Методическая разработка урока "Фразеологизмы как единицы языка"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Малыгина Ольга Николаевна

В помощь учителю при изучении темы "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologizmy_kak_edinicy_yazyka.docx.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: фразеологизмы как единицы языка.      

Цели:                 1.Показать признаки постоянства устойчивость лексического состава фразеологизмов.

  1. Формирование навыков сопоставления фразеологизмов, группирования, умения давать лексическое толкование .
  2. Обогащение словарного запаса учащихся.

Оборудование урока: карточки, иллюстрации.

Ход урока.

1.Проверка выполнения домашнего задания. 2.Работа по теме.

А) Слово учителя. Помимо слов для наименования предметов, признаков и действий используются фразеологизмы, т.е. устойчивые сочетания слов, которые по смыслу приравниваются к отдельному слову. Возникают фразеологизмы из различных явлений.

Например: на основе античных и библейских мифов, исторических событий , документов, выступлений и т.д.

- Индивидуальные сообщения учащихся. Оппоненты подготовили сообщения о том, как возникли и что обозначают фразеологизмы: потемкинские деревни львиная доля, злачное место, домоклов меч , пиррова победа.

-Фразеологизмы, являясь названиями предметов, признаков, действий, как и слова, воспроизводятся в речи в готовом виде. Фразеологизм в целом как отдельное слово имеет лексическое значение и этим отличается от словосочетания.

Например: почивать на лаврах - удовлетворяться достигнутым. Сплошь да рядом такие фразеологические единицы являются «двусмысленными»   ,т.е. помимо своего прямого значения имеют ярко выраженный иносказательный смысл.

Б).Объясним фразеологизм. (Учащиеся записывают в тетрадях)

МЫ ГОВОРИМ        А ПОНИМАЕМ

Как в воду опущенный        Имеющий унылый вид

И концы в воду        Скрыть все следы неблаговидного

дела
Как в воду кануть
        Бесследно пропасть, исчезнуть

Как с гуся вода        Ничем не проймешь, все нипочем

Как рыба в воде                В своей среде. Свободно, непринужденно.

В). Многозначные и однозначные фразеологизмы.

Тертый калач, стреляный воробей


в значении « опытный человек»

Подобрать фразеологизмы к словам: ничего не делать(Ответы: сидеть сложа руки,лежать на боку; сидеть у моря, ждать погоды; не ударить палец о палец; плевать в потолок; коптить небо; пальцем не шевельнуть; лежать на печи и т.д.).

Наказать. ( Ответы : всыпать перцу, дать березовой каши, нагреть спину, намылить шею, всыпать по первое число, прописать ижицу).

Бездельничать, попусту проводить время.

(Ответы: бить баклуши, гонять лодыря, валять дурака, гонять голубей, ловить мух; пень колотить да день проводить).

Г).Устная работа.

Задание: найти объяснение каждому фразеологическому обороту.

Клевать носом -Идти в ногу -Вставлять палки в колеса -Заячья душа -Заблудиться в трех соснах -Играть первую скрипку -.

Д). РАЗЛИЧИ.

Как и слова, фразеологизмы подразделяются на разговорные и книжные. - Сергей  Ильич мелким басом рассыпался перед покупателями, низко кланяясь и улыбаясь. -Да, злые языки страшнее пистолета.

-Народу было как сельдей в бочке, не вздохнешь, не протолкнешься. -Она улыбается редко, ей некогда лясы точить.

3. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Определите происхождение данных ниже фразеологизмов, заполните

Таблицу:

Фольклор        Мифология Древнего Мира        История

За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, провалиться в тартарары , казанская сирота, по щучьему велению, пиррова победа, ахиллесова пята, кричать во всю Ивановскую, Троянский конь, прометеев огонь, коломенская верста, искать жар - птицу, метать громы и молнии; молочные реки, кисельные берега; у разбитого корыта, вавилонское столпотворение, рожки да ножки, филькина грамота, Домоклов меч, поднять на щит.

4.Составить предложения с данными фразеологизмами.

Работа выполняется по вариантам. Каждый ученик составляет по три

предложения с данными фразеологизмами.

А). Голова. Вбить в голову, в первую голову, ломать голову, выкинуть из

головы, дать голову на отсечение, повесить голову, держать в голове, светлая голова, с головы до пят .

Рука. Из первых рук, правая рука, брать себя в руки, с легкой руки, махнуть рукой, ходить с протянутой рукой, набить руку, на скорую руку, попасть под горячую руку, рукой подать, прибрать к рукам, положа руку на сердце.

5,Устная работа.

Задание: образуй пословицу.

Положить ноги на стол (Посадили за стол , а он и ноги на стол).

Сидеть сложа руки ( Не сиди сложа руки ,так и не будет скуки).

Обобщение, Подведение результатов урока.

Домашнее задание: записать фразеологизмы со словами : глаза, лезть. Образовать пословицы: расхлебывать кашу, рыть другому яму, стреляный воробей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

методическая разработка к уроку иностранного языка Экскурсия по городу «Reise durch eine Stadt»(немецкий язык) Смирнова Светлана Валентиновна

Методическая разработка к уроку немецкого языка в 8 классе. Немецкий язык как второй язык- четвертый год обучения. Разработка урока обобщения по теме Город....

Методическая разработка урока по английскому языку «Образование и использование времен в английском языке» 10 класс

Урок по теме: «Образование и использование времен в английском языке» по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. «Счастливый английский. ру/ Happy English.ru» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обни...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине «Иностранный язык ОДБ.03» (английский язык)

Учебно – методическое пособие предназначено для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы учащихся, осваивающих общеобразовательную программу 10-11 классов по дисциплине «Иностранн...

Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс

Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...