Авторские варианты для подготовки к мониторингу МЦКО. Варианты 1-10.
тест по русскому языку (5 класс) по теме

Мочульская Анна Владимировна

Составлены на основе кодификатора и демоверсии мониторинга МЦКО. Эффективны для проверки сформированности компетенций и диагностирования уровня готовности учащихся к срезу знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varianty_1-10.docx80.94 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) донельзЯ    2) взЯла    3) граждАнство   4) нАверх

А2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная?

1) елочные укр...шения, ск...кать на лошади, высокое загр...ждение

2) погл...щение влаги, бл...стательный успех, пос...деть от горя

3) зап...вать лекарство, прим...рять спорщиков, разм...гчить

4) прик...сновение, несг...раемый, м...тодика

А3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется ъ?

1) в..ёт, пред..юбилейный, об..ектив, от..учить

2) вз..есться, из..ездить, об..ект, ин..екция

3) батал..он, под..ём, от..утюженный, медал..он

4) без..абзацный, друз..я, об..единение, раз..ярённый

А4. В какой строке во всех словах пишется О?

1) крыж…вник, обж…ра, ч…каться, мецц..

2) врач…м, расч…т, щ..голь, герц..г

3) ш…в, ш…рох, ш…ры, ч...тный

4) ш…пот, пч…лы, изж…га, свеч..й

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) в библиотек...

2) на опушк...

3) на небосклон...

4) на местност...

А6. В какой строке во всех словах пишется И?

1) ц…фра, революц…я, авиац…онный, демонстрац..я

2) ц…кнуть, рац…я, радиац…онный, мотоц…кл

3) лисиц…н, синиц…н, тигриц..,  операц…я

4) шприц.., сестриц…н, революц…оный. нац…я

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Город, река, лес - всё наполнено (не)прерывным шумом. (Коковин Е.)

2) Утром солнце поднималось (не)яркое, подёрнутое розоватой холодной дымкой. (Коковин Е.)

3) В тот вечер я впервые почувствовал (не)жилую пустоту нашей квартиры. (Балтер Б.)

4) Оказалось, что это (не)простая лодка, а моторный катер. (Коковин Е.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вода в реке перестает утомительно блестеть и сверкать и принимает вид спокойной и прозрачной глади. (Романов П.)

2) Ежедневные походы в школу через тёмный глухой бор закалили не только мышцы Глебки но и его характер. (Бражнин И.)

3) Природа не обидела Захарова ни ростом ни телосложением ни лицом. (Лазутин И.)

4) Нарушали мертвую тишину шаги вахтенных да мерный всплеск волн у бортов. (Кубанский Г.)

А9. Укажите ПРОСТОЕ предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Его ругают а он радуется.

2) Позже я встречал Надежду Григорьевну часто она жила неподалёку.

3) Мне очень жаль что я не созвонился с Самсоновым.

4) Николай тихонько засвистел сел за стол начал что-то писать.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

(А) В один из таких дней я устроился в избе мельника.

(Б) Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку.

(В) Целые дни до позднего вечера я проводил на воде, а спать заходил куда попало, к крестьянам.

(Г) В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле.

1) АБГВ;  2) БВАГ;  3) ВАГБ;  4) ГБВА.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

(1)Во время пирожного был позван Яков и отданы приказания насчет линейки, собак и верховых лошадей - все с величайшею подробностию, называя каждую лошадь по имени. (2)Володина лошадь хромала; папа велел оседлать для него охотничью. (3)Это слово: "охотничья лошадь" - как-то странно звучало в ушах maman: ей казалось, что охотничья лошадь должна быть что-то вроде бешеного зверя и что она непременно понесет и убьет Володю. (4)Несмотря на увещания папа и Володи, который с удивительным молодечеством говорил, что это ничего и что он очень любит, когда лошадь несет, бедняжка maman продолжала твердить, что она все гулянье будет мучиться.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 2 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) прочитал книгу Б) в зеленой роще В) красный от мороза Г) ночь темная

В5. В каком варианте ответа правильно указано слово, образованное приставочным способом?

1) свободный  2) оставаясь  3) поныне  4) правдивый

В6. Укажите номер предложения, связанного с предыдущим при помощи синонимов.

(1)Однажды зимой мы отправились в лес. (2)В сосновом бору было тихо. (3)Всё было покрыто белым снегом. (4)В свежем воздухе носились мелкие пушинки. (5)Кудрявые ветки украсились нежным инеем. (6)В этом сказочном наряде каждая ветка казалась удивительной.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста из задания В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) зАгнутый   2) звОнит   3) снЯла   4) красивЕе

А2. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная?

1) пл...вучий, гарм...нировать, ч...стота помещения

2) уд...вляться, отв...рить картошку, посв...тить фонариком

3) р...скошный, подр...внять волосы, распол...жение

4) р...систый, прин...мать лекарство, обн...влённый

А3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется разделительный ь?

1) из..ян, бул..он, дос..е, с..едобный

2) с..ёжиться, раз..украсить, пред..явитель, птич..и

3) лит..ё, интерв..ю, д..явол, стул..я

4) из..являть, нав..ючить, об..ехать, раз..ахаться

А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву З?

