Рабочая программа по русскому языку 5 класс (Ладыженская)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl_ladyzhenskaya.docx | 87.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Ставропольский край Буденновский район с. Орловка
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 14
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО _________ Батаева Е.В. Протокол № ___ от «___» ___ 2012 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы по УВР МОУ СОШ № 14 с. Орловки ________ Иванова В.И. «___» __________2012г | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ № 14 с. Орловки _______ Степанченко М.В. Приказ № _______ от «___» ________2012г. |
Рабочая программа педагога
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
учителя русского языка и литературы квалификационной категории
по русскому языку
(наименование учебного предмета \ курса)
5б класс
(ступень образования \ класс)
базовый
(уровень)
принята на заседании педагогического совета протокол № 1 от « » августа 2012 г |
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 204 часов в год (6 часов в неделю). Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 2007 г.
Русский язык - язык русского народа. Он служит ему средством:
а) общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
б) хранения и передачи информации;
в) связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык - один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире - один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком - надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного. общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Задачи преподавания русского языка.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.
Специальными целями преподавания русского языка в шко¬ле являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция (т. е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т. д.
Содержание школьного курса русского языка в V – IX классах. В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях - территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Структура школьного курса русского языка в V-IX классах.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Материал школьного курса русского языка по классам располагается следующим образом: в У, УI и VII классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематический курс синтаксиса является предметом изучения в VIII и IX классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в V классе. Это позволяет организовать работу над синтаксическими, пунктуационными и речевыми навыками учащихся и подготовить их к изучению систематического курса синтаксиса в VIII-IX классах.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в V и VI классах, сведения по стилистике и речеведению - в V, VI и IX классах.
Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам. В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в IX классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года в каждом классе выделяются специальные часы. В V классе в разделе «Повторение пройденного в I – IV классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. В остальных классах содержание работы на уроках повторения не регламентируется. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Содержание обучения
Язык - важнейшее средство общения
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В I-IV КЛАССАХ
I.Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число.
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тея и -тьея; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II. Текст. Тема текста. Стили.
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами) предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор. Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУР А РЕЧИ
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
III. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
I. Морфемика, как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы 3 и С на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное
I.Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ии, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное
I.Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов
III. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ТЬ (-ТЬСЯ), -тu (-тuсь), -ЧЬ (-ЧЬСЯ). Правописание -ТЬСЯ и -ЧЬ (-ЧЬСЯ) В неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; 1 и 11 спряжение.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бuр-, -дер- , -дuр-, .мер- , -.м.uр-, -nер- , -nuр-, -тер- , -тuр-, -стел- , -стuл-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса. Прогнозируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться различными словарями.
Использование приобретённых знаний
- при написании сочинений;
- при выстраивании диалога и монолога;
- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся должны знать/уметь:
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
ГРАФИКА:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
МОРФЕМИКА:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
ЛЕКСИКОЛОГИЯ:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
МОРФОЛОГИЯ:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
ОРФОГРАФИЯ:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 5 б
Количество часов в год 204, в неделю 6 часов
Плановых часов на входной контроль 1.
Плановых контрольных диктантов 6.
Плановых контрольных словарных диктантов 4.
Плановых контрольных тестов 2.
Плановых контрольных изложений 2.
Плановых контрольных сочинений 2.
Плановых часов на развитие речи учащихся 42.
Плановых часов на региональный компонент 20 .
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе следующих документов:
1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык (5-9 классы). Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский., изд-во «Просвещение».
2. Минимум образования
Программа соответствует учебнику "Русский язык" для 5 класса общеобразовательных учреждений М. "Просвещение".
Перечень учебно-методического обеспечения
- Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык (5-9 классы)./Авторы Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др., – М.:Просвещение, 2008.
- Русский язык. 5 кл. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. - Просвещение, 2007 г.
