Конспекты уроков по русскому языку и английскому языку с использованием Технологии СДО.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Череповская Светлана Анатольевна

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими учеными Анатолием Иосифовичем Гончаруком и Валентиной Лазаревной Зориной, в основе которого  лежит индивидуальный труд, простая кооперация и сложная кооперация с выходом на полное развитие индивидуальности каждого учащегося. СДО позволяет осуществлять переход:

·  от ставки на память и сообщенные знания к ставке на мышление и выводные данные;

·  от слова через понятие к категории;

·  от двумерной деятельности к трехмерному труду;

·  от непосредственного обучения (автократия) к опосредованному обучению (демократия);

·  от простого воспроизводства к расширенному воспроизводству знаний;

·  от внешнего принуждения к самопринуждению;

·  от необъективной оценки знаний, выводимой учителем, к материализованной самооценке учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_rya_sdo_mestoimenie.doc115 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_predlozhenie.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Местоимение. Общее – особенное – единичное. Русский и английский язык.

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий:  местоимение, разряды местоимений, морфологические и синтаксические признаки.

1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.

1.3 Овладение специальными умениями: находить местоимения в предложении, определять разряд, функции.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)

Приложение 1

Задание №1.Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

Русский язык.

Английский язык.

Русский язык.

Английский язык.

Именительный Кто? Что?

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

 

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

Оком? О чём?

        

Я помню тебя        

I remember youme        

Я говорю о тебе!        

This is not for you

Это не для меня        

What should I do with you?

Ты говоришь обо мне

You are going to cinema

He gives me this book        

Я даю тебе эту книгу        

I give you this book

Ты помнишь меня        

You speak about

This is not for me        

Это не для тебя        

You remember me

 I speak about you!

Он дал мне эту книгу        

Ты идёшь в кино        

Я иду в кино

Пойдём со мной        

Let go with me        

Что мне делать с тобой        

I am going to cinema

        

Задание №2. Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

Русский язык.

Английский язык.

I brought my dictionary..

The student (he) brought his dictionary.

The student (she) brought her dictionary.

We brought our dictionaries.

The students (they) brought their dictionaries.

-- Я привес свой словарь

-- Студент (он) принес свой словарь.

-- Студенты (они) принесли свои словари.

 -- Студентка (она) принесла свой словарь.

-- Мы принесли свои словари.

Задание №3. Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

Русский язык.

Английский язык.

I asked myself.

Не asked himself.

She asked herself.

We asked ourselves.

You asked yourself  

You asked yourselves 

They asked themselves.

-- Они спросили себя

-- Я спросил себя.

--  Вы спросили себя.( ед. ч.).

-- Она спросила себя.

-- Вы спросили себя. (мн. ч.).

-- Он спросил себя.

-- Мы спросили себя.

.


План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент.

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала)

10 сек.

1.2. Слайд №3

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора):

«5» — 12 -14 б.

«4» —  9 - 11 б.

«3» —   7 - 8 б.

30 сек.

  1. Ответ на вопрос – понятие – 1 балл.
  2. Задание №1 – 6 баллов.
  3.  Задание №2 – 3 балла.
  4. Задание №3 – 4 баллов.
  5. Умозаключение – 3 балла.
  6. Осанка – 1 балл.
  7. Возражение – 1 балл.
  8. Дополнение – 1 балл.
  9. Нарушение дисциплины минус 1 балл.

II.

 2.1.

Слайд №4.

Работа по теме урока Блиц опрос.

С помощью Карточки №1 (вопросы – понятия) раскрыть тему «Местоимение как часть речи».

За каждый правильный ответ - 1 балл.

3 мин.

Карточка №1. (вопросы – понятия)

  1. Что называется самостоятельной частью речи?

 (Часть речи, которая употребляется в речи самостоятельно, несет в себе смысловую нагрузку)

  1. Что считается местоимением?

(Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

  1. Что понимается под личным местоимением? 

(Это местоимения – существительные, указывают на лицо , которое участвует в речи.)

  1. Что представляет собой  морфологические признаки?

( Разряд, род, число, падеж)

  1. Что выражает     синтаксическая функция местоимения?   

(Какую роль играет местоимение в предложении: подлежащее, дополнение, определение).       

  1. Что является     ?

  1. Что такое местоимение – существительное (местоимение – прилагательное, местоимение-числительное) ?

(Отвечает на вопросы кто ? что?   заменяет в предложении существительное.

 Отвечает на вопросы какой ? чей ?  заменяет в предложении прилагательное.

Отвечает на вопросы сколько ? по роли в предложении  подобно  числительному.)

  1. Каковы свойства и виды местоимений (по лексическому значению) ?( По лексическому значению –

Личные местоимения (Personal Pronouns)

Притяжательные местоимения (Possessive Pronouns)

Возвратные местоимения (Reflexive Pronouns)

Вопросительные местоимения (Interrogative Pronouns)

Указательные местоимения (Demonstrative Pronouns)

Относительные местоимения (Relative Pronouns)

Неопределенные местоимения (Indefinite Pronouns)

Взаимные местоимения (Reciprocal Pronouns)

  1. В чем заключается сущность функции местоимений ?

(Помогает избежать речевых ошибок: указывают на предмет, не называя их)

2. 2.

Формулирование цели урока.

1 мин.

Сравнить местоимение в русском и английском языке.

2.3

Индивидуальный труд