1) ра..дражение, чре..мерный, и..коверкать

2) бе..денежный, ни..ложить, не..говорчивый

3) во..ложить, бе..церемонный, ра..жалобить

4) и..зябнуть, ра..гадать, не..дешний

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) лечиться в госпитал...

2) щётка для стирк...

3) расположение батаре...

4) отъехать от площад...

А6. В какой строке во всех словах пишется Ы?

1) акац…я, смуглолиц..й, братц…, отц…

2) ц…пленок, ц…ганский, бледнолиц…й, ц…ц

3) смуглолиц…й, дельц…, мудрец…, операц…онный.

4) ц…нга, лисиц…н, ц…фра, ц…плячий

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) А жизнь между тем на Большом Фонтане была далеко (не)сказочной. (Вышеславский Л.)

2) Уходя, я уловил позади (не)громкий, но жестковатый, с украинским акцентом голос. (Горбачев Н.)

3) Вскоре сигнальщик оповестил о том, что на горизонте появилась (не)широкая белесоватая полоса. (Платов Л.)

4) Докладчик описал (не)брежный круг указкой на карте и усмехнулся. (Платов Л.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ивану Ильичу было поручено погрузить в Нижнем на буксирный пароход ящики со снаряжением и две пушки и доставить их в Царицын. (Толстой А.)

2) Мать то заслонкой забрякает то выбежит в сени стонет и охает.(Белов В.)

3) Каждую осень на острова возвращались для починки высокие бриги и клипера барки и бригантины.(Паустовский К.)

4) Лейтенант пробрался обратно через то же окно и уткнулся в снежную стену и стал её разгребать.(Коваль Ю.)

А9. Укажите ПРОСТОЕ предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ночью ветер злится и стучит в окно.

2) Неслись мимо леса мелькали реки.

3) Северный ветер несёт свинцовые облака и в воздухе появляются белые снежинки.

4) В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

(А) Посветлевшее от цветения старое дерево гудит, шумит пчелами, мелькающими среди цветов и листьев.

(Б) Когда повеет ветерок, за версту услышишь, как цветет липа.

(В) Незримая река медового аромата льется от нее по яркому июльскому разнотравью.

(Г) В тихую, безветренную погоду несметное количество пчел слетается сюда на работу.

1) АБГВ;   2) БВГА;   3) ВАБГ;   4) ГАБВ.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Недавно мы гуляли во дворе: Аленка, Мишка и я. (2)Вдруг во двор въехал грузовик. (3)А на нем лежит елка. (4)Мы побежали за машиной. (5)Вот она подъехала к домоуправлению, остановилась, и шофер с нашим дворником стали елку выгружать. (6)Они кричали друг на друга:

— (7)Легче! (8)Давай заноси! (9)Правея! (10)Левея! (11)Становь ее на попа! (12)Легче, а то весь шпиц обломаешь.

(13)И когда выгрузили, шофер сказал:

— (14)Теперь надо эту елку заактировать, — и ушел.

(15)А мы остались возле елки.

(16)Она лежала большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом, что мы стояли как дураки и улыбались. (17)Потом Аленка взялась за одну веточку и сказала:

— (18)Смотрите, а на елке сыски висят.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 2 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) красно-золотое солнце  Б) некто в черном  В) некоторые люди  Г) кто-то вошел

В5. В каком варианте ответа правильно указано слово, образованное суффиксальным способом?

1) разработка    2) легкий     3) построить   4) земледелие

В6. Какое предложение связано с предыдущим при помощи частицы?

(1)Взгляни в окно. (2)Одинокий лист кружится на ветке. (3)Когда-то он был зелёный. (4)И тогда он сидел на ветке рядом с румяной вишенкой. (5)Он любил её всем сердцем. (6)Ветер часто звал его побродить по свету. (7)Но листик не соглашался. (8)Ведь рядом с ним была самая прекрасная вишенка.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 3

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) (просторные) складЫ    2) балУясь   3) прИняв    4) квАртал

А2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) опл...тить штраф, запр...щённый приём, откл...нение

2) ср...внение, плащ пром...кает, бл...стящий

3) настр...ение, подн...мать, обж...гание

4) созревает оз...мь, оп...реться, выд...рнуть из земли

А3.  В каком ряду во всех словах на месте пропуска не нужно вставлять букву?

1) без..ухий, без..ядерный, под..одеяльник, из..украсить

2) в..ехать, без..языкий, пред..упредить, ш..ют

3) из..обличить, под..язычный, суб..ективный, с..язвить

4) без..аварийный, об..учение, вз..обраться, с..ориентироваться

А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С?

1) ра..краснеться, бе..молвие,  ра..следовать

2) бе..смысленный, ра..цвет, и..дательство

3) и..колесить, ни..провергать, бе..человечный

4) и..бежать, бе..радостный, ра..крыть

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) в Карели...

2) на Енисе...

3) приток Би...

4) в Якути...

А6. Укажите слово, в котором пишется буква Ы.

1) ц_ркуль;   2) акац_я;   3) ц_новка;   4) синиц_н.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Насыщенный ароматами воздух был (не)подвижен и тёпел. (Платов Л.)

2) Светлой июньской ночью даже без очков узнаю почерк Галямова, его крупные, (не)ровные буквы. (Сметанин А.)