Учебный год 2012/2013
№ урока | Форма контроля | Тема урока | Количество часов | Дополнительная литература | Использование ИКТ | Дата | |
План | Факт | ||||||
Язык – важнейшее средство общения | 3ч | ||||||
РК | Язык и человек. Язык и речь. Языковой портрет жителей региона. | 1 | |||||
РК | Язык – важнейшее средство общения. Язык и его единицы. Единицы языка с национально-культурным компонентом. | 1 | |||||
РК, РР | Стили речи. Речевой этикет. Фольклор жителей Ставропольского края. | 1 | |||||
Повторение изученного в I-IV классах | 23ч | ||||||
Части слова. | 1 | ||||||
Орфограмма. Место орфограмм в словах. | 1 | ||||||
В.к. | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Входной контроль | 2 | |||||
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 2 | ||||||
Правописание букв и, у, а после шипящих. | 1 | ||||||
Разделительные ъ и ь. | 1 | ||||||
Раздельное написание предлогов со словами. | 1 | ||||||
РР | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная связность текста. | 1 | |||||
РР О.изл.1 | Обучающее изложение № 1 "Случай на охоте" (упр. 66). Пересказ текста от 3-го лица. | 1 | |||||
Самостоятельные и служебные части речи. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). | 1 | ||||||
Правописание -тся и -ться. | 1 | ||||||
Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения. Раздельное написание не с глаголами. | 1 | ||||||
Тема текста. Основная мысль. Микротема текста. Абзац как часть текста. | 1 | ||||||
Имя существительное: три склонения, род, число, падеж. Буква ь на конце существительных после шипящих. | 2 | ||||||
Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. | 1 | ||||||
РР О.соч.1 | Подбор языковых средств. Обучающее сочинение 1 по картине А.А. Пластова "Летом" (упр. 106) | 1 | |||||
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. | 1 | ||||||
Повторение материала по разделу. | 1 | ||||||
Т | Тестирование по теме "Повторение изученного в начальной школе". Анализ тестирования. | 2 | |||||
Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 35ч | ||||||
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение текст. Пунктуация как раздел науки о языке. | 1 | ||||||
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Синтаксический разбор словосочетания. | 3 | ||||||
Предложение. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). | 1 | ||||||
РР, РР Изл. 2 | Сжатое изложение № 2 по тексту В. Катаева (упр. 137) | 2 | |||||
Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. | 1 | ||||||
Восклицательные и невосклицательные предложения. | |||||||
РР Соч.2 | Обучающее сочинение на свободную тему (упр. 152, 153, 154). | 1 | |||||
Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | ||||||
Сказуемое. | 1 | ||||||
Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||||||
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). | 1 | ||||||
Второстепенные члены предложения: дополнение. | 1 | ||||||
Определение. | 1 | ||||||
Обстоятельство. | 1 | ||||||
Предложения с однородными членами, не связанными союзами. Выразительные возможности предложений с однородными членами. | 1 | ||||||
К.с.д.1 | Предложения с однородными членами, связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, н, и. Контрольный словарный диктант № 1. | 1 | |||||
Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | 1 | ||||||
Обращение. Выразительность возможности обращения. Знаки препинания при обращении. | 1 | ||||||
РР | Письмо. Речевой этикет. | 1 | |||||
Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | ||||||
Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | ||||||
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. | 2 | ||||||
Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | ||||||
РР | Заглавие, основная мысль текста. | 1 | |||||
РР, РР Соч. 3 | Сочинение № 3 по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка" (упр. 219). | 2 | |||||
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. | 1 | ||||||
Диалог. Тире в начале реплик диалога. | 1 | ||||||
Повторение по теме "Синтаксис и пунктуация". Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 1 | ||||||
К.д .1 | Контрольный диктант № 1 по теме "Синтаксис и пунктуация". Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 20ч | ||||||
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. | 1 | ||||||
Гласные ударные и безударные. Ударение в словах. Правила переноса слов. | 2 | ||||||
Согласные звуки. Сильные и слабые позиции звуков. | 1 | ||||||
Согласные твердые и мягкие. Парные и непарные по твердости-мягкости. | 1 | ||||||
Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Парные и непарные согласные по звонкости-глухости. | 1 | ||||||
