Выступление "Функционально грамотная личность-стратегическая цель образования"
статья по русскому языку по теме

Фазлова Наиля Исмаиловна

В выступлении рассиатривается вопрос о воспитании новой личности, грамотной, способной применить свои знания в жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

подготовила  учитель Фазлова Н.И.

Функционально грамотная личность – стратегическая цель образования.

«Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Эта китайская пословица очень точно отражает принципы современной прогрессивной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; развивать у учащихся умение применять и интерпретировать информацию, а не просто заучивать ее.

2 слайд

Для этого нам важно вспомнить основные цели современной системы образования, которые включают в себя

  1. интеллектуальное и нравственное развитие личности,
  2. формирование критического и творческого мышления,
  3. умения работать с информацией.

3 слайд

Цель Образовательной системы «Школа 2100» - выращивание функционально грамотной личности.

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

4 слайд

Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек:

  1. ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
  2. способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  3. умеющий отвечать за свои решения;
  4. способный нести ответственность за себя, своих близких;
  5. обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  6. для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
  7. легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  8. понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения. Что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;
  9. хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;
  10. владеющий современными информационными технологиями;
  11. обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний.

5 слайд

Компетентность учащихся в области решения проблем

Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».

6 слайд

Общеучебные умения необходимые для решения проблем

  1. Понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников);
  2. Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию);
  3. Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой);
  4. Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели);
  5. Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.)
  6. Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

7 слайд

Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектирование – деятельность, под которой понимается «промысливание» того, что должно быть.

Учебный проект – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решений и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, он предполагает решение какой-то проблемы, которое предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", то есть, если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Итак, метод проектов – это “педагогическая технология”, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на применение

Проект в учебной деятельности – это специально организованный педагогом и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта. Этот метод реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся.

В латыни, откуда к нам пришло слово " projectus", это причастие означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". В настоящее время термины "проект" и "проектирование" чаще всего употребляются в менеджменте. В педагогике под "проектом" принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.

8 слайд

Основоположниками "Метода проектов" являются американский философ и педагог Джона Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил, обучение "путём делания", при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем. Учителя из лекторов, должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.

В начале ХХ века идея проектного обучения возникает и в России (почти параллельно с аналогичными американскими исследованиями). В 1905 году под руководством русского педагога Станислава Теофиловича Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Первые проекты советских школ относятся к 20-м годам ХХ века. Многие из них получили политическую окраску ("Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!", "Уничтожим кулачество как класс").

В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. В 1931 году в постановлении ЦК партии "О начальной и средней школе" проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.

В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения.

9 слайд

Далее перед нами встаёт другой вопрос: с какого времени ребёнка можно включать в учебную проектно-исследовательскую деятельность? Существует достаточно распространённое убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней – применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается, это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т.д.). Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. Ребёнок не укладывается в педагогический миф о том, что собственное исследование следует начинать лишь тогда, когда человек обогатит свою память всеми знаниями, которые накопило человечество. Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в детский сад. Исследования ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то и другое при совпадении и обобщении даёт прочный фундамент фактов (а не слов) для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания и созидания в собственном сознании научной картины мира. Важно и то, что весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает потребностям активной детской натуры.

10 слайд

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, которая заключается в следующем.

Во-первых, это формирование у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:

  1. умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителя в ситуациях, когда нет достаточной информации);
  2. умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать своё мнение, аргументировано его доказывать);
  3. умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение).

Данные умения формируются с первых дней ребёнка в школе, когда дети в учебных ситуациях совместно с учителем «открывают» и доступно формулируют необходимые «Правила общения», которые помогут устранить излишний шум на уроке, который так часто пугает учителя, медленный темп работы учащихся, их неумение действовать совместно. Пугать и настораживать учителя должно, прежде всего, то, если ребёнок не работает в группе, старается «отсидеться», пассивен при обсуждении, неинициативен.

11 слайд

Вторым показателем готовности младших школьников к созданию проекта выступает развитие их мышления, определённая их интеллектуальная зрелость, которая включает в себя:

  1. развитие аналитико-синтетических действий;
  2. сформированность алгоритма сравнительного анализа;
  3. умение вычленять существенный признак;
  4. возможность выделять общий способ действий;
  5. перенос общего способа действия на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития являются широта, мера самостоятельности и обоснованности. К интеллектуальной зрелости можно отнести наличие таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

12 слайд

Третьим показателем готовности младших школьников является накопление опыта развёрнутой содержательной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих умений:

  1. адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
  2. обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
  3. выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания. 