3) Палата была маленькая, послеоперационная, но операций в больничке было немного, и сейчас там лежали вовсе (не)хирургические больные. (Шаламов В.)

4) Дальнейшая демонстрация фильма проходила под (не)прерывный смех и шутки гостей. (Беляев А.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Тут были фарфоровые собачки слон глиняный мальчишка на горшке и много карточек в рамках. (Белых Г.)

2) Невнятные шорохи да тихий звон в густых вершинах встречали путников. (Куликов А.)

3) Дaлеко внизу остaлись сходни и мостки со следaми цементa и глины нa доскaх. (Воробьев Е.)

4) Море кричало пенилось и вышвыривало на берег огромные седые волны. (Свирский А.)

А9. Укажите СЛОЖНОЕ предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Присяду на камень и слушаю иволги плач.        

2) С моря поднималась туча она походила на чёрный хребет.

3) Узкая дорога была покрыта снегом и посыпана песком.

4) Лошадка его бежала недурно и держалась уверенно.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

A. На карте Мещерского края внизу, в самом дальнем углу, на юге, показан изгиб большой полноводной реки.

Б. Ока течет по рубежу двух совершенно разных, очень непохожих пространств.

B. Это Ока.

Г. К северу от Оки тянется лесистая и болотистая низина, к югу – давно обжитые, населенные рязанские земли.

1) АВГБ; 2) БВАГ; 3) ВАБГ; 4) ГВБА.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        — (1)Вот, — сказала мама, — полюбуйтесь! (2)На что уходит отпуск? (3)Посуда, посуда, три раза в день посуда! (4)Утром мой чашки, а днем целая гора тарелок. (5)Просто бедствие какое-то!

— (6)Да, — сказал папа, — действительно это ужасно! (7)Как жалко, что ничего не придумано в этом смысле. (8)Что смотрят инженеры? (9)Да, да… (10)Бедные женщины…

(11)Папа глубоко вздохнул и уселся на диван.

(12)Мама увидела, как он удобно устроился, и сказала:

— (13)Нечего тут сидеть и притворно вздыхать! (14)Нечего все валить на инженеров! (15)Я даю вам обоим срок. (16)До обеда вы должны что-нибудь придумать и облегчить мне эту проклятую мойку! (17)Кто не придумает, того я отказываюсь кормить. (18)Пусть сидит голодный.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 11 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

 

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) воздух свеж Б) получил приказ В) на родной земле Г) белый снег

В5. Укажите способ образования слова «избрание».

1) приставочный    2) суффиксальный   3) сложение    4) приставочно-суффиксальный

В6. Среди предложений 15–19 найдите такое, которое связано с предыдущим помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(15)Сожги это письмо, тебе одной на всём свете могу я рассказать про это, – Варя перевернула страничку. (16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте... а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить Красную Армию... (19)Конечно, она не очень разбиралась в стратегической обстановке.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 4

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) дозировАть   2) сорвАла   3) донИзу   4) насквОзь

А2. Укажите слово с пропущенной глухой согласной в корне:

1) деревя_ка;    2) коври_ка;    3) ре_ба;   4) доро_ка.

А3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?

1) в..есться, раз..единённый, об..ективный, раз..ярённый

2) В..етнам, необ..ятный, супер..агент, с..экономить,

3) в..юн, контр..атака, сверх..естественный, с..ездим

4) из..евший, под..опытный, с..ябедничать, б..ющийся

А4. В какой строке во всех словах пишется О?

1) электросч…тчик, щ..тка, маж..р, борж..ми

2) плеч…м, деш…вая, ч..рточка, крыж..вник

3) ключ…м, галч…нок, пирож….к, петуш…к

4) совершен подж…г, ш….рох, теч…т, ш...лковый

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) уступать в скорост...

2) изменения в расписани...

3) рисовать в альбом...

4) без фруктовой карамел...

А6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) Щипцы;   2) лыжы;    3) трущоба;    4) циферблат.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) На этот раз Гараське пришлось, видимо, преодолеть (не)лёгкий путь. (Андреев Л.)

2) (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки.(Успенский В.)

3) За углом послышались (не)ровные шаги и сиплое бормотанье. (Андреев Л.)

4) Это в самом деле развалины крепости, только (не)старинной, а современной. (Автократов Н.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В походе надо сообразоваться не столько с силами людей сколько с силами вьючных животных. (Арсеньев В.)

2) Дорога забирается в непроглядный сумрак леса и вновь выбегает в серую пелену полей и кустов. (Шумилин А.)

3) Всюду только вода горы ревущей воды и водяные пропасти обвалы. (Рудный В.)

4) У поручней стоял толстенький и коренастый переводчик и смотрел на медленно надвигающиеся корабли. (Тренев В.)

А9. Укажите ПРОСТОЕ предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я чувствовал что город оставался у нас справа.        

2) Когда мы уходили щенок скулил около забора.

3) Забор трещал потому что мы навалились на него все сразу.

4) Полил сильный дождь и быстро намочил землю.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

А. На улице, против наших окон, разговаривали ночные сторожа.

Б. В пекарне стало тихо.

В. Коптила лампа, изредка потрескивала заслонка печи, и корки испеченного хлеба на полках тоже трещали.