РР | Повествование. Обучающее изложение с элементами описания. (Отбор необходимой информации). | 1 | |||||
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. | 1 | ||||||
РР | Описание предмета. | 1 | |||||
Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. | 2 | ||||||
Понимание и оценка звукописи как одного из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста. | 1 | ||||||
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | 1 | ||||||
РК | Орфоэпия как раздел науки о языке. Языковой портрет жителей региона. | 1 | |||||
РК | Фонетический разбор слова. Нормы произношения безударных гласных звуков. (Произношение мягкого или твердого согласного перед э в иноязычных словах; произношение сочетания согласных чн, чт и др., грамматических форм: прилагательные на –его, -ого; возвратные глаголы с -ся, -сь и др.) Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. | 1 |
К.с.д.2 | Повторение по теме "Фонетика. Графика. Орфоэпия". Контрольный словарный диктант № 2. | 1 | |||||
РК | Особенности ударения в русском языке (силовое и количественное, подвижное, разноместное). Трудные случаи ударения в словах. Трудные случаи ударения в формах слов (глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные). Допустимые варианты произношения и ударения. Орфоэпические словари. | 1 | |||||
К.д.2 | Контрольный диктант № 2 по теме "Фонетика". Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||
РР | Устное сочинение-описание по картине И.И. Машкова "Натюрморт с маками и васильками". | 1 | |||||
Лексика. Культура речи | 10ч | ||||||
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Толковые словари. Фразеологическое богатство русского языка. | 1 | ||||||
Многозначные и однозначные слова. | 1 | ||||||
Прямое и переносное значение слова. Наблюдения за использованием переносных значение слов в устной и письменной речи. | 1 | ||||||
Омонимы. | 1 | ||||||
Синонимы. Смысловые и стилистические различия синонимов. Словари синонимов русского языка. | 2 | ||||||
РР К.соч.1 | Контрольное сочинение-описание № 1 пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". | 1 | |||||
Антонимы. Словари антонимов русского языка. Наблюдение за использованием антонимов в устных и письменных текстах. | 1 | ||||||
РК | Урок-практикум (стр. 142-143). Лексические нормы русского языка (ознакомление). Основные выразительные средства лексики и фразеологии (наблюдение за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значение в художественных текстах). Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1 |
РР К.изл.1 | Контрольное подробное изложение № 1 по тексту К. Паустовского "Первый снег". | 1 | |||||
Морфемика. Орфография. Культура речи | 26ч | ||||||
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слова. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. | 1 | ||||||
Т.к. 1 | Тестовый контроль № 1 за I полугодие | 1 | |||||
Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Словоизменительные морфемы. Корневые и некорневые морфемы. Корень. Однокоренные слова. | 3 | ||||||
РР | Жанр сочинения-письма (упр. 378). Эпистолярный жанр (обучающее). | 1 | |||||
РР | Рассуждение. Функционально-смысловые типы речи. | 1 | |||||
Суффикс как словообразовательная морфема. | 2 | ||||||
Приставка как словообразовательная морфема. | 1 | ||||||
РР Изл.3 | Выборочное изложение № 3 по тексту В. Пескова (упр. 406-407) | 1 | |||||
РК | Возможности исторических изменений в структуре слова. Чередование согласных и гласных в корне (ознакомление). Языковой портрет жителей региона. | 1 | |||||
Беглые гласные. Правописание корней с чередованием гласных. | 1 | ||||||
Варианты морфем. | 1 | ||||||
Морфемный разбор слов и словообразовательный разбор. Морфемные словари. | 1 | ||||||
Правописание согласных и гласных в приставках. | 1 | ||||||
Буквы з и с на конце приставок. | 2 | ||||||
Правописание чередующихся гласных о и а в корне -лож-/-лаг-. | 1 | ||||||
Правописание чередующихся гласных о и а в корне -рос-/-раст-. | 1 | ||||||
Буквы о-ё после шипящих в корне. | 1 | ||||||
Буквы ы, и после ц. | 1 | ||||||
Урок-практикум. Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания (стр. 174-176). | 1 | ||||||
К.д. 3 | Контрольный диктант № 3 по теме "Морфемика и словообразование. Орфография". | 1 | |||||
Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||||
РР | Устное сочинение-описание по картине П. Кончаловского "Сирень в корзине" (упр. 457). | 1 | |||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 79ч | ||||||
Самостоятельные и служебные части речи. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 2 | ||||||
Имя существительное | 24ч | ||||||
