Методический проект
методическая разработка по русскому языку по теме

Долгополова Людмила Борисовна

    В основе проекта лежит методическая тема учителя «Использование технологии  развития критического мышления как условие компетентностного подхода к образованию». Она встроена в работу школьного, районного методических объединений учителей русского языка и литературы.            

     Цель проектаповысить эффективность образовательного процесса. Проблема необходимости обновления содержания образования за счёт компетентностного подхода актуальна уже в течение нескольких лет, но путь решения её, выбранный учителем, безусловно, является инновационным. Деятельностно-компетентностный подход предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования. По мнению Долгополовой Л.Б., решить проблему компетентностного подхода в образовании позволяет технология развития критического мышления, где критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов№2 им. Александра Жаркова  г. Яранска Кировской области

Методический проект

Использование технологии

  развития критического мышления

 как условие компетентностного

 подхода в образовании

                                                            Работу выполнила Долгополова Л.Б.,

                                                                     учитель русского языка и литературы

                                                                       

                                                2012

1.Актуальность проекта

     На современном этапе развития школы пересматривается традиционный подход к образованию, так как он носит чрезмерно академический и узкопредметный характер.  Дети не умеют работать с информацией, производят стереотипные действия, плохо анализируют самостоятельно описанную ситуацию, то есть учащиеся не владеют навыками целостного, творческого анализа, не обучены выдвигать гипотезы и проверять их и т.д.

      Стратегия модернизации содержания общего образования определяет компетентностный подход одним из важнейших оснований обновления образования, а ключевые компетентности рассматриваются как конкретизированный результат обучения.

       Что такое компетентностный подход?

      Он предполагает освоение умений успешно действовать в проблемных ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Фактически знания здесь равны комплексу умений для эффективного действия в незнакомых условиях. Знание позволяет действовать, получать желаемый результат. Знание – это то, что  помогает идти дальше.

Таким образом, в компетентностном подходе значение слова “знание” означает владение тем или иным комплексом предметных (специальных) и общих (ключевых) компетенций, позволяющих разрешать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.

Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования. Теоретические знания должны перестать быть “мертвым грузом”. Компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенцией.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (ЗУН, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция -  готовность решать проблемы, используя ключевые компетентности.

Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – способность использовать знания, умения, навыки для достижения цели.

 Исходя из вышесказанного, школа должна способствовать решению следующих методических задач:

-формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий,

-формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся,

-формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы  с большим объемом информации,

- формировать навыки работать в команде,

- развивать умение формулировать задачу и кооперативно ее решать,

- формировать навыки самоконтроля.

         Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования. Для реализации этого положения необходимо:

- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся,

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса,

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ,

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения,

- поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные,

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика

       Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика.

             С педагогической точки зрения решить проблему компетентностного подхода в образовании позволяет технология развития критического мышления, где критическое мышление можно рассматривать как активный, творческий процесс познания.

           Данная технология предоставляет учителю систему эффективных стратегий и приемов, которые позволяют создать атмосферу сотрудничества, совместного поиска способов решения проблем. Чем интересна эта технология нам, филологам? Тем, что каждый её приём работает на формирование у ребят филологической компетенции. Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». Такое построение учебного процесса помогает учащимся самим определить цели обучения, осуществить активный поиск новой информации, проанализировать ее и соотнести с собственными знаниями.

            На стадии вызова происходит процесс актуализации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения. Организация работы на данной стадии позволяет сформировать познавательный интерес, определить цели рассмотрения той или иной темы.

            На стадии осмысления (реализации смысла) учащийся работает с новой информацией, систематизирует ее, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации.

            Стадия рефлексии (размышления) позволяет учащимся закрепить новые знания и перестроить свое первичное представление об изучаемом материале. Таким образом, происходит целостное осмысление и «присвоение» нового знания, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

            В ходе работы по данной технологии ученики овладевают различными приемами работы с информацией, учатся делать выводы, формулировать свою точку зрения, отстаивать ее логическими доводами, ясно выражать свои мысли, внимательно относиться к аргументам оппонента и т.д.