13 слайд

Так в чём же феномен проектирования, почему в современном обществе необходимо применять проектный подход, решая проблему? Современный уровень развития техники и технологий таков, что все и всё взаимосвязано и результаты деятельности необходимо предвидеть, добиться оптимальности соотношения затрат и результативности.

Для чего нам нужен метод проектов

  1. Научить учащихся самостоятельному, критическому и творческому мышлению. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Расширять области познания детей.
  3. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Развивать индивидуальность.
  4. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли. Развивать коммуникативность учащихся.
  5. Формировать активную жизненную позицию учеников.

14 слайд

Совокупность методов, используемых в проектной деятельности

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

15 слайд

И так Проект – это шесть «П».

Проблема – Проектирование – Поиск информации – Продукт – Презентация – «Портфолио».

16 слайд

Основные требования к учебному проекту

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешения конкретной, социально значимой исследовательской, информационной практической проблемы.
  2. Выполнение работы всегда начинается с проектирование самого проекта, т.е., планирование действий по разрешению проблемы.
  3. Исследовательская работа учащихся как обязательное условие любого проекта, заключается в поиске информации.
  4. Результатом работы над проектом является продукт, презентация продукта и защита самого проекта.

17 слайд

Требования к организации образовательных проектов 

К организации образовательным проектам предъявляют следующие требования:

  1. проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
  2. учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
  3. работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
  4. учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать поступающую информацию, участвовать в создании новых идей;
  5. для взаимодействия учащихся используется групповая форма работы.

18 слайд

Классификация проектов

Проекты достаточно разнообразны. В основу их классификации могут быть положены разные типологические признаки:

По характеру доминирующей деятельности в проекте:

  1. поисковый проект (поисковая деятельность);
  2. исследовательский проект;
  3. творческий проект;
  4. игровой проект (ролевая деятельность);
  5. прикладной (практико-ориентированный) проект;
  6. ознакомительно-ориентированный проект.

19слайд

По предметно-содержательной области:

  1. моно проекты: (осуществляемые в рамках одного предмета; работа над ним вполне укладывается в классно-урочную систему);
  2. межпредметный проект (предполагает использование знаний, умений и навыков по двум и более предметам, чаще всего используется в качестве дополнения к урочной деятельности);
  3. надпредметный проект (выполняется на стыках областей знаний и выходит за рамки содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности).

20 слайд

По характеру координации проекта:

  1. непосредственный (жесткий, гибкий);
  2. скрытный (неявный, имитирующий участника проекта).

По характеру контактов:

  1. внутренние (класс, школа);
  2. региональные (город, район, регион);
  3. международные

21 слайд

По количеству участников проекта:

  1. индивидуальный;
  2. парный;
  3. групповой;
  4. коллективный;
  5. массовый

По продолжительности проекта:

  1. длительный (от месяца до нескольких месяцев);
  2. средней продолжительный;
  3. краткосрочные.

22 слайд

Организация обучения через проектирование и исследование требует кардинальных изменений в деятельности учителя.

Включению ребенка в проектно-исследовательскую деятельность будут способствовать интерактивные методы (приемы) обучения, такие как групповая дискуссия, мозговой штурм, звездочка обдумывания, ролево-деловые игры. Применение таких методов опирается на инициативность, самостоятельность и активность учащихся в ходе проектирования и исследования. Задача учителя – создать условия для их инициативы, поддержать ("фасилицировать") процесс выработки нового опыта. Чтобы ребенок был инициативен, учитель должен отказаться от роли "носителя информации" и роли арбитра. При таком обучении учитель выступает как помощник, сопровождающий собственный поиск участников.

На разных этапах организации проектно-исследовательской деятельности учащихся учитель выступает в различных ролевых позициях:

  1. проектировщик: проектирует основные вехи проектно-исследовательской деятельности учащихся до ее выполнения;
  2. фасилитатор-консультант, побуждает к самостоятельному поиску задач и их решений, владеет способами задавать вопросы исследовательского типа, при этом создает атмосферу безопасного выражения учениками своего мнения;
  3. координатор, помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания, а также выполняет процедурные функции (например, определение очередности высказываний).

На других этапах исследования, где учащемуся требуются дополнительные знания или навыковые операции, учитель работает в позиции мастера, помогающего приобрести недостающий теоретический или практический опыт.

Все выше названные позиции учитель может выстраивать при условии владения им соответствующими средствами. К таким средствам относятся эмоциональные позиции (например, непонимающего, сомневающегося, внимательного слушателя), игровые позиции (например, герой-вдохновитель, заказчик, спорщик.

