В гостях у фонетики
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Раевская Елена Викторовна

Материал может быть использован в рамках  недели русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyakh_u_fonetiki.docx27.32 КБ

Предварительный просмотр:

В гостях у фонетики

Цель:

закрепить знания детей о разделе русского языка; повторить пройденный материал о звуках и буквах; проконтролировать степень усвоения  знаний по фонетике

Ход праздника

1. Прослушивание звуков. 

а) Льётся вода; б) звенит колокольчик; в) тикают часы; г) школьная столовая; в) разгар обеда; д) птичьи голоса; е) ученик читает отрывок из стихотворения; ж) музыкальный отрывок из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; и) плач ребёнка. (После каждой записи – пауза).

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

ЗВУК

Он бывает тихим, громким,

А ещё глухим и звонким.

Может быстро проскочить.

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался ... (звук).

С. Ефремов

2. Фонетические зарядки.

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алёша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь,

Коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать

стихотворенье.

3. Фонетическая викторина.

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот три звука и в слове мяу три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трёх согласных и одного гласного звуков. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает помещение, в котором дают представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово,  которым  называют  короткие  шесты  с  заострёнными  концами? (Коля – колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Удочка – тужить – висит.)

6. Какое слово при перестановке в нём ударения из названия печёного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги – пироги.)

4. Домашнее задание «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки,

За его скороговорки

Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте, детвора:

– Посреди двора дрова.

– Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

– Аня ныне нянина,

Нина – няня Анина.

– Мамами любимы мы –

Самыми любимыми!

– В переулке перепел

Перепёлку перепел!

– Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Скороговорки:

  • Все бобры добры до своих бобрят.
  • Водовоз вёз воду из-под водопровода.
  • У пенька опять пять опят.
  • На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
  • Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов.
  • Кукушка кукушонку купила капюшон.

5. Фонетическая задача.

– Назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными.

Угостили Олю сладкой        Мама дочь узнала:

Очень вкусной шоколадкой.        – Ах ты, ненаглядная,

Губки, носик и рубашку –        Дочка шоколадная!

Всё измазала бедняжка.

6. Фонетические диалоги. «Кто важнее?».

Ведущий. Поспорили однажды гласные и согласные звуки: кто из них важнее? 

Гласные. Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не откроет!

Согласные. Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные. А вот и получится! Например, м.

Согласные. Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные. И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни один слог, ни одно слово.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Скажите название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют). [... о ...е...и...а].

Согласные. Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные. Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фанатик.

А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий. А как вы думаете, ребята: кто из них важнее и нужнее – гласные или согласные звуки?

Мальчик и девочка (по очереди).

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог:

Ма и ша (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

Ты и ква, а вместе тыква,

Со и ва, читай сова.

Сколько в слове гласных –

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

7. Фонетическая минутка.

– Какой новый звук появился?

сон – стон                каска – краска           ролик – кролик

сок – сток                салка – скалка           тучка – штучка

сук – стук                кошка – крошка        кот – крот

ВСЕГДА ВМЕСТЕ

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились в кучу, хотят поговорить – никак.

Согласные. Кх (кашляют), пхч (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные. Тсс!

Ведущий. Показалось им, что кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут). А-а-а-а! Оо-о-о! Уа-Уа! Уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные. Ау! Ау! Ау!

Ведущий. И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотанье.

Согласные. [бдм] [всгд] [вмст].

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное.

Гласные. [у-е-е-а-е-е]!

Ведущий. Решили они заключить мир. Снова стали рядом и так чётко сказали...

Согласные и гласные. Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда больше они не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом всё равно мирятся.

8. Фонетические загадки.

ПУЛЬКА ИЛИ ПОНЧИК?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

КРОЛИК ИЛИ ПЯТАЧОК?

Кто из них гадал на ромашке: «Любит – не любит, плюнет, поцелует»? (В имени-отгадке все согласные звуки глухие.)

