Рабочая программа по русскому языку ФГОС 5 класс по программе С.И. Львовой
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Драй Тамара Васильевна

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы в соответствии с ФГОС ООО по учебным предметам. Включает таблицу тематического распределения количества часов, результаты изучения, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, плпнируемые результаты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lvova_russkiy.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №2 имени А.И. Покрышкина

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №2

от 30 августа 2012  года

Председатель педсовета

  _____________         О.Д.Шабала

    подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                                                 

По    русскому языку_

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс) основное общее образование 5 класс     

                     (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 170 в год, 5 в неделю   

Уровень базовый_

                                                                                                                                           

Учитель    Драй Тамара Васильевна_ 

Программа разработана на основе Примерной программы в соответствии с ФГОС ООО по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. М.

« Просвещение», 2010 год

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)


1. Пояснительная записка

      Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Рабочая  программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. М. « Просвещение», 2010 год

Для реализации программы используется  учебник : С. И. Львова, В.В.Львов. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2012

Учебник входит в состав УМК по русскому языку для 5-го класса общеобразовательной школы (под редакцией С. И. Львовой). Отличительные его особенности – ориентация на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся, связь родного языка с другими школьными предметами. Учебник построен так, что каждый урок русского языка становится уроком развития речи. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку.

     В примерной программе не определено количество часов на 5 класс.  В рабочей программе 170  часов по учебному плану школы ( 5 часов в неделю).

2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В  программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков.
В первом (под цифрой 1) дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором (под цифрой 2) перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются: коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.

3.  Место курса «Русский (родной) язык»
в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.

Основные содержательные линии. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на со знательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная  программа

Рабочая  программа

1.

Общие сведения о языке

1

2.

Фонетика и орфоэпия

9

3.

Графика

4

4.

Морфемика и словообразование

20

4.1

Морфемика как раздел лингвистики

1

4.2

Морфема как минимальная значимая единица языка. Виды морфем

4

4.3

Словообразование как раздел лингвистики

15

4.3.1

Словообразование как раздел лингвистики

1

4.3.2

Основные способы образования слов

5

4.3.3

Типичные способы образования слов разных частей речи

9

5.

Лексикология и фразеология

14

5.1

Лексикология как раздел лингвистики

1

5.2

Лексическое значение слова

6

5.3

Лексические омонимы. Синонимы. Антонимы

1

5.4

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения

2

5.5

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного словарного запаса и с точки зрения сферы ее употребления

2

5.6

Фразеология как раздел лексикологии

2

6.

 Правописание: орфография и пунктуация

20

6.1

Орфография как раздел правописания

1

6.2

Правописание морфем

7

6.3

Употребление Ъ и Ь, гласных после шипящих и Ц

5

6.4

Пунктуация как раздел правописания

1

6.5

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом предложении

1

6.6

Знаки препинания в  сложном предложении.

1

6.7

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

4

7

Культура речи

2

8

Синтаксис

21

8.1

Словосочетание и его основные признаки

4

8.2

Предложение и его признаки

9

8.3

Предложения осложненной структуры

6

8.4

Синтаксические конструкции с чужой речью

2

9

Текст

9

10.

Морфология

64

10.1

Морфология как раздел грамматики

3

10.2

Имя существительное

19

10.2.1

Имя существительное как часть речи

3

10.2.2

Морфологические свойства

7

10.2.3

Синтаксические функции

9

10.3

Имя прилагательное как часть речи.

10

10.4

Глагол

32

10.4.1

Глагол как часть речи.

2

10.4.2

Морфологические свойства постоянные

8

10.4.3.

Морфологические свойства непостоянные

14

10.4.4

Синтаксические функции

8

11.

Повторение изученного в 5 классе

6

Итого

170

4. Результаты изучения предмета
  «Русский  (родной) язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовер-шенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

5. Содержание учебного предмета, курса

Общие сведения о языке  – 1 ч.

Фонетика  и орфоэпия– 9 ч.

 Гласные и согласные звуки.

 Фонетическая транскрипция.

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

Слог. Ударение.

Произношение гласных звуков

Произношение согласных звуков

Графика – 4 ч.

