Рабочая программа по русскому языку для 7 класса Ладыженская.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе учебника Ладыженской на 175 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_7_klassa_po_ladyzhenskoy_175_chasov.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» | «Согласовано» | «Согласовано» |
Руководитель МО | Заместитель директора по УР | Директор |
|
| |
___________________ / ________________/ | ___________________ / _________________/ | ___________________ / ______________/ |
Протокол № _____ от | Приказ № _____ от | |
« _____» ______________ 20___ года | « _____» ______________ 20___ года | « _____» ______________ 20__ года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку, базовый уровень
7 а, б классы, базовый уровень
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ______ от
« _____» _______________ 20___ года
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Основными документами для разработки рабочей программы являются:
- государственный образовательный стандарт основного общего образования (федеральный и национально-региональный компонент), 2004 год;
- региональный базисный учебный план (далее БУП РТ -2012) для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям;
- федеральная примерная (типовая) программа по русскому языку, 2004 год, и авторская программа по русскому языку для 5-9 классов ощеобразовательных учреждений М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанской (М.: Просвещение, 2006)
- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год;
- требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- приказ МОиНРТ от 29 апреля 2010 года № 1763/10 «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов образовательными учреждениями Республики Татарстан»;
- локальный акт «Об утверждении порядка разработки рабочих программ учебных курсов, предметов по образовательному учреждению».
- Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03-1905 «Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И.Солженицына в общеобразовательных учреждениях»
Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе указанных выше документов.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:
♦ Познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, наречие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи.
♦ Формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять на письме причастные и деепричастные обороты; работать с текстом.
♦ Совершенствовать речемыслительную деятельность. Коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов.
♦ Воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
В данной программе отражён как федеральный, так и НРК. По базисному плану предусмотрено 175 часов в год (3 часа в неделю), дополнительно из компонента ОУ УП дается 70 часов.
Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии:
- культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
- социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
- информационно-методологическую (человек-информация).
В работе учитель использует элементы следующих образовательных технологий: личностно-ориентированного обучения И.Якиманской, технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, технологии дифференцированного обучения, современных компьютерных технологий, следит за соблюдением основных принципов здоровьесберегающих технологий.
Расширенное изучения русского языка связано
- с усилением практической отработки полученных ЗУН (уроки-практикумы, решение тестов, направленных на подготовку к ГИА)
- с развитием речевых навыков (умение строить устную и письменную речь, используя средства языка )
- с овладением приемами компрессии (сжатия ) текста.
В результате изучения русского языка в 7 классе ученик должен знать/понимать
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Учащиеся должны ЗНАТЬ определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими УМЕНИЯМИ и НАВЫКАМИ:
♦ Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами ( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.
♦ Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
♦ Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По ПУНКТУАЦИИ. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса: диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, словарный, творческий, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста
Учебно-тематическое планирование по русскому языку
Классы: 7 А класс
Учитель: Левочкина С. А.
Количество часов: всего 175 часов; в неделю 5 часов.
Плановых контрольных уроков
Уроков развития речи
Административных контрольных уроков часов.
Планирование составлено на основе авторской программы М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской,Н.М.Шанского для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы, 9-е изд. - М.: «Просвещение», 2006.
Учебник: учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык» 7 класс. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, О.М.Александрова и др. Москва «Просвещение» 2007 год.
Дополнительная литература:
- Н.В.Егорова, В.Н.Горшкова «Поурочные разработки по русскому языку». Москва «ВАКО», 2012г.
- Г.Н.Владимирская Уроки русского языка в 7 классе Книга для учителя .Москва ТЦ «Сфера», 2004г.
- Научно-методический журнал «Русский язык в школе». Москва ООО «Наш язык».
- Научно-популярный и учебно-методический журнал «Русский язык в школе и дома». Москва ООО «Наш язык».
- А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва ТЦ «Сфера», 2010 г.