9. Игра «Один звук, марш!».

Ведущий. Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. (Власть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж. (Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

10. Игра «Думай! Думай! Думай!».

Я приношу с собою боль.

В лице большое искажение.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

        (Флюс – плюс.)

Он – грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «у» на «о»,

Будет круглое число.

        (Сурок – сорок.)

С буквой «л» – в игре футбол        

Часто слышим слово....        

С «д» уж в слове смысл не тот –

Мерой стала – просто ....

        (Гол – год.)

Когда я месяц, то, легко дыша,

Ты, как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «т» в меня поставишь «ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь.

(Март – марш.)

11. Весёлые рифмы про ударение.

Ударный слог, ударный слог.

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток.

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит.

И чётко речь моя звучит.

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! – и ударил в безударный слог...

...И сразу же исчез огромный замок    

И появился маленький замок...

Послушай, молоток.

Не путай слоги.

Опять, озорничая, не солги!

Мы в слове слог ударный

Найдём э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдём,

Громче всех произнесём!

Два правила ударения:

1) Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить

Под удар.

2) Возил не шуфер, а шофёр,

Не фурфор, а фарфур.

Был оглашён не приговор –

Судебный приговур.

Строгал не стуляр, а столяр,

Но дуску – не доскэ.

И слушал в одиночестве

Не «туску», а тоскэ.

12. Фонетические головоломки.

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис –  ирис.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окуни,

Не бойся, это...   (окуни).

Я – сборник карт: от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу – преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас).

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель,

Поёт апрельская ... (капель).

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы – козлы.)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Выбери правильное окончание пословицы или поговорки.

1. Семь бед – …

а) и привет;

б) один ответ;

в) и суда нет.

4. Гусь свинье …

а) глаз не выклюет;

б) не товарищ;

в) не пара.

2. Что с возу упало, то…

а) пропало;

б) к кому-то попало;

в) к кобыле попало.

5. Не зная броду …

а) не ходи к народу;

б) жди у моря погоду;

в) не суйся в воду.

3. В мешке шило…

а) не мыло;

б) не иголка;

в) не утаишь.

6. От ворот …

а) поворот;

б) приворот;

в) новый год.

7. Волки сыты и овцы…

а) бриты;

б) стрижены;

в) целы.

9. Сорока стрекочет – гостей…

а) пророчит;

б) не хочет;

в) морочит.

8. У кого какой вкус:

кто любит дыню, а кто …

а) «Сникерс»;

б) «Баунти»;

в) арбуз.

10. Не в свои сани …

а) не садись;

б) не ложись;

в) не рядись.

ГОЛОВОЛОМКА

«Сложи и составь»

Сложи буквы каждой пары слов и из получившихся анаграмм составь задуманные слова.

Образец: ЧАН + РОГ = ГОНЧАР.

1. КОТ + СОР =

2. РИФ + ПАС =

3. СОР + РАК =

4. ЗОБ + ЛИК =

5. БОР + СУК =

6. КОСА + БАЛ =

7. КОРА + БОК =

8. ОКНО + ЛАК =

9. ТЕМА + САН =

10. СТОК + РЕВ =

КОНКУРС
«Молочные продукты»

КЕМ – М + ФИЛ – Л + Р

МОК – К + ЛО + КОЗ – 3

СМ+МИ+Е+Т – ИМ+А+Н+А

ЛАС + ЛИВ + У – А – ЛУ + КИ

Й + ОГИ + УМ – МИ + РТ

САМ + Р – А + ЯЖ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях"

Методическая разработка занятия для дошкольников "Прием гостей. Правила поведения в гостях" рассчитана для детей 6-летнего возраста и может быть использована для занятий с дошкольниками в детском саду...

«Прием гостей. Правила поведения в гостях».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).

Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...

«Прием гостей. Правила поведения в гостях».

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях. Задачи:- познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями;  - да...