самоуправление в детском коллективе
статья по русскому языку по теме
материал раскрывает вопрос о самоуправлении в детском коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoupravlenie_v_detskom_kollektive.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вершинина Наталья Александровна
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия имени Горького А.М.» Москаленского муниципального района Омской области
Организация самоуправления в детском коллективе
Произошли существенные изменения в процессе воспитания учащихся. Заметные коррективы внесены в систему управления и самоуправления жизнедеятельностью детских сообществ. Отказ от создания в учебных классах октябрятских звездочек, пионерских отрядов обусловил возникновение новой ситуации в организации самоуправления в классном коллективе.
Действующее в классе самоуправление говорит о сложившемся коллективе. Нет коллектива – нет самоуправления. Самоуправление – это не цель, а средство воспитания. Это высшая форма руководства детским коллективом. В самоуправлении главное - деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в классе, я опираюсь на следующие принципы:
- органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива;
- единое планирование;
- выборность органов самоуправления;
- участие всех учащихся в системе самоуправления;
- согласие (после принятия решения действует правило обязательного его выполнения всеми участниками процесса);
- все учащиеся входят в тот или иной орган.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Основной задачей в 5 классе считаю: найти у каждого ребенка сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед окружающими то хорошее, что в нем уже есть.
В середине сентября, когда дети адаптируются, организую выборы классного актива: мэра, заместителя мэра, отдела образования, отдела культуры, отдела печати, отдела спорта, отдела порядка, заранее подбирая кандидатуры ребят. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка.
При распределении поручений придерживаюсь правил:
- Каждому ребенку должно нравиться его поручение.
- Каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение.
- Каждый ребенок должен иметь поручение.
Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости.
При планировании отрядных дел, стараюсь действовать тактично, не подавляя инициативы детей. Вместе обсуждаем, кому можно поручить то или иное мероприятие, кто будет помогать, как конкретно и т.д. Важно, чтобы соблюдалась справедливость при распределении работ: менее умелых объединять с более умелыми. Важно, чтобы все вместе трудились, никто не был в стороне. Оценка результатов работы осуществляется самими детьми. Это отражается, например, в выпуске бюллетеня «Голос дежурного» по итогам дежурства в школе.
При обсуждении итогов работы и ее оценке внимание ребят обращаю не только на результат, но и на процесс выполнения, отношения между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.
Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления, которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.
В 5 классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы. Самоуправление создает пятикласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности. Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат.
Самоуправление ввожу постепенно: при ведении классных часов, советов отряда, праздников привлекаю постепенно мэра, заместителя и т. д., т. е. постепенно стараюсь «отходить» от дел, наблюдая со стороны, помогая в подготовке мероприятия, вовлекая пассивных ребят, чтобы не перегружать активных.
Стараюсь не влиять на решение ребят, пусть сами пройдут этот путь «проб и ошибок», принимая важное решение, пусть почувствуют, что их решение важно для класса, разумно, что учитель с ним согласен.
Главное в этот момент не навязывать своего мнения, не решать за детей, т. к. вся работа сведется к нулю. Ведь общие суждения, совместно принятые детьми решения сплачивают детский коллектив.
Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом.
Особое внимание ребят обращаю на то, как выполнить какое-либо поручение с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы. А это возможно в том случае, если воспитывать у учащихся высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, уважение мнения других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки.
Наш 5 «Б» класс - сплоченный дружный коллектив. Работая, дети вместе научились жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно- ориентированного воспитания учащихся.
Личностно- ориентированное образование и воспитание направлено на выращивание в каждом ученике развитой самостоятельной личности, при этом важным средством личностного развития ребенка является у него самодеятельности, т.е. способности к деятельности, совершаемой по внутреннему побуждению.
Именно самоуправление в детском коллективе позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель самоуправления в классом коллективе среднего звена школы
Презентация из опыта работы....
Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена.
Из опыта работы классного руководителя....
Модель самоуправления в классном коллективе
Презентация "Модель самоуправления в классном коллективе среднего звена"...
Пособие для педагогов "Самоуправление в детском коллективе"
Самоуправление – один из самых эффективных способов развития у ребенка лидерских качеств. Для реализации поставленных задач в лагере создаются органы самоуправления на уровне лагеря и отря...
организация ученического самоуправления в детском коллективе
В статье рассматриваются вопросы ученического самоуправления в детском коллективе, его цели, задачи, принципы деятельности и области приложения. Большое внимание уделяется роли классного руководителя ...