Алфавит и его использование

Звуки и буквы

Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.

Морфемика и словообразование – 20ч.

Морфема — значимая часть слова.

Чередование гласных и согласных в морфемах.

Основные способы образования слов в русском языке

Правописание букв а — о в корнях с чередованием.

Буквы о — ё после шипящих в корнях слов.

Словообразование имён существительных.

Словообразование имён прилагательных.

Словообразование глаголов.

Правописание приставок.

Образование слова и его морфемное строение

Лексикология и фразеология– 14 ч.

Способы объяснения лексического значения слова.

Тематические группы слов.

Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Исконно русские и заимствованные слова.

Написание букв ы — и после ц.

Лексика ограниченного употребления.

Устаревшие слова

Фразеология.

Правописание: орфография и пунктуация– 20ч.

Разделы русской орфографии.

Правописание корней.

Правописание окончаний.

Правописание слов с ь и ъ.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Зачем нужны знаки препинания.

Основные разделы пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения

Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Культура речи – 2 ч.

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

Употребление в речи этикетных слов.

Синтаксис – 21 ч.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения.

Главные  и второстепенные члены предложения.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.

Виды предложений по количеству грамматических основ.

Простое осложнённое предложение.

Предложения с прямой речью.

Текст – 9 ч.

Понятие о тексте.

Типы речи.

План текста.

Основные нормы построения текста.

Морфология -64 часа

Морфология как раздел грамматики – 3 ч.

Имя существительное – 19 ч .

Общее значение имён существительных и их употребление в речи.

Правописание суффиксов -чик-, -щик-. 

Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик ).

Морфологические признаки имени существительного.

Синтаксическая роль имени существительного.

Имя прилагательное – 10 ч.

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

Морфологические признаки имени прилагательного.

Синтаксическая роль имени прилагательного.

Глагол – 32ч.

Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив.

Постоянные морфологические признаки глагола.

Правописание корней с чередующимися гласными е и.

Изменение глаголов по наклонениям.

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Изъявительное наклонение.

Безличные глаголы.

Синтаксическая роль глагола.

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

Повторение изученного в 5 классе – 6 ч.


6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

К-во

 часов

Характеристика деятельности

Общие сведения о языке

Лингвистика- наука о языке

1

Иметь представление о лингвистике как науке.

Знать основные разделы лингвистики, основные изобразительные свойства языка.

Фонетика и

орфоэпия

Гласные и согласные звуки.

 Фонетическая транскрипция.

Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте.

Слог. Ударение.

Произношение гласных звуков

Произношение согласных звуков

9

Овладевать основными понятиями фонетики.

Осознавать смыслоразличительную функцию звука; звукопись как одно из выразительных средств русского языка.

 Распознавать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова  с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова; элементарный анализ ритмической организации поэтической речи(общее количество слогов, количество ударных и безударных слогов).

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Членить слова на слоги и правильно переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Осознавать важность нормативного произношения  для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения; нормами произношения безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед э в иноязычных словах; сочетаний согласных , грамматических форм( прилагательных на –ого, -его, возвратных глаголов с

–ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения.

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь.

Графика

Алфавит и его использование

Звуки и буквы

Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.

4

Осознавать значение письма в истории развития человечества. Сопоставлять  и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании SMS-сообщений.

Морфемика и словообразование

Морфема — значимая часть слова.

Чередование гласных и согласных в морфемах.

Основные способы образования слов в русском языке

Правописание букв а — о в корнях с чередованием.

Буквы о — ё после шипящих в корнях слов.

Словообразование имён существительных.

Словообразование имён прилагательных.

Словообразование глаголов.

Правописание приставок.

Образование слова и его морфемное строение.

20

Овладеть основными понятиями морфемики. Осознавать морфему как значимую единицу языка, отличие морфемы от других значимых единиц языка. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического анализа, характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания.

Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования; лексическое значение слова и словообразовательную модель, по которой оно образовано. Анализировать словообразовательную структуру слова, выделяя исходную основу и словообразующую морфему, различать изученные способы словообразования слов различных частей речи, составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по словообразованию  в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Лексикология и фразеология

Способы объяснения лексического значения слова.