Г. И еще какой-то странный звук порой доходил до слуха с улицы – не то где-то скрипела вывеска, не то кто-то стонал.

1) АВГБ; 2) БВАГ; 3) ВГАБ; 4) ГВАБ.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Ассоль  никогда  не  бывала  так  глубоко  в  лесу,   как  теперь.  (2)Ей, поглощенной   нетерпеливым  желанием  поймать  игрушку,  не  смотрелось   по сторонам;  возле  берега,  где она  суетилась,  было  довольно  препятствий, занимавших   внимание.  (3)Мшистые  стволы  упавших   деревьев,  ямы,   высокий папоротник, шиповник, жасмин и орешник мешали  ей на каждом  шагу;  одолевая их,  она  постепенно  теряла силы, останавливаясь  все  чаще  и  чаще, чтобы передохнуть или смахнуть с лица липкую  паутину. (4)Когда  потянулись, в  более широких местах, осоковые и тростниковые заросли, Ассоль совсем было потеряла из вида  алое сверкание парусов, но, обежав излучину  течения, снова увидела их, степенно и неуклонно бегущих прочь.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 1 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А)        душистые ягоды  Б) листья малины В) около леса Г)        по гладким стволам

В5. В каком варианте ответа правильно указано слово, образованное суффиксальным способом?

1) прошептал      2) восторженными      3) одинокий    4) благодарил

В6. Среди предложений 13—20 найдите предложение, связанное с предыдущим с помощью союза. Напишите номер этого предложения.

(13)Несколько веков тому назад, когда информационная сторона человеческих знаний была не столь обширна, встречались учёные мужи, «капсула» которых приближалась к «капсуле» всего человечества и, может быть, даже совпадала с ней: Аристотель, Архимед, Лео-нардо да Винчи... (14)Теперь такого мудреца, который знал бы столько же, сколько знает человечество как таковое, найти нельзя. (15)Следовательно, про каждого можно сказать, что он ограниченный человек. (16)Но очень важно разделять знания и представления.(17)Чтобы пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему горняку в каменноугольном пласте. (18)Допустим условно и теоретически, что некоторые из горняков родились там, под землей, и ни разу не вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют никакой информации, никакого представления о внешнем, запредельном (находящемся за пределами их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя довольно обширное пространство и обитает в нём, думая, что мир ограничен его забоем.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 5

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) упрочЕние   2) щавЕль   3) зАвидно   4) отогнАла

А2. В каком случае допущена ошибка в правописании согласной в корне?

1) громко свиснуть;   2) мелкая изморось;   3) отвезти песок на стройку;   4) искусный мастер.

А3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется разделительный ъ?

1) об..ём, овеч..и, пред..юбилейный, трёх..этажный

2) с..ёжиться, из..явить, под..езд, раз..единить

3) об..единение, вороб..и, с..экономить, л..ётся

4) с..узить, об..яснить, раз..увериться, сер..ёзная

А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву З?

1) ра..добыть, бе..дарный, ни..вергнуть

2) и..бавить,  не..добровать, ра..дать

3) ра..бежаться, и..коренить, во..ложить

4) в..глянуть, ..дать, ра..добыть

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) к поющей молодёж...

2) отдыхать в деревн...

3) в русл... реки

4) в воздух...

А6. Укажите слово, в котором пишется буква И.

1) Ц_ганский;   2) у птиц_;   3) дикц_я;   4) ц_плята.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Высокий, суховатый, он вошел в приемную (не)торопливой, но твёрдой походкой… (Рыбин А.)

2) Выходит, что таинственный владелец прорезиненного плаща вовсе (не)близорук и не носит очков. (Автократов Н.)

3) Вопрос был явно (не)приятен этой женщине. (Леонов Л.)

4) (Не)движным туманом окутано было пространство, в котором остановился поезд. (Астафьев В.)

 

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Миша пытался себе представить и луг и убитого Кузьмина и Николая и толпу вокруг них и милиционера... (Рыбаков А.)

2) А потом я находил свою книгу под подушкой у мамы или случайно замечал её в папином портфеле. (Алексин А.)

3) Я несколько раз просыпался и каждый раз слышал то удары буферных тарелок то мерный стук бегущих колес то абсолютную тишину и дружный храп солдат. (Шумилин А.)

4) Над полем собиралась грозовая туча да как-то всё не решалась плотно обхватить небо и колебалась над закатом. (Коваль Ю.)

А9. Укажите СЛОЖНОЕ предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Он  поражался маминой скорости приготовления пищи.

2) Зацвели сады и усыпали всю землю в саду лепестками яблонь.

3) Солнце уже спряталось и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.

4) Ветер свищет, играет с волнами и гнёт мачту.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

A. Рыба шла рядом с лодкой.

Б. Я ударил веслом по воде.

B. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку.

Г. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой.

1) АБВГ; 2) БГВА; 3) ВБАГ; 4) ГВБА.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет. (2)Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастие... (3)Она молча пошла следом за мужем. (4)В кабинете Алмазов простоял с минуту на одном месте, глядя куда-то в угол. (5)Потом он выпустил из рук портфель, который упал на пол и раскрылся, а сам бросился в кресло, злобно хрустнув сложенными вместе пальцами...

