Статья "Использование активных методов на уроке иностранного языка"
статья
Активные методы и их роль в обучении. Преимущество использования игровых методов при изучении иностранного языка.
Формирование лексических навыков обучающихся посредством метода игровых технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 35.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Зыковская основная общеобразовательная школа
Венгеровского района Новосибирской области
Учитель немецкого языка Козлова Анна Петровна
Статья
Использование активных методов на уроке иностранного языка
1. Активные методы и их роль в обучении
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование учебной деятельности и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда [1, с.9].
Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
- Нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок (эпиграф, костюмированное появление, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма), выяснения целей, ожиданий, опасений.
- Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.
- Организации релаксации и подведения итогов.
4. Презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.
5. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем.
6. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».
7. Элементы-«изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы).
8. Реализация личностно ориентированного и индивидуально — дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей.
9. Нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.
10. Игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
2. Преимущество использования игровых методов при изучении иностранного языка
Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, справедливо обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, а ребенка в особенности.
По определению М. Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации [17, с.31].
Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развития навыков и умений всех видов деятельности. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Л. С. Выгодский еще в двадцатых годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Он подчеркнул, что игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра – характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Игра по своей природе очень близка к реальным жизненным ситуациям, а иногда и неотделима от них.
Применение игры способствует коммуникативно-деятельному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому максимально эффективно использовать учебное время.
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии общеучебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком.
2) Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся фразы-клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой и в сказочный мир.
4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5) Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объёмов информации.
7) Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств, на активизацию резервных возможностей личности.
Требования к игре как к приему обучения:
Обязательное осознание детьми игрового результата. Таким результатом может быть создание при помощи слов необычных комических или фантастических образов: летающие предметы, говорящие звери и т.п.
Осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата.
Возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребёнком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры.
Безусловно, не нужно забывать, что игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определённых задач обучения на данном этапе - от самых мелких речевых навыков до умения вести самостоятельный разговор.
Требования к игре как способу достижения задач обучения:
Необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируются в данной игре, что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если в игре ребенок повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых умений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание или текст или только фразу, тогда ребёнок приобретает новые навыки;
Игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы даже крошечного. Не обязательно давать детям правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
1) обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
2) познавательные, воспитательные, развивающие;
3) репродуктивные, продуктивные, творческие;
4)коммуникативные, диагностические.
Игры могут быть и специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими. Также на уроке иностранного языка могут использоваться следующие группы игр:
1 группа - предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.
2 группа - творческие игры, сюжетно-ролевые игры. Данные игры делятся на ролевые и симуляции (воображаемые ситуации). В ролевой игре о каждой роли дается четкая информация и определенная ролевая позиция, а в симуляции дается задача, которую необходимо решить, что напоминает опыт из собственной жизни. Ситуация может быть и не совсем реальной, однако передается не ролевое, а собственное отношение к проблеме.
3 группа - интеллектуальные игры (конкурсы загадок, викторины). Активизируют познавательную деятельность школьника, имеют проблемный характер решения задач.
4 группа - технические, конструкторские игры.
5 группа - дидактические игры. Игры с готовыми правилами, которые служат для решения учебных задач. В эту группу входят собственно лингвистические игры, в которые играют на уроках иностранного языка. Лингвистические игры по количеству участников подразделяются на индивидуальные, парные и групповые. При этом к индивидуальным относят кроссворды, анаграммы, а к парным и групповым - игры типа бинго, совмещение аналогичных картинок и их нахождение с помощью вопросов, диктант «в картинках».
3. Формирование лексических навыков обучающихся посредством метода игровых технологий
Одним из основных условий успешности формирования лексического навыка является выполнение упражнений с ограниченным количеством трудностей. Данные упражнения могут принимать форму игровых упражнений или ситуаций, которые сделают процесс изучения лексики интересным занятием.
Традиционные лексические игры давно уже используются многими учителями немецкого языка, расценивающими их, как эффективный способ введения и отработки новой лексики на младшей ступени обучения.
