Разработка урока по русскому языку на тему: "Монолог и диалог"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Можаровская Нина Валерьевна

Данная разработка содержит в себе план урока,а также презентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока25.68 КБ
Файл презентация749.88 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение1

План открытого урока

Тема: «Монолог и диалог»

Тип урока: урок развития речи

Цели:

-образовательная

-воспитательная

-развивающая

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, коллективная

Используемые материалы: презентация, учебник, тексты

Оборудование: мультимедийный проектор, экран

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

У Приготовимся к уроку, настроим себя на хорошую работу, постараемся все запомнить, активно работать.

Чтобы вас взбодрить вначале урока, напишем словарный диктант: 2 человека к доске, пишите в 2толбика. Запишите  слова в первый столбик:

Доктор, инженер, атлет, легенда, образ, галерея. А теперь во второй: маршрутный очевидный, независимый, огуречный, лагерный, образный, горизонтальный

Исправление ошибок(правильные ответы – слайд 1),выставление оценок

II. Повторение старого материала

У.Ребята, прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним, что мы изучали в последнее время?

Д. Мы изучали текст, стили

У.Что такое текст?

Д. Текст-это связанные по смыслу предложения.

У.Какие стили вы уже можете различать в текстах?

Д.Художественный и научный

III.Изучение нового материала

У. Вы уже знаете, что тексты хранят информацию. Помните про некоторые волшебные ключики, которые помогают “открыть”, понять текст. А как вы думаете,существуют ли ещё какие-нибудь виды текстов?Сегодня познакомимся с тем, какие ещё бывают тексты, как в них хранится информация.

 Итак, ЦЕЛьнашего УРОКА:

Д.познакомиться с новыми видами текста(слайд 2)

У.Ребята, а для этого нам нужно на время перенестись на уроки истории. Я хочу, чтобы роль учителя истории сыграл….,а ученика ….Вот  вам каждому слова, давайте же послушаем, какой разговор у них получится?(слайд 3)

-Здравствуй,Иванов!

-Здравствуйте, Нестор Петрович!

-Ну что, готов исправить свою двойку?

-Да,я хорошо подготовился

-Тогда начнем.Какие страны участвовали в войне 1812 года?

-Россия и Франция

-Правильно!Кто были главными военнокомандующими в этих государствах?

-Во Франции Наполеон,а в России Кутузов

-Самое известное сражение в этой войне?

-Бородинская битва

-А кто победил?

-Россия

-Молодец ,вижу, что готовился. Ну и последний вопрос: что празднует Россия в 2012 году?

-Двухсотлетний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года

-У тебя получилось исправить плохую отметку, но в следующий раз  делай уроки по истории сразу, не запускай. Ведь  если мы не будем знать историю России, не сможем быть достойными гражданами своей родины

У.Ребята, вспомните какое произведение мы недавно изучили на уроках литературы, которое тесно связано с темой ВОВ 1812 года.

Д.«Бородино» М.Ю.Лермонтова

У.Правильно, «Бородино» Лермонтова. Сегодня к нам на урок забрели персонажи из этого стихотворения. И сейчас они нам расскажут отрывки. (слайд 4)

Спасибо, молодцы, садитесь! В этом году открыто много выставок, посвященных победе в войне1812.Одна из них действует в Казани, и я думаю, что у нас обязательно получится туда съездить в ближайшее время.

А теперь вернемся к тексту . Ответьте мне на такой вопрос: сколько человек общались  между собой в стихотворении?

Д.Двое(слайд5)

У.Правильно ,сначала был разговор двух персонажей, а согласны ли вы с тем, что  после слов юноши слова старого солдата продолжаются до конца произведения?

Д.Да(слайд6)

У.Вспоминаем цель урока и задаем вопрос .

Д.Как называются  тексты, в которых разговаривают два человека и дается развернутое высказывание одного?

У.Молодцы, ребята. Кто-нибудь догадался ,как называются? Чтобы все поняли, давайте посмотрим подсказку из нашего словарного диктанта

Д.Монолог и диалог.(слайд  7)

У.Правильно, Итак, тема сегодняшнего урока “Диалог и монолог”.(слайд 8)Что же обозначают эти новые понятия? Попытайтесь найти информацию пользуясь определением на странице 214. Ралина, пожалуйста, прочитай громко вслух(чтение определения на стр.214)(слайд 9)

-Алина, попробуй сделать вывод:

А. диалог и монолог – слова греческого происхождения, обозначают вид текста в зависимости от того, сколько лиц задействовано в речи

IV. Работа с учебником.

У.А теперь давайте проведем  наблюдение, упражнение 324

(чтение текстов и ответы на вопросы) - Перед вами два текста. Прочитайте их.

 - Какой из них является монологом? Диалогом?

- Сколько человек говорило в первом тексте?Значит это?

 - Сколько человек говорило во втором тексте?Значит это?

 - Обратите внимание на форму записи диалога и монолога?

 - Чем она отличается?

О правилах оформления диалога на письме подробнее поговорим на следующем уроке.