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 3 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А)        конец сентября  Б) хлынул дождь В) скоро появятся Г) полуопавшие липы

В5. Укажите способ образования слова «закономерность».

1) приставочный    2) суффиксальный   3) сложение    4) приставочно-суффиксальный

В6. Среди предложений 5—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(4)Вместо человека чести — человек принципов... (5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь? (7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П Чехова. (8) В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 6

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) отобралА    2) бантЫ    3) дОбела    4) сливОвый

А2. Отметьте слово с удвоенной согласной:

1) кол(л)ичество;  2) режис(с)ер;   3) гал(л)ерея;   4) грам(м)отность.

А3. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ъ?

1) под..езд, с..ёмка, об..явление, с..едобный
2) об..ективный, с..экономить, раз..яснить, под..ем
3) ин..екция, в..елся, б..ётся, от..еду

4) под..прыгнуть, с..ехать, сверх..интересный, разол..ю

А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С?

1) ра..кладывать, бе..мерная, и..купить

2) ра..цепить, ..добная, и..ступленно

3) бе..конечный, ра..мазать, ни..ходящий

4) не..доровится, бе..хозяйственный, ра..четы

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) в пронесшемся вихр...

2) без последующей встреч...

3) о зимней стуж...

4) о подснежник...

А6. Укажите слово, в котором пишется буква Ю.

1) Щ_ка;   2) ж_ри;   3) щ_риться;   4) щ_пальце.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно.

1) Теперь он [Роман] заметил, что дети стояли (не)беспорядочной толпой, а ровными рядами. (Белых Г.)

2) Вообще о Рыжике обыватели Голодаевки были далеко (не)лестного мнения. (Свирский А.)

3) Слава богу, что я тогда не выпалила эти глупые, злые и, как потом выяснилось, абсолютно (не)справедливые слова. (Донцова Д.)

4) Гешка уже был (не)рад, что признался торговке. (Сластников Н.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Дремотную лесную тишину нарушала только бесконечная песня ручейка да шум в верхушках деревьев. (Вурдов Н.)

2) Палубные пассажиры сидели на ящиках и мешках на цепях и свертках канатов. (Рысс Е.)

3) Перед рассветом поезд затормозил загрохотал на входных стрелках у семафора подкатил к какой-то станции и замер на месте. (Шумилин А.)

4) Рисунок ходов напоминал непролазную чащу вьющихся растений или клубок безнадежно запутанных ниток. (Паустовский К.)

А9. Укажите предложение, где ВЕРНО расставлены знаки препинания.

1) Наступила осень и птицы потянулись к югу.

2) Трава появилась там, где сильнее пригревало солнце.

3) Наступила зима но снег ещё не выпал.

4) Когда я вышел, из палатки за вершинами гор разгоралась заря.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

А. Стихии больше не спорят, не ссорятся, не борются.

Б. Через полчаса яростный ливень сначала приостановил, а затем и совсем прекратил свою трескотню.

В. Расстроенные полчища туч уносятся куда-то вдаль, а небо, озаренное прерывающимся солнечным лучом, уже брызжет золотом.

Г. Осматриваешься вокруг и поражаешься, как мгновенно после дождя преображается все окружающее: благодарно трепещет освеженная листва, все живое суетится и мечется.

1) АГВБ; 2) БАВГ; 3) ВАГБ; 4) ГБВА.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. (2)Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полн. (3)Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. (4)Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. (5)Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергичны и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. (6)Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную...

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 6 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) подножие горы Б) золотая середина В) отношения восстановлены Г) учиться вязать

В5. Укажите способ образования слова «ожидание».

1) приставочный    2) суффиксальный   3) сложение    4) приставочно-суффиксальный

В6. Среди предложений 15—21 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и местоимения. Напишите номер этого предложения.

(14)Например, одно дело, когда нет обуви для того, чтобы ходить в школу (а то и самой школы), и совсем другое, когда тебя силой заставляют постигать музыкальную грамоту. (15)Конечно, второй случай предпочтительнее, но разлад есть разлад. (16)Поэтому мы видим, что общественная ориентация отнюдь не всегда безошибочна и что мода вообще вредна в таком деле, как дело нахождения себя. (17)Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18)Ведь артистом и художником можно быть в любом деле. (19) Это должно быть нормой. (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 7

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) бралА   2) начАтый   3) бантЫ   4) донельзЯ

А2. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) вес...ник, двухмес...ный, декаден...ский

2) гиган...ский, глас...ность, великовозрас...ный

3) древес...ный, доблес...ный, съес...ной        

4) надкос...ница, искус...ный, завис...ник

А3. В каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется Ь?

1) ад..ютант, бул..он, лис..и

2) компан..он, шампин..он, интерв..ю

3) почтал..он, павил..он, раз..езд

4) комп..ютерный, медал..он, об..ехать

А4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска следует писать букву С?

1) Не..добровать, не..быточный, не..дешний

2) Ни..пошлет, ни..ший, ни..провергать

3) (С,з)добный, (с,з)битень, (с,з)дание

4) Не..гораемый, (с,з)борная, ни..падать

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется Е?

1) беседа о смелост...

2) полёт без пересадк...

3) спускаться по тропинк...

4) петь от радост...

А6. Укажите слово, в котором пишется буква У.

