Не с существительными
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Ознакомить учащихся с правилом правописания не с именами существительными и формировать навыки слитного и раздельного написания не с наречиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sushchestvitelnye_s_ne.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ОУ «Газопроводская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по русскому языку
НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
Подготовила и провела:
Утенкова Р.Е.,
учитель русского языка и литературы
Починки 2011
Дата проведения:
Класс: 6Б
Цель: Ознакомить учащихся с правилом правописания не с именами существительными и формировать навыки слитного и раздельного написания не с наречиями.
Задачи:
Образовательные:
- Отработать правило употребления “не” с существительными;
- сопоставить правило правописания не с другими частями речи;
- фонетический разбор слова.
Развивающие:
- расширять словарный запас учащихся за счет употребления в речи наречий;
- развивать быстроту реакции, аналитического мышления, внимания, речи и памяти.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению предмета, любовь к родной природе.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- материалы презентации,
- мультимедийный проектор,
- доска.
Ход урока
Слово – самое сильное оружие человека
I. Организационный момент: приветствие, запись числа.
II. Морфологический разбор имени существительного (2 учеников у доски, остальные в тетрадях)
Вариант 1. Забыл купить хлеба.
Вариант 2. Попросил дать денег взаймы.
III. Создание проблемной ситуации
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и прочитайте предложения.
На экране:
1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.
2. Ненастье задержало наш отъезд.
3. Не силой борются, а умением.
Учитель: А теперь попробуйте найти существительные, у которых есть что-то общее.
Молодцы! Действительно, это существительные «нерешительность», ненастье», «не силой», которых объединила частица «не». Но почему одни существительные написаны с «не» слитно, а другое раздельно? Мы пока еще не знаем. А теперь попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Правильно, тема нашего урока сегодня «Не с существительными»
IV. Сообщение цели и задач урока
V. Объяснение нового материала ( с использованием презентации)
VI. Закрепление нового материала
Работа по группам: (На экран выведен слайд)
Посмотрите на экран:
Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран,
Но страшный шторм его настиг,
И затонул он в тот же миг,
Но пассажиров капитан спас всех, конечно, спасся сам.
- На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам. (На экран выводятся слова)
Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.
Задание. 1-й вариант: выпишите слова, где НЕ часть корня, а 2-й – где НЕ приставка.
Физкультминутка.
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
VII. Закрепление нового материала
Работа по учебнику: упр. 237, 238, стр. 100; упр. 243, стр.102
Индивидуальная работа по карточкам (см. Приложение) (Проверка осуществляется всем классом с помощью презентации)
Самостоятельная работа: Текущий тест: первичная проверка усвоения материала по теме "Не" с существительными" (см. Приложение)
VII. Подведение итогов урока
Итак, ребята, наше время подходит к концу. Самостоятельно оцените свою работу на уроке. (хорошо, отлично и т.д.) Молодцы, а теперь скажите, с какой частью речи мы сегодня работали? Кончено, с существительным.
Ответы на вопросы: Что такое существительное? К каким частям речи относится существительное? Когда «не» с существительным пишется раздельно, а когда слитно?
VIII. Выставление оценок. Домашнее задание.
Выучить правило стр. 100
Слабые учащиеся: упр. 241, стр. 101
Сильные учащиеся: упр.240, стр. 101
Дополнительное задание (при наличии времени).
Раскройте скобки, напишите слитно или раздельно. Подчеркни слова, где НЕ приставка.
1. Труд — это (не)обходимость. 2. То была (не)злость, (не)страх и (не)лютая досада, а самое обыкновенное равнодушие. 3. Это был (не)друг мой, а просто знакомый. 4. Во всём чувствовалась (не)решительность, а робость. 5. (Несчастье помогло, а упорный труд. 6. (Не)скромность звучала в словах, а дерзкая гордость. 7. И туман, и (не)погоды осень поздняя несёт (П.). 8. (Не)знакомец не слышал вопроса. 9. Нас постигла (не)удача в походе.
Раскройте скобки, напишите слитно или раздельно НЕ с существительными. Подчеркни слова , где НЕ часть корня.
