Диктанты для 5 класса
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Диктанты с грамматическими заданиями по русскому языку для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diktanty.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Диктанты. 5 класс.
Осень в лесу (начало года).
После тёплых дней лета наступает золотая осень. На опушке леса можно найти подосиновики, розовые сыроежки, скользкие грузди. На старых пнях жмутся друг к другу опёнки. На лесных полянах краснеют гроздья рябины, а в моховых болотах на кочках появляются ягоды клюквы. На дне лесного ручья видна каждая травинка. Лёгкий ветерок гонит облачка по прозрачному небу. В тихие дни над землёй летает невесомая паутинка. Птицы готовятся к отлёту на юг. Покидают родной край дикие гуси и журавли. Далеко разносятся их голоса.
Лосёнок (октябрь).
Дело было в мае. Пошёл Витя вечером в лес. Погода была ненастная. Дул резкий ветер. Мальчик услышал в кустах журчание ручья и побежал к воде. Вдруг до него донёсся писк. Витя посмотрел по сторонам и увидел большую голову и длинные ноги. Да это же лосёнок! Лежит бедняжка мокрый, дрожит. Витя вытащил его на дорогу. Лосёнок за ним не идёт, упирается ножками. Мальчик погладил его по голове и повёл за собой.
Дома уложил его Витя в уголок и накрыл старой шубкой. Позже мальчик нашёл соску, накормил лосёнка вкусным молоком из бутылочки. Так и остался лосёнок жить у Вити до осени.
Задание.
- Разобрать по составу слова: вкусный, уголок, дрожит (1В), длинный, шубка, сидит (2В).
- Подобрать проверочные слова, выделить корни в словах: вкусный, лосёнок, шубка (1В), ненастный , бедняжка, осень (2 В).
- Подчеркнуть ГО в предложениях последнего абзаца.
В лесу (октябрь).
Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.
Мы входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прхладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушитсые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к даревне. Крутой подъём ведёт в гору. Та м конец нашего пути.
Задание.
- Определить род, число, падеж существительных: по дорожке, берегом, над лесом.
- Указать неопределённую форму и определить спряжение глаголов: сверкает, шагает, смотришь.
- Разобрать по составу слова: ближний, подъём, шагать.
Гусь лапчатый (ноябрь).
Над Камой летел косяк диких гусей. Блеснула в реке рыба, нырнул за ней гусь, запутался лапой в сетях. Крыльями по воде бьёт, а в небо подняться не может.
Утром рыбак с сыном Колей распутали сеть, принесли гуся домой. Скоро оно привык к людям и домашним птицам: курам, уткам.
Но вот с тёплыми дождями, с голубыми туманами снова пришла весна. Засвистели крыльями, затрубили над заливными лугами караваны перелётных птиц: гусей, лебедей, уток. Пролетали они и над домом Кольки.
Гусь – птица вольная. Затосковал он по своим братьям. Выгнул гусь шею, поднялся на окрепшие за зиму крылья и скрылся в голубом поднебесье.
Задание.
- Сделать синтаксический разбор предложения (Засвистели...), построить схему, дать характеристику.
- Подчеркнуть ГО в остальных предложениях 3 и 4 абзацев, построить схемы однородных членов.
Догадался (декабрь).
Поздней осенью медведь выбрал себе место для берлоги на холме в ельнике. Надрал мишка когтями узкие полоски еловой коры, снёс в яму. Он подгрыз ёлочки и накрыл ими берлогу, а потом залез под них и заснул.
Прошёл месяц. Нашли его берлогу лайки. Едва он успел от погони скрыться.
В лесу стояло дерево с разбитыми бурей ветками. Верхние ветви образовали ложе. Летом орёл натаскал сюда хвороста и мягкой подстилки, вывел орлят и улетел. В эту воздушную яму забрался медведь, которого потревожили зимой собаки. Мишка там спрятался так, что его берлогу нашли только весной.
Задание.
- Произвести морфологический разбор существительных: месяц, берлогу.
- Определить род, число, падеж всех имён существительных из первого абзаца.
- Разобрать по составу слова: подстилки, скрыться.
- Подобрать однокоренные слова к слову ель.
Дождь (декабрь).
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, появилось солнце.Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
Задание.
- Произвести синтаксический разбор предложения.(Редкие ...)
- Построить схемы предложений с прямой речью.
- Выделить ГО в сложном предложении (Река покрылась...) и построить схему, указав тип СП.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
математические диктанты 2 класс УМК ПНШ
математические диктанты 2 класс по УМК ПНШ...
математические диктанты 3 класс УМК ПНШ
математические диктанты 3 класс УМК ПНШ...
Графические диктанты, 6 класс
Графические диктанты представлены в види мини-презентаций. Разработаны по теме "Решение уравнений" ,6 класс. Даны три ГД: "Раскрытие скобок", "Подобные слагаемые", "Решение уравнений"....
Диктанты 6 класс Вспомогательное отделение
Диктанты для вспомогательного отделения....
Методическая разработка "Серия географических диктантов, 6 класс (Учебник: Дронов В.П. География. Землеведение / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2008.)".
Географические диктанты по учебнику 6 класса....