Использование игровых приёмов при изучении темы «Животные весной»
методическая разработка по естествознанию

Марина Леонидовна Машкина

Игровые приёмы при изучении темы «Животные весной»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_priyomov_pri_izuchenii_temy.docx21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых приёмов при изучении темы

«Животные весной»

Игровые технологии – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая технология – это игра по форме и учение по содержанию. Использование игровых технологий достаточно часто практикуется в дополнительном образовании, поскольку игровые технологии помогают привлечь внимание обучающихся к изучаемому материалу. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов, выступающих как средство побуждения, мотивирования к образовательной деятельности. После уроков в школе, занятие в объединении естественнонаучной направленности будет восприниматься как дополнительный урок, если не будут использоваться игровые приёмы и методы. Рассмотрим игровые приёмы, которые можно использовать при изучении такой темы как «Животные весной». Занятие проводится для детей младшего школьного возраста.

Игровое задание «Что за птица, что за зверь»

Обучающиеся выбирают картинку и мимикой, движениями (без слов) показывают животное.

Игровое задание «Отгадай загадку»

Дети отгадывают загадки про зверей и птиц: 

Прыгает ловко, любит морковку.

(Заяц)

То рыжая, то серая,

А названьем — белая.

(Белка)

Ползун ползет, иголки везет.

(Ёж)

Кто зимой холодной ходит злой голодный?

(Волк)

Днём спит. Ночью летает. Прохожих пугает.

(Сова)

Кто на ёлке на суку счёт ведёт: ку-ку, ку-ку?

(Кукушка)

Спереди шильце, а сзади вильце?

(Ласточка)

Для этого задания лучше использовать русские народные загадки.

Народная игра «Что за птица к нам прилетела»

Ход игры.

Игра начинается с назначения водящего, который загадывает, что за птица прилетела. Свои загадки он произносит нараспев, а все хором повторяют определенные слова. Например, водящий так описывает журавля:

Есть у меня птица

Вот такая, вот такая!

показывает руками, какой величины у него птица.

Все играющие говорят:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Водящий:

Крылья у птицы

Вот такие, вот такие! -

показывает, широко раскинув руки, какие большие крылья у птицы.

Все играющие:

Летит, летит птица,

К нам летит!

Ведущий:  

Клюв у этой птицы

Вот такой, вот такой!

Но водящий еще не уверен, что дети узнали птицу. Он объясняет, где живет птица, чем питается и т.д., и заканчивает вопросом: «Что за птица к нам прилетала?». На вопрос отвечает кто-нибудь один (на кого укажет водящий). Если ребенок ответил правильно, дети говорят: «Вот какая птица к нам прилетела!»  Ребёнок, который дал правильный ответ, становится водящим. Если же ответ ребенка неправильный, водящий ему говорит: «Не такая птица к нам прилетела». Затем он обращается к другому играющему и повторяет вопрос. Названный водящим может отгадывать только один раз.

Новый водящий описывает другую птицу, у которой есть особые приметы: орла, ласточку, дятла, ворону, лебедя, сову.

По аналогии можно провести игру «Что за зверь бежит».

Словесная игра на внимание: «Прилетели птицы»

Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками.

Прилетели птицы:

голуби, синицы, мухи и стрижи...

голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...

голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки,

даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы... Все вы молодцы!

Игровое задание: «Подскажи словечко»

Голубь – (воркует)

Утка – (крякает)

Гусь – (гогочет)

Соловей - (свищет)

Филин – (ухает)

Журавль – (курлычет)

Сорока – (стрекочет)

Ворон – (каркает)

Воробей – (чирикает)

Синица – (пищит)

Волк - (воет)

Кукушка – (кукует)

Лиса – (тявкает)

Косуля – (лает)

Рысь – (мяукает)

Ёж – (фыркает)

Байбак – (свистит)

Кабан – (хрюкает)

Медведь – (ревёт)

Игровая викторина.

Ответь на вопросы:

• Какие птицы зимуют в наших краях?

(Ворона, воробей, сорока, дятел, синица, сова.)

