Рабочая программа по предмету «Литература» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО
рабочая программа по литературе (10 класс) по теме
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по учебной дисциплине «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (авторы: Тодоров Л.В., Белоусова Е. И., под общей редакцией Тодорова Л. В., 2010 г.).
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
117_programma_literatura_shkola.doc | 476.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Зам.директора УР ТОГБОУ СПО «Аграрно-промышленный техникум» _______________________ В.М.Салычев «______» __________________ 2012 | «Утверждена» Приказ МБОУ Уваровщинская СОШ от _______ № ______________ |
Рабочая программа
по учебному предмету «Литература»
для реализации среднего (полного) общего образования в рамках
основной профессиональной образовательной программы СПО
специальности _190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»; 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»;
270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
технического, социально-экономического профиля
на 2012- 2015 учебные годы
Составитель: Назирова Ольга Викторовна
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
методическим советом
МБОУ Уваровщинской СОШ
Протокол от __________№
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по учебной дисциплине «Литература» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (авторы: Тодоров Л.В., Белоусова Е. И., под общей редакцией Тодорова Л. В., 2010 г.).
Программа учебной дисциплины предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
При получении специальностей СПО технического, социально-экономического профилей студенты изучают литературу как базовый учебный предмет в объеме максимальной учебной нагрузки студента 170 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 117 часов;
самостоятельной работы студента 53 часа;
контрольных работ – 8 часов
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития студентов средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников; литература и средства обучения.
Все содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
Структура программы
- Литература первой половины XIX века
- Литература второй половины XIX века.
- Литература первой половины XX века
- Литература второй половины XX века
Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изучаются в связи с русской литературой.
Общая характеристика учебного предмета
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии студента, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления студентов об историческом развитии литературы, позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Приобщение к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности студента, воспитывать любовь и привычку к чтению.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
- Выразительное чтение.
- Различные виды пересказа.
- Заучивание наизусть стихотворных текстов.
- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Цели
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Задачи
Изучение литературы способствует решению следующих задач:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;
- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора студентов;
- совершенствование речевой деятельности: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у студентов общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" являются:
- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение, сопоставление, классификация;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезисов, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды и формы контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов, тестирование.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов; освоение студентами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится студентами.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание текста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по истории и теории литературы; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Данная рабочая программа реализуется на основе учебников:
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2009.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2008.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(117 часов)
Литература XIX века
Обзор русской литературы
XIX века. (1 час)
Россия XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Знать основные темы и проблемы литературы; понимать связь литературы с общественными событиями эпохи.
Уметь составлять тезисный план или конспект лекции
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...».
Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор других стихотворений).
Основные мотивы лирики А. С. Пушкина.
Поэма “Медный всадник”: конфликт личности и государства в поэме.
Знать основные мотивы лирики, основные образы поэмы, своеобразие жанра и композиции произведения.
Уметь анализировать стихотворения, раскрывать конфликт личности и государства на примере образов Евгения, Петра и образа стихии.
М. Ю. Лермонтов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...».
Стихотворения: «Мой демон», «К» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор других стихотворений).
Своеобразие лирики Лермонтова.
Знать основные мотивы лирики поэта, понимать, в чём заключается своеобразие его творчества, особенности раскрытия темы поэта и поэзии.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
Н. В. Гоголь (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Петербургские повести»: «Портрет»: мотивы личного и социального разочарования.
Знать основные моменты биографии, основной конфликт, основные образы произведения.
Уметь владеть навыками пересказа текста, навыками анализа произведения.
Литература второй половины
XIX века
А. Н. Островский (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Драма «Гроза».
Семейный и социальный конфликт в драме. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.
Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”[1].
Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.
Знать основные факты биографии, о вкладе драматурга в развитие русского национального театра, о новаторстве Островского; историю создания, основной конфликт, основные образы драмы «Гроза»; знать о самодурстве, как о социально-психологическом явлении; в чём заключается значение творчества А.Н. Островского; особенности рассуждения как типа речи.
Уметь владеть навыками пересказа текста, навыками анализа произведения; дать характеристику героям пьесы; читать по ролям, аргументированно отвечать на проблемные вопросы; систематизировать информацию; выделить основную мысль сочинения, составить план, сформулировать вывод, раскрыть тему сочинения.