- С.В. Водолазькая. Предметная неделя русского языка в школе. Ростов –на-Дону «Феникс» 2005 г.
- Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань: РИЦ «Школа», 2010 г.
- Научно-популярный журнал «Русский язык и литература для школьников».Москва «Школьная пресса»
Список электронных пособий по русскому языку
1\CD\ "Репетитор по русскому языку КиМ 2008 CD-ROM" (Нью Медиа Дж)
2\CD\ "Русский язык. Средняя школа. 8 класс" (1С)
3\CD\ "Сдаем ЕГЭ 2008 + Ю.Репетитор. Русский язык" (1С)
4\CD\ Интерактивный плакат. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка
5\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.1 Гласные и безгласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
6\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. 4.2 Согласные (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
7\CD\ "Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Ч.З Части и запчасти (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)
8. \CD\ " Уроки русского языка КиМ 8-9 кл. DVD-BOX CD-ROM" (Нью Медиа)
9. \CD\ " Пишем излoжeниe(Jewel) (Новый диск)'
10.\СО\"1С:Школа Привет, причастие!
11.\ CD\ 1С: Русский язык, 8 класс
Литература для учащихся:
1 Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;
2 Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
3 Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;
4 Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;
5 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;
6 Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;
7 Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
8 Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. –М.: Просвещение, 1994. -107с.;
9 Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
10 Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.: Дрофа, 1996. -269с.;
11 Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;
12 компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
13 Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
14 Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
15 Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)
Учебно-тематический план
Наименование разделов | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи | |
Количество часов базового компонента | Количество часов компонента ОУ УП | |||
Введение | 1 | - | - | - |
Повторение изученного в 5-6 классах | 11 | 5 | 1 | 3 |
Причастие | 18 | 14 | 1 | 7 |
Деепричастие | 8 | 4 | 1 | 2 |
Наречие | 17 | 17 | 1 | 6 |
Слова категории состояния | 2 | 4 | - | 2 |
Предлог | 9 | 4 | 1 | 2 |
Союз | 9 | 8 | 1 | 2 |
Частицы | 13 | 9 | 1 | 4 |
Междометия | 1 | 3 | - | - |
Повторение изученного в 7 классе | 15 | 2 | - | 2 |
Итого | 105 | 70 | 7 | 30 |
Используемые условные знаки
* - уроки, данные на расширение материала
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля и измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||||
Русский язык как развивающееся явление | 2 | Урок изучения нового материала | Классификация современных славянских языков, сравнительный анализ соответствий славянских языков на всех уровнях, особенно в лексике | Лекция с элементами беседы. | Уметь выделять ключевые слова в тексте, уметь объяснять орфограммы, уметь подбирать синонимы | с. 5 (вопросы) упр.5 | |||
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ | (16 час.) | ||||||||
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор | 2 | Уроки повторения | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы | Практикум, самостоятельная работа | Знать, чем отличаются: -словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных. Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. | Упр.8, с.7 (вопросы), упр.12 | |||
5- 6* | Лексика и фразеология | 2 | Уроки повторения | Лексический состав языка. Лексические нормы | Практикум, самостоятельная работа | Знать определения, уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, пользоваться словарями, соблюдать лексические нормы, проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении | Упр.16 | ||
8* | Фонетика и орфография | 2 | Уроки повторения | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм | Практикум, самостоятельная работа | Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Пользоваться орфоэпическим словарём. Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. | У. 18 | ||
9 | Словообразование и орфографияМорфемный и словообразовательный разбор | 2 | Уроки повторения | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Практикум, самостоятельная работа | Знать способы образования слов. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов различных частей речи, анализировать словообразовательные гнёзда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слов | Упр. 26, упр. 30 | ||
12* 13* | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 3 | Уроки повторения | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка | Самостоятельная работа, практикум. | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения | Упр.34 Упр.39 Упр.41 | ||
15
| Контрольный диктант на повторение пройденного материала. Анализ контрольного диктанта. | 2 | Урок контроля | Диктант. | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения | Составить словарный диктант, упр.41 | |||