На этапе семантизации лексических единиц равнозначно применимы как вербальные, так и невербальные способы.
При введении лексики по теме «Животные» можно применять визуализацию и звуковую наглядность. Дети попадают в зоопарк. Каждое животное издаёт звук. Дети отгадывают, кто сидит в клетке, затем предъявляется рисунок животного.
При изучении прилагательных, глаголов используем игры «Найди синонимы», «Найди антонимы».
Больше возможностей применения игры имеется при первичном закреплении лексики и её развитии.
Игра «Nenne mal» («Назови-ка») помогает закрепить числительные, названия дней недели, названия месяцев, времен года, букв алфавита и т.д. В игре «ABC» («Алфавит») необходимо на скорость собрать как можно больше слов, составив их из разбросанных букв алфавита в правильном порядке. Также в процессе игры необходимо верно прочитать получившиеся слова, перевести их или постараться догадаться об их значении. Существует ещё несколько вариаций подобной игры, например, составить слова не из букв алфавита, а из слогов, либо поставить такую задачу: «Wie wird es weiter?», которую учащиеся должны решить, если правильно соединят начало и конец предложений, содержащих изученную лексику.
В игре «Bauen wir ein Haus» («Давайте построим домик необходимо построить красивые яркие домики для трёх поросят. Ученики по очереди укладывают “кирпичики” (кубики) при этом, называя их цвета. Эту игру можно использовать также и при изучении времен года, названий месяцев, дней недели, частей суток и т.д.
В игре «Finde den Fehler» («Найди ошибку») нужно помочь художнику. Художнику дали прослушать текст, чтобы он потом нарисовал картину о тех предметах, о которых услышал. Но художник был невнимателен и наделал много ошибок в подписях под нарисованными предметами. Дети прослушивают текст исправляют ошибки. В ходе этой игры параллельно отрабатываются лексические и орфографические навыки.
Лексические игры помогают запомнить лексические единицы, тренируют учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развивают речевую реакцию учащихся, знакомят их с сочетаемостью слов, то есть способствуют формированию прочных лексических навыков.
Игра «Ja oder nein» («Да или нет») помогает автоматизировать в речи детей знакомые лексические единицы, развивать быстроту реакции на звучащее слово, обозначающее продукты питания, школьные принадлежности, предметы мебели, названия животных и т.д. Водящий называет любое слово по-немецки, бросает мяч кому-либо из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит “Ja” (если данное слово подходит к обозначенной тематике) или “Nein” (в другом случае). Данная игра хороша тем, что она не только автоматизирует изученные лексические единицы, но и систематизирует их, так как подобрана в рамках одной тематики и её можно применять в любом классе начальной школы.
Итак, ключевым звеном формирования лексических навыков является тренировка и создание прочных и гибких лексических связей. Овладение лексическим материалом требует от учащихся многократного его повторения, что утомляет своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Поэтому применение игрового метода обучения способствует выполнению задач по обучению иноязычной лексике.
Необходимо учитывать, что у учащихся начальной школы еще недостаточно развито произвольное внимание и такие виды памяти, как эмоционально − образная, ассоциативная и кинестетическая (моторная). Данные виды памяти активизируются с помощью ролевых игр, иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования.
Игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет сделать коммуникативноценными практически любые языковые единицы.
Игра всегда предполагает принятие решения − как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего − увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий − всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения: оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками − эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования, могут быть использованы на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.
Игра помогает общению, может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценки поступков, развитию памяти, восприятия, мышления, воображения, эмоций и таких качеств, как коллективизм, дисциплинированность, активность, наблюдательность и внимательность.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что процесс обучения лексике на начальном этапе является одним из основополагающих процессов при обучении иностранному языку, причем основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации. Сущность лексического навыка можно определить как: способность мгновенно вызывать из долговременной памяти эталон слова в зависимости от конкретной речевой задачи; включать его в речевую цепь. Применительно к иностранному языку можно сказать, что навык – это действие, которое автоматизируется в результате многократных повторений, которое совершается без участия сознания, т.е. автоматически, упрочнившийся благодаря упражнениям способ действия.