Ф.И. Тютчев (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил Вас – и все былое…»), «День и ночь», «Эти бедные селенья…» и др.
Философичность – основа лирики поэта. Основные темы, мотивы и образы лирики.
Знать основные факты биографии, темы, мотивы, образы лирики.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
А.А. Фет (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости – и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер» и др.
«Вечные темы» в лирике поэта (природа, поэзия, любовь, смерть). Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
Знать основные факты биографии, темы, мотивы, образы лирики.
Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
И.А. Гончаров (1 час)
Жизнь и творчество.
Роман «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Система образов. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).
Знать биографию Гончарова; своеобразие художественного таланта писателя; систему образов романа.
Уметь формулировать выводы; составить сравнительную характеристику героев.
И. С. Тургенев (5 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Отцы и дети».
Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения.
Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).
Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.
Знать биографию Тургенева; как отражена в романе общественно-политическая борьба 60-70 годов, об отношении автора к этим событиям, о взаимоотношениях Базарова и других действующих лиц романа, о причинах конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым; об отношении автора к своему герою, о трагизме образа Базарова; какую оценку произведению дали критики Писарев, Антонович, Страхов.
Уметь найти информацию в разных источниках, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тему; формулировать выводы; дать сравнительную характеристику героям; сопоставить различные точки зрения, сделать выводы о значении творчества Тургенева.
Н.С. Лесков (2 часа)
Жизнь и творчество.
Повесть «Очарованный странник».
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
Знать биографию, в чём заключается своеобразие характеров героев, тему, идею произведения.
Уметь анализировать, пересказывать, отбирать нужный материал.
Н. А. Некрасов (5 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».
«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор других стихотворений).
Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.
Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.
Знать биографию Некрасова, особенности его творчества; основные мотивы лирики, новаторство Некрасова; о жанровом и художественном своеобразии поэмы и её композиции, о мастерстве Некрасова в изображении народной жизни; в чём каждый из представителей видел идеал счастья; правила оформления сочинения.
Уметь анализировать лирические стихотворения; определять композицию и жанр произведения; комментировать, пересказывать и анализировать поэму; создать письменное высказывание на заданную тему.
Ф. М. Достоевский (8 часов)
Жизнь и творчество.
Роман «Преступление и наказание».
Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Знать биографию Достоевского; в чём заключается социально-психологический конфликт в романе, какие причины привели Раскольникова к преступлению; в чём заключалась теория Раскольникова, истоки его бунта; какие средства использует автор, создавая образ Петербурга; что теория Раскольникова – ложное представление о мире и выходе из тупика; правила оформления сочинения.
Уметь найти информацию в разных источниках, систематизировать её и выступить с сообщением на заданную тему; уметь отбирать материал для выборочного пересказа, анализировать произведение; следить за логикой автора, обращая внимание на традиции и новаторство писателя в создании образа Петербурга; создать письменное высказывание на заданную тему.
Л. Н. Толстой (16 часов)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Война и мир».
История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.
Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Знать основные этапы биографии писателя; специфику изображения войны в творчестве писателя (война-безумие); историю создания романа «Война и мир», суть религиозных нравственных исканий; о нравственной позиции писателя с 70-х годов; знать о том, что главной и решающей силой в войне является народ, а не конкретная личность; о взглядах Толстого на исторический процесс; о значении и роли партизанской войны в победе над врагом; какими изображает Толстой Кутузова и Наполеона, в чём заключается идейный смысл противопоставлений героев; исторические процессы в России 1 половины 19 века и их влияние на судьбы людей на примере образа героя; о сущности идейных исканий Пьера Безухова и Андрея Болконского, глубине и своеобразии внутренней жизни героев; как в женских образах романа реализовались философские, нравственные и эстетические искания Л.Н. Толстого, при помощи каких художественных средств автор демонстрирует своё отношение к героиням; правила оформления сочинения.
Уметь анализировать произведение, делать выводы; делать сообщения на заданную тему; понять смысл противоречий писателя, причины его ухода из имения; отвечать на вопросы, используя знания по истории; проследить изображение батальных сцен; проводить сравнительный анализ героев и событий; следить за логикой и мыслями автора; комментировать, пересказывать произведение; создать письменное высказывание на заданную тему.
А. П. Чехов (9 часов)
Жизнь и творчество.
Рассказы: «Ионыч», «Человек в футляре».
Рассказ «Палата № 6».
Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.
Комедия «Вишневый сад».
Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Сочинение по творчеству А. П. Чехова.
Знать основные этапы биографии писателя; в чём заключается идейный смысл произведения, художественные особенности рассказа; особенности чеховского восприятия жизни, в чём заключается конфликт между героями; причины противоречия персонажей пьесы, трагедии старых хозяев вишнёвого сада; почему Чехов назвал своё произведение комедией, в чём заключается новаторство драматургии Чехова.
Уметь делать сообщения на заданную тему; в процессе анализа отразить особенности характеров героев, обратив внимание на их речевую характеристику; отбирать материал для выборочного пересказа; отвечать на вопросы, читать по ролям, передавая настроение и состояние души каждого персонажа.
Зарубежная литература (обзор) (1 час)
О. Бальзак. Повесть «Гобсек». В. Шекспир Гамлет» (по выбору)
Основные тенденции в зарубежной литературе.
Знать сюжет, образы произведения, основные тенденции развития зарубежной литературы.
Уметь составлять тезисный план, конспект лекции.
Литература XX века
Литература первой половины XX века (обзор) (1 час)
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века.
Знать общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.
Уметь делать выводы, обобщение.
Литература русского зарубежья.
И. А. Бунин (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель» (возможен выбор других стихотворений).
Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи», «Лёгкое дыхание» (возможен выбор других рассказов).
Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.
Знать, в чём заключаются причины эмиграции русских писателей, нравственно-философскую проблематику произведений Бунина.
Уметь составить развёрнутую характеристику героев.
А. И. Куприн (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Олеся», «Гранатовый браслет».
Своеобразие сюжета. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа.
Знать нравственно-философскую проблематику произведений Куприна.
Уметь составить развёрнутую характеристику героев.
М. Горький (6 часов)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль».
Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.
Пьеса «На дне».
“На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.
Сочинение по творчеству М. Горького.
Знать биографию писателя; о поисках писателя «положительного героя» и их отражении в романтических рассказах; в чём заключается социальный и философский аспект пьесы; историю создания произведения.
Уметь найти информацию в разных источниках, систематизировать её; анализировать систему образов произведения, вести диалог, отстаивать свою точку зрения.
Обзор поэзии конца XIX – начала ХХ века (1 час)
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века; формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов.
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И. Цветаева.
Знать литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Уметь выступать с устным сообщением.
А. А. Блок (3 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».
Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).
Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.
Поэма «Двенадцать».
История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Знать основные мотивы лирики поэта, основные этапы жизненного и творческого пути; сюжет произведения, героев.
Уметь анализировать лирические стихотворения; понимать неоднозначность трактовки финала, символику поэмы.
В. В. Маяковский (3 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».
Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).
Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.
Знать биографию, особенности построения стиха, тематику и проблематику произведений; в чём своеобразие решения темы любви, особенности сатиры Маяковского.
Уметь сделать вывод о своеобразии и новаторстве творчества поэта; анализировать лирическое произведение.
С. А. Есенин (3часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…».
Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор других стихотворений).
Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.
Знать биографию поэта; эволюцию темы Родины и родной природы в творчестве поэта.
Уметь самостоятельно сделать вывод о поэтической новизне лирики Есенина; анализировать лирическое произведение, выразительно читать лирическое произведение.
М. И. Цветаева (2 часа)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».
Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.
Знать биографию; в чём заключается своеобразие творчества М.И. Цветаевой.
Уметь анализировать лирические стихотворения, выразительно читать их.
О.Э. Мальденштам (1 час)
Жизнь и творчество.
«Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим» и др.
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии.
Знать биографию; в чём заключается своеобразие творчества поэта.
Уметь анализировать лирические стихотворения, выразительно читать их.
А. А. Ахматова (2 часа)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».
Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор других стихотворений).
Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.
Поэма «Реквием».
История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.
Знать основные этапы жизни и творчества, философскую и этическую проблематику поэмы.
Уметь анализировать поэтический текст.
Б.Л. Пастернак (1 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь» и др.
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
Знать биографию; в чём заключается своеобразие творчества поэта.
Уметь анализировать лирические стихотворения, выразительно читать их.
М. А. Булгаков (3 часа)
Жизнь и творчество.
Роман «Мастер и Маргарита» (обзор).
История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.
Повести «Собачье сердце», «Роковые яйца».
Сатира Булгакова. Герои и события произведений. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.