23 слайд

Координатор проекта

Однако следует заметить, что в любом случае, преподавателю, работающему с детьми в проектной форме, следует уйти с авторитарной позиции и выработать в себе следующие качества, необходимые для личностно-ориентированного общения и партнерского взаимодействия:

Координатор проекта должен обладать определенными качествами:

  1. Иметь хорошие организаторские способности;
  2. Быть методически грамотным;
  3. Владеть навыками межкультурного общения;
  4. Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
  5. Активно сотрудничать в проектной деятельности;
  6. Уметь работать с большими объемами информации;
  7. Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка.


С нравственной точки зрения, функционально грамотная личность – это человек, обладающий коммуникативными навыками, проявляющий толерантность по отношению к представителям других национальностей, воспитанный, культурный, обладающий эмпатией. Но на пути воспитания такой личности педагог сталкивается с рядом трудностей. И главная вызвана отсутствием системы ценностей, нравственных идеалов, образцов для подражания, выстроенных на государственном уровне, так как сегодня образовавшуюся пустоту в воспитательном пространстве заняли герои иностранных боевиков и мультфильмов. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей личности учащихся и организации на этой основе деятельности учителя, направленной на формирование эмоционально-волевой сферы каждого ученика.

Остановимся на актуальности данного направления в работе педагога. С точки зрения социализации и формирования нравственных понятий важным периодом для становления личности является поступление в школу и обучение в начальных классах. Школа – главный социальный инструмент, который должен обеспечить систему работы, направленную на приобретение и развитие социального опыта, обучение принятию решений и помощь в формировании способности к самоопределению личности. Изучая интересы и склонности школьников, анализируя совместно с ними их учебные возможности и перспективу их развития, можно таким способом сформировать у ребят навыки самопознания и самоконтроля. Однако осуществить это на практике не так легко, как может показаться на первый взгляд. Основная трудность кроется в организации единой системы работы, которая опиралась бы на конкретную программу, научно обоснованную и проверенную на практике, где все разделы подчинены единой цели, имеют чёткую структуру, методические рекомендации, а также выработанные критерии оценивания формируемых качеств личности. «Функциональная безграмотность» – это такое состояние человека, когда кажется, что он преуспевает в жизни (он может долго рассуждать на разные темы, используя сложные слова и фразы, например), а на самом деле он настолько плохо читает и пишет, что, в сущности, является безграмотным. Такой человек обычно не улавливает смысла написанного или искажает его, не может выразить свои мысли так, чтобы его легко могли понять и часто выражает недовольство, что его не слышат, не понимают…

Человек, который не способен действовать в жизни (не способный выполнять необходимые функции, не умеющий это делать, не обученный, хотя вроде бы и учился – «функционально безграмотный») – вот продукт систем школьного образования, которые до сих пор просто нянчили своих учеников в течение всего периода обучения, а затем выпускали их на волю, не дав им никакого шанса внести свой вклад в общество. А ведь общество почти наверняка будет вынуждено оказывать им поддержку: человек, который плохо умеет обращаться с механизмами (на производстве и в быту), чаще получает травмы и находится на больничном; тот, кто ничего не умеет, чаще испытывает проблемы с устройством на работу, не говоря уже о людях, которые доходят до тюрьмы, и часть налогов, удерживаемых с доходов работающих людей, уходит на их питание и содержание.

Термин «функциональная безграмотность», на самом деле, означает просто «безграмотность» – эта безграмотность демонстрирует уровень традиционной образовательной системы, которой доверена наша молодёжь; эта система не приносит им (да и нам всем) ни малейшей пользы.

Проведённые в конце 70-х годов тесты, разработанные Л. Роном Хаббардом, показали, что выпускники колледжа не понимают многое из того, что они читают (тестирование проводилось на текстах из популярной литературы, которые тестируемые обычно читали ради удовольствия). Хотя они могли произносить слова, они не объяснить, что значат многие из тех слов, которые они произносили, и в результате – фактически не понимали того, что читали. Их способность учиться была низкой. Эти данные не удивили бы даже педагогов лучших частных университетов, которые нередко сталкиваются с тем, что студенты неспособны понимать прочитанное, вне зависимости от того, как много баллов они набрали на стандартных вступительных экзаменах. Что касается России, это утверждение подтверждают результаты двух международных исследований: TIMSS и PISA.

Л.Рон Хаббард ещё в 50-х годах заметил, как зародилась эта проблема, а к 1964 году он разработал свою технологию обучения, открывшую путь к прогрессу в области образования. В конце 70-х, однако, он увидел, что, вследствие нарастающего упадка культуры, требуются даже ещё более радикальные меры. К тому моменту уже выросли поколения людей, которые были завалены огромным количеством непонятой ими информации. Эти люди заняли позицию зрителей. Они находятся вне общения с жизнью, что, в сущности, означает, что они не умеют доносить свои сообщения до других и не могут понять то, что им сообщают.

