Урок русского языка в 5 классе "Повторение изученного в разделе "Морфология и орфография"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка по теме "Повторение изученного в разделе "Морфология и орфография" (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Повторение изученного в разделе «Морфология и орфография»
Цели: проверить и закрепить основные умения и навыки обучающихся по теме, формировать умения и навыки самостоятельной работы, совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, развивать творческие способности обучающихся, воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование: компьютерная презентация по теме, таблицы «Части речи», «Падежи», тесты.
Ход урока
- Организация обучающихся на работу.
- Проверка домашнего задания: словарный диктант (у доски и в тетрадях), тестирование (3 человека).
а) Словарный диктант.
Портрет, наречие, имя существительное, фамилия, вокзал, глагол, имя прилагательное, морфология, орфограмма, телефон, предлог, имя прилагательное, союз, частица, орфография, библиотека, местоимение.
б) Тестирование.
1. Что изучает морфология?
1) Звуки речи.
2)Буквы.
3) Слова как части речи.
4) Постановку знаков препинания.
2. Укажите самостоятельную часть речи.
1) Предлог.
2) Наречие.
3) Союз.
4) Частица.
3. Какая часть речи указывает на предметы, признаки, но не называет их?
1) Глагол.
2) предлог.
3) Наречие.
4) Местоимение.
4. Найдите «четвёртое лишнее».
1) Имя существительное.
2) Союз.
3) Предлог.
4) Частица.
5. В какой строке указаны только предлоги?
1) День, ночь, завтра.
2) Осень, холодный, но.
3) Из-за, над, из-под.
4) И, на, за.
в) Проверка словарных диктантов и тестов, выставление оценок.
III. Сообщение темы урока.
- В словарном диктанте подчеркните слова, обозначающие названия изученных нами разделов.
(Морфология, орфография).
- На сегодняшнем уроке мы будем повторять изученное в разделе «Морфология и орфография». (Слайд 1). Запишите тему урока в тетрадь.
IV. Работа по теме урока.
1.Фронтальная беседа по вопросам.
- Что такое «морфология»?
- Что такое «Орфография»?
(Слайд 2).
- На какие две группы делятся все части речи?
- Назовите самостоятельные части речи. ( Слайд 3).
- Назовите служебные части речи. (Слайд 4).
- Дайте определения всех изученных частей речи.
- Чем наречие отличается от остальных самостоятельных частей речи?
- Какие разряды местоимений мы изучили?
2. Морфемный разбор слов (упр. 166).
- Какие морфемы различаются в словах?
Разбор слов (у доски и в тетрадях):
старый, старушка, постарели.
- С чего начинаем морфемный разбор?
- Как вы назовёте разобранные слова? (Однокоренные, родственные).
- Всегда ли слова с одинаковым корнем являются родственными?
3. Нахождение корней в словах (упр. 167 – устно).
Горевать, пригорок, пригорюниться, огорчаться.
- Назовите кони в данных словах.
- Являются ли эти слова родственными?
- Какое слово здесь «лишнее»? (Пригорок).
4. Игра «Четвёртое лишнее» (упр. 169 - с/р).
- Найдите в каждой группе четвёртое «лишнее» слово. По какому признаку его можно признать лишним? Выпишите в тетрадь только «лишние» слова.
Проверка с/р. (Слайд 5).
( 1. Тетрадь, театр, темнота, телевизор.
2. Звёздный, опасный, вкусный, ужасный.
3.Суббота, шоссе, галерея, аппетит.)
5. Осложнённое списывание. Орфографический разбор (упр. 168).
- Запишите, вставляя недостающие буквы. Произведите орфографический разбор слов с пропусками букв.
6. Физкультминутка.
Палец большой – гусь молодой,
Указательный гуся поймал,
Средний палец гуся ощипал,
Этот палец печь топил,
Этот палец суп варил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда – в живот.
Вот!
7. Проверка с/ р. (Слайд 6).
Черёмуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная спадает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
8. Морфологический разбор (упр. 172).
- Мы вспомнили морфемный и орфографические разборы. А с каким видом разбора мы ещё знакомились при изучении темы?
- Прежде чем приступить к работе, повторим морфологические признаки частей речи. (Слайд 7).
( Имя существительное – род, склонение, число, падеж
Имя прилагательное – род, число, падеж
Глагол – спряжение, число, время, лицо или род )
9. Упражнение 176 ( у доски и в тетрадях).
- Обозначьте спряжения глаголов бороться, увидеть, ходить, растаять и запишите их в форме 3-го лица ед. и мн. числа.
( Бороться – борется, борются; увидеть – увидит, увидят; ходить – ходит, ходят; растаять – растает, растают).
10. Творческая работа (упр. 177).
- Замените выделенные существительные и прилагательные неопределёнными местоимениями.
- С помощью каких частиц образуются неопределённые местоимения?
- Как пишутся неопределённые местоимения?
( Человек (кто-то) вошёл комнату и сел на стул.
Пойдём–ка в лес (куда-нибудь).
В лодке сидели неизвестные (какие-то) люди.
Путники взяли с собой небольшой (кое-какой) багаж.)
11.Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
12. Конструирование предложений (упр. 180 – с комментированием).
- Когда же перед союзом и ставится запятая, а когда не ставится?
V. Итог урока, выставление оценок.
- Какую тему мы повторяли на уроке?
- Что такое морфология? Орфография?
- Назовите самостоятельные части речи.
- Назовите служебные части речи.
- Какие виды разбора повторили?
VI. Домашнее задание: упражнения 174 (устно), 175 (письменно), готовиться к контрольному диктанту. (Слайд 8).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...
Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)
Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.
Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....
Уроки русского языка в 11 классе по разделу" Морфология.Орфография."
Уроки русского языка в 11 классе составлены с учетом повторения по курсу "Морфология.Орфография". Задания составлены с учетом проверки ЗУН по орфографии,пунктуации....
Открытый урок русского языка в 7 классе на тему "Повторим орфографию и пунктуацию"
Повторение и систематизация - процесс трудоемкий. Данный урок - это опыт систематизации обширного объема знаний, полученных учащимися в 5-7 классах. Особое внимание на таких уроках каждый учитель, кон...
Презентация. "Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме: "Морфемика. Орфография".
Данная презентация преследует следующие цели: проверить уровень усвоения материала по теме; морфемный разбор. Показаны следуюшие виды работы на уроке: диктант-молчанка, отгадай загадку, вставить пропу...
Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"
Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...