Знать биографию, тематику и проблематику произведений.
Уметь сделать вывод о своеобразии и новаторстве творчества писателя.
А.П. Платонов (1 час)
Сведения из биографии.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение» (по выбору).
Поиски писателя положительного героя . Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве
М. А. Шолохов (5 часов)
Жизнь и творчество.
Роман-эпопея «Тихий Дон».
История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.
Рассказ «Судьба человека». Настоящий русский характер Андрея Соколова, мужество и стойкость героя.
Сочинение по творчеству М. А. Шолохова.
Знать биографию писателя; историю создания, жанровые и композиционные особенности романа, главных героев, основные сюжетные линии; знать о периоде коллективизации, о причинах противоречий в обществе, об отношении автора к изображаемым событиям; проблематику рассказа «Судьба человека».
Уметь выступать с устным сообщением; вести диалог; составить развёрнутую характеристику героя.
Зарубежная литература (обзор) (1 час)
Э. Хемингуэй. «Старик и море».
Проблематика повести, раздумья писателя о человеке и его жизненном пути.
Знать основные вехи жизни и творчества писателя, проблематику повести.
Уметь пересказывать, делать выводы.
Литература периода Великой Отечественной войны (3 часа)
Деятели литературы и искусства на защите Отечества.
Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.
Публицистика военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой.
Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.
Повести и романы Б. Горбатова, А. Бека, А. Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др.
Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А. Бека и др.
Знать основные жанры, темы, идею литературы военных лет, роль литературы в борьбе с врагом.
Уметь вести диалог.
Литература второй половины XX века.
Основные тенденции в литературе второй половины XX века (обзор)
(1 час)
Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов (по выбору).
Знать основные тенденции развития литературы.
Уметь вести диалог.
Литература о Великой Отечественной войне (50-80 годы)
(2 часа)
Человек на войне и правда о нём. Новое осмысление военной темы в творчестве В. Закруткина, Б. Васильева, Ю. Бондарева, В. Кондратьева и др. (по выбору). «Лейтенантская» проза.
Знать о тенденциях послевоенной литературы, основные сюжетные линии произведений, героев произведения, смысл названия произведения.
Уметь вести диалог, делать выводы, обобщение.
А.Т. Твардовский (1 час)
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны...», «В тот день, когда закончилась война…», «Ты, дура смерть, грозишься людям».
Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.
Знать основные мотивы лирики.
Уметь вести диалог.
В.Т. Шаламов (1 час)
Сведения из биографии.
«Колымские рассказы» (1-2 рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
Знать главных героев, основные сюжетные линии, смысл названия.
Уметь вести диалог.
А. И. Солженицын (1час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича». «Матрёнин двор».
Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Проблема ответственности поколений.
Знать героев произведений, основные сюжетные линии.
Уметь соотносить произведение с конкретной исторической ситуацией.
В. М. Шукшин (1 час)
Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Чудик» (возможен выбор других произведений). Сказка «До третьих петухов».
Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.
Знать героев произведений, основные сюжетные линии.
Уметь вести диалог, делать вывод о своеобразии творчества писателя
В. Г. Распутин (1 час)
Повесть «Прощание с Матерой».
Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.
Повесть «Живи и помни».
Тема гражданской ответственности. Проблематика повести, трагедия человека, отторгнувшего себя от общества.
Знать героев произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия произведений.
Уметь вести диалог, делать выводы, обобщение.
Контрольная работа по русской литературе второй половины ХХ в. (2 часа)
Авторская песня (2 часа)
Место авторской песни в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества А. Галича, В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и др. в развитии жанра авторской песни.
Знать основные темы, мотивы, особенности лирики.
Уметь анализировать произведения бардов.
Обзор поэзии с 60-х годов по настоящее время (2 часа)
Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б.Ахмадуллиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н.Рубцова, Д.Самойлова, Л.Мартынова, Е.Винокурова, Н.Старшинова, Ю.Друниной, Б.Слуцкого, С.Орлова, И.Бродского, Р.Гамзатова, А. Кузнецова, Н. Тряпкина, В. Вишневского и др.
Проблема взаимоотношений человека и природы в литературе (1 час)
Взаимоотношения человека и природы в произведениях В.П. Астафьева, Ч. Айтматова и других авторов (по выбору).
Знать героев произведений, основные сюжетные линии.
Уметь вести диалог, делать выводы, обобщение.
