Не с именами существительными.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок проведен в 5 классе по УМК Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. На уроке использовалась интерактивная доска, тест в системе голосования для проверки первоначальных знаний по изучаемой теме. Материалы подобраны так, что большое внимание уделяется СЛОВУ, его значимости в речи. Для поддержания внимания, интереса к уроку использованы занимательные задания по теме. Считаю, что урок несёт большую воспитательную функцию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ne_s_sushchestvitelnymi.pptx | 99.04 КБ |
ne_s_sushchestvitelnymi.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каких случаях НЕ пишется раздельно? (Не) видимка – луна (Не)друг, а враг (Не) доумение
В каких случаях НЕ пишется слитно? (Не)правда, а ложь (Не)правду не терплю Царевна (Не) смеяна
В каких случаях НЕ пишется раздельно? Удивила (не)зависимость (Не)решительность, а застенчивость (Не)ряха
В каких случаях НЕ пишется слитно? Сказал (не)правду (Не) нависть – плохой советчик (Не)стрекоза летала
В каких случаях НЕ пишется раздельно? (Не)удача, а случайность (Не)вежа (Не)волк и (не)лиса
Предварительный просмотр:
Правописание НЕ с существительными.
(Авторы УМК:Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын)
Цели урока.
- Развитие ключевых компетентностей учащихся.
- Формирование навыка правописания НЕ с именами существительными.
Задачи урока.
- Образовательные:
- уметь ставить цели урока и планировать время выполнения заданий (регулятивные УУД);
- уметь выбрать уровень исследовательской работы (познавательные УУД);
- познакомить с правилом правописания НЕ с существительными;
- формировать умения и навыки применять его на практике;
- формировать умения различать НЕ - приставку, часть корня, частицу.
2. Развивающие:
- развивать языковую, коммуникативную компетентность учащихся(коммуникативные УУД);
- развивать логическое мышление, творческие способности.
3. Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа (личностные УУД);
- воспитывать интерес и любовь к родному языку;
- воспитывать настойчивость в достижении цели, корректного отношения к мнению одноклассников.
4. Здоровьесберегающие:
- проводить физкультминутки по профилактике сколиозов, близорукости, снятия напряжения с пальцев рук.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, пульты для системы голосования.
Тип урока: проблемно – поисковый, изучение нового материала по орфографии.
Проблемный вопрос: - В каких случаях НЕ с сущ. пишется слитно, в каких – раздельно?
Структура урока.
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение новой темы.
4. Исследовательская работа.
5. Работа в парах.
6. Физкультминутка.
7. Тест с использованием системы голосования.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.
Планируемые результаты урока.
1. Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
2. Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач.
3. Предметные:
- представление о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых основ лингвистики;
- проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Ход урока.
…слово - дело великое…Словом можно служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти.
Л.Н.Толстой
- Оргмомент. Прежде чем начнем урок, давайте вспомним правила поведения на уроке. Эти правила помогут нам провести время урока организованно и эффективно, с их помощью мы достигнем поставленной цели.
- Актуализация знаний.
Уважаемые коллеги! Да-да, именно коллеги. Я, ребята, назвала вас так не случайно. Сегодня мы будем заниматься общим делом: решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово - дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Эпиграф урока).
Прежде чем приобретать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем о существительном? Поиграем в игру «Микрофон». Тот, кто получил микрофон, поделится с нами своими знаниями о части речи, которая называется существительным. Начну я. Существительное - это самостоятельная часть речи. А теперь - покажите вы мне свои знания.
Учитель передает микрофон ученикам. Учитель комментирует ответы учеников, обобщает сказанное.
- Инд. зад.на интерактивной доске.
- Проверка д/з – упр. 308.
3. Объяснение новой темы.
- Синтаксическая пятиминутка.
В поле цвели красивые незабудки.
- Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж.
- В каком слове у вас возникли затруднения?
- Выделите морфемы в слове незабудки.(1 – без НЕ не употребляется)
- Тема нашего урока… «Правописание НЕ с именами существительными». Сегодня мы должны с вами научиться… распознавать, когда НЕ пишется слитно, а когда – раздельно с сущ. Чтобы найти ответ на вопрос, надо понаблюдать за словами в предложении и сделать вывод.
Эталон на "4"
I Знать: правило слитного и раздельного написания не с существительными.
II Уметь: правильно писать существительные, которые без НЕ не употребляются;
правильно писать существительные, которые могут быть заменены синонимами без НЕ или близкими по значению выражениями;
правильно писать существительные в предложениях с противопоставлением, выраженным при помощи союза а;
графически обозначать орфограмму.
III Применять знания: правило слитного и раздельного написания НЕ с существительными в тексте;
находить и исправлять ошибки в написании не с существительными.
Эталон на "5".
Планируемые достижения на "4" +
IV Уметь: правильно писать НЕ с существительными в частных случаях, когда таких слов с НЕ в языке нет, так как нет таких предметов;
придумывать примеры, составлять текст с использованием орфограммы (эталоны находятся на каждом столе в файле документов к уроку).
Грамматическая сказка
В те сказочные времена, когда все слова свободно употреблялись без «не», жили в одной стране просвещённые люди – вежды. Король у них был Годяй, большой человеколюб, а королева - Ряха, аккуратистка в высшей степени…
Вежды глубоко навидели своего короля Годяя. Да и как было не навидеть короля, когда во всём королевстве сплошная разбериха, постоянные взгоды, поладки и урядицы, - когда всё хорошее может употребляться без «не» и поэтому остаётся хорошим?..
- Какие слова вы услышали? ( Неряха, негодяй и др.).
- Как они пишутся с НЕ?
- Ребята, посмотрите на эпиграф к уроку. Как мы должны написать слово (не)нависть? Почему?
Исследовательская работа.
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»
Исследовательское задание (уровень А)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком – раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй - раздельно?
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В случае затруднения воспользуйся учебником и прочитай правило.
Исследовательское задание (уровень Б)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3. В помощь тебе опора-напоминание:
неприятель-враг, несчастье-беда (это синонимы, то есть слова, близкие по значению);
приятель-враг, счастье-беда (это антонимы, то есть слова с противоположным значением).
Исследовательское задание (уровень В)
1.Постарайтесь в своей группе дать ответ на вопрос: «При каком условии не с существительными пишется слитно, а при каком - раздельно?»
2.Для этого исследуй примеры и выясни, почему в первой группе слов не с существительными пишется слитно, а во второй – раздельно?»
Впереди был неприятель (враг).
Друг познаётся в несчастье (беде). Он тебе не приятель, а враг.
Не счастье, а беда подстерегала путников.
3.Попробуй привести свои примеры. (2 – можно заменить синонимом.
3 – Есть противопоставление)
- А представьте себе такой разговор между двумя приятелями из 5 класса после каникул, которые вы ждёте с нетерпением:
- Ты был в зоопарке?
- Был.
- Обезьян видел?
- Видел.
- Крокодила видел?
- Видел.
- Неслона видел?
- ?! Не понял!
Оказывается, такого слова нет, так как нет такого животного; нет слов "нешкола", "нестол", "неответ", потому что такими словами не обозначают реально существующие вещи, предметы, качества, действия.
НЕ вносит отрицание – пишем раздельно. (НЕ – отрицание)
Физкультминутка.
Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!
Стихотворение.
Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.
Тут может быть она частицей, (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)
А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),
А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)
- Ребята, так как может писаться НЕ с существительными? (стр. 26, правило)
Слитно Раздельно
- Без НЕне употребляется 1. Есть противопоставление с союзом А
(ненависть). (не равнодушие, а участие).
- Есть синоним (непогода). 2. НЕ является отрицанием (не луна)
Упр. 310
Работа в парах, взаимопрверка.
«Рабочая тетрадь», 1 ч., стр. 74 – 75, задание № 4.
(1 в. – 1 – 9 предложение; 2 в. – 10 – 17 предложение)
Пальчиковая гимнастика.
Будут пальцы изучать,
Как НЕ с существительными надо писать.
ТЕСТ. Система голосования.
Итоги урока.
Д/З.1. П. 42, упр. 315.
2. п. 42, выписать 5 пословиц по теме.
3. п. 42.Творческая работа. Стихотворения «Устная речь» В. Шефнера.
Гаснет устная словесность,
Разговорная краса.
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов, родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь - людское чудо-
Не скудела в наши дни.
Ребята, посмотрите: и эпиграф к уроку, и это стихотворение учат нас правильно пользоваться тем бесценным даром, которым мы владеем – словом.
- Напишите сочинение-миниатюру «Берегите русскую речь!».
Рефлексия, итог урока, оценки.
- Было ли вам сегодня :
трудно – легко, интересно – неинтересно…?
- О чём сегодня мы говорили на уроке?
- Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня?
- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали, все получают оценки…
Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Методическая разработка логопедического занятия в 4-ом классе "Зимняя олимпиада"(согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже)
Занятие направлено на преодоление аграмматизмов в письменной речи учащихся 4-х классов СКОУ (VII вида)...
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.
Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...