1) Параш_т;   2) брош_ра;    3) ч_жой;   4) ж_ри.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно.

1) Широкие плечи рулевого были (не)подвижны, но спицы штурвала так и мелькали в проворных, сильных руках. (Платов Л.)

2) Федя получил десять лет, приисковая, торопливая, вовсе (не)похожая на деревенскую, работа была ему тяжела. (Шаламов В.)

3) Но, боже мой, какая она [Полина] была красивая в этом скромном, военных лет, совсем (не)женском наряде! (Сметанин А.)

4) Положение Рыжика становилось далеко (не)весёлым. (Свирский А.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Большие карбасы корабельные шлюпки легкие челноки и моторки стояли у пристаней и просто у берега на приколе. (Коковин Е.)

2) Воздух дрожал от непрерывного многоголосого рева толпы. (Белых Г.)

3) Вдруг со стороны дома на озере раздался протяжный не то стон не то крик. (Казакевич Э.)

4) Я и злился на Андрея и до слез завидовал ему и невероятно скучал без него. (Платов Л.)

А9. Укажите правильное объяснение пунктуации в   предложении. (Знаки препинания не расставлены.)

Звук постепенно начал слабеть ( ) и скоро превратился в далёкий шелест.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая  нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая  нужна.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

А. При ближайшем рассмотрении нарисованные ими картины, к удивлению зрителей, оказались сочетанием огромного числа точек разных цветов.

Б. В конце прошлого века во Франции художники открыли новый способ создавать удивительные картины.

В. Вы увидите чудесные луга и леса, горные долины, водопады и морские просторы.

Г. Но если вы захотите рассмотреть картину с некоторого расстояния, беспорядочные мазки превратятся в волшебные образы, оживляющие полотна.

1) АВГБ; 2) БАГВ; 3) ВГБА; 4) ГБАВ.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Легкий порыв ветерка разбудил меня... (2)Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезывал ложку. (3)Я долго любовался его лицом, кротким и ясным, как вечернее небо. (4)Г-н Полутыкин тоже проснулся. (5)Мы не тотчас встали. (6)Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая лень смыкает глаза. (7)Наконец мы встали и опять пошли бродить до вечера.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 6 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) внезапно замолчать; Б) резким свистом; В) вернется и расскажет; Г) в конце зимы

В5. В каком варианте ответа правильно указано слово, образованное приставочным способом?

1) высматривает   2) выступает   3) вышел   4) приближается

В6. Среди предложений 37—42 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(36)И таких читателей становится всё больше. (37)Но неужели всё так безнадёжно? (38)Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? (39)К счастью, нет. (40)Поразительная закономерность. (41)Живая книга чудом пробивается к читателю. (42)И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 8

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) подОшва    2) избАлованный   3) неправЫ   4) дозвОнимся

А2. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1) диагра...а, гра...отность, гра...атика

2) и...унитет, дра...а, моногра...а

3) ка...икатура, ба...икада, те...аса

4) пе...имизм, прогре...ивный, пре...а

А3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

1) об..емный, пред..явитель, п..еса, раз…яснение

2) ад..ютант, раз..яренный, раз..езд, двух…ярусный

3) в..южная, пред…обеденная, кан…он, с…язвить

4) бур..ян, из…ятие, бел…этаж, суб…ективный

А4. В какой строке во всех словах пишется О?

1) пастуш...к, меч...м, одеж..нка, ч..порный

2) пош...л, ш...рох, ш...фер, наш...л

3) ч…боты, щ..голь, меч..м, пятач..к

4) скач..к, прыж..к, дж..нка, ш..лковый

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании не пишется И?

1) в гербари...

2) об идеал...

3) в жизн...

4) без вуал...

А6. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка.

1) Чюдесного щенка подарил мне дедушка.

2) В нашу сеть попал только один ершик.

3) В вышине звучала песнь жаворонка.

4) Он чувствовал себя счастливым человеком.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Это была высокая и красивая, но уже (не)молодая женщина с большой причёской - венком из туго сплетённых кос. (Коковин Е.)

2) Нужно сказать, что коричневая вода этих мест нисколько (не)мутна, она прозрачна, если почерпнуть ее стаканом, но сохраняет при этом золотистый оттенок. (Солоухин В.)

3) Из приоткрытых дверей слышалась (не)громкая хоровая песня. (Рыбин А.)

4) Все шло не так, как надо, исправить ничего нельзя было, и будущее казалось всё более (не)ясным, а размер опасности сразу вырос. (Дубровский Э.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В избушке Павла всегда пахло не только кожей и кислым клеем но и сыростью плесенью. (Бунин И.)

2) Лыжи то проваливались в снег то предательски скользили назад то становились крест-накрест. (Гребенюк И.)

3) Ещё спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. (Соколов-Микитов И.)

4) Приходилось не только понукать её [лошадь] лозой но и тянуть за узду. (Солоухин В.)

А9. Укажите СЛОЖНОЕ предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

А)По уличным косогорам и оврагам цветёт репейник

Б)Люди вскакивали со своих мест и восторженно аплодировали

В)Неудачи огорчали сына но они не могли отнять у него веру в успех

Г)С деревьев падали листья и устилали пёстрым ковром землю

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

А. В нем хранилась казна, а около него торжественно проводились праздники.

