Причастие. Повторение. Обобщение.
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме
Повторение пройденного материала по теме "Причастие". Интегрированный подход , способствующий комплексному применению знаний по русскомуязыку и литературе., в качестве примеров используются пословицы. загадки, составление таблицы по лингвистической сказке,нахождение средств художественной выразительности в художественном тексте.Это повышает интерес учащихся к изучаемой теме, развивает творческие способности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temaprichastie.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА. ПРИЧАСТИЕ. ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ.
Цель урока: повторить тему «Причастие»;
Формирование умения находить причастие в тексте; графически обозначать причастный оборот; уметь обособлять его в предложении;
Продолжить работу по выработке навыков нахождения нужной гласной в суффиксах причастий; продолжить работу по нахождению в тексте средств художественной выразительности..
ХОД УРОКА
- Приветствие. Объявление темы урока.
- Словарно-орфографическая работа (Словарь корней)
-син- От прилагательного синий образовать все возможные существительные, прилагательные, глаголы, причастия.
Синь, синька, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный
3. -Последние слова однородного ряда, какой частью речи они являются?
-Что такое причастие? (часть речи)
Верно, но не простая часть речи, а особая, мы познакомились с ней в этом году. Проверим, хорошо ли вы ее усвоили. Я прочту лингвистическую сказку «Разрешите представить», вы составите схему, выпишите морфологические признаки причастия.
Причастие– это особая форма глагола. У него есть родственники- Глагол и Прилагательное. Когда Причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид; Прилагательное, решившее не отставать, преподнесло новорожденному падеж, число и род.
Когда Причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обособления.
Действительному и Страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают краткие причастия», «Само виновато,- отвечает Действительное причастие.- Я ,например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие».
Производит действие. Так спорили они каждый день, но по-прежнему уживались рядом в Русском языке.
-Проверим, что у вас получилось. Юдин ученик чертит схему на доске.
Причастный оборот
Действительное- ПРИЧАСТИЕ страдательное- краткое
Глагол Прилагательное
Совершенный и род число падеж
Несовершенный вид
время
4.Комлексный анализ текста .
- Перед вами текст. (Спроецировано на доску, если нет возможности, раздаточный материал). Выразительное чтение учителем:
Лебедь со времен глубокой древности служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица поет перед своей гибелью. Возвратившиеся с южной зимовки лебеди парами величаво пролетают в поднебесье. Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это удивительно красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет бесшумно и оставляет за собой искрящуюся волну.
Задание: выписать 1)прилагательные
2)Причастия с определяемыми словами
Пр.п. ж.р. мн.ч. Им. п
О лебединой песне возвращающиеся лебеди-действ. Пр.
П.п. ср.р.
На уединенном озере- страдат. Прич.
Жен.р. В.п.
Искрящуюся волну—дейст. пр
-Назовите страдательные и действительные причастия
-Объясните правописание окончаний прилагательных и причастий
-Объясните правописание –н- и –нн- в прилагательных и причастиях
5.Определите стиль текста- художественный
Тип текста - повествование
- Найдите средства художественной выразительности речи?
-С какой целью автор их использует?
(ЭПИТЕТЫ. Красочность, выразительность нарисованной картины)
-Прочитайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания в нем.
Возвратившиеся с южной зимовки лебеди парами величаво пролетают в поднебесье.
-выпишите причастие, соответствующее данной схеме
Приставка+корень+суффикс+окончание уединенное
5. Синтаксический разбор предложения.
А) Особенно поражает наше воображение величественный, гордый черный лебедь, окруженный своими белоснежными собратьями.
Б) Окруженный (лебедь) – морфологический разбор.
6. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (У доски)
7. Объяснительный диктант.
Не замерзающий на зиму залив, необжитый край, не усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка не заметна; еще не скошенный луг; необозримая равнина; ничем не прикрыта.
8. –Когда причастие выступает в роли сказуемого?
(только в краткой форме, страдательные)
Они часто встречаются в пословицах и загадках.
-В кремне искра спрятана, в человеке - ум.
-Хорош отдых, когда работа сделана.
-Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь)
-В новой стене в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (прорубь)
-Подчеркнуть сказуемые. Выделить суффиксы
9. Проверка карточек.
-
Карточка №1
Укажите спряжение глагола, образуйте от них действительные причастия настоящего времени, подберите определяемое слово.
Шептать-(1 спр)- шепчущий камыш
Слышать- (2 спр)- слышащий человек
Пилить-(2спр.)- пилящий старик
Дремать-(1спр.)- дремлющий ребенок
Бороться-(1 спр.)- борющийся воин
Хвалиться-(2 спр.)-хвалящийся ученик
Карточка №2
Запишите в 1 столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем, в другой- им. Объясните правописание
Муч…мый жаждой, рекоменду…мая книга, множ…мое число, забива…мый в стену гвоздь, взвешива…мый товар, вид…мый простым глазом.
Расскажите о правописании –н- -нн- в причастиях прилагательных.
10.Самостоятельная работа с перфокартами.
- Поляна освеще…а 1.рассея…ый мальчик 1.заметки собра…ы
- Размеша…ые краски 2. Исправле…ая работа 2.некраше…ый пол
- Вкраше…ая скамейка 3. Кожа…ый портфель 3.перепуга…ые звери
- Бесце…ая вещь 4. Груже…ая песком баржа 4.подкова…ая лошадь
ИТОГ урока.
Домашнее задание: тетрадь с печатной основой контрольный тест «Причастие»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе по теме Причастие. Повторение. Обобщение
Тема: Причастие. Повторение. ОбобщениеЦели:Обучающие: повторить и обобщить знания по теме «Причастие»...
Технологическая карта урока по теме: Причастие.Повторение.Обобщение.
Технологическая карта урока.1. Ф.И.О. учителя: Хайдарова Гульнора Азизовна .2. Класс: 7б. Дата: 08.11.2013. Предмет: русский язык . 3. Тема урока: «Причаст...
Урок с использованием ИКТ по теме: "Причастие.Повторение.Обобщение"
Систематизация и обобщение знаний по теме:"Причастие.Повторение.Обобщение"...
Урок с использованием ИКТ по теме: "Причастие.Повторение.Обобщение"
Систематизация и обобщение знаний по теме:"Причастие.Повторение.Обобщение"...
Причастие. Повторение и обобщение изученного.
Обобщающий урок по теме : "Причастие " в 7 классе...
Презентация к уроку "Причастие. Повторение и обобщение изученного" 6 класс
Данный урок разработан в соответствии с ФГОСам по учебнику 6 класса под редакцией М. Разумовской.Это урок-путешествие по родному городу....