Урок систематизации знаний в 5 классе по теме "Лексика"
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Урок систематизации знаний в 5 классе по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_po_teme_leksika.doc | 610.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района
« Есеновичская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 5 классе
по теме «ЛЕКСИКА»
Учитель русского языка и литературы
Мешкова Марина Анатольевна
2013 год
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Анатоль Франс.
Эпиграфы к уроку:
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Анатоль Франс.
«Определите точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений».
Декарт.
Цели урока:
1. Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Лексика»
( о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, исконно – русских и иноязычных словах );
2. Совершенствовать навыки работы со словарями;
3. Воспитывать интерес к книге.
- Организационный момент.
- Представление, готовность к уроку, настрой класса на игру
- Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь
- Проверка домашнего задания.
- Ребята, какую роль играют словари в жизни человека? Для чего они нужны?
1 ученик. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игра света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет звуков красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К.Г.Паустовский.
- Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать все то, о чем пишет К. Г. Паустовский?
Варианты ответов учащихся
- Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Где же «живут» все эти слова?
( В словарях )
- Как расположены слова в словарях?
( В алфавитном порядке ).
Игра «Дежурная буква».
В течение двух минут учащиеся записывают слова на указанную букву. Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.
- Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
Запишите эпиграф в тетрадь.
ВОПРОСЫ:
- Какие словари русского языка вам известны?
- К каким словарям вы обращаетесь чаще всего?
- В каких случаях словари приходят к вам на помощь?
2 ученик. Если мы хотим узнать о разных странах, государствах, представителях культуры, искусства, если нас интересуют явления природы, нам хочется больше знать о планетах, истории цивилизаций – мы обращаемся к энциклопедическим словарям.
Если надо выяснить какую-нибудь информацию, связанную со словом (как пишется, как произносится слово, откуда оно произошло, какие значения имеет, какие слова имеют похожие значения, а какие слова имеют противоположные значения, каков морфемный состав слова) – мы воспользуемся лингвистическими словарями.
Учитель. Какие лингвистические словари вы знаете? (Учащиеся называют).
III. Знакомство со словарями
Учитель. К нам в гости пришли словари, но по дороге они потеряли свои обложки. Догадайтесь, о каком словаре пойдет речь?
- ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки».
- СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ.
«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».
- ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ.
«В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Черкидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами, биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы, фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур».
- СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ.
«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну всё, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».
- Конкурс рисунков.
Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки для словарей. Словари сами выбирают себе обложки, определяя победителей.
- Работа словарей с классом.
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
- Я словарь иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Задание 1: Заменить словосочетания одним словом.
- Торжественный смотр физкультурников или военнослужащих на Красной площади. (Парад)
- В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель. (Тир)
- Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочие как депутата. (Мандат)
Задание 2. Найдите в словарях иностранных словслова немецкого, английского, французского и греческого языков. Дайте толкование этих слов. (Работа в парах)
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
- Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. д.
В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания.
Задание 1.
Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос, как говорят о…
- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит).
- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться).
- человеке, который пришел не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла).
- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится).
Задание 2. Подберите фразеологизмы к словосочетаниям и словам:
- усердно трудиться (работать с огоньком, во все лопаться, засучив рукава);
- много (хоть пруд пруди, видимо-невидимо);
- мало (кот наплакал, всего ничего);
Задание 3. Подберите синомичные фразеологизмы:
- кот наплакал – с гулькин нос;
- как сельдей в бочке – яблоку негде упасть;
- во весь дух – на всех парусах;
- рукой подать – в двух шагах;
Задание 4. Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименование частей тела:
- голова, ноги, глаза, нос, уши -
Толковый словарь
(рассказывает о себе)
Я – толковый словарь. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете! Зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:
Задание 1. Объясните значение слова стол в каждом предложении.
- Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь посидишь.
- Почти все девушки жили в одной квартире, имели общий стол.
- Анна Ивановна работает в паспортном столе.
Задание 2. А теперь определите, какие значения имеет слово голова.
- Колхоз продал государству сто голов скота.
- Вдали показалась голова пахотной колонны.
- Он в неравном бою сложил голову свою.
- От бессонницы у него разболелась голова.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ
- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова.
Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.
Игра «Переводчик».
Задание: кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
- Доктор прописал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела тропинки.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
- Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
- Итог урока.
- Чему был посвящен наш урок?
- С какими словарями встречались мы сегодня?
- Какие еще словари вы знаете?
- К каким словарям мы обращались чаще всего? Почему?
- В каких случаях словари приходят к нам на помощь?
Домашнее задание:
Сказка о Пете.
Жил-был Петя. Был он ленивый, грубый, драчливый и очень безответственный. Не любил Петя учить уроки и всегда говорил: «Я и без грамоты проживу.» Тетради у него были грязные, учебники рваные. Вот какой плохой был ученик.
Однажды ночью Петя проснулся и услышал какие-то голоса. Он испугался и спрятался под одеяло, но ему стало очень любопытно и он стал прислушиваться. Очень скоро мальчик понял, что это разговаривают на книжной полки словари:
- Нужно ему помочь, – говорит толковый словарь.
- А как это сделать, – спрашивает словарь иностранных слов.
- Нужно взять его на буксир, – говорит фразеологический словарь.
- Как это, – изумился словарь синонимов.
- Будем с ним заниматься, – решил орфографический словарь.
- А я исправлю его характеристику, – пообещал словарь антонимов.
Ребята, а вы сами постарайтесь придумать и объяснить как помогли Пете словари?
Начало сочинения будет заключением, но некоторые слова нужно заменить антонимами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"
Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы учащихся. К уроку разработана презентация...
10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Частицы»
Цели урока: Систематизировать знания учащихся о частицах; обобщить материал, изученный на уроках по теме «Разряды час...
Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»
Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....
Конспект открытого урока в 4 классе "А" «Урок обобщения и систематизации знаний по грамматической теме «Времена группы «Present»
Данный конспект урока можно использовать на занятиях английского языка для закрепления грамматики по теме "Времена группы "Present"....
Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).
Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...
Открытый урок в 9 классе ,урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Урок повторения ,систематизации знаний ,закрепления умений ао теме"Толерантность "...