Интегрированный урок (русский язык+литература)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.rar | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Шаблий
Наталья
Владимировна
МБОУ СОШ №4
Учитель русского языка и литературы
Тема: Сложные предложения и …степь в произведениях донских писателей.
Класс: 9
Тип: урок повторения и обобщения материала
Оборудование: карточки: словарная работа, раздаточный материал для работы с текстом, тексты из произведений М.Шолохова, В.Закруткина.
Цели:
Образовательные:
Повторить и систематизировать знания:
- об изобразительных и выразительных средствах языка и речи
- о сложноподчиненном предложении как единице синтаксиса
Развивающие:
- развивать быстроту и точность зрительного восприятия печатного текста
- развивать произвольное внимание
- способствовать развитию зрительной памяти, логическому мышлению
- развивать письменную и устную связную речь
- учить контролировать правильность грамматического строя речи
Воспитательные:
- учить видеть прекрасное
- прививать интерес к урокам литературы
- развивать коммуникативные навыки работы в малой группе
- воспитывать любовь к родному краю
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы, цели урока
В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля,
Очаровала ты меня навеки,
Моя донщина, родина моя.
И.Федоров
У нас сегодня необычный урок, потому что я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по нашей донской земле. Сегодня на уроке вы узнаете, что представлял собой донской край в прошлом, полюбуетесь неповторимыми пейзажами нашей области. А чтобы путешествие состоялось, вы должны правильно выполнять все задания и быть внимательными. Итак, в путь!
В качестве эпиграфа я взяла слова поэта И.Федорова.
II. Лингвистическая разминка. Работа с эпиграфом.
- Выразительное чтение эпиграфа
-Скажите, о чем это стихотворение, какую основную мысль хотел донести до нас автор?
-Охарактеризуйте данное предложение
- Всмотритесь в эпиграф, назовите все виды орфограмм
III. Актуализация знаний.
- Слово учителя.
Урок мы начали со строк донского поэта И.Федорова, а продолжим свою работу по теме:
«Сложное предложение», опираясь на творчество эамечательных донских писателей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Донская земля! Почти на 500 км. протянулась она с севера на юг и с запада на восток. Это и бескрайние поля, покрытые волнами золотой пшеницы, и чуть блеклое, насыщенное зноем, небо, и спокойная гладь небольшой реки, в которую смотрятся кустарники и деревья, и серебряная ширь Дона, и выжженные солнцем равнины. Посмотрите, как точно подметил художник красоту донской земли. Неповторима в своем многообразии гамма красок, необычайно ощущение простора. Эта красота вдохновляла не только мастеров кисти, но и художников слова.
Дон… Земля донская… донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, образы Ермака и Платова, Разина и многих других дончан, прославивших Дон и Россию своими делами.
- Назовите известных в стране и мире писателей и поэтов донской земли.
Донская земля всегда была богатой на литературные таланты. На ней родились, жили, учились или работали такие известные в стране и мире писатели, как Александр Серафимович, Александр Фадеев, Анатолий Калинин, Александр Солженицын, Виталий Закруткин, Михаил Шолохов поэт Николай Доризо и многие другие.
Великим сыном Донской земли, безусловно, можно считать Михаила Александровича Шолохова. «Я родился на Дону, рос там, формировался как человек и писатель, писал Шолохов. - И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края… Святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.»
Наш донской край необыкновенно красив своими бескрайними ковыльными степями.
Перелистывая страницы «Тихого Дона», испытываем и печаль, и радость, и ненависть, и , конечно, любовь. Трепетную любовь к своему донскому краю.
IV. Работа с текстом.
1. Текст №1
Послушайте отрывок из «Тихого Дона»:
«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов.На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу…Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донской, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»
- Укажите способ образования слова ПО-СЫНОВЬИ
- Укажите тип подчинительной связи в словосочетании НИЗКО КЛАНЯЮСЬ
- Найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством
- Укажите назывные предложения
- Найдите сложносочиненное предложение, произведите синтаксический разбор, начертите схему.
2. Текст №2 Не остался равнодушным к донским степям и Виталий Закруткин: « Больше всего я люблю родную землю с ее полями, лесами, реками, люблю мудрый, добрый народ наш, его чаровной, несравненный по красоте и силе язык»
Еще французский философ Декарт говорил: «Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений»
- Все ли слова писателя вам понятны?
- Выпишите из толкового словаря значение слова ЧАРОВНОЙ
3.Лингвистический эксперимент. Текст №3.