• Какие птицы прилетают к нам с севера?

(Снегирь, свиристель.)

• Какие птицы улетают зимовать в теплые края?

(Журавль, лебедь, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

• Зачем журавлю длинные ноги?

Зачем клесту крестообразный клюв?

• Какая птица охотится ночью?

• У какой птицы зимой появляются птенцы?

• Какую птицу называют самым лучшим певцом?

• Какую птицу называют «ледоломкой»?

• Какую птицу называют «лесной газетой»?

• Птенцы каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

• Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

• Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?

• Какие птицы танцуют весной?

Закончи предложения

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Клест нарядный, а воробей…

Синицы высиживают птенцов летом, а клест…

Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)

Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)

Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)

Почему в народе говорится:

• Лес без птицы и птицы без леса не живут.

• Знает птица, что без Родины не годится.

• Всякая птица своим пером гордится.

• Всякая птица по-своему поет.

• Всякая птица своим клювом сыта.

• У каждой пташки — свои замашки.

• Воробей сразу на взлет, а грачу разбег нужен.

• Вороне соколом не быть.

• Вороненку гнездо — родимая хата.

• Мала синичка, да коготок остер.

• Немного синица ест, пьет, да весело живет.

• Сорока без причины не стрекочет.

• Сорока весть на хвосте принесла.

• Пируют в ночи совы да сычи.

• Воробьи под кровлю, а совы на ловлю.

• Кабы куст был не мил, соловей гнезда не вил.

• Соловей берет пением, а человек— умением.

• Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает.

• Кукушка кукует, по дому горюет.

• Сколько кукушка ни кукуй, а к зиме улетать.

• Лебедь по поднебесью, мотылек над землей — всякому свой путь.

• Полетели лебеди, понесли на крыльях зимушку.

• Грудь лебединая, походка павлиная.

• Журавль прилетел и тепло при нес.

• Журавль высоко летает, а от реки не отлетает.

Четвёртый лишний.

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:

• медведь, дятел, лось, барсук;

• сорока, скворец, курица, журавль;

• ворона, синица, воробей, соловей;

• синица, скворец, трясогузка, утка;

• сова, снегирь, дятел, сорока;

• воробей, соловей, ворона, кукушка

(не вьет гнезда);

• сорока, синица, клест,

(появляются зимой птенцы)

Подобные игровые задания можно давать детям по ходу изучения материала занятия, либо уже в качестве закрепления изученного. В конце занятия можно провести с детьми подвижные игры, такие как «У медведя во бору», «Совушка – сова» и др.

Таким образом, игра, как метод обучения, не теряет своей актуальности в любом возрасте и позволяет лучше запоминать изучаемый материал.

Список использованных источников:

1.Горьканова А.Н. Перелетные и зимующие птицы России: тематический словарь в картинках - М.: Изд. Школьная пресса, 2008. – С.32
2.Попова Т.И. Мир вокруг нас: учебное издание - М.: Linka - Press, 1998. - С.187


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Эффективность использования игровых приёмов на уроках английского языка в младших классах

Игра- не просто вид деятельности детей младшего школьного возраста. Это ещё и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуации для естественного выражения мысли. Игр...

Эффективность использования игровых приёмов на уроках английского языка в младших классах

Игра- не просто вид деятельности детей младшего школьного возраста. Это ещё и единственный способ создания в искусственной языковой среде ситуации для естественного выражения мысли. Игр...

Использование игровых приёмов при автоматизации согласных звуков у младших школьников

Автоматизация звуков – один из рутинных, утомительных, порой сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы в арсенале логопедов должно быть достаточно большое ко...

Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием.

Данный способ даёт больше эффекта при запоминании словарных слов, разнообразие, делает урок более интересным и привлекательным. Мнемонические приёмы, загадки, шуточные вопросы, кроссворды, шарады, реб...

Статья "Использование игровых приёмов при изучении азбуки оригами"

Включение в ход занятия игровых приёмов и ситуаций помогает провести это занятие интересно и увлекательно.В статье автор делится своим  педагогическим опытом использования игровых приёмов при изу...