            В процессуальном плане технология представляет собой систему стратегий и приемов, которые объединены по видам учебной деятельности и по этапам урока. Однако  ещё в начале 20 века предпринимались попытки найти другие подходы к систематизации методических приёмов технологии критического мышления.

2.Противоречия:

           Педагогическое – необходимость компетентностного подхода к образованию и недостаточный методический аппарат учителя по использованию  компетентностного подхода.

          Методическое – система методических приёмов критического мышления и отсутствие их классификации в соответствии с ключевыми компетентностями.

3.Проблема -

      Необходимость обновления содержания образования за счёт компетентностного подхода.

4.Тема проекта:

          Использование технологии  развития критического мышления как условие компетентностного подхода к образованию.

5.Цель проекта – повысить эффективность образовательного процесса. 

6.Задачи проекта:

-освоить теоретические основы, систематизировать методические приёмы технологии  развития  критического мышления; 

-создать методическую копилку приёмов технологии развития критического мышления;

-разработать классификацию приёмов технологии развития критического мышления в соответствии с основными компетентностями.

 7.Основные концептуальные идеи для решения поставленной проблемы:

   Психолого – педагогические

 Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся. В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С. Выготского, А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е. Щурковой.

    Методические

1) Учебный процесс должен  сохранять основные параметры процесса коммуникации:

-соотнесенность общения с определенной коммуникативной ситуацией,

-целенаправленность и мотивированность общения,

-партнерские отношения участников речевой деятельности,

-деятельностно - речевая направленность.

   2) Ключевые компетентности как свойства личности выступают конкретизированными целями обучения. Предметные компетентности как сумма знаний, умений и личностных качеств, позволяющих человеку ориентироваться в предметном содержании, выступают целями обучения по предмету. Ведущая предметная компетентность по русскому языку и литературе – коммуникативная.

    Характеристика ключевых компетентностей:

    Рефлексивная – способность и готовность организовывать свою деятельность в соответствии с позициями: что я делаю, зачем я это делаю, как я буду делать это, что я получу.

    Технологическая – способность и готовность применять технологии, технологически мыслить в различных жизненных ситуациях.

    Проектная – способность и готовность анализировать ситуацию, выделять проблемы, выдвигать идеи, способствующие их решению, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты.

    Коммуникативная – способность и готовность получать информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

     Информационная – способность и готовность осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников, делать аргументированные выводы на ее основе, использовать информацию для осуществления своей деятельности.

     Социальная – способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами команды, решающей общую задачу, реализовывать собственные права и выполнять обязанности гражданина.

        Дидактические:

       Технология развития критического мышления тесно связана с видами речевой деятельности. Виды речевой деятельности:

-говорение – вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное общение;

-письмо – вид речевой деятельности, в процессе которого содержание высказывания передается с помощью графических знаков;

-слушание – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление звучащих текстов;

-чтение – вид речевой деятельности, в основе которого лежит восприятие и осмысление письменных текстов.

8.Этапы реализации проекта.

Проект долгосрочный, рассчитан на три года.

1 этап (2010 – 2011 учебный год) – подготовительный.

    Цель – создание условий для реализации проекта.

    Содержание деятельности:

-определение проблемного поля деятельности,

-разработка концепции проекта,

-изучение теории вопроса по теме проекта.

    Прогнозируемый результат – методическая готовность педагога к реализации проектной деятельности.

2 этап (2011- 2012 учебный год) – основной.

     Цель – создание условий для реализации проекта.

    Содержание деятельности:

-создание методической копилки приёмов технологии критического мышления,

-апробация и коррекция материала,

-разработка классификации приёмов технологии критического мышления в соответствии с основными компетентностями.

    Прогнозируемый результат – внутренняя экспертиза проектной деятельности.

3 этап (2012- 2013 учебный год) – заключительный.

    Цель – подвести итоги работы, определить степень эффективности реализации проекта.

   Содержание деятельности:

-мониторинг эффективности реализации проекта через систему индикаторов,

-подготовка материалов для конкурса «Мои инновации в образовании», для печати.

   Прогнозируемый результат – внешняя экспертиза проектной деятельности.

9. Ожидаемый результат от реализации проекта-

   Обновление содержания образования, повышение эффективности образовательного процесса  за счёт компетентностного подхода. 