Б. Основные черты эллинской архитектуры с наибольшей полнотой проявились в строительстве храмов.

В. Храм был одним из центров общественной жизни города-государства.

Г. Чтобы выделить храм из остальных зданий, его строили на высоком фундаменте.

1) АБВГ; 2) БВАГ; 3) ВГАБ; 4) ГБАВ.

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Слышен собачий визг.  (2)Очумелов глядит в сторону и  видит: из  дровяного склада  купца Пичугина, прыгая на трех ногах и оглядываясь, бежит собака. (3)За ней гонится человек в ситцевой накрахмаленной рубахе и расстегнутой жилетке. (4)Он бежит за ней  и, подавшись туловищем  вперед, падает  на землю  и хватает собаку за задние лапы. (4)Слышен  вторично собачий визг и крик: "Не пущай!"  (5)Из лавок высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, собирается толпа.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 3 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) кончить дело; Б) в солнечный день; В) листочки распустились; Г) вдали от дома

В5. В каком варианте ответа правильно указано слово, образованное приставочным способом?

1) умолять   2) злокачественная   3) заклеймил   4) название

В6. Среди предложений 7—13 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой. (10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 9

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) закУпорить   2) Эксперт   3) кухОнный   4) прОживший

А2. В каком ряду во всех словах пропущены двойные согласные?

1) хлорофи..., ди...еренцировать, капи...яр

2) а...юминий, а...омпанемент, а...отация

3) дра...атургия, кава...ерия, ка...играфия

4) депре...ия, ди...етант, ди...онанс

А3. В каком ряду в обоих словах пишется одна и та же буква?

1) волеиз...явление, лис...я, пред...юбилейный, помещич...и

2) диз...юнкция, ад...ективный, об...ектив, пред...явитель

3) интер...екционный, гил...отина, шампин...он, ин...екция

4) мин...он, контр...ярус, крест...янин, неиз...яснимый

А4. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если  после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется  буква, обозначающая звонкий согласный звук»?

1) воспоминание    2) разрослись   3) прошло               4) сделал

А5. В каком варианте ответа на месте пропуска в окончании пишется И?

1) к Наталь...

2) обратиться к Дарь...

3) на Алта...

4) у Мари...

А6. Укажите словосочетание с орфографической ошибкой.

1) Цитировать наизусть; 2) в секцыи волейбола; 3) цыплячий пух; 4) посадка цитрусовых.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется раздельно.

1) Раздался стук в дверь, (не)громкий, но настойчивый. (Платов Л.)

2) (Не)большой ветерок слегка рябил воду и слабо шелестел тростниками. (Зверев М.)

3) Солнечным утром (не)поворотливый деревянный корабль - тава - вышел в океан. (Северов П.)

4) Теперь же огромный стол исчез. На его месте появились три не очень больших одинаковых стола, расположенные буквой «Т», и скатерти лежали на них (не)лиловые, а зелёные. (Рыбин А.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я вечно слушать был готов То степь то горных речек пение То шелест лиственных шатров. (Рождественский Вс.)

2) Я вот до гаража своего на трамвае да на троллейбусе с пересадкой езжу.(Воробьёв Е.)

3) Мины или проходили под килем или сворачивали в сторону. (Паустовский К.)

4) Машинисты кочегары и матросы читают газеты и журналы играют в шахматы и в домино. (Коковин Е.)

А9. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Дерево скоро садят да не скоро от него плоды едят.

Б) Стыдливый покраснеет а бессовестный побледнеет.

В) Солнце поднялось и обогрело землю.

Г) Под ветром травы зашумели и полегли

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

А. Такие колонны назывались дорическими.

Б. Если храму хотели придать величественность и торжественность, то в портиках ставили мощные колонны, как будто выраставшие из каменного пола.

В. Если же хотели построить нарядный храм, то ставили более стройные ионические колонны; вверху у них были изящные завитки, напоминавшие изогнутые рога барана.

Г. К храму примыкали портики; часто они окружали его со всех сторон.

1) АВБГ; 2) БГВА; 3) ВБГА; 4) ГБАВ.  

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. (2)Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. (3)Пахло от него хересом и флер-д'оранжем. (4)Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. (5)Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. (6)Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком — его жена, и высокий гимназист с прищуренным глазом — его сын.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 2 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) день и ночь; Б) заглянуть в будущее; В) автор статьи; Г) карие глаза

В5. Укажите способ образования слова «человечество».

1) приставочный    2) суффиксальный   3) сложение    4) приставочно-суффиксальный

В6. Среди предложений 5—12 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(4)Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5)Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7)Вопрос только размеров и времени. (8)Человечество, по-моему, — это своеобразная болезнь планеты. (9)3авелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10)Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зелёную шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) — и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое, болезненное пятно. (12)Снуют, размножаются, делают своё дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 10

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕмент    2) прибылА   3) налИла    4) клеИть

А2. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся безударная гласная?

1) усл...жнять, к...сить траву, выр...щенные огурцы

2) укр...титель, посв...тить стихи другу, пок...яние

3) зал...зать рану, зан...жать самооценку, сп...шите данные

4) проб...раться, обск...кать, соч...тание

А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Ъ?

1) п...едестал, пан...японский, суб...ективный, саф...яновые

2) меж...ярусный, об...езженный, нес...ёмные (детали), раз...ярённый

3) без...ыдейный, всеоб...емлющий, пред...утренний, пап...е-маше

4) в...етнамец,  пред...обеденный, от...экзаменоваться, экстер...ер

А4. В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1) разлил        2) сделать        3) расплакаться        4) разделив

А5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

1) cвинц...м

2) полотенц...м

3) над рощ...й

4) репортаж...м

А6. Укажите неверно написанное слово.

1) Сигнализация;   2) бледнолицый;   3) на ципочках;   4) у гостиницы.

А7. Укажите предложение, в котором НЕ с прилагательным пишется слитно.

1) Только заметная нервозность, с которой он курил трубку, свидетельствовала о том, что он [Краевский] прожил далеко (не)спокойную жизнь. (Автократов Н.)

2) Анна Павловна всё ещё сидела в садике, вздыхала и расправляла лепестки (не)счастной маргаритки. (Коковин Е.)

3) — Это вовсе (не)бредовая фантазия, как можно думать, — сказал он [майор] помолчав. (Автократов Н.)

4) Однажды в воскресенье Костя появился на улице (не)босой, как обычно, а в верёвочных туфлях.(Коковин Е.)

А8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами. (Паустовский К.)

2) Филарет был строг и сурово карал как безнравственность так и вольнодумство… (Сиповский В.)

3) Не слышно ни кудахтанья кур ни пения петухов ни мычания коров. (Вашенцев С.)

4) Глухонемая тишина налила дом и двор и весь мир. (Солженицын А.)

А9. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Молод годами да стар умом.

Б) Трус и в жизни мертв а смелый и мертвый живет.

В) Поручик говорил и искоса поглядывал в стороны.

Г) Таня улыбалась и прищуривала слегка раскосые глаза.

А10. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

А. Каждый год мы путешествуем вокруг Солнца.

Б. В пути мы пересекаем двенадцать месяцев, словно двенадцать разных стран.
В. Мы летим на нашей Земле, как на огромной ракете.

Г. Проплывают мимо зеленое лето, золотая осень, белая зима, и лазоревая весна.
1)А, Г, Б, В   2) А, В, Б, Г  3)А, Г, Б, В  4) А, В, Г, Б

В1. Определите тип речи, который представлен в данном ниже тексте.

        (1)Поезд Москва — Таллин прибыл на вокзал города Печоры Псковские около пяти часов утра. (2)Трясясь в стареньком автобусе по пути к монастырю, я рассматривал этот на удивление ухоженный западно-русский городок с небольшими красивыми домами с башенками и опрятными палисадниками. (3)Печоры расположены всего в пяти километрах от границы с Эстонией. (4)После революции и до 1940 года городок находился на территории Эстонии, оттого и остался цел монастырь, да и уклад жизни не слишком изменился. (5)Вместе с другими пассажирами московского поезда я подошел к могучим крепостным стенам. (6)Обитель была еще закрыта, и пришлось подождать, пока сторож в положенный час отворит старинные окованные железом ворота. (7)Внутри монастыря неожиданно оказалось так уютно и красиво, что нельзя было не залюбоваться. (8)Все здесь создавало впечатление если не сказки, поскольку очевидно было явью, то чего-то удивительного.

Ответ: _________________________________________

В2. Определите стиль речи в тексте из задания В1.

Ответ: _________________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 3 (текст из задания В1).

Ответ: ____________________________________________________________________

В4. Какое из приведенных сочетаний слов не является словосочетанием?

А) прочитал статью; Б) в прохладной роще; В) ночь темна; Г) наша радость

В5. Укажите способ образования слова «представление».

1) приставочный    2) суффиксальный   3) сложение    4) приставочно-суффиксальный

В6. Среди предложений 6—11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

(5)Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. (6)Смешное детство! (7)Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. (8)Вот кольцо последнего года войны, последнего боя, последнего марша на танках. (9)А это кривое кольцо очень долгого года несчастной любви, метаний... (10)Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. (11)Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

Ответ: _______________________________

С1. Придумайте продолжение текста, данного в задании В1, записав 3-4 предложения.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские варианты для подготовки к мониторингу МЦКО. Варианты 11-20.

Составлены на основе кодификатора и демоверсии мониторинга МЦКО. Эффективны для проверки сформированности компетенций и диагностирования уровня готовности учащихся к срезу знаний....

Авторские варианты для подготовки к мониторингу МЦКО. Варианты 21-31.

Составлены на основе кодификатора и демоверсии мониторинга МЦКО. Эффективны для проверки сформированности компетенций и диагностирования уровня готовности учащихся к срезу знаний....

Авторская песня "Я живу в Татарстане" (нотный вариант)

Авторская песня "Я живу в Татарстане" рекомендуется для разучивания с детьми старшего дошкольного и школьного возраста ...

Авторская разработка. Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Игровые задания для мониторинга музыкальных способностей детей дошкольного возраста....

Варианты для подготовки 10 класса к профильным МЦКО работам( апрель 2021)

Варианты для подготовки 10 класса к профильным МЦКО работам( апрель 2021)...

Сборник по подготовке к диагностике МЦКО по русскому языку 7 класс

Сборник по подготовке к диагностике МЦКО по русскому языку 7 класс...