Более того, Л. Рон Хаббард ясно увидел, что если кто-то может по-настоящему понимать то, что он читает и слышит, и может сделать так, чтобы его понимали другие, то вся жизнь будет для него открыта. И наоборот, жизнь будет закрыта для человека в той же степени, в которой он не может выразить свои мысли, добиться, чтобы другие его понимали, и понять то, что ему сообщают.

Решая проблему, состоящую в том, что в мире отсутствует общение, Л. Рон Хаббард разработал метод, при помощи которого не только можно сделать неграмотного человека грамотным, но и увеличить способность любого человека понимать и быть понятым.

Это и есть ключ к жизни.

Пытаясь справиться с проблемой отсутствия понимания, Л. Рон Хаббард применил давно знакомый ему метод: решение проблемы путём постепенного подхода к предмету изучения. Он прибегал к этому методу уже много раз, основываясь на том предположении, что, хотя почти все может стать слишком сложным для понимания, вряд ли есть какие-то препятствия к тому, чтобы упростить какой-либо предмет до его основ.

Однако, обратившись к проблеме безграмотности, он обнаружил, что находится лицом к лицу с уникальной ситуацией. To, что он пытался делать, было непростой задачей. А именно: сначала обнаружить то, что препятствует пониманию, а затем предложить инструменты, необходимые для того, чтобы справиться с этим, и таким образом сделать общение возможным. Другими словами, вначале он должен был установить, почему так много людей безграмотны, а затем ему нужно было найти способ справиться с этим. Ранее он обнаружил, почему студенты не могут учиться: главным виновником этого было непонятое слово, сопровождаемое наличием других препятствий в обучении (они описаны в учебниках по технологии обучения, таких, как «Учись учиться» или «Руководство по основам обучения»). Но очевидно, этого было недостаточно для того, чтобы решить проблему, и требовалось дальнейшее упрощение.

В этом-то и заключалась головоломка, с которой столкнулся Л. Рон Хаббард: как объяснить значение того или иного слова студенту, который даже не понимает, что значат даже те слова, которые используются, чтобы объяснить это значение?

Исследования привели его к пониманию корней этой проблемы; он осознал тот вызывающий тревогу факт, что это явление– «непонятое слово» – восходит к самой основе языка, к его самым простым словам. Под «самыми простыми» мы подразумеваем такие слова, как «но», «и», «или», «это», «их», «так», «на», «при» и так далее. Слова, которые мы используем чаще всего. То, что он назвал «маленькими общеупотребительными словами». Слова, которые, по мнению учителей, «известны каждому».

Разумеется, этим страдают не все, но почти каждый подвержен этому в той или иной мере. Предложите людям фразу: «Прямой, как стрела», и вы обнаружите, что большинство не сможет дать определение слову «как». А ведь это слово, которое ежедневно используется сотни раз.

Это не означает, что каждого, кто не способен дать определение этому слову, можно автоматически отнести к категории безграмотных, но это показывает, что почти каждый человек может улучшить своё понимание. И когда мы примем во внимание факт, обнаруженный Л. Роном Хаббардом в начале предыдущего десятилетия, – a именно: когда кто-то сталкивается с непонятым словом, он перестаёт понимать то, что он читает или слушает, и не полностью осознаёт и усваивает то, что следует после непонятого слова, – мы увидим здесь причину того, почему мир в какой-то степени находится в замешательстве и почему он не способен общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как способ достижения важнейших целей образования

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является результативным способом достижения одной из важнейших целей образования: научить детей самостоятельно мыслить, ставить и решать пробл...

Великая цель образования - не знание, а действие

Этот материал посвящен проблеме внедрения в систему образования инновационных методов и подходов к реализации коррекционно-образовательного процесса. В работе проведен анализ деятельностного подхода и...

Внеурочная деятельность как условие для реализации "идеальных" целей образования младших школьников

Обмен передовым опытом работы в начальной школе (выступления на семинаре)...

«Великая цель образования это не знания, а действия»

В статье, написанной в соавторстве с учителем биологии Себельдиной Н. Н., рассказывается о возможностях современного урока , и в качестве примера предлагается урок повторения по литературе в 11 классе...

Рефлексия как инструмент диагностики, достижения и переопределения целей образования

Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?Какому образу результата могут или должны соответствовать учитель и ученик при достижении обра...

статья " Стратегии обучения правильному и грамотному письму с целью развития критического мышления"

в статье рассказывается о разных методах обучения грамотному и правильному письму....