеллектуальный интеллектуал Нейтральный нейтрал | Добрый добряк Глупый глупец |
Отглагольные существительные со значением процесса | |
Бегать бег Поливать полив Выходить выход | Бегать беготня, бегание Поливать поливка Бороться борьба |
Отглагольные существительные со значением лица | |
Заикаться заика Задирать задира | Говорить говорун Обманывать обманщик |
Наименование лиц женского пола | |
Супруг супруга Кум кума Вожатый вожатая | Артист артистка Учитель учительница Пловец пловчиха |
Другие части речи | |
Золото золотой Хворать хворый | Медь медный Гореть горелый |
Надеемся, это поможет избежать ошибок при выполнении заданий ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"
Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...
Программа элективных курсов "Трудные случаи пунктуации".11 класс.
Этот курс представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к ...
Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.
Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...
Трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.
Одно из заданий ЕГЭ по русскому языку проверяет владение нормами в области формообразования, и в нем широко представлены трудные случаи образования форм именительного и родительного падежей множ...
Конспект урока русского языка в 10 классе «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И» (Подготовка к ЕГЭ)
Урок русского языка предназначен для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче ЕГЭ....
Подготовка к ЕГЭ:Трудные случаи словообразования
Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют пов...
Трудные случаи словообразования.
Материалы рассматривают наиболее трудные случаи способов образования слов.Помогут в подготовке к ЕГЭ ....