10.Критерии эффективности проекта:

-сформированность общеучебных умений, обеспечивающих нахождение, обработку и использование текстовой информации для решения учебных задач,

-сформированность повышенной мотивации к предмету через активное внедрение технологии РКМ,

 -развитие у учащихся компетентностей работы с текстами учебника и  

  дополнительной литературой,

 -стабильно качественное преподавание предмета.

Оценивание деятельности учащихся

          Для оценивания достижений учащихся в компетентностном образовании предлагаются следующие критерии: объективность, адекватность, значимость,  интегрированность, открытость, доступность.

          Объективность достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально-активной деятельности учащихся.

           Адекватность подразумевает точность инструмента для оценивания. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на вопрос: «Какое упражнение или задание   может адекватно показать, что ученики достигли ожидаемых целей, овладели нужными знаниями, умениями, ценностями?»

            Значимость предполагает выбор для оценивания лишь самых важных из ожидаемых результатов (целей) курса. Для того чтобы применить этот критерий, необходимо ответить на  вопросы: «Какие ожидаемые результаты являются настолько важными, чти их стоит оценивать? Являются ли эти  знания, умения, ценности полезными, применимыми в реальной жизни, социальной практике гражданина?»

           Интегрированность означает, что оценивание включено в сам процесс обучения.

         Открытость требует, чтобы критерии и формы оценивания были известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут принять участие в разработке критериев оценивания.

        Доступность предполагает, что формы оценки просты и удобны в применении и пользовании.

Наиболее адекватными методами оценивания компетентностей, наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием  являются методы психолого-педагогической диагностики, оценка результативности проектной и исследовательской деятельности учащихся.

     Для оценки деятельности ученика в процессе работы учитываются и оцениваются следующие сферы деятельности:

  • нахождение информации,
  • организация информации,
  • оценка полученной информации,
  • умение читать с целью получения информации,
  • умение наблюдать и слушать с целью получения информации,
  • умение интерпретировать графики, таблицы, рисунки,
  • умение распознавать проблему, находить факты, относящиеся к ней, делать выводы.

    Для оценки качества презентации проектной и исследовательской работы критериями являются:

  • организация ответа (введение, основная часть, заключение),
  • умение анализировать, делать выводы,
  • иллюстрация своих мыслей,
  • точность в использовании фактического материала, достоверность,
  • культура речи.

11.Основные мероприятия по реализации проекта

Сроки реализации

Действия

Участники

Ожидаемые результаты

1 этап (2010 – 2011 учебный год) – подготовительный

Сентябрь - май  

Изучение методической литературы по данной проблеме; выявление основных параметров, критериев, методов, приемов ТРКМ

Учитель

Создание банка основных характеристик технологии

Сентябрь

Выявление основных компетенций, которыми обладают учащиеся 8 класса

Педагогический коллектив школы

Учащиеся

Создание базы данных по результатам диагностики

Октябрь

Изучение требований Госстандарта и разработка для учащихся 5-11 классов диагностических тестов.

Педагогический коллектив школы

Учащиеся

Родители

Создание банка контрольно-измерительных материалов

Ноябрь

Проведение педагогического совета по теме «Компетентностный подход к образованию как условие повышения качества образования школьников»

Педагогический коллектив

Обмен опытом работы по теме

Январь

Проведение мастер –класса «Приёмы обработки информации»

Педагоги проблемной группы «Пути повышения качества образования»

Отработка приёмов сжатия и разворачивания информации

Апрель

Выступление на кафедре «Формирование критического мышления учащихся через чтение и письмо»

Учителя - филологи

Доклад, презентация

Май

Портфолио

Администрация школы

Учитель

Оформление результатов работы за год


2 этап (2011- 2012 учебный год) – основной

Сентябрь - май

Внедрение в учебный процесс технологии РКМ

Учитель  

Учащиеся

Создание методической копилки приёмов ТРКМ

Октябрь -апрель

Проведение занятий с учащимися школьного научного общества

Педагогический коллектив Учащиеся

Разработка рекомендаций по научной организации труда учащихся  

Ноябрь- март

Разработка классификации приёмов ТРКМ в соответствии с компетентностным подходом

Учитель

Учащиеся

Школьный методический  совет

Методическая основа проекта

Февраль

Участие в школьной неделе открытых уроков

Учащиеся

Администрация школы

Презентация опыта по внедрению ТРКМ на уроках русского языка и литературы

Март

Участие в районной научно – практической конференции учителей русского языка и литературы.

