Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Назирова Ольга Викторовна

       Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной дисциплине «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Автор: Воителева Т.М.).

      Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spo_russkiy_yazyk_programma_shkola.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовская область Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уваровщинская средняя общеобразовательная школа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Уваровщинская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

Зам.директора УР ТОГБОУ СПО

«Аграрно-промышленный техникум»

_______________________ В.М.Салычев

«______» __________________ 2012

«Утверждена»

Приказ МБОУ Уваровщинская СОШ

от _______  № ______________



 

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для реализации среднего (полного) общего образования в рамках

основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО

специальности _190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;

270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

технического, социально-экономического  профиля

на 2012- 2015 учебные годы

                                                                       Составитель: Назирова Ольга Викторовна

                                                                             

Рассмотрена и рекомендована

 к утверждению

методическим советом

МБОУ Уваровщинской СОШ

Протокол от _________


                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной дисциплине «Русский язык» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (Автор: Воителева Т.М.).

Программа учебной дисциплины «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 

При получении специальностей СПО технического, социально-экономического профилей студенты изучают русский язык как базовый учебный предмет в объеме 78 часов, самостоятельной работы студента – 35 часов.

     Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения; 
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

При изучении русского языка как базового учебного предмета решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. В соответствии с целями преподавания  решаются следующие задачи курса русского языка:

- формирование знаний о связи языка и истории;

- закрепление и углубление знаний об основных единицах и уровнях языка, фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:

1) закрепление знаний о языковой норме, развитие умения анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, совершенствование навыка применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

 2) совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

-  расширение знаний о стилях речи, их признаках, правилах использования;

-  развитие и совершенствование способности создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения;

-  осуществление речевого самоконтроля;

-  оценивание устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формирование и совершенствование основных информационных умений и навыков: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

В реальном учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.

Коммуникативная компетенция формируется не только при освоении раздела «Язык и речь», но и при изучении фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, поскольку при изучении названных разделов большое внимание уделяется употреблению единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью.

Совершенствованию коммуникативных умений, речевых навыков и культуры речи способствует подготовка студентами устных выступлений, рефератов, информационная переработка текста (составление плана, тезисов, конспектов, аннотаций и т.д.).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка, умения пользоваться различными лингвистическими словарями, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Формирование культуроведческой компетенции может проходить в процессе работы над специально подобранными текстами, отражающими традиции, быт, культуру русского и других народов.

Русский язык, как средство познания действительности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Особое значение придается изучению профессиональной лексики, терминологии, развитию навыков самоконтроля и потребности обучающихся обращаться к справочной литературе (словарям, справочникам и др.).

Содержание программы ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития человека.

            Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки студентов соответствуют  Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся образовательного учреждения.

  Виды и формы контроля:

- промежуточный: тестирование, развернутый ответ на вопрос, текущий опрос, фронтальный опрос, конспектирование, реферат, сочинение, диктант, заполнение опорной таблицы;

- итоговый: диктант, презентация проектов, тестирование.

            Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения прописан в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».

  Данная рабочая программа реализуется на основе учебников:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2009.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. -  М., 2009.

  Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2009.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение (2 часа)

Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.

Язык как система. Основные уровни языка.

Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.

            Знать о языке, как средстве общения, о значении русского языка, знать нормы русского литературного языка.

            Уметь самостоятельно работать с учебником, находить нужную информацию, делать выводы, обощение.

    1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ (10 часов)

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.

Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Функциональные стили речи и их особенности.

Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др.

Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.

Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста.

Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных типов речи. 

Лингвостилистический анализ текста.

            Знать о специфике устной и письменной речи, основные правила построения речи, о специфических особенностях стилей речи;  знать структуру текста, тему, основную мысль, средства и виды связи предложений, виды переработки текста, типы речи.

           Уметь работать с толковым словарём, применять полученные знания на практике, правильно и точно выражать свои мысли, уметь правильно строить монологическую речь.

2. ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (8 часов)

Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы).

Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика.

Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.

            Знать о многозначности слов, прямом и переносном значении, о сфере  применения антонимов, синонимов, омонимов, паронимов, закрепить знания об историзмах, архаизмах, неологизмах, ограниченных в употреблении словах. Знать основные лексические нормы.          

            Уметь разграничивать многозначные слова  и омонимы, использовать слова в соответствии с их значением, редактировать текст, устраняя ошибки, связанные с выбором слова, различать исконно русскую и заимствованную лексику, работать с разными типами словарей, со справочной литературой,  применять полученные знания на практике.

3. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ (10 часов)

Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова. 

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.

Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление Ь и Ъ. Правописание О/Ё после шипящих и Ц, гласных после шипящих. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок.

            Знать основные фонетические единицы, орфоэпические нормы, соотнесённость произношения и написания, особенности обозначения звуков буквами, правила правописания ь и ъ в различных частях речи, правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, правописание О/Ё после шипящих и Ц, гласных после шипящих. Правописание приставок на З - / С - , правописание И – Ы после приставок.