(Не)нависть к врагу, (не)вежливость, а грубость, полное (не)вежество,
Весёлый (не)поседа, смешной (не)знайка, страшное (не)настье, (не)друг, а враг, замереть от (не)ожиданности, (не)правда , а ложь ,выразить (не)годование, (не)воля для всех горька, сердиый (не)знакомец, (не)внимание на уроке.
Приложение
Карточка № 1 (для сильного учащегося)
Подберите к данным словам синонимы с не, например, враг - недруг.
Ложь -
Беда -
Противник -
Глупость -
Рабство -
Рассеянность -
Возмущение -
Слякоть -
Сомнение -
Болезнь -
Подозрительность -
(Назовите из записанных слов те, которые без не не употребляются).
Карточка № 2 (для слабого учащегося)
- Какие слова лишние, почему?
(Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество
Карточка № 3 (для сильного учащегося)
Закончить предложение так, чтобы было противопоставление; как пишется не с данными существительными?
(Не)погода помешала уборке урожая, а …
(Не)счастье помогло исследователю, а …
(Не)приятель обратился ко мне с просьбой, а …
(Не)друг ты мне, а …
(Не)воля ожидала его, а …
Текущий тест: первичная проверка усвоения материала по теме "Не" с существительными"
I Найдите неверное утверждение.
Не с существительными пишется слитно:
если существительное с не может быть заменено синонимом без не;
если в предложении есть противопоставление с союзом а;
если существительное с не может быть заменено близким по значению выражением без не.
II Выберите слова, которые без "не" не употребляются:
(не)годование;
(не)внимательность;
(не)вежа;
(не)грамотность;
(не)вольник;
(не)забудка.
III Укажите, к каким из слов можно подобрать синоним без "не":
(не)доверие;
(не)ряха;
(не)правда;
(не)видимка;
(не)вежливость;
(не)везенье.
IV Выберите примеры раздельного написания "не" с существительными:
а) (Не)грамотность - признак некультурного человека.
б) (Не)грамотность помогла тебе сегодня, а упорство.
а) (Не)друг ты мне, а всего лишь попутчик.
б) (Не)друг не посочувствует.
а) (Не)счастье я испытал, а минутную слабость.
б) (Не)счастье спутало все наши планы.
V Выберите из текста примеры неправильного написания "не" с существительными, указав их номера.
Никакое растение не производит такое впечатление, как баобаб, хотя его (1) не лепость и (2) не уклюжесть бросаются в глаза. Это дерево - символ тропической Африки и источник (3) небылиц и сказок. Баобаб невысок, а вот рассказы о его толщине вызывают (4) недоверие. В Танзании растёт баобаб, окружность которого более 40 метров. Покрытая (5) не ровностями кора окрашена в розовато-серый цвет и напоминает кожу слона. Вверху есть углубление, (6) не ванна, а целый бассейн, заполняющийся водой во время дождливого сезона. В октябре на деревьях вместе с листьями появляются прекрасные белые цветы.
VI Определите способ написания слов, указав номер ответа:
слитное написание -
раздельное написание с не -
Это горе - всё (не)горе,
Ты (не)лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты (не)коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Сладкая, а (не)сахар, с хвостом, а (не)мышь.
Богатый бедному (не)брат.
(Не)(в)диво в ноябре белые мухи.
Потерявшийся ребёнок,
Если он (не)дурачок,
(Не)упустит верный случай
В дальних странах побывать.
VII Составьте загадку с использованием существительных с не по образцу записанных ниже:
Белый, да не снег,
Мелкий, да не песок,
Сладкий, да не торт.
(Сахар).
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не солнце.
(Луна).
Список использованных источников
1. Русский язык, 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т.Баранов, Т.А, Ладыженская и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 33-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 254 с.
2. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 6 классе / М.В. Федорова. – М.: Просвещение, 2003. – 224 с.
3. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка / А.И. Федоров. – М.: Астрель, 2008. – 808 с.
Электронные ресурсы
http://festival.1september.ru/articles/595983/
http://www.openclass.ru/node/205906
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"
Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....
имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное
урок в 5 классе по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном
Разработки к урокам. в помощь учителю....
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.
Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...