Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №19 г. Курганинска
Урок русского языка
« Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»
( для учащихся 9 класса)
подготовила учитель русского языка
и литературы Баженова Н.В.
Тема урока: «Сложноподчиненное предложение с несколькими предложениями»
Цель: сформировать умение определять виды присоединения нескольких придаточных к главному
Задачи: - повторить правописание Н, НН в суффиксах прилагательных и причастий,
- продолжить работу по подготовке к ГИА ( отработка блока В),
- воспитать чувство гордости к своему прошлому, истории своей Родины.
Ход урока.
1 Организационный момент. Приветствие, определение цели задач урока.
2 Проверка домашнего задания. Из произведений, изученных на уроках литературы, учащиеся должны выписать предложения и определить виды придаточных.
В. Высоцкий « Он не вернулся из боя…»
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас
В наших спорах без сна покоя.
Мне не стало хватать его только сейчас -
Когда он не вернулся из боя.
М. Львов « Чтоб стать мужчиной…»
Чтоб стать мужчиной, мало им родиться,
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
О. Бергольц « Февральский дневник»
Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжелый, мерный гул…
О том, чтоб не прощала, не щадила,
Ко мне взывает братская могила…
3 Работа у доски. Параллельно во время проверки домашнего задания у доски работают два ученика по карточкам.
КАРТОЧКА 1 Подобрать синонимы к словам :
- воин ( возможные варианты: боец, солдат, ратник (устаревш.)),
- смелый ( отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный, доблестный, неробкий, не знающий страха),
- защищать ( охранять, оберегать, заслонять, прикрывать) СЛАЙД 1
КАРТОЧКА 2 Расставить знаки препинания, разобрать предложения синтаксически.
Взвалив на себя тяжкую поклажу, партизаны перевалили через хребет и вышли к реке, вниз по которой плыли уже на лодках.
СЛАЙД 2 ( повторение обособленных обстоятельств)
4 Работа по учебнику. Фронтальный опрос.
- Что изучает синтаксис и пунктуация ?
- Чем различаются ССП и СПП ?
- Каким образом можно определить вид придаточного предложения в составе СПП ?
- В чем разница между союзом и союзным словом?
5 Объяснительный диктант.
Невиданный размах, неслыханная дерзость, священная держава, наступление отражено, раненый боец, раненный осколком солдат, желанная победа, груженная снарядами машина, путаный ответ, скованное льдом озеро.
СЛАЙД 3 «Алгоритм написания Н, НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»
- Что влияет на написание НН в суффиксах причастий?
- Что известно про слова с суффиксами –ОВА-, -ЕВА- ?
- Сколько Н пишется у причастий в краткой форме?
6 Работа по развитию речи.
Составить предложения по иллюстрациям . СЛАЙД4
7 Обобщение и систематизация изученного на уроке по теме «СПП с несколькими придаточными» ( работа по учебнику стр.118-121)
- Какие виды подчинительной связи вызнаете?
- Что характерно для последовательного подчинения?
- Что характерно для параллельного подчинения?
- Как вы различаете однородное и неоднородное подчинение?
- Приведите пример на каждый вид подчинительной связи в сложном предложении? СЛАЙД 5-6
8 Практикум . СЛАЙД 7-8
- с 1-2 предложением работает вариант 1
- 3-4 предложение для 2 варианта. ( проверка, совместное комментирование). Учащиеся, успевающие на 5-4 , должны найти и назвать в предложенных стихотворных строчках языковые средства художественной выразительности.
* Я думал, что не устою, что не перенесу, что затеряюсь я в строю… Н. Старшинов (параллельное однородное )
* Я хочу, чтобы слышала ты, как тускнеет мой голос живой… А. Сурков ( последовательное)
* Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне… Ю. Друнина (последовательное)
* Был я там, где рвались мины, где слышал рядом свист свинца. В. Бобров ( параллельное, однородное)
9 Обобщение ( подведение итогов по проделанной работе на уроке)
- Какую орфограмму мы сегодня повторили?
- Какие задания из блоков А, В экзамена по русскому языку (ГИА) мы отработали?
- Что вызвало наибольшую сложность?
10 Подведение итогов. Комментарий отметок.
11 Домашнее задание. Из стихотворений о Великой Отечественной войне выписать примеры с последовательным, параллельным ( однородным, неоднородным) подчинением (для сильных учащихся выписать 5 примеров, для слабоуспевающих – 3)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezintaciya_bazhenova.pptx | 423.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель – формировать умение определять виды присоединения нескольких придаточных к главному. Задачи: повторить правописание н, нн в суффиксах прилагательных и причастий (отработка В4); в оспитать чувства любви и гордости к своему прошлому, истории своей родины; п родолжить работу по подготовке к ГИА (отработка В-1, В-9, В-12, В-14, В-7).
Воин – боец, солдат, рубака (разговорное), воитель (высок.), ратник (устаревшее). Смелый – отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный, доблестный, героический, дерзкий. Защищать – охранять, заслонять, прикрывать, ограждать, оборонять, служить щитом, заступаться, бороться, спасать.
Обобщение обстоятельств Обособляются Не обособляются Деепричастные обороты в любом месте предложения. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Деепричастия, близкие к наречиям. Пётр шёл не торопясь. 2. Одиночные деепричастия. И, качаясь, шаловливо шепчет мне крапива: «С добрым утром!» 2. Фразеологические обороты. Ребята бежали сломя голову. 3. Сравнительные обороты. Взошла и растворилась луна И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.
Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий НН Н Есть ли зависимые слова? Есть ли приставка (кроме не)? Нет Образованно от глагола совершенного вида? Нет Да Да Оканчивается на – ованный (- еванный )? Нет Да Нет Да
Война жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – светлее нету слова В тишине и славе этих лет И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. А. Твардовский
Виды подчинительной связи Параллельное [ ] , ( ), ( ). ( ), [ ] , ( ). Последовательное [ ] , ( ),( ). Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
Параллельное Однородное Неоднородное Я думал, что не успею, ч то не перенесу, что з атеряюсь я в строю. [ ] , что ( ), что ( ), что( ). Если ошибся, ищи, что с делал не так. ( ), [ ] , ( ).
Кто говорит что на войне не страшно тот ничего не знает о войне. Ю.Друнина А если по дороге мы умрем Своею смертью разрывая даты То пусть нас похоронят на высотах Которые мы всё – таки берём. К. Симонов
Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина ( ), ( ), [ ] . последовательное А если по дороге мы умрем, Своею смертью разрывая даты, То пусть нас похоронят на высотах, Которые мы всё – таки берём. К. Симонов А если ( ), [ ] , ( ). п араллельное, неоднородное
Если я не вернусь дорогая нежным письмам Твоим не внемля не подумай что это другая… У. Уткин Был я там где рвались мины Где слышал рядом свист свинца. В.Бобров
Если я не вернусь, дорогая, нежным письмам Твоим не внемля, не подумай, что это другая… У. Уткин ( ), [ ] , ( ). п араллельно, неоднородно Был я там, где рвались мины, Где слышал рядом свист свинца. В.Бобров [ ] , ( ),( ). п араллельно, однородно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...
Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными
Интегрированный урок русского языка и литературы , посвящённый творчеству А.С.Пушкина. Цели урока: 1. Формирование умения учащихся видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препина...
Интегративный урок по теме: "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Интегративный урок развития – это урок, на котором благодаря интегрированию русского языка и литературы донского края создаётся речевая ситуация, способствующая развитию художественного ...
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Урок с использованием ЦОР по русскому языку....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."
Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....
Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными
Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися новых понятий: типы подчинения придаточных частей в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...