V.У.Давайте поиграем. Я буду говорить начало предложения, а вы его конец!

-: “Я начинаю разговор, вы … (продолжаете)”.

 - Мы обмениваемся высказываниями, … (репликами). Это - … (диалог).

 - Рассказываю о том, что со мной произошло. Ты только слушаешь. Это - … (монолог).

VI  У.Давайте порассуждаем:

- В каких ситуациях обычно возникает диалог?

 - С кем ты чаще ведешь диалоги и на какие темы?

 - С какими людьми приятно вести диалог, а с какими не очень?

У.Здесь я прошу обратить своё внимание на презентацию(слайды 10,11,12,13).С помощью этой презентации, мы познакомимся с правилами речевого поведения для говорящего, для слушающего, а также запомним некоторые вежливые слова.

А теперь ознакомимся с высказываниями великих людей(слайд14)

VII. Закрепление.

1) У.А теперь попробуем разыграть диалог.(слайд 15)

(Работа в парах. Заслушиваются 3-4 пары учеников)

2- В этом диалоге перепутаны реплики. Попробуйте восстановить их последовательность.(слайд 16)

 - Докажи, что у тебя получился текст.

IX. Итог урока.

- Что узнали нового на уроке?

 - С какими видами текста познакомились?

 - Чем монолог отличается от диалога?

 - Какое задание вызвало наибольшие трудности?

 - Какое задание понравилось больше всего?

-Спасибо за активное участие на уроке. В следующий раз мы пройдем тему: оформление диалога на письме, и вы сможете правильно не только составлять, но и записывать диалоги.(слайд 17)

X. Объяснение домашнего задания.

Стр214,упр325


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарный диктант доктор инженер атлет легенда образ галерея маршрутный очевидный независимый огуречный лагерный образный горизонтальный

Слайд 2

ЦЕЛЬ урока: Познакомиться с новыми видами текста

Слайд 3

Двухсотний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года 1812-2012

Слайд 7

УГАДАЙте ! Д октор И нженер А тлет Л егенда О браз Г алерея М аршрутный О чевидный Н езависимый О гуречный Л агерный О бразный Г оризонтальный

Слайд 8

Диалог и монолог ТЕМА урока:

Слайд 9

Запомните! Диалог (от греч. dialogos : « диа » – через,сквозь , «логос» – слово, речь) – общение с помощью слова, разговор двух или нескольких лиц монолог от греч. m onologos : « монос » – один, «логос» – речь) – развернутое высказывание одного лица

Слайд 10

Правила речевого поведения для говорящего Проявляй уважительность, доброжелательность к адресату речи. Будь вежливым. Не ставь в центр внимания собственное «Я». Ставь в центр внимания слушающего. Выбирай тему, интересную для партнера. Следи за логикой речи. Не старайся говорить громче собеседника.

Слайд 11

Правила речевого поведения для слушающего Внимательно слушай собеседника, не перебивай его. Уважительно, доброжелательно, терпеливо относись к говорящему. Ставь в центр внимания говорящего и его интересы. Вовремя оценивай речь собеседника.

Слайд 12

Жесты, мимика и поза участников диалога Не нарушай личное пространство собеседника. Не забывай, что универсальным средством несловесного общения является улыбка. Знай, что наиболее сильным «орудием» является контакт глазами. Запомни, что твои жесты должны быть на уровне груди и пояса.

Слайд 13

Вежливые обращения Приветствие : Добрый день. Доброе утро. Добрый вечер. Здравствуйте. Приветствую вас. Привет, я рад тебя видеть! Сколько лет, сколько зим! Прощание : До свидания. До скорого свидания. Пока! Увидимся. Просьба : Прошу тебя (вас), … Пожалуйста. Будь добр, … Будьте так любезны, … Если тебе не трудно, … Если можешь, … Благодарность : Спасибо! Благодарю! Большое спасибо! Извинение : Извините. Простите, пожалуйста. Вежливый отказ : Я бы с удовольствием, но… Я бы охотно, но… Я бы с радостью, но… Мне бы очень хотелось , но… Жаль, но…

Слайд 14

Для успеха в жизни умение обращаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. Д. Леббок Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения. Антуан де Сент-Экзюпери

Слайд 15

Игра-тренинг «Речевая ситуация» Алгоритм работы Выберите для своей пары тему речевой ситуации. Составьте диалог, состоящий из 5 – 6 реплик. Озвучьте диалог, соблюдая правила общения.

Слайд 16

ВОССТАНОВИ ДИАЛОГ! -До свидания! -Здравствуйте! -Не могу сказать точно. -До свидания! -Я уверен, что будет замечательный концерт! Обязательно приходите. Добрый день! -Вы пойдете сегодня смотреть на выступления артистов? -Спасибо, я постараюсь. До свидания!

Слайд 17

Всем спасибо! Успехов в учебе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,

Данный  урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей  анализировать художественный текст, ф...

Разработка урока по русскому языку "Обобщающий урок по СПП с одним придаточным".

Обобщающий урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с одним придаточным"....

"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)

"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»

Тема  урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их  применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...