           Уметь применять полученные знания на практике, использовать в речи фонетические средства языковой выразительности, самостоятельно работать с учебником, обосновывать свой выбор написания слов, объяснить условия выбора орфограммы.

4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ (6 часов)

Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов.

Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.

Знать морфемы, способы словообразования, закрепить навыки правописания.

 Уметь анализировать структуру слова, применять полученные знания на практике.

5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (14 часов)

Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.

Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.

Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения.

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. 

Глагол. Грамматические признаки глагола.

Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Употребление форм глагола в речи. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Синонимия глагольных форм в художественном тексте.

Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия.

Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий.

Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия.

Употребление деепричастий в текстах разных стилей. Особенности построения предложений с деепричастиями. Синонимия деепричастий.

Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов.

Морфологический разбор наречия.

Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.

Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи. 

Знать грамматические признаки, разряды самостоятельных частей речи, трудные вопросы написания.

Уметь употреблять части речи в различных стилях, делать морфологический разбор.

6. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (8 часов)

Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

Союз как часть речи. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов.

Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.

Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи.

Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи.

Знать о служебных частях речи, трудные вопросы написания.

            Уметь применять полученные знания на практике, употреблять служебные части речи в словосочетаниях и предложениях.

7. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (20 часов)

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.

Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи.

Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.

Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение).

Роль второстепенных членов предложения в построении текста.

Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.

Односоставное и неполное предложения.

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего.

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.

Осложненное простое предложение.

Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте.

Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.

Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах.

Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.

Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.

Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).

Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

 Знать основные единицы синтаксиса, характеристику главных и второстепенных членов предложения, типы и виды словосочетаний и предложений, виды осложнения предложений, основные признаки прямой и косвенной речи, знаки препинания в простых, сложных, осложнённых предложениях.

            Уметь определять виды  и типы словосочетаний и предложений, применять навыки постановки знаков препинания в предложении, строить схемы предложений, делать синтаксический разбор.

Учебно-тематический план по предмету «Русский язык» (78 часов).

№ п/п


Наименование разделов и тем 

Всего часов 

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

Контрольные

 работы

Введение

2

2

1

1

 Язык и речь.

Функциональные стили речи.

10

10

5

2

 Лексика и фразеология

8

7

1

3

3

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

10

10

5

4

Морфемика, словообразование, орфография

6

5

1

2

5

 Морфология и орфография

14

14

7

6

Служебные части речи

8

7

1

3

7

Синтаксис и пунктуация

20

19

1

9

Итого

78

74

4

35


Требования к результатам обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» студент должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; 
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; 
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; 
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

                                                            ЛИТЕРАТУРА

Перечень учебных изданий,  дополнительной литературы

Основные источники:

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2009.

  Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М., 2009.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2009.

Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2007.

Герасименко Н.А., Канафьева А.В., Леденева В.В. и др. Русский язык: учебник. – 4-е изд., испр. – М., 2006.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2008.

Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. – М., 2005.

Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. – М., 2005.

Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2008.

Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. – М., 2007.

 

Дополнительные источники:

Антонова Е.С. Тайны текста. М., 2007.

Архипова Е.В. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2008.

Блинов Г.И. Упражнения, задания и ответы по пунктуации: Книга для учителей. – М., 2009.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2007.

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2006.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М., 2006.

Готовимся к единому государственному экзамену / Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. – М. 2008.

Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. – М., 2009.

Комплексный словарь русского языка / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2007.

Культура русской речи. / Под ред. Проф. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2010.

Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е.А. Быстровой. – М., 2004.

Развитие речи. Выразительные средства художественной речи / Под ред. Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М., 2005.

Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. – М., 2008.

Русские писатели о языке: Хрестоматия / Авт.-сост. Е.М. Виноградова и др.; под ред. Н.А. Николиной. – М.. 2007.

Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М., 2008.

Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М.. 2005.

Словари

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб., 2010.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. – СПб. 2003.

Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2007.

Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. – М., 2009.

Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2005.

Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., 2008.

Новый орфографический словарь-справочник русского языка / Отв. Ред. В.В. Бурцева. – 3-е изд., стереотипн. – М., 2006.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2009.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.

Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. – М., 2006.

Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М., 2005.

Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. – М., 2005.

Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца ХХ столетия / Под ред. Г.Н. Скляревской. – М., 2008.

Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. – М., 2006.

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. – М., 2006.

Чеснокова Л.Д., Бертякова А.Н. Новый школьный орфографический словарь русского языка. Грамматические формы слов. Орфограммы. Правила и примеры / Под ред. Л.Д. Чесноковой. – М., 2008.

Чеснокова Л.Д., Чесноков С.П. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка. – М., 2005.

Шанский Н.М. и др. Школьный фразеологический словарь русского языка: значение и происхождение словосочетаний. – М., 2009.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2006.

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В.В. Иванова – М., 2007.

                                   Материально-техническое обеспечение

           Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».