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. | 2 | ||||||
РР | Доказательство в рассуждении. Соблюдение в практике речевого общения основных норм русского литературного языка. | 1 | |||||
Существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | ||||||
РК, РК | Имена существительные собственные и нарицательные. Ономастика Ставропольского края. Имена собственные как памятники истории и культуры народа. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. | 2 | |||||
РР Изл.4 | Сжатое изложение № 4 по притче Е.А. Пермяка "Перо и чернильница" (упр. 495). | 1 | |||||
Морфологический разбор слов. | 1 | ||||||
Род существительных. | 1 | ||||||
РК | Существительные, имеющие форму только множественного числа. | 1 | |||||
Существительные, имеющие форму только единственного числа. | 1 | ||||||
Три склонения имен существительных. | 1 | ||||||
Изменение существительных по падежам и числам. | 1 | ||||||
Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. | 3 | ||||||
Множественное число имен существительных. | 2 | ||||||
РР Изл. 5 | Изложение № 5 по тексту В.П. Астафьева (упр. 546). | 1 | |||||
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных. | 1 | ||||||
РК | Повторение. Особенности словообразования существительных. Правильное употребление форм имен существительных и существительных-синонимов в речи. | 1 | |||||
РР | Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье" (упр. 564) | 1 | |||||
К.д. 4 | Контрольный диктант № 4 по теме "Имя существительное". Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||
Имя прилагательное | 14ч | ||||||
К.с.д.3 | Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Контрольный словарный диктант № 3. | 2 | |||||
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. | 3 | ||||||
Полные и краткие прилагательные. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких – по родам и числам. | 2 | ||||||
РР РК | Описание животного на основе его изображения. Редактирование собственного текста. | 1 | |||||
Морфологический разбор имени прилагательного. Особенности словообразования имен прилагательных. | 1 | ||||||
РК | Повторение. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи. Правильное употребление прилагательных в речи. | 1 |
К.д. 5 | Контрольный диктант № 5 по теме "Имя прилагательное". Анализ контрольного диктанта. | 2 | |||||
РК РР | Повествовательный текст по данному плану "Как я испугался". | 1 | |||||
РК РР | Художественное описание животного на основе наблюдений. | 1 | |||||
Глагол | 39ч | ||||||
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. | 2 | ||||||
Правописание не с глаголами. | 1 | ||||||
РР | Рассказ (устный). Овладение основными жанрами разговорного стиля. | 1 | |||||
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись),- чь (-чься). | 2 | ||||||
Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме. | 3 | ||||||
Совершенный и несовершенный вида глагола. | 2 | ||||||
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер-/-бир, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, -стел-/-стил-. | 3 | ||||||
РР, РР РК, РК | Невыдуманный рассказ (о себе). Овладение основными жанрами разговорного стиля. | 2 | |||||
Время глагола. | 1 | ||||||
Прошедшее время. | 1 | ||||||
Настоящее время. | 1 | ||||||
Будущее время. | 1 |
Спряжение глаголов. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола. | 5 | ||||||
Морфологический разбор глагола. | 1 | ||||||
РР К.изл.2 | Контрольное изложение № 2 по тексту "Шоколадный торт" (упр. 701). | 2 | |||||
Лицо и число глагола. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа. | 2 | ||||||
Употребление времен. Правильное употребление глаголов в речи. | 2 | ||||||
РР | Создание спортивного репортажа по серии рисунков. | 1 | |||||
К.с.д.4 | Повторение. Особенности словообразования глаголов. Контрольный словарный диктант № 4. | 1 | |||||
РР Соч.4 | Сочинение-рассказ № 4 по рисунку О.В. Попович "Не взяли на рыбалку". | 1 | |||||
К.д.6 | Контрольный диктант № 6 по теме "Глагол". | 1 | |||||
Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||||||
Повторение и систематизация изученного | 8ч | ||||||
Разделы науки о языке. Выдающиеся лингвисты. | 1 | ||||||
Т.к. 2 | Тестовый контроль № 2 за II полугодие | 1 | |||||
РР, РР РК К.соч.2 | Контрольное сочинение № 2 на одну из предложенных тем (описание, повествование, рассказ, рассуждение по выбору). | 2 | |||||
Орфограммы в приставках и корнях слов. | 1 | ||||||
Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | ||||||
РК | Употребление букв ь и ъ. Раздельные написания. | ||||||
Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | ||||||
Резерв | 2 | ||||||
Учебно-тематический план (сетка).