1) Мы проведем небольшой лигвистический эксперимент: вам необходимо восстановить фрагмент из произведения Закруткина «О неувядаемом», вставив вместо точек пропущенные прилагательные.
Обдонье. …зори над … , … рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. …мережа виноградников на … правобережье в низинах. … разнотравье … займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. … стерня убранных полей, на которых маячат … скирды.
Для учителя. Обдонье. Утренние зори над тихой , спокойной рекой. Просмоленные рыбацкие баркасы у песчаных закосов. Окаймленные вербовой порослью ерики. Зеленая мережа виноградников на крутом правобережье в низинах. Густое разнотравье широких займищ, набитые колесами дороги-летники с бурьяном по обочинам. Желтовато-бурая стерня убранных полей, на которых маячат высоченные скирды.
- Охарактеризуйте первое и второе предложения
- Какова роль односоставных предложений в произведениях Закруткина?
4. Цифровой диктант. Текст №4
- Выберите из отрывка рассказа Закруткина «Млечный путь», который я прочитаю, СПП с придаточным определительным, запишите номер(а) этих предложений.
1.В степи стояла та глухая тишина, какая бывает только вдали от больших городов и от железной дороги. 2.Эта степная тишина не была мертвым безмолвием – ночная степь жила своей жизнью.3.Но в ней не было того невнятного, бесконечного гула, который в городе не прекращается ни днем ни ночью.4.Общая тишина ночи только подчеркивала и оттеняли немногие звуки в степи. <…> 5.Степь лежала тихая, окутанная сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды. (1,3,5)
ФИЗМИНУТКА (для глаз)
-Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесную картину степи осенью.
5. Орфографическая работа в парах
Описания степи являются благодатным материалом для того, чтобы повторить орфографию на уроке русского языка.
В ст..пи ст..яла та глухая тиш..на, какая быва..т только (в)дали от больших городов и от ж..лезной дороги. Эта ст..пная тиш..на (не) была мертвым бе..молвием – ноч(?)ная степь жила своей жизнью. Но в ней (не) было того (не)внятного, бе..конеч(?)ного гула, который в городе (не)прекращ..ется(н..) днем (н..) ночью. Общая тиш.на ночи только по..черкивала и оттеняли (не)многие звуки в степи. <…> Степь лежала тихая, окута(нн./н)ая сумраком августовской ночи, и над степью сияло высокое темное небо, на котором мерцали звезды.
Выполнить проверку по экрану.
-Кто не допустил ни одной ошибки при заполнении пропусков?
- В какие словах были допущены ошибки?
- Какие вопросы по правописанию остались?
V. Творческая работа
Я предлагаю вам следующее задание. Оно имеет важное значение, потому что вам скоро сдавать экзамен, а там, как вы помните, есть задание , которое вызывает большое затруднение. Следующее задание – еще один шаг к успешной сдаче экзамена.
Задание. Напишите сочинение-миниатюру, отталкиваясь от словосочетания «малая родина»
VI. Исследовательская работа
-Завершающим заданием будет задание не менее интересное, чем предыдущее.
Я предлагаю определить авторство отрывков.
1) Степь на многие версты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа. (Шолохов)
2)А за Доном, все дальше на юго-восток, - неоглядная, бездорожная, испещренная солонцовыми западинами степь. В степи горьковатый душок прогретой солнцем полыни, колыхание ковыля, темные накрапы жесткой верблюжьей колючки. (Закруткин)
VII. Подведение итогов урока.
- Какую задачу мы ставили в начале урока?
- Удалось ли ее выполнить?
- Как литературный материал помог повторить сведения о сложноподчиненных предложениях?
VIII. Рефлексия
- Какими словами описали бы вы свое состояние после урока?
« Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли».
« Ах, как я устал от этой суеты…».
« Готовиться к ЕГЭ не так-то просто».
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».
Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...
Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".
Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...
Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"
Урок развития речи в 9 классе посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин", одному из ярчайших исполнителей партии Ленского Сергею Яковлевичу Лемешеву, учит писать сочинение в жанре эс...
Интегрированный урок русского языка, литературы и музыки "Поклонник славы и свободы"
Урок посвящён истории создания оперы Чайковского "Евгений Онегин" и одному из лучших исполнителей партии Ленского С.Я. Лемешеву...
Интегрированный урок русского языка, литературы, истории "Веков связующая нить"
Материал, используемый на данном уроке помог ввести понятие "мифологизм", сравнить его с понятием "фразеологизм", повторить факты из истории Древней Греции, выполнить упражнения по синтаксису и...
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...
Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)
Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно исследовать печатную информацию (тексты разных с...