Оборудование учебного кабинета: рабочее место учителя, портреты писателей, дидактический и раздаточный материал.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

  • Министерство образования РФ:     http://www.informika.ru/;   http://www.ed.gov.ru/;   http://www.edu.ru/  
  • Тестирование online: 5 - 11 классы :      http://www.kokch.kts.ru/cdo/
  • Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:      http://teacher.fio.ru
  • Новые технологии в образовании:      http://edu.secna.ru/main/
  • Путеводитель «В мире науки» для школьников:       http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
  • Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия:       http://mega.km.ru
  • сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:      http://www.rubricon.ru/;     http://www.encyclopedia.ru/

Календарно-тематическое планирование (78 часов)

№п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

Виды, формы контроля

Введение

2

1-2

Язык как средство общения. Уровни языка, функции языка.

2

Работа с дидактическим материалом

1.Язык и речь. Функциональные стили речи.

10

3

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

1

Реферат

4

Литературный язык - высшая форма развития национального языка.

1

Конспект

5-6

Система норм русского литературного языка. Основные требования  к речи.

2

Тестовые задания

7-8

Функциональные стили речи, их особенности.

2

Заполнение опорной таблицы

9-10

Текст. Признаки, структура текста. Информационная переработка текста (план, тезис, конспект, реферат, аннотация).

2

Работа с текстом

11-12

Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).

2

Сочинение –рассуждение

2.Лексика и фразеология

8

13-14

Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.

2

Работа с дидактическим материалом

15-16

Русская лексика с точки зрения ее происхождения.

2

Распределительный диктант

17-18

Русская лексика с точки зрения ее употребления. Активный и пассивный словарь. Профессионализмы.

2

Работа с дидактическим и раздаточным материалом

19

Фразеологизмы. Ошибки в употреблении фразеологических единиц

1

Работа с дидактическим материалом

20

Контрольная работа.

1

3. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

10

21-22

Звук и фонема. Ударение. Орфоэпические нормы.

2

Заполнение опорной таблицы, тестовые задания

23

Правописание безударных гласных в корне слова.

1

Орфографический диктант

24

Правописание глухих и звонких согласных.

1

Орфографический диктант

25-26

Употребление Ь и Ъ знаков.

2

Текущий опрос

27-28

Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание О-Ё после шипящих и Ц.

2

Тестовые задания

29

Правописание приставок на З-С.

1

Текущий опрос

30

Правописание Ы-И после приставок

1

Работа с дидактическим материалом

4. Морфемика. Словообразование

6

   31

Морфема как значимая часть слова. Способы словообразования.

1

Работа с дидактическим материалом

32

Правописание приставок ПРИ-ПРЕ.

1

Заполнение опорной таблицы, тестовые задания

33

Сложные слова.

1

Текущий опрос

34

Контрольная работа.

1

35-36

Правописание чередующихся  гласных в корне.

2

Заполнение опорной таблицы

5. Морфология и орфография

14

37

Понятие о морфологии. Имя существительное. Склонение, окончания. Сложные существительные.

1

Работа с дидактическим материалом

   38

Имя прилагательное. Суффиксы и окончания прилагательных. Сложные прилагательные

1

Текущий опрос

39-40

Имя числительное. Правописание числительных

2

Тестовые задания

41-42

Местоимение. Правописание местоимений. Морфологический разбор.

2

Работа с дидактическим материалом

43-44

Глагол. Суффиксы и личные окончания глагола.

2

Работа с дидактическим материалом

45-46

Причастие. Правописание суффиксов и окончаний; Н- НН в причастиях.

2

Тестовые задания

47-48

Деепричастие. Образование деепричастий. Деепричастный оборот.

2

Текущий опрос

49-50

Наречие. Правописание наречий.

2

Заполнение опорной таблицы

6. Служебные части речи.

8

51-52

Предлог. Правописание предлогов.

2

Словарный диктант

53-54

Союз. Правописание союзов.

2

Работа с дидактическим материалом

55-56

Частицы. Правописание частиц. Частицы не-ни

2

Заполнение опорной таблицы

57

Междометия. Знаки препинания.

1

Текущий опрос

58

Проверочный диктант.

1

7. Синтаксис и пунктуация

20

59

Словосочетания, его виды

1

Анализ словосочетаний

60

Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Работа с дидактическим материалом

61-62

Осложнение простого предложения. Предложения с однородными членами, знаки препинания  в них.

2

Синтаксический разбор

63-64

Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений.

2

Работа с дидактическим материалом

65-66

Обособление дополнений и обстоятельств.

2

Текущий опрос

67

Сравнительный оборот.

1

Анализ текста

68

Знаки препинания при обращении и междометии.

1

Тестовые задания

69-70

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

2

Текущий опрос

71-72

Прямая речь. Замена прямой речи косвенной.

2

Работа над текстом, составление схем предложений

73

Сложное предложение, его виды. Сложносочиненное предложение, знаки препинания.

1

Синтаксический разбор

74

Сложноподчиненное предложение.  Знаки препинания.

1

Работа над текстом, составление схем предложений

75-76

Бессоюзное сложное предложение, знаки препинания.

2

Текущий опрос

77

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

1

Текущий опрос

78

Контрольная работа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Литература» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  при...

Рабочая программа по предмету «История» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной дисцип...

Рабочая программа по предмету "Обществознание" для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО

Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и  примерной программы по учебной...

Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион

Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...