Конспект урока русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок с использованием современных образовательных технологий.
Тема: «Культура речи. Описание природы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 6 классе | 177.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка.
Конспект урока русского языка в 6 классе. Учитель : Анищенко Тамара Николаевна, учитель русского языка и литературы школы № 461, Санкт-Петербург, Колпино.
Урок с использованием современных образовательных технологий.
Тема: «Культура речи. Описание природы».
Цели:
Обучающие:
- Повторить основы составления плана, необходимого для написания сочинения.
Развивающие:
- Развивать навыки описания состояния природы и окружающей среды.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь и интерес к прозаическим и стихотворным произведениям описательного характера.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство любви к русской природе.
Оборудование: презентация «Природа в картинах русских художников», учебник, репродукции живописных пейзажей, магнитола для прослушивания лицензионного диска (фонохрестоматия), лицензионный диск «Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс», «…8 класс». Аудиокурс выполнен ООО «Аудио-школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение», 2011 г. (музыкальное сопровождение), план описания природы.
Тип урока : комбинированный.
План урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Работа над новым материалом. Написание сочинения.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока.
- Организационный момент.
Слово учителя о красоте родной природы, любви к ней, о целях и задачах урока.
- Проверка домашнего задания. (Разучить стихи про времена года).
Учитель: Природа издавна привлекала внимание прославленных мастеров изобразительного искусства. Тысячи произведений появились благодаря красоте и завораживающей силе природы. Ни одно время года не оказалось обиженным: в картинах каждого из них черпали мастера свое вдохновение. И сейчас времена года сами расскажут о себе. (Презентация: картины природы в музыкальном сопровождении). Фонохрестоматия, к стихотв. А.С.Пушкина «Зимнее утро», раздел 4.
Слайд 1. Г. Г. Нисский
Ученик 1 (зима):
"Февраль. Подмосковье"
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора , красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
На встречу Северной Авроры
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче.. погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А.С.Пушкин)
Фонохрестоматия, романс на слова Ф.И.Тютчева «Весенние воды», раздел 4.
Слайд 2.
Ученик 2 (весна): И. Левитан
"Весна. Большая вода"
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий.
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, -
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В создании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
(О.Э.Мандельштам)
Фонохрестоматия, романс на слова А.А.Фета «Я тебе ничего не скажу…», раздел 4.
Слайд 3.
Ученик 3 (лето): В. Поленов
"Заросший пруд"
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
(Ф.И.Тютчев)
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс», 2012 г., раздел 3, музыкальное сопровождение к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Осень».
Слайд 4.
Ученик 4 (осень): В. Поленов
"Золотая осень"
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(С.А.Есенин)
- Работа над новым материалом.
Учитель: Сколько различных, непохожих друг на друга способов описания природы! Сколько интересных эпитетов и сравнений мы можем почерпнуть из услышанного!
Однако для того чтобы грамотно и красиво изобразить состояние природы, пейзаж за окном или погоду во дворе, необходимы определенные навыки описания.
Послушаем сочинение одного из учеников и подумаем, какие недочеты есть в описании осени.
«За окном стоит ясный осенний день. На небе сияет яркое солнце. На улице дует прохладный ветерок. На земле лежат листья липы и каштанов. На небе нет ни облачка.»
Учитель: Почему мы не можем назвать услышанное грамотным завершением описания? (Нет ничего интересного, предложения построены однотипно. В тексте отсутствуют средства выразительности речи – сравнения , эпитеты, олицетворения и т.д.) Давайте попробуем исправить рассказ и перепишем его таким образом, чтобы описание стало живым, красочным , трогательным.
При описании природы также необходим план. Чем же данный тип описания отличается от прочих?
Прежде всего в описании окружающей среды говорится о состоянии природы. «Данное» в предложениях этого типа обычно отсутствует, а если и имеется, то называет элементы природы или её части ( небо, воздух, солнце, лес и т.д.).
Часто используется и словосочетание типа сказуемое- подлежащее (идет дождь, падает снег).
Какие ещё средства художественной выразительности могут присутствовать в сочинении такого тип (сравнения, олицетворения, красочные эпитеты).
Учитель: Таким образом, мы вплотную подошли к составлению плана. В плане описания природы также должна присутствовать вводная часть. В данном случае вводной частью будет название того времени года, картину из которого вы будете описывать. Она может состоять из одного предложения (пришла осень), а может включать в себя целый абзац. Подумайте, каким образом хотели бы начать своё сочинение вы.
Дальше должно следовать общее описание природы, переходящее затем во что-то более частное, узкое. Например, от описания светлой, радостной весны можно перейти к описанию нежной молодой травки, пробивающейся из-под снега. Примеры каких переходов можете предложить вы?
Сочинение можно закончить описанием своего настроения, чувств и эмоций, возникших в связи с увиденной картиной. Таким же может быть и вывод.
Хорошо будет, если вы используете цитаты из текстов великих поэтов в самом тексте и в качестве эпиграфа. Не стоит забывать также и о средствах живописания речи – их использование в подобном сочинении – обязательно.
План:
- Вводная часть.
- Общее описание природы.
- Частные описания природы:
а) небо;
б) лес;
в) река и т.д.
4. Рассказ о чувствах и эмоциях автора.
5. Вывод.
Орфографическая работа : слова, в написании которых ученики могут совершить ошибки.
Цвета: багряный, лазоревый, изумрудно-зеленый, лиловый, бежевый, перламутровый, свинцово-серый.
Состояния природы: ветрено, облачно, заснеженный, проталина, капель, теплынь.
Растения: мать-и мачеха, незабудка, боярышник, фиалка, сосна, подснежник, подсолнечник и т.д.
Написание сочинения.
Ученики начинают составление своего собственного плана и последующую работу с ним, используя репродукции картин, изображающие пейзажи.
- Подведение итогов.
Учитель просит у чеников перечислить пункты плана описания природы, зачитать собственный план.
- Домашнее задание.
Доработка начатого в классе сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 5 класс
Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....
Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....
План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"
Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....
Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"
Данный урок ориентирован на учебник "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой. Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...