16 | РР Текст | 1 | Урок развития речи | Текст. Средства связи предложений в тексте. | Работа с текстом. | Знать признаки текста; уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позици | Упр.45 | ||
17 18* | РР Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью» | 2 | Урок развития речи | Эмоционально-экспрессивная сторона речи, метафоричность как одно из свойств художественного текста | Сочинение по картине; самостоятельная работа | Уметь описывать картину, выбирая языковые средства в соответствии с темой, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | П.10, упр.58 (подобрать из газет или журналов текст, составить рассказ о публицистическом стиле, используя таблицу и материал параграфа. Инд. Задание: упр.62 – подготовить устное выступление-обращение в публицистическом стиле (уточнить тему, записать развернутый план) | ||
19 | РР Стили литературного языка | 1 | Урок развития речи | Стили литературного языка Стилевые черты | Составление таблицы, практикум. | Уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию | Упр. 43 (графически объяснить написание окончаний глаголов) | ||
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЕ | (32 час.) | ||||||||
Причастие как часть речи | 1 | Комбинированный урок | Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль | Беседа. | Знать определение причастия, грамматические признаки. Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи | П.9, упр.56 (определить стиль текста, выписать причастия, указать их род, число, падеж). Упр.57 (списать, расставить знаки препинания, определить вид, время причастий) | |||
21 | РР Публицистический стиль | 1 | Урок развития речи | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Самостоятельная работа, практикум. | Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля | Подготовить устное сообщение о причастии, доказывая слова Ломоносова: «Они служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу» | ||
22 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 1 | Урок изучения нового материала | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Самостоятельная работа. | Знать, что причастия склоняются так же, как прилагательные. Уметь при сопоставлении делать выводы, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму\ | П.11, упр.67 (списать, причастия поставить в нужном падеже, роде, числе). Найти в учебниках физики, истории, географии предложения, в которых употреблены причастия, записать их. | ||
23 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 1 | Уроки изучения нового материала | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | Практикум, объяснительный диктант. | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом | П.12, упр.70 (выписать предложения с причасными оборатами, расставить знаки препинания). Подг. связный рассказ о роли причастия в словосочетании. | ||
24 | РР Описание внешности человека | 1 | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные слова») | Самостоятельная работа. Сочинение. | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своём тексте прилагательные и причастия, основные средства связи предложения; местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты | П.12, упр.73 (списать, обозначить причастный оборот, расставить знаки). Подобрать из художественных произведений предложения с причастными оборотами). | ||
25 | Действительные и страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | Распрделительный диктант. | Знать отличие действительных причастий от страдательных. Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания | Сочинение-описание «Литературный портрет друга». | ||
26 | Краткие и полные страдательные причастия | 1 | Урок изучения нового материала | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Практикум. Свободный диктант. | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль | П.14, упр.83 (списать, определить разряд причастий, расставить знаки препинания) | ||
27* | Действительные причастия настоящего времени. | 1 | Уроки изучения нового материала | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий | Практикум, работа по карточкам. | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ/ющ-,- ащ/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать
| П.16, упр.90 (образовать действительные причастия, определить спряжение глаголов, от которых образованы причастия, выделить суффиксы причастий). | ||
28 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | Эвристическая беседа, практикум. | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределённой форме глагола. Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю | П.17, упр.99 (заменить глаголы действительными причастиями, составить предложения с причаст. оборотами0. стр.26-44, выучить словарн. слова:, инд. Задание: упр.100 (прочитать, составить вопросный план текста, найти в тексте причастия, ключевые слова текста) | ||
29 30* | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | Уроки изучения нового материала | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласных в окончаниях глаголов и суффиксов –ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом | П.18, упр.104 (выписать страдательные причастия) | ||