Итоговая работа. Зачёт. (1 час)
Итого - 117 часов. Самостоятельная работа – 53 часа.
Учебно-тематический план по предмету «Литература» (117 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | |
Уроки | Контрольные работы | ||||
1 | Обзор русской литературы XIX века. | 1 | 1 | 1 | |
2 | А. С. Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник». | 2 | 2 | 1 | |
3 | М. Ю. Лермонтов. Лирика. | 1 | 1 | 1 | |
4 | Н. В. Гоголь. «Петербургские повести». | 1 | 1 | 1 | |
5 | А. Н. Островский. Пьеса «Гроза». | 6 | 6 | 4 | |
6 | Ф.И. Тютчев. Лирика. | 1 | 1 | ||
7 | А.А. Фет. Лирика. | 1 | 1 | 1 | |
8 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов» | 1 | 1 | ||
9 | И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». | 5 | 5 | 3 | |
10 | Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник». | 2 | 2 | ||
11 | Н. А. Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». | 5 | 5 | 3 | |
12 | Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание». | 8 | 6 | 2 | 3 |
13 | Л. Н. Толстой. Роман «Война и мир». | 16 | 14 | 2 | 7 |
14 | А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад». | 9 | 8 | 1 | 4 |
15 | Зарубежная литература (обзор). | 1 | 1 | ||
16 | Литература первой половины XX века (обзор) | 1 | 1 | 1 | |
17 | И. А. Бунин. Лирика. Рассказы. | 2 | 2 | 1 | |
18 | А.И. Куприн. Повести «Олеся», «Гранатовый браслет». | 2 | 2 | ||
19 | А.М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». | 6 | 6 | 4 | |
20 | Обзор поэзии конца XIX – начала ХХ века. | 1 | 1 | ||
21 | А. А. Блок. Лирика. Поэма «Двенадцать». | 3 | 3 | 1 | |
22 | В. В. Маяковский. Лирика. | 3 | 3 | 1 | |
23 | С. А. Есенин. Лирика. | 3 | 3 | 2 | |
24 | М. А. Цветаева. Лирика. | 2 | 2 | 1 | |
25 | О.Э. Мальденштам. Лирика. | 2 | 2 | 1 | |
26 | А.А. Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием». | 2 | 2 | 1 | |
27 | Б.Л. Пастернак. Лирика. | 1 | 1 | ||
28 | М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Повести «Собачье сердце», «Роковые яйца». | 3 | 3 | 2 | |
29 | А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован». | 1 | 1 | 1 | |
30 | М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ «Судьба человека». | 5 | 5 | 3 | |
31 | Зарубежная литература (обзор). Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море». | 1 | 1 | ||
32 | Литература периода Великой Отечественной войны (обзор). | 3 | 3 | 2 | |
33 | Основные тенденции в литературе второй половины XX века (обзор) | 1 | 1 | ||
34 | Литература о Великой Отечественной войне. «Лейтенантская» проза. | 2 | 2 | 1 | |
35 | А.Т. Твардовский. Лирика. | 1 | 1 | ||
36 | В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы». | 1 | 1 | 1 | |
37 | А. И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матрёнин двор». | 1 | 1 | ||
38 | В.М. Шукшин. Рассказы. Сказка «До третьих петухов». | 1 | 1 | 1 | |
39 | В. Г. Распутин. Повесть «Живи и помни». Повесть «Прощание с Матёрой». | 1 | 1 | ||
40 | Контрольная работа. | 2 | 2 | ||
41 | Авторская песня. | 2 | 2 | ||
42 | Обзор поэзии с 60-х годов по настоящее время. | 2 | 2 | ||
43 | Человек и природа в современной литературе. В. Астафьев. Рассказы «Царь-рыба». Ч. Айтматов. Роман «Плаха». | 1 | 1 | ||
44 | Итоговая работа. Зачёт. | 1 | 1 | ||
Итого: | 117 | 109 | 8 | 53 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы на базовом уровне студент должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Перечень учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2009
Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред.
Ю.И. Лысого. – М., 2008.
Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2009.
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2008.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной
Г.А. – М., 2009.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:
учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007.
Дополнительные источники:
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной
и С.М. Петрова. – М., 2010.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина.
– М., 2008.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2008.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2007.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2009.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2008.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2003.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2010.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2007.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2008.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2009.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.
Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета: рабочее место учителя, портреты писателей, дидактический и раздаточный материал.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
- Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/
- Тестирование online: 5 - 11 классы : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедия энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru/
Календарно-тематическое планирование. (117 часов)
№п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Формы и виды контроля |
Обзор русской литературы XIX века. (1 час) | ||||
1 | Обзор русской литературы 19 века. | 1 | Конспект | |
А. С. Пушкин (2 часа) | ||||
2 | Этапы творчества А.С. Пушкина. Основные мотивы лирики поэта. | 1 | Библиографическая таблица | |
3 | Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина “Медный всадник”. | 1 | Чтение стихотворения наизусть | |
М. Ю. Лермонтов (1 час) | ||||
4 | Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Своеобразие лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Лермонтова. | 1 | Письменная работа | |
Н. В. Гоголь (1 час) | ||||
5 | Н.В. Гоголь. Этапы творчества. «Петербургские повести»: «Портрет». Мотивы личного и социального разочарования. | 1 | Реферат | |
А. Н. Островский (6 часов) | ||||
6 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество. | 1 | Устное сообщение | |
7 | Пьеса «Гроза». История создания, основной конфликт, основные образы. | 1 | Комментированное чтение, работа над таблицей | |
8 | Конфликт Катерины с «тёмным царством». | 1 | Чтение и пересказ | |
9-10 | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. | 2 | Драма «Гроза» в русской критике, конспект | |
11 | Значение творчества Островского. | 1 | Сочинение | |
Ф.И. Тютчев (1 час) | ||||
12 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы лирики. | 1 | Анализ стихотворения | |
А.А. Фет (1 час) | ||||
13 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Вечные темы в лирике поэта. | 1 | Чтение стихотворения наизусть | |
И.А. Гончаров (1 час) | ||||
14 | И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Система образов, проблематика романа. | 1 | Сравнительная характеристика героев | |
И. С. Тургенев (5 часов) | ||||
15 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. | 1 | Библиографическая таблица | |
16 | Роман «Отцы и дети». История создания, сюжет, отражение в романе общественно-политической борьбы 60-70 годов 19 века. | 1 | Чтение и пересказ | |
17 | Евгений Базаров в системе действующих лиц романа. | 1 | Сравнительная характеристика героев | |
18 | Трагизм образа главного героя. Автор и его герой. | 1 | Чтение и пересказ | |
19 | Роман «Отцы и дети» в русской критике. Значение творчества Тургенева. | 1 | Сочинение | |
Н.С. Лесков (2 часа) | ||||
20-21 | Н.С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета. Образ Ивана Флягина. | 2 | Анализ текста | |
Н. А. Некрасов (5 часов) | ||||
22 | Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Гражданственность и народность, новаторский характер лирики Некрасова. | 1 | Составление библиографической таблицы | |
23 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания, жанр и композиция поэмы. | 1 | Чтение поэмы, работа с дидактическим материалом | |
24 | Многообразие народных типов. | 1 | Анализ текста | |
25 | Народный заступник Григорий Добросклонов. | 1 | Чтение отрывка наизусть | |
26 | Тема женской доли в романе. Судьба Матрёны Тимофеевны. | 1 | Сочинение | |
Ф. М. Достоевский (8 часов) | ||||
27 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество. | 1 | Конспект | |
28 | Роман «Преступление и наказание». Нравственная и социально-философская проблематика, система образов. Образ Петербурга. | 1 | Комментированное чтение, пересказ | |
29-30 | Правда изображения «маленького человека». | 2 | Чтение и анализ текста, работа над таблицей | |
31 | Теория Раскольникова и её опровержение в романе. | 1 | Анализ текста, работа над таблицей | |
32 | Проблема ответственности, страдания и очищения души. | 1 | Чтение и пересказ, ответы на проблемные вопросы | |
33-34 | Классное сочинение | 2 | ||
Л. Н. Толстой (16 часов) | ||||
35 | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. | 1 | Конспект, презентации | |
36 | Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. «Мысль народная» в романе. | 1 | Устный опрос | |
37-38 | Война 1805-1807г. Высший свет и народная Россия. | 2 | Чтение и анализ глав романа | |
39-40 | Картины войны 1812 года. Партизанская война. | 2 | Письменная работа | |
