« Глагол как часть речи» 5класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цель: Формирование представлений о глаголе как о части речи.
Задачи:
- повторить сведения о грамматических признаках глагола;
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный состав;
- прививать любовь к русскому языку и желание его познания.
Оборудование: доска, демонстрационный материал, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pedagog_goda2013.docx | 26.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Глагол как часть речи» 5класс.
Цель: Формирование представлений о глаголе как о части речи.
Задачи:
- повторить сведения о грамматических признаках глагола;
- развивать речь учащихся, обогащать их словарный состав;
- прививать любовь к русскому языку и желание его познания.
Оборудование: доска, демонстрационный материал, проектор.
Ход урок
l Организационный момент
Здравствуйте! Сегодня у нас необычный урок, так как присутствует много гостей. Я вас прошу повернуться и поприветствовать их.
ll Введение в раздел.
Учитель:- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы корреспондента. Послушайте вопросы – ответы и догадайтесь, о какой части речи пойдёт разговор (выходят 2 ученика, в руках у корреспондента микрофон).
1) Что вы больше всего любите?
- Люблю действовать: учить, работать, помогать.
2) Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и известную всем частицу не
3) Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский наш язык все ребята знали.
На письме и в разговоре нас употребляли.
Учитель: О какой же части речи пойдёт сегодня разговор?
Давайте проверим, правильно ли мы ответили.
(Открывает конверт и достаёт листок, на котором написана тема урока).
- Правильно, эта часть речи - глагол. Как вы думаете, почему её назвали таким интересным словом ?
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля можно прочитать, что « Глагол - это речь человека, разумный говор, язык». Т. е. «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить»- говорить.
- А сейчас запишите число и тему нашего урока
« Глагол как часть речи».
lll Повторение изученного о глаголе.
1. Разминка «Кто что делает».
Известный русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы- это слова, оживляющие всё, к чему они приложены».
Удивительно, но это так! И сейчас мы с вами это докажем.
Попробуйте оживить существительные, которые я буду произносить, подставляя к ним подходящий по смыслу глагол.
Повар-…, врач-…, учитель-…, художник-…, ветер-…, гром-…,
ручей -… , медведь-….. .
2. Беседа по вопросам.
а) - Расскажите мне всё, что вы знаете о глаголе(при правильном ответе учитель выносит на доску опорное слово).
- На какие вопросы отвечает глагол?
-Что обозначает глагол как часть речи? (действие)
А вы знаете, что глаголы называют разные действия:
1) действия, связанные с трудовой деятельностью: рубить, копать, лечить;
2) действия, называющие различные состояния человека: грустить, любить, спать;
3) действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает, смеркается.
- Как изменяется глагол? (по временам, родам, числам и лицам)
- Каким членом предложения обычно бывает? ( сказуемым)
- Что такое спряжение глагола? ( изменение по лицам и числам)
б) По опорным словам на доске ещё раз рассказать всё, что вы знаете о глаголе.
3 Выполнение практических заданий.
Первоначальное чтение текста учителем(чтение сопровождается музыкой и слайдами на экране).
Моя Адыгея.
Когда вы прикоснётесь к хрустальным струям многочисленных водопадов, попробуйте на вкус воду из рек и родников. Чистейший воздух, который настоялся на цветущих альпийских лугах, наполнит вашу грудь. Спуститесь в Хаджохский каньон, который образовала река Белая. Вас ждут крупнейшие в России пещеры, плато Лаго-Наки с заснеженными вершинами, древние дольмены. Когда у дольменов загадывают желание, оно непременно сбудется.
-Значения каких слов вам не понятны?
Каньон- глубокая узкая речная долина с очень крутыми склонами и узким дном, размытая текущей по ней рекой.
Плато- возвышенная равнина с крутыми склонами.
Дольмены- древние сооружения, сложенные из больших камней или каменных плит (гробницы).
Задание1. Прочитайте текст, найдите глаголы и определите их время.
-У каких глаголов вы не смогли определить время? Как вы думаете почему?
Физкультминутка.
Потренируемся в определении лексич. значения глаголов.
Если я произношу действие, называющее то, что происходит в природе- вы поднимаете руки вверх и хлопаете.
Если же действие связано с состоянием человека- прыжок вверх.
Действие, связанное с трудовой деятельностью- маршируем.
Копать, любить, смеркается, вязать, подморозило, стирать, ненавидеть, холодает, болеть.
Задание 2. Попробуйте прочитать данный выше текст, опуская глаголы. Что произошло с содержанием текста? Для чего служат глаголы?
Задание3. Выпишите из текста все глаголы и поставьте их в начальную форму.
Задание 4. Выписать из текста последнее предложение и выполнить синтаксический разбор данного предложения.
Задание 5 Выполнить морфологический разбор слов:
(Загадывают) желание, образовала (река).
lV Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Глагол – необыкновенная часть речи»
Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме «Глагол» в 6 классе. ...
Презентация "Глагол как часть речи"
Презентация к вводному уроку по теме...
Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)
Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и литература), связан с изучением творчеств...
Урок-закрепление "Имя прилагательное как часть речи" 5класс
Данный урок представляет собой проверку знаний учащихся 5 класса об имени прилагательном, которые они получили в начальной школе.Обобщающий урок-повторение пройденного материала за курс начальн...
Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс
Конспект урока на тему "Имя прилагательное как часть речи", 5класс...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...
Глагол как часть речи. Роль глагола в словосочетании и предложении, в речи
Технологическая карта урока по русскому языку в 5классе...