31 | РР Изложение с изменением формы действующего лица | 1 | Урок развития речи | Изложение с изменением формы действующего лица | Самостоятельная работа | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, составлять план, уметь излагать текст от 3-го лица | П.19, упр.108 | ||
32 33* | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях | 2 | Уроки изучения нового материала | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Лингвистическая задача. | Знать способы образования причастий. Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий | П.15, упр.89 П.21, упр.118 | ||
34* 35* 36* | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных | 4 | Уроки изучения нового материала и уроки закрепления изученного | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Лингвистическая задача, свободный диктант. | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. Уметь обосновывать выбор Н НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи. Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи | П.22, упр.120 П.23, упр.136 П.24, упр.136 П.24, упр.137 | ||
Морфологический разбор причастия | 1 | Комбинированный урок | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | Самостоятельная работа, словарный диктант. | Знать порядок морфологического разбора причастий. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи | Повтор. П. 9-19 | |||
39 40* | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 2 | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Лингвистическая задача. | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Уметь различать НЕ- приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы | П.25, упр.142 | ||
41* 42* | РР Выборочное изложение с описанием внешности | 2 | Уроки развития речи | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | Самостоятельная работа | Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности | Упр. 151 Упр.153 Упр.154 | ||
43 44* | РР Сочинение по личным впечатлениям на тему «Вы с ним знакомы» | 2 | Уроки развития речи | Описание внешности человека | Самостоятельная работа | Знать определение «литературный портрет», структуру, языковые особенности текста-описания внешности человека; определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал; использовать полные и краткие причастия в речи | Выписать словарные слова | ||
45 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Урок изучения нового материала | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий | Практикум. | Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму, уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих | Составить словарный диктант | ||
47 | Повторение по теме «Причастие» | 2 | Повторительно-обобщающие уроки | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Контрольный словарный диктант. | Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом | Контрольное списывание | ||
48 | Контрольный тест по теме «Причастие» | Урок контроля | Контрольный словарный диктант. | Уметь различать страдательные причастия от действительных, правильно находить их в заданных текстах. | |||||
49* | Анализ теста Комплексный анализ текста | 1 | Комбинированный урок | Тема. Основная мысль. Типы речи. Стиль текста. Орфограммы по теме «Причастие» | Работа над ошибками, самостоятельная работа, работа с текстом | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры Уметь понимать авторскую позицию | П.26, упр.161 (исправить ошибки в употреблении деепричастий) | ||
ДЕЕПРИЧАСТИЕ | (12 час.) | ||||||||
52* | Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 3 | Уроки изучения нового материала | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастия, деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми
| Объяснительный диктант. | Знать лексическое , грамматическое значение деепричастий. Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения. Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что действие производится одним и тем же лицом, что и основное. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям | П.27, упр.166 (заменить глагоды деепричастиями, причастиями, расставить знаки препинания). Найти в повести Н.В.Гоголя предложения с деепричастными оборотами, сделать вывод о функциях деепричастия в речи. Упр.240, написать сочинение о труде (заметку, интервью, репортаж) для стенгазеты в рубрику «Учимся работать». | ||
53 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 1 | Урок изучения нового материала | НЕ с деепричастиями | Практикум, работа по карточкам. | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями, уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему | П.28, упр.173 (списать, расставляя пропущенные запятые), обозначить условия выбора НЕ с разными частями речи). Составить связный рассказ о деепричастии. | ||
54 55*, 56* | Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида | 3 | Уроки изучения нового материала | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование | Диктант «Проверь себя». | Знать способы образования деепричастий. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом | П.29, упр.175, списать, заменить глаголы деепричастиями несовершенного вида. По упр.175 составить текст. П.30, упр.185 (определить тему, расставить знаки препинания, обозначить деепричастные обороты, выписать специальные слова, относящиеся к спорту) | ||