№ п/п | Разделы | Количество часов | Формы контроля | |||||
В.к. | К.д. | Изл. | Соч. | К.с.д. | Т | |||
Язык – важнейшее средство общения | 3ч | |||||||
Повторение изученного в I-IV классах | 23ч | В.к. | Изл.1 | Соч.1 | Т | |||
Синтаксис и пунктуация. Культура речи | 35ч | К.д.1 | Изл.2 | Соч.2 Соч.3 | К.с.д.1 | |||
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | 20ч | К.д.2 | К.с.д.2 | |||||
Лексика. Культура речи | 10ч | К.изл.1 | К.соч.1 | |||||
Морфемика. Орфография. Культура речи | 26ч | К.д.3 | Изл.3 | Т.к.1 | ||||
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ: Имя существительное | 79ч 24ч | К.д.4 | Изл.4 Изл.5 | |||||
Имя прилагательное | 14ч | К.д.5 | К.с.д.3 | |||||
Глагол | 39ч | К.д.6 | К.изл.2 | Соч.4 | К.с.д.4 | |||
Повторение и систематизация изученного | 8ч | К.соч.2 | Т.к.2 | |||||
Итого: | 204ч | 1 | 6 | 7 | 6 | 4 | 3 |
Таблица сокращений
В.к. | Входной контроль |
К.д. | Контрольный диктант |
Изл. | Изложение |
К.изл. | Контрольное изложение |
Соч. | Сочинение |
К.соч. | Контрольное сочинение |
К.с.д. | Контрольный словарный диктант |
Т | Тест |
Т.к. | Тестовый контроль |
Перечень контрольных работ
Раздел | Вид работы |
Язык – важнейшее средство общения | - |
Повторение изученного в I-IV классах | - |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи | Контрольный словарный диктант № 1. Контрольный диктант № 1 по теме "Синтаксис и пунктуация". |
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи | Контрольный словарный диктант № 2. Контрольный диктант № 2 по теме "Фонетика". |
Лексика. Культура речи | Контрольное сочинение-описание № 1 пейзажа по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". Контрольное подробное изложение № 1 по тексту К. Паустовского "Первый снег". |
Морфемика. Орфография. Культура речи | Тестовый контроль № 1 за I полугодие Контрольный диктант № 3 по теме "Морфемика и словообразование. Орфография". |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ: Имя существительное | Контрольный диктант № 4 по теме "Имя существительное". |
Имя прилагательное | Контрольный словарный диктант № 3. Контрольный диктант № 5 по теме "Имя прилагательное". |
Глагол | Контрольное изложение № 2 по тексту "Шоколадный торт" (упр. 701). Контрольный словарный диктант № 4. Контрольный диктант № 6 по теме "Глагол". |
Повторение и систематизация изученного | Тестовый контроль № 2 за II полугодие Контрольное сочинение № 2 на одну из предложенных тем (описание, повествование, рассказ, рассуждение по выбору). |
Список литературы
№ п/п | Название пособия |
Методический журнал "Русский язык в школе" | |
Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику 5 класса общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова, Л.Ю. Комиссарова.- М.: Просвещение, 2003. | |
Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс. – М.: Школа-Пресс, 1999. | |
Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992. | |
Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. "Русский язык. 5 кл.: для общеобразоват. учреждений" / А.В. Кудинова. – М.: Издательство "Экзамен", 2007. | |
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006. | |
Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 5-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-у, доп. – М.: Баласс, 2006. | |
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5-9 класс/Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009. |
Средства обучения
- Орфографические, орфоэпические, толковые, этимологические, фразеологические словари.
- Словари синонимов, антонимов.
- Раздаточный и дидактический материал.
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской) и литературе (учебник Коровиной) 8 класс
Рабочая программа по русскому языку (учебник Ладыженской), литературе (учебник Коровиной), 8 класс содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание тем, зун, списо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку (УМК Ладыженской Т.А., Баранова М.Т.) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе авторской программы для 5- 9 кл.: Ладыженской Т.А. Баранова М.Т. и др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2014, ...
Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС
Рабочая программа по русскому языку. Баранов, Ладыженская. 5-9 классы. ФГОС...