Тематические группы слов.

Слова однозначные и многозначные.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Исконно русские и заимствованные слова.

Написание букв ы — и после ц.

Лексика ограниченного употребления.

Устаревшие слова

Фразеология.

14

Объяснять различие лексического и грамматического значений слова; толковать лексическое значение слов различными способами. Группировать слова по тематическим группам.

Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать роль слова в формировании  и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон; отличать слова от других единиц языка, находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках, пары антонимов, омонимов.

Наблюдать за использованием слов в переносном значении  в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и сферой общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать её в различных видах деятельности. Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные словосочетания и фразеологизмы. Уместно использовать фразеологизмы в речи. Наблюдать за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов как средств выразительности в художественном тексте

Правописание:

орфография и пунктуация

Разделы русской орфографии.

Правописание корней.

Правописание окончаний.

Правописание слов с ь и ъ.

Слитные, дефисные и раздельные написания

Зачем нужны знаки препинания.

Основные разделы пунктуации

20

Владеть орфографической зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования.

Правильно писать слова с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися безударными гласными в корне. Распознавать орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках, ъ и ь знаки. Правильно писать предлоги со словами. К которым они относятся, употреблять в речи предлоги-синонимы и предлоги-антонимы.

Разграничивать смешиваемые орфограммы. Соблюдать основные орфографические нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических задач.

Анализировать смысловые и синтаксические отношения в предложениях. Обосновывать выбор знаков препинания с опорой на смысловую, интонационную, грамматическую характеристику предложения.

Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах с союзным и бессоюзным соединением, с обобщающим словом и без него.

Разграничивать вводные слова и правильно расставлять знаки препинания в предложениях с вводными словами и конструкциями. Расставлять знаки препинания в предложениях с союзной и бессоюзной связью. Правильно оформлять диалог, предложения с прямой речью.

Морфология

Части речи в русском языке.

Образование форм слова с помощью окончания

2

Распознавать самостоятельные части речи и их формы;  служебные части. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; грамматические словоформы в тексте.

Культура речи

Соблюдение норм современного русского литературного языка.

Употребление в речи этикетных слов.

2

Осознавать сходство и различие в речевом этикете русского и родного народа. Использовать в речи формулы русского речевого этикета.

Вести диалог, соблюдая правила речевого поведения.

Синтаксис

Словосочетание как единица синтаксиса.

Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения.

Главные  и второстепенные члены предложения.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.

Виды предложений по количеству грамматических основ.

Простое осложнённое предложение.

Предложения с прямой речью.

21

Пони мать и доказывать отличие словосочетания от предложения.

Выделять словосочетания при анализе предложения, определять типы связи слов.

Выделять грамматическую основу предложения. Определять способы выражения подлежащего и сказуемого.

Понимать и доказывать отличие простых предложений от сложных. Охарактеризовывать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Пользоваться в речи побудительными, вопросительными и восклицательными предложениями, правильно интонировать их, выделяя голосом нужные по смыслу слова.

Разграничивать главные и второстепенные члены предложения. Производить синтаксический разбор предложения

Осознавать и употреблять в речи однородные члены предложения, производить пунктуационный разбор предложения. Разграничивать в предложениях обращение и подлежащее. Употреблять обращения в диалогической и монологической речи, в письмах, объявлениях.

Различать вводные слова и члены предложения. Пользоваться в речи вводными словами для выражения уверенности, различных чувств, оценки, привлечения внимания.

Соблюдать пунктуацию  в предложениях с водными словами.

Объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с прямой речью. Выделять в предложении прямую речь и слова автора. Различать предложения с прямой речью и диалог; оформлять диалог в письменной речи. Трансформировать предложения с прямой речью  в предложения с косвенной речью.

Текст

Понятие о тексте.

Типы речи.

План текста.

Основные нормы построения текста

9

Осознавать основные признаки текста.

Определять тему текста, формулировать основную мысль.

Ориентироваться в структуре текста.

Находить в тексте начало, основную и заключительную часть.

Выделять абзацы. Выделять главную и второстепенную информацию.

Находить ключевые слова и словосочетания.

Комментировать содержание текста.