55 58 | РР Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины | 2 | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Самостоятельная работа | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | П.26-31 - повторить | ||
59 | Морфологический разбор деепричастия | 1 | Комбинированный урок | Морфологический разбор | Практикум | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | Сочинение-миниатюра «Зимние забавы». | ||
60* | Повторение по теме «Деепричастие» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Самостоятельная работа, словарный диктант. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | П.26-31 - повторить | ||
61 | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | Урок контроля | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Контрольный диктант. | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | Повторить словарные слова | ||
НАРЕЧИЕ | (34час.) | ||||||||
63* | Анализ диктанта Наречие как часть речи | 2 | Уроки изучения нового материала | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Практикум, самостоятельная работа | Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных признаков | Составить предложения с наречиями. | ||
64 65* | Смысловые группы наречий | 2 | Уроки изучения нового материала | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | Самостоятельная работа | Знать разряды наречий по значению. Уметь находить наречия в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли | Составить связный рассказ о группах наречий | ||
66* | РР Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Попова «Первый снег») | 1 | Урок развития речи | Сочинение в форме дневниковых записей | Самостоятельная работа | Уметь отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись). Уметь работать с черновиками | Дописать сочинение | ||
67 68* | Степени сравнения наречий | 2 | Уроки изучения нового материала | Образование степеней сравнения наречий | Самостоятельная работа. Объяснительны йдиктант. | Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов; уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков | П.34, упр. 221 | ||
69 | Морфологический разбор наречия | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | Практикум, самостоятельная работа | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов | П.35, упр.222 | ||
70 | РР Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | 1 | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение | Беседа, самостоятельная работа | Уметь выражать свои мысли по затронутой проблеме | Дописать сочинение | ||
71 72* 73* | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е | 3 | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | Практикум, самостоятельная работа | Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания | П.36, упр.223 Упр.225 Упр.227 | ||
74 75* 76* | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | 3 | Уроки изучения нового материала | Правописание отрицательных наречий | Лингвистическая задача, самостоятельная работа. | Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-НИ в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях | П.37, составить 10 словосочет-й Упр.231 Составить лингвистический рассказ «Буквы Е и И в приставках отрицательных наречий и местоимений» | ||
77 78* | Одна и две буквы Н в наречиях | 2 | Уроки изучения нового материала | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на О-Е | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы, уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия | П.38, упр.236 Придумать 4 предложения с краткими прилагательными и наречиями, образованными от прилагат-х. | ||
79* 80* | РР Описание действий | 2 | Уроки развития речи | Сочинение-описание действий (на основе наблюдений) | Самостоятельная работа | Уметь создавать текст описания действий: определять тему, основную мысль, обдумывать содержание, готовить рабочие материалы | Дописать сочинение. | ||
Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | Самостоятельная работа. Словарная работа. | Знать правила выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий, уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщённое правило | П.40, упр.243 | |||
82 83* | Буквы О и А на конце наречий | 2 | Уроки изучения нового материала | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С,В,НА,ЗА | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах | Выписать из толкового словаря по 2 слова с разными приставками | ||
84 | РР Подробное изложение с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа | Самостоятельная работа | Уметь пересказывать исходный текст подробно, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения | Составить словарный диктант. | ||
85 | РР Описание животного, человека и действий человека по картине Е.Н.Широкова «Друзья» | 1 | Урок развития речи | Описание животного, человека и действий человека | Самостоятельная работа. Сочинение. | Уметь формулировать замысел, тему, основную мысль сочинения | Дописать сочинение | ||