Учитель

РМО учителей русского языка и литературы

Экспертиза проекта на региональном уровне

Апрель

Участие в окружной научно – практической конференции учителей русского языка и литературы.

Учитель

ОМО учителей русского языка и литературы

Подготовка материалов к печати

Май

Портфолио

Администрация школы

Учитель

Оформление результатов работы за год

3 этап (2012- 2013 учебный год) – заключительный

Сентябрь – март

Коррекция материалов к печати

Учитель

Готовые для печати материалы по теме проекта

Февраль

Анализ хода реализации проекта

Учитель

Педагогический коллектив школы

Учащиеся

Администрация школы

Доклад, презентация итогов проекта на школьной методической конференции.

Март

Определение уровня сформированности общеучебных умений учащихся, уровня сформированности повышенной мотивации к предмету, уровня развития

 у учащихся ключевых компетентностей

Учитель

Учащиеся

Мониторинг эффективности реализации проекта через систему индикаторов

Апрель  

Участие в районном конкурсе «Мои инновации в образовании».


Учитель

Администрация школы

Члены жюри конкурса

Презентация опыта по внедрению ТРКМ на уроках русского языка и литературы

Май

Портфолио.

Публикация в журнале «Образование в Кировской области».

Администрация школы

Учитель

Оформление результатов работы за год и в целом по проекту

12.Управление реализацией проекта.

Управление  реализацией проекта  осуществляется через:

  1. Контроль  за реализацией  проекта  методическим советом школы.
  2. Мониторинг выполнения  программных мероприятий (система критериев).
  3. Координация деятельности  исполнителей  проектных мероприятий  в ходе  работы.
  4. Подведение итогов  реализации  проекта  через педагогическое портфолио.
  5. Включение в проект  всех участников  образовательного процесса.

      Мероприятия, заложенные в методический проект, подлежат корректировке  в зависимости  от результатов, получаемых  в ходе  реализации  проектной деятельности.

13. Ресурсное обеспечение проекта

Человеческие ресурсы:

  1. Коллектив учащихся в составе 25 человек.
  2. Участники школьного научного общества «Созвездие».
  3. Кафедра учителей русского языка и литературы в составе 7 человек.
  4. Педагогический коллектив в составе 46 человек.
  5. РМО учителей русского языка и литературы.
  6. Родители учащихся.

Материально-технические  ресурсы:

  1. Кабинет русского языка и литературы.
  2. Компьютерный класс.
  3. Медиапроектор.
  4. Ноутбук.
  5. Мультимедийные диски.
  6. Ксерокс.
  7. Принтер.
  8. Аудио и видеотехника.

Информационные ресурсы:

  1. Ресурсы Интернета.
  2. Школьная и районная библиотеки.
  3. Школьный и районный методические кабинеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно-методический проект "Человек творческий"

Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку как к личности необходим, чтобы суметь развить его индивидуальные способности. Есть разные виды одар...

Учебно-методический проект по информатике "Алгоритмы вокруг нас"

Учебно-методический исследовательский проект на тему «Алгоритмы вокруг нас» разработан по программе Intel "Обучение для будущего" и апробирован на учащихся  МКОУ СОШ №3 в рамках учебной тем...

методический проект "Дидактическая компетентность учителя - основа эффективности урока"

Дидактическая компетентность учителя - это основа эффективности всего образовательного процесса. Данный проект нацелен на организацию работы межшкольного объединения учителей русского языка и лит...

Методический проект «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения для формирования познавательного интереса обучающихся к иностранному языку».

Целью проектной работы является теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка методики применения компьютерных технологий в процессе обучения иностранным языкам, направленно...

«Методический проект учебного занятия МХК по теме: «Красота и польза окружающего мира и мира искусства»

Цель: соотношение  красоты и пользы в окружающем  мире и  мире искусства.Задачи:1.      Повторить понятия : натюрморт,  пейзаж, бытовой жанр и т.д.2....

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс

Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов.  Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...