Проанализировав возможности использования игр как средства формирования лексических навыков учащихся на младшей ступени обучения на уроках иностранного языка, можно сделать выводы:
На начальном уровне обучения иностранному языку основной упор делается на развитии понимания у детей разговорной речи и закладываются основы произношения: распознавание и употребление простых слов, что происходит во время игры.
При планировании презентации лексического материала необходимо, в первую очередь, принимать во внимание психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность. Использование игровых методов на уроках иностранного языка в начальной школе соответствует познавательным потребностям учащихся данного возраста.
Игровые формы и приемы очень разнообразны и могут быть использованы на каждом этапе работы с лексикой и на каждом уроке иностранного языка, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения. Если лексические задания увлекательны и интересны, например, представлены в виде игр и игровых моментов, то они хорошо запоминаются, и у детей появляется чувство определенного достижения, развивающее мотивацию к дальнейшему обучению.
Список использованных источников и литературы
1. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
2. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.».-М.:Русский язык, 1988, -124с.
3. Бим И. Л. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 2 класса общеобразовательных учреждений/ И.Л. Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова; 3-е издание.– М.: Просвещение, 2007. – 104 с.
4. Бим, И. Л., Немецкий язык. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 3 кл. общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова; 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 94 с.
5. Бим, И. Л., Немецкий язык. Первые шаги: Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 4 кл. общеобразовательных учреждений/И.Л.Бим, Л.И. Рыжова, Л.В. Садомова, О.В. Каплина; 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 95 с.
6. Вовчек Т.Т. Использование рифмовок для закрепления лексических единиц на уроках немецкого языка в начальной школе. Текст. / Т.Т.Вовчек: статья в журнале «Начальная школа» №7 за 2010г.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 2т. – М., 1982. – Т2. –357 с.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2004.-134 с.
.
9. Зимняя И.Я. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя – М.: Просвещение, 1985. – 230 с.
10. Зимняя И.Я. Психология обучения иностранным языкам в школе.-М.:Просвещение,1991.-222 с.
11. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку.-СПб.:Каро, 2006.-192 с.
12. Кривобокова И.Я. Некоторые приемы работы над лексикой.// ИЯШ/ 1990. №2 – 98 с.
13. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учеб пособие для студ. пед. колледжей./ Под. ред. В.М.Филатова.-Серия профессиональное образование.-Ростов –н/Д, 2004.-124 с.
14. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.: Просвещение, 1991. –223 с.
15. Ростовцева В.М. Использование ситуаций при презентации лексики/ / ИЯШ. 1990. №4 – 98 с.
16. Столяр М.Е. Некоторые приемы закрепления лексики//ИЯШ. 1992. №4. –98с
17. Стронин М.Ф. Обучающие игры на английском языке. – М., 1984. – 124 с.
18. Формирование лексических навыков: учеб. пособие/ Под. Ред. Е.И.Пассова, Е.С.Кузнецовой.-Воронеж.: Альтернатива, 2002.-142 с.
19. Шмалов С.А. Игры для учащихся-феномен культуры.-М.: Новая школа, 1994.-117 с.
20. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Просвещение,1974. – 232с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Данная методика направлена на личностно - ориентированный подход к ученику, помогая каждому расти настолько, насколько он способен. Методика предполагает широкое внедрение игровых и интерактивных техн...
Тема самообразования "Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка через использование ИКТ"
Каждый учитель должен интересоваться актуальными вопросами современного преподавания. Методика преподавания иностранного языка в настоящее время богата разнообразием форм, методов, приемов обучения. Т...
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности
Обобщение педагогического опыта – Развитие познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной деятельности...
Игровые методы как средство стимулирования познавательной активности учащихся на уроках иностранного языка
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Можно сказать, что техн...
Развитие творческой активности детей на уроках иностранного языка
Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся....
Активные методы в преподавании иностранных языков
Активные методы в преподавании иностранных языков. Использование активных форм урока для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Презентации выступления на РМО учителей иностранных языков...