86 87* 88* | Дефис между частями слова в наречиях | 3 | Уроки изучения нового материала | Дефис между частями слова в наречиях | Лингвистическая задача. Словарный диктант. | Знать правила дефисного написания, уметь распознавать наречия с этой орфограммой | П.42, упр.251 Упр.253 Упр.255 | ||
89 90* | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Лингвистические задачи, самостоятельная работа | Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом | Заполнить таблицу своими примерами п.43, упр. 260. | ||
91 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Урок изучения нового материала | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Практикум. Работа по карточкам. | Знать правило, уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения | П.44, составить 5 предложений | ||
92 93* | Повторение по теме «Наречие» | 2 | Уроки повторения | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | Самостоятельная работа. Контрольный словарный диктант. | Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков , синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий | Повторить п.33-44 | ||
94 | Контрольный тест по теме «Наречие» | 1 | Урок контроля | Правописание наречий | Самостоятельная работа | Уметь безошибочно выполнять тесты | Составить словарный диктант | ||
95* | Анализ теста Комплексный анализ текста | 1 | Урок повторения | Тема. Основная мысль. Тип речи. Стиль текста. Орфограммы по теме наречия | Работа с текстом. | Уметь работать над ошибками, допущенными в контрольном тесте | Работа над ошибками | ||
КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ | (6 час.) | ||||||||
98* | Категория состояния как часть речи | 3 | Уроки изучения нового материала | Вопрос о словах категории состояния | лингвистическая задача, самостоятельная работа. | Знать общее значение слов категории состояния, уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте | П.45, составить 5 предложений со словами категории состояния. Упр.277. Упр.279 | ||
99 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Урок изучения нового материала | Морфологические признаки категории состояния, синтаксическая роль | Практикум, словарный диктант. | Знать порядок разбора слов категории состояния, уметь разбирать слова морфологически | П.46, упр.280 | ||
100* | РР Сжатое изложение с описанием состояния природы по тексту А.И.Солженицына «Молния" | 1 | Урок развития речи | Сжатое изложение с описанием состояния природы | Самостоятельная работа | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы | Контрольные вопросы | ||
101* | РР Сочинение на лингвистическую тему | 1 | Урок развития речи | Сочинение на лингвистическую тему | Самостоятельная работа | Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения | Дописать сочинение | ||
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ | (1 час) | ||||||||
Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Урок повторения | Служебные части речи. Служебные слова и их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | Практикум, самостоятельная работа | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. Уметь различать предлоги, союзы и частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи | П.47, написать сочинение-миниатюру «Утро в городе». | |||
ПРЕДЛОГ | (13 час.) | ||||||||
103 104* | Предлог как часть речи | 2 | Уроки изучения нового материала | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями | П.48, упр.288 Упр.289 | ||
105-106 | Употребление предлогов | 2 | Уроки изучения нового материала | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными | Практикум, работа с карточками. | Знать об однозначных и многозначных предлогах; нормах употребления с различными частями речи. Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки | П.49, упр.294 Упр.295 | ||
107 108* | Непроизводные и производные предлоги | 2 | Уроки изучения нового материала | Непроизводные и производные предлоги | Лингвистическая задача. | Знать разряды предлогов по происхождению, уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи | П.50, упр.300 Упр.302 | ||
109 110* | Простые и составные предлоги | 2 | Уроки изучения нового материала | Простые и составные предлоги | Практикум, самостоятельная работа | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные» предлоги | П.51, упр.304 Упр.306 | ||
111 | Морфологический разбор предлога | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки предлога | Практикум. | Знать порядок морфологического разбора предлога, уметь выполнять морфологический разбор | П.52, упр.307 | ||
112 113 | РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу | 2 | Уроки развития речи | Рассказ на основе увиденного на картине | Самостоятельная работа | Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста, использовать изобразительные средства языка | Повторить п.47-52 | ||
114 115* | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Уроки изучения нового материала | Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах. | Самостоятельная работа. | Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно писать их, обосновывая свой выбор; употреблять их в речи | П.53, упр.308 Упр.311 | ||
СОЮЗ | (17 час.) | ||||||||
Союз как часть речи | 1 | Урок изучения нового материала | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. | Практикум. | Знать о союзе как служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении
| П.54, упр.315 | |||
117 118* | Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные | 2 | Уроки изучения нового материала | Простые и составные союзы | Практикум. | Знать разряды союзов по строению, уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы | П.55, упр.318 П.56-57, упр.323, 326 | ||
119 120* | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 2 | Уроки изучения нового материала | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | Практикум. | Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | Составить 4 предложения | ||
121 122* | Сочинительные союзы | 2 | Уроки изучения нового материала | Группы сочинительных союзов, их назначение | Практикум. | Знать группы сочинительных союзов, их назначение; выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями | П.56, упр.323 П.57, упр.326 | ||
123 124* | Подчинительные союзы | 2 | Уроки изучения нового материала | Группы подчинительных союзов по значению | Практикум, самостоятельная работа. | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение, уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений | П.59, упр.337, 339 | ||
125*126* | РР Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | 2 | Уроки развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему | Самостоятельная работа. | Знать особенности публицистического стиля речи. Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение – роскошь И.А.Гончаров («Обломов»); «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Уметь правильно выражать свои в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов | Повторить п.54-60 | ||
127 128*129* | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 3 | Уроки изучения нового материала | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Лингвистическая задача, самостоятельная работа. | Знать правило правописания союзов. Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме | П.61, упр.344 Упр. 345 Упр. 346 | ||
130-131* | Повторение сведений о предлогах и союзах | 2 | Уроки повторения | Общее и отличное между предлогами и союзами. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. | Самостоятельная работа. | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски | П.54-61 – повторить. Упр.355 | ||
132 | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы» | 1 | Урок контроля | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Уметь опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме | Составить словарный диктант | ||
ЧАСТИЦА | (22 час.) | ||||||||
133, 134*, 135* | Анализ диктанта Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы | 3 | Уроки изучения нового материала | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие частицы | Практикум, самостоятельная работа. | Знать особенности частицы как служебной части речи. Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола | П.62, упр.359 Сочинение-миниатюра «Если бы я был…». | ||
136, 137*, 138* | Смысловые частицы | 3 | Уроки изучения нового материала | Разряды частиц. Смысловые частицы | Практикум. Работа с карточками. | Знать разряды частиц по значению, роль смысловых частиц, уметь распознавать частицы; отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки | П.67, упр.387, Упр.391 Упр.389 | ||
139-140 | Раздельное и дефисное написание частиц | 2 | Уроки изучения нового материала | Раздельное и дефисное написание частиц | Лингвистическая задача, самостоятельная работа | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами | П.65, упр.378 Упр.381 | ||
141-142 | РР Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | 2 | Уроки развития речи | Сочинение-рассказ с использованием картины | Самостоятельная работа | Уметь описывать произведение живописи, правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами | Выписать словарные слова | ||
143 | Морфологический разбор частицы | 1 | Урок повторения | Общее значение, правописание частиц | Практикум, самостоятельная работа. | Знать порядок морфологического разбора частицы. Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать | П.66, упр.384 | ||
144-145* | Отрицательные частицы НЕ и НИ | 2 | Уроки изучения нового материала | Отрицательные частицы. Роль отрицательных частиц . | Лингвистическая задача, практикум. | Понимать смысловое значение и роль частиц НЕ и НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НЕ (отрицательное значение, утвердительный смысл), правильно писать частицу НЕ с различными частями речи. Уметь понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ | П.67, составить 6 предложений | ||
146-147* | Различение частицы и приставки НЕ | 2 | Комбинированные уроки | Правописание НЕ с разными частями речи. Орфоэпические нормы | Лингвистическая задача, самостоятельная работа. | Уметь применять правила написания | П.68, упр.394 Упр.396 | ||
148-149* | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету | 2 | Уроки развития речи | Рассказ по данному сюжету | Самостоятельная работа | Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка | Повторить п.62-68 | ||
150-151* | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | 2 | Комбинированные уроки | Правописание НИ с разными частями речи. | Ппрактикум. | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения | П.69, упр.403 Упр.406 | ||
152 | Повторение по теме «Частица» | 1 | Урок повторения | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. | Самостоятельная работа, словарный диктант. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи | Упр.414, письмо по памяти | ||
153 | Контрольный тест по теме «Частица» и его анализ | 1 | Урок контроля и урок коррекции | Роль частиц в предложении. Правописание частиц. Классификация и исправление допущенных ошибок | Тест. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры | Повторить п.62-69 | ||
154 | Анализ теста Повторение по теме «Частица» | 1 | Урок повторения | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. Употребление частиц с разными частями речи | Самостоятельная работа. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи | Составить словарный диктант «Мои ошибки». | ||
МЕЖДОМЕТИЕ | (4 час.) | ||||||||
155 156* 157* | Междометие как часть речи | 3 | Уроки изучения нового материала | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | Практикум. | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи | П.70, упр.416. Написать лирическую миниатюру «Весенняя капель». Подготовить устное высказывание о группах междометий. | ||
158* | Дефис в междометиях Знаки препинания при междометии | 1 | Урок изучения нового материала | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях | Практикум. | Знать условия дефисного написания междометий, уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия | Упр.420 | ||
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ | ( 17 час.) | ||||||||
159 160 | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | 2 | Уроки повторения | Разделы языкознания. Признаки текста, типы текста. Особенности стилей речи | Практикум, самостоятельная работа. | Знать разделы языкознания, признаки текста, черты стилей речи. Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте | Упр.423 Упр.425 | ||
161-162 | РР Сочинение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится» | 2 | Уроки развития речи | Самостоятельная работа | Уметь создавать собственный текст по заданной теме, составлять план, выбирать тип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка | Упр.427 | |||
163 | Фонетика. Графика | 1 | Уроки повторения | Фонетический разбор | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь разбирать слова фонетически, работать со словарём | Фонетический разбор трех слов. | ||
164-165 | Лексика и фразеология | 2 | Уроки повторения | Лексические группы слов | Практикум, самостоятельная работа | Уметь определять лексические группы слов, работать со словарями | Написать рекомендации своим одноклассникам «Как не допускать лексических ошибок». | ||
166 | Морфемика. Словообразование | 1 | Уроки повторения | Словообразовательный разбор, разбор слова по составу | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь производить словообразовательный разбор, разбор слова по составу | Морфологический разбор пяти слов. | ||
167 168 | Морфология | 2 | Уроки повторения | Самостоятельные и служебные части речи | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь различать слова разных частей речи, делать морфологические разборы | Определить части речи в тексте. | ||
169 170 | Орфография | 2 | Уроки повторения | Виды орфограмм | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь владеть правильным способом применения изученных правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания | Подобрать 5 примеров на разные правила. | ||
171 172 | Синтаксис | 2 | Уроки повторения | Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь производить синтаксический разбор, конструировать предложения по схемам | Составить 4 предложения | ||
173 174 | Пунктуация | 2 | Уроки повторения | Знаки препинания в простом осложнённом и в сложном предложениях | Практикум, самостоятельная работа. | Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы | Составить предложения с однородными членами. | ||
175 | Итоговое тестирование за курс русского языка седьмого класса | 1 | Урок контроля | Тест. | Уметь работать с тестовыми заданиями | Доделать тест. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку.8 класс. Ладыженская
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-...
Рабочая программа по русскому языку.9 класс. Ладыженская.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку 5-9 ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Ладыженская
Развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс (Ладыженская)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку, 5 класс, ладыженская, фгос
Программа по строена в соответствии с требованиями ФГОС на основе рабочей программы под ред. Ладыженской...
Рабочая программа по русскому языку,6 класс (Ладыженская)
Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образова...
Рабочая программа по русскому языку. 6 класс. Ладыженская. ФГОС. 2014 ч.
Рабочая программа соотвестствует требованиям ФГОС. Тематическое планирование отражает УУД,...