41-42 | Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | 2 | Пересказ, работа над таблицей, сравнительная характеристика героев | |
43-44 | Поиски смысла жизни Андрея Болконского. | 2 | Чтение и пересказ, работа над таблицей | |
45-46 | Идейные искания Пьера Безухова. | 2 | Пересказ, характеристика героя | |
47-48 | «Мысль семейная в романе». Женские образы в романе. Наташа Ростова. | 2 | Анализ текста, тест | |
49-50 | Классное сочинение. | 2 | ||
А. П. Чехов (9 часов) | ||||
51 | А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова. | 1 | Библиографическая таблица | |
52 | Темы, сюжеты и проблематика рассказов Чехова. | 1 | Чтение и пересказ | |
53 | Духовная деградация человека в рассказе А.Н. Чехова «Ионыч» | 1 | Письменная работа | |
54-55 | Пьеса «Вишнёвый сад». Сложность и многозначность отношений между героями. | 2 | Пересказ, анализ текста | |
56-57 | Три поколения в пьесе «Вишнёвый сад». | 2 | Сочинение | |
58 | Жанр пьесы. Своеобразие драматургии Чехова. | 1 | Работа над таблицей | |
59 | Контрольная работа. | 1 | ||
Зарубежная литература (обзор) (1 час) | ||||
60 | Основные тенденции в зарубежной литературе. О. Бальзак. Повесть «Гобсек». В. Шекспир «Гамлет». | 1 | Конспект | |
Литература первой половины XX века (обзор) (1 час) | ||||
61 | Литература первой половины XX века (обзор). Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. | 1 | Работа над учебным материалом, конспект | |
И. А. Бунин (2 часа) | ||||
62 | И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Философичность лирики Бунина. | 1 | Анализ стихотворения | |
63 | Рассказы «Господин из Сан-Франциско», « Чистый понедельник». Вечные темы в творчестве поэта. | 1 | Реферат | |
А. И. Куприн (2 часа) | ||||
64-65 | А. И. Куприн. Жизнь и творчество (обзор). Повести «Олеся», «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета. Богатство духовного мира героев. | 2 | Работа над учебным материалом, доклад | |
М. Горький (6 часов) | ||||
66-67 | А.М. Горький. Жизнь и творчество. Романтический пафос ранних рассказов Горького. | 2 | Устный опрос, ответы на проблемные вопросы | |
68 | Рассказ «Старуха Изергиль». | 1 | Письменная работа | |
69 | Пьеса «На дне». Изображение правды жизни и философский смысл произведения. | Анализ текста, дискуссия | ||
70-71 | Спор о назначении человека. | 2 | Сочинение | |
Обзор поэзии конца XIX – начала ХХ века (1 час) | ||||
72 | Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в. Серебряный век русской поэзии. | 1 | Доклад | |
А.А. Блок (3 часа) | ||||
73 | А.А. Блок. Жизнь и творчество. Мотивы и образы ранней поэзии. | 1 | Чтение стихотворения наизусть | |
74 | Тема родины в творчестве поэта. | 1 | Анализ стихотворения | |
75 | Поэма «Двенадцать». Сюжет, проблематика, герои. | 1 | Конспект | |
В. В. Маяковский (3 часа) | ||||
76-77 | В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Своеобразие лирики поэта. Образ поэта и гражданина. | 2 | Конспект, анализ стихотворения | |
78 | Сатира Маяковского. | 1 | Анализ стихотворения, выразительное чтение | |
С.А.Есенин (3 часа) | ||||
79 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. | 1 | Анализ стихотворения | |
80-81 | Тема родины и родной природы в творчестве поэта. | 2 | Чтение стихотворения наизусть | |
М. И. Цветаева (2 часа) | ||||
82-83 | М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества, своеобразие лирики. | 2 | Конспект | |
О.Э. Мандельштам (2 часа) | ||||
84-85 | О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество. Противостояние поэта «веку-волкодаву». | 2 | Работа над учебным материалом, доклад | |
А. А. Ахматова (2 часа) | ||||
86-87 | А.А. Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием». | 2 | Чтение стихотворения наизусть | |
Б.Л. Пастернак (1 час) | ||||
88 | Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философская глубина лирики. | 1 | Конспект | |
М. А. Булгаков (3 часа) | ||||
89 | М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. Роман «Белая гвардия». Судьбы людей в годы гражданской войны. | 2 | Чтение и пересказ | |
90-91 | Особенности сатиры Булгакова в повестях «Собачье сердце», «Роковые яйца». | 1 | Доклад, анализ текста | |
А.П. Платонов (1 час) | ||||
92 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Возвращение». Поиски писателя положительного героя. | 1 | Письменная работа | |
М. А. Шолохов (5 часов) | ||||
93 | М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. Трагический пафос «Донских рассказов». | 1 | Библиографическая таблица | |
94-95 | «Тихий Дон» - роман – эпопея о судьбе казачества в годы гражданской войны. Трагедия Григория Мелехова. | 2 | Работа над учебным материалом, анализ текста | |
96 | Женские образы в романе «Тихий Дон». | 1 | Анализ эпизодов, сравнительная характеристика | |
97 | Гуманистический пафос рассказ «Судьба человека». Красота души русского человека. | 1 | Письменная работа | |
Зарубежная литература (обзор) (1 час) | ||||
98 | Э.Хемингуэй. Повесть «Старик и море». | 1 | Пересказ эпизодов | |
Литература периода Великой Отечественной войны (3 часа) | ||||
99-100 | Роль литературы в годы Великой Отечественной войны. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков. | 2 | Чтение стихотворения наизусть | |
101 | Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе и драматургии. | 1 | Реферат | |
Основные тенденции в литературе второй половины XX века (обзор) (1 час) | ||||
102 | Основные тенденции в литературе 50-80-х годов XX века. Тематика и проблематика, традиции и новаторство произведений В. Аксенова, В.Войнович, И. Бродского. | 1 | Доклад | |
Литература о Великой Отечественной войне (50-80 годы) (2 часа) | ||||
103-104 | Новое осмысление проблемы человека на войне. «Лейтенантская проза». | 2 | Реферат | |
А.Т.Твардовский (1 час) | ||||
105 | А.Т. Твардовский. Тема войны и памяти в творчестве поэта | 1 | Анализ стихотворения | |
В.Т. Шаламов (1 час) | ||||
106 | В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество. «Колымские рассказы». Художественное своеобразие прозы. | 1 | Анализ текста | |
А.И. Солженицын (1 час) | ||||
107 | А.И. Солженицын. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести «Один день Ивана Денисовича». Проблема ответственности поколений в рассказе «Матрёнин двор» | 1 | Анализ текста | |
В. М. Шукшин (1 час) В. Г. Распутин (1 час) | ||||
108-109 | Проблема нравственных ценностей в творчестве В.М. Шукшина и В.Г. Распутина. | 2 | Чтение и анализ эпизодов | |
110-111 | Контрольная работа по русской литературе второй половины ХХ в. | 2 | Сочинение | |
Авторская песня (2 часа) | ||||
112-113 | Место авторской песни в историко-культурном процессе. | 2 | Исследовательский проект, презентация | |
Обзор поэзии с 60-х годов по настоящее время (2 часа) | ||||
114-115 | Поиски нового поэтического языка, формы, жанра, развитие традиций русской классики в творчестве современных поэтов. | 2 | Конспект | |
116 | Человек и природа в современной литературе. В. Астафьев. Рассказы «Царь-рыба». Ч. Айтматов. Роман «Плаха». | 1 | ||
117 | Итоговая работа. Зачёт. | 1 | Тестирование | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО, НПО
Программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и...
Рабочая программа по предмету «История» для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО
Программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по учебной дисцип...
Рабочая программа по предмету "Обществознание" для реализации среднего (полного) общего образования в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО
Программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне и примерной программы по учебной...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОП.07 « Деловая культура» общеопрофессионального цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии начального профессионального образования (НПО) социально-экономи
комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения дисциплиныОП.07. Деловая культура...
Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОП.03 «Техническое оснащение и организация рабочего места» общеопрофессионального цикла в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии начального профессионального об
Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения результатов по дисциплине ОП.03 "Техническое оснащение и организация рабочего места"...
Организация итогового контроля учебных достижений обучающихся по математике при реализации образовательных программ среднего (полного) общего образования в пределах основной образовательной программы СПО
Итоговая контрольная работа...
Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» в группе 123 ГБОУ СПО "ОМЛ" СПб в рамках освоения программы среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессион
Тема урока: Практическое занятие №3 «Выявление проблем экологии языка» Цели:1. обратить внимание учащихся на проблемы, связанные с языком на современном этапе;2. показать значимость богато...