Перерабатывать исходный текст в план.

Создавать и редактировать собственные тексты с учетом требований к построению связного текста.

Различать типы текста по цели и объекту речи.

Находить в текстах описания, аргументировать свой выбор. Составлять описания явлений природы, внешности и характера человека, предмета, места.

Находить в целом тексте фрагменты повествования. Определять стилистические разновидности повествования. Составлять рассказы о событиях, происходящих в жизни.

Находить в целом тексте фрагменты рассуждения. Составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры из изучаемых предметов, формулировать вывод.

Определять тип текста по доминирующему типу речи.

Морфология

64

Морфология как раздел грамматики

Морфология. Слово как часть речи Части речи в русском языке.

Образование форм слова с помощью окончания

3

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные части речи и их формы;  служебные части. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; грамматические словоформы в тексте.

Имя существительное

Общее значение имён существительных и их употребление в речи.

Правописание суффиксов -чик-, -щик-. 

Правописание суффиксов -ек-, -ик- (-чик ).

Морфологические признаки имени существительного.

Синтаксическая роль имени существительного.

19

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные , собственные и нарицательные, склоняемые , несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные. Имеющие только форму множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число. Падеж. Тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

 Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, имеющим форму множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. Употреблять существительные в соответствии с грамматическими нормами, лексическими и орфоэпическими.

Имя прилагательное

Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.

Морфологические признаки имени прилагательного.

Синтаксическая роль имени прилагательного

10

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных, анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени, правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение), определять синтаксическую роль  полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять прилагательные с существительными общего рода, с существительными, имеющими только форму множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени.

 Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Наблюдать за особенностями использования имен прилагательных в разных стилях речи.

Глагол

Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив.

Постоянные морфологические признаки глагола.

Правописание корней с чередующимися гласными е и.

Изменение глаголов по наклонениям.

Условное наклонение.

Повелительное наклонение.

Изъявительное наклонение.

Безличные глаголы.

Синтаксическая роль глагола.

Культура речи. Правильное употребление глаголов в речи.

32

Анализировать и характеризовать общекатегориальное значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую роль.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

  Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным числительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления.

Использовать в речи форму настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени, соблюдать видо-временную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

Повторение изученного в 5 классе

6


7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

С. И. Львова, В.В.Львов. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. - М.: Мнемозина, 2012

26

2.Печатные пособия

1.

С.И. Львова. Рабочая тетрадь по русскому языку. К учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык.  5 класс». В 2-х частях.- М.: Экзамен,2013

15

2.

Л.И. Мальцева. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе С.И. Львовой.- М.: Народное образование, 2013

1

3.

В.В.Львов, Ю.Н. Гостева. Тесты по русскому языку. К учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова «Русский язык. 5 класс». Москва, «Экзамен» 2012 г.

1

3. Технические средства обучения

1.

Компьютер ( процессор,монитор )

1

2.

Телевизор SAMSUNG

1

3.

Видеопроигрыватель LG Electronics Inc.

1

4.Экранно-звуковые пособия

5. Оборудование класса

8. Планируемые результаты

 Речевая деятельность.

Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные часа» исходного текста.

Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебники, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи  при чтении текста вслух.

Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных  языковых средств и интонации.

Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты  (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);пользоваться разными видами словарей в процессе написания  текста; выражать свое отношение к предмету речи.

Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, и принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.

Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с поэтическим словарем.

  Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного составаслова.

Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности ис- пользования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.

Лексикология и фразеология. Объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.

Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.

Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.

Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

СОГЛАСОВАНО:                                                   СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания                                             заместитель директора по УВР

МО учителей русского языка                              __________ Голобородько О.В

№2 от  29      августа 2012 года                            

Руководитель МО СОШ №2                                 29   августа   2012 года

_____________  Сеидова А.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс по программе Т.А.Ладыженской (ФГОС)

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС ООО...

рабочая программа по русскому языку 10 класс по программе Львовой С.И.

Программа по русскому языку для 10 класса составлена с учетом новых требований ФГОС, примерной образовательной программы  среднего общего образования, рекомендованной Координационным советом при ...