Программа факультативного курса "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение" 9 класс
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Согласовано» Руководитель ШМО русского языка и литературы Шулаева Л.А._____________ Протокол № ___ от «___»___________20___г. | «Согласовано» На заседании ШМС Руководитель ШМС Ярушина Т.Н. _______________ Протокол № _____ от «___»_____________20___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №3» Зацепилин О.В. _______________ Приказ №______ от «___»_______________20___г. |
- ПРОГРАММА
факультативного курса
(развитие речи)
"Учимся писать изложение
и сочинение-рассуждение"
по русскому языку
для 9 класса
на 2011-2012 учебный год
Выполнила:
Шулаева Любовь Анатольевна,
учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
Южноуральский городской округ, 2011
- Программа факультативного курса (развитие речи)
- "Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение". 9-й класс
Пояснительная записка
Появление факультативного курса “ Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение” в 9-м классе во многом обусловлено современной ситуацией и проводимым в течение некоторого времени Министерством образования РФ новой формы выпускных экзаменов в 11-м классе – единым государственным экзаменом (ЕГЭ) и проведение ГИА в 9-х классах.
Программа факультативного курса “Учимся писать изложение и сочинение-рассуждение” рассчитана на 35 часов (в течение всего учебного года).
Подлинной грамотностью следует считать не только умение писать и читать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно понимать текст, интерпретировать и анализировать его, рассуждать на предложенную тему и выстраивать письменное высказывание заданного типа.
Программа включает в себя:
- теоретический материал
- практический материал (работа с текстом и тестовыми заданиями)
- повторение трудных случаев орфографии и пунктуации
Программа курса содержит восемь разделов, которые постепенно тренируют учащихся в чтении текстов, в слушании их и запоминании, в умении письменно и устно передавать прочитанное и услышанное. Для этого в каждом разделе предусмотрены задания по работе с текстами-оригиналами, а затем и с самими изложениями самих учащихся. Программа курса разработана с учетом типологии заданий части А и В экзаменационной работы.
Каждый раздел завершается промежуточным зачетом, подводящим итоги и контролирующим умения и навыки учащихся.
В последних разделах курса имеется ценная информация по критериям оценки изложений, рассматриваются типы ошибок.
Вид факультативного курса - вспомогательный.
Принцип построения курса – вариативность.
Цель – помочь учащимся в подготовке к экзамену по русскому языку в форме изложения и сочинения-рассуждения.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать, что такое изложение;
- знать стили и типы речи, уметь определять их;
- уметь писать сжатое изложение;
- уметь письменно высказывать свое мнение в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему или давать аргументированный ответ на вопрос к тексту;
- знать основные виды речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;
- знать требования к изложению.
Содержание курса (35 часов)
Раздел 1. Что такое изложение? (7 часа).
- Требования к написанию изложения.
- Чтение. Виды чтения. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды восприятия текста при слушании.
- Алгоритм работы с текстом изложения.
- Тема текста, микротема как наименьшая часть общей темы.
- Ключевые слова исходного текста. Проблема.
- Основная мысль текста (идея).
- Способы связи предложений в тексте.
Раздел 2. Сжатое изложение. Способы сжатия изложения (5 часов).
- Сжатое изложение
- Способы сжатия исходного текста (исключение, обобщение, упрощение)
Раздел 3. Сочинение как речевая задача на экзамене (5 часов)
- Сочинение-рассуждение, его структура. Тезис, аргументы, вывод.
- Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1).
- Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (С2.2).
Раздел 4. Средства художественной выразительности (4 часа)
- Лексика. Основные лексические понятия
- Фонетика. Фонетические особенности слова
- Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция (эпитет, сравнительный оборот, метафора, олицетворение, гипербола)
Раздел 5. Ошибки, которые подстерегают…(2 часа).
- Речевые ошибки.
- Грамматические ошибки.
- Логические ошибки.
- Фактические ошибки.
Раздел 6. Трудные случаи орфографии и пунктуации (12 часов)
Повторение орфографических и пунктуационных правил ведется с учётом типологии заданий части А и В.
- Правописание чередующихся гласных в корне слова
- Правописание приставок
- Правописание суффиксов прилагательных и причастий
- Виды словосочетаний
- Главные члены предложения. Грамматическая основа
- Знаки препинания при однородных членах
- Знаки препинания при обособленных определениях
- Знаки препинания при обособленных обстоятельствах
- Знаки препинания при обращениях, вводных словах, предложениях, вставных конструкциях
- Знаки препинания в сложном союзном и бессоюзном предложениях
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Распределение часов | Формы контроля | |
теория | практика | ||||
1. | Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе на экзамене в 9 классе. | 1 | |||
2. | Что такое изложение? Как правильно читать и слушать изложение. | 1 | 1 | ||
3-4. | Алгоритм работы с текстом изложения. | 2 | 2 | ||
5. | Сжатое изложение. Критерии оценивания сжатого изложения. | 1 | 1 | ||
6. | Тема текста. Проблема. Основная мысль. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7. | Микротема как наименьшая часть темы. Ключевые слова. | 1 | 1 | ||
8-9. | Знакомство с демоверсией 2012 года. Написание изложения из демоверсии. | 2 | 1 | 1 | |
10-11. | Способы сжатия текста изложения | 2 | 1 | 1 | |
12. | Лексика. Основные понятия раздела «Лексика» Лексическое значение слова. (задания типа А-2, В-1) | 1 | 1 | ||
13. | Фонетические особенности слова (задание типа А-4) | 1 | 1 | ||
14. | Правописание корней с чередующимися гласными (задание типа А-5) | 1 | 1 | ||
15. | Правописание приставок на з-с (задание типа А-6) | 1 | 1 | ||
16. | Правописание приставок пре-при (задание типа А-6) | 1 | 1 | ||
17. | Способы связи предложений в тексте. | 1 | 1 | ||
18-19. | Правописание суффиксов прилагательных и причастий | 2 | 2 | ||
20. | Сочинение-рассуждение, его структура. Тезис, аргументы, вывод. | 1 | 1 | ||
21. | Виды словосочетаний. | 1 | 1 | ||
22-23. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1). | 2 | 1 | 1 | |
24-25. | Сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (С2.2). | 2 | 1 | 1 | |
26 | Главные члены предложения. Грамматическая основа | 1 | 1 | ||
27. | Знаки препинания при однородных членах. | 1 | 1 | ||
28. | Изобразительно-выразительные средства речи: понятие, функция. | 1 | 1 | ||
29. | Знаки препинания при обособленных определениях | 1 | 1 | ||
30. | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | 1 | 1 | ||
31. | Речевые ошибки. Грамматические ошибки. | 1 | 1 | ||
32. | Знаки препинания при обращениях, вводных словах, предложениях, вставных конструкциях | 1 | 1 | ||
33. | Логические ошибки. Фактические ошибки. | 1 | 1 | ||
34-35. | Знаки препинания в сложном союзном и бессоюзном предложениях | 2 | 2 |
Используемая литература:
- Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Русский язык. - Москва: ФИПИ, 2011.
- Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение. Методическое пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
- Итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учеб.-тренировоч. задания: учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова, Т.В. Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
- Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 класс.: учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – Челябинск: Взгляд, 2005.
- Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации-2009: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2008.
- ГИА-2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й Кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проверки государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – ФИПИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов
Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...
Программа факультативного курса по химии «Решение задач» 8 классы
Базисный учебный план в его федеральной части предусматривает изучение курса химии по 2 часа в неделю в 8 классе. Данный объём часов не достаточен для реализации стандарта основного общего образования...
Программа факультативного курса «До начала основной химии» 7 классы
Предлагаемый пропедевтический курс рассчитан на учащихся 7 классов. Поддерживаемая данным курсом «деятельностная пропедевтика» начальных химических понятий ориентирована на создание особой...
Программа факультативного курса по английскому языку для 8 классов по теме "Добро пожаловать в Великобританию и Америку".
Программа факультативного курса рассчитана на 34 часа в год, то есть по 1 часу в неделю. данный факультативный курс предполагает ознакомить учащихся с повседневной жизнью Великобритании и Америки, не...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...
Программа факультативного курса по русскому языку в 9 классе "Подготовка к ОГЭ: нормы литературного языка, теория и практика написания сжатого изложения и сочинения-рассуждения"
Данный факультативный курс рассчитан на подготовку к ГИА девятиклассников, имеющих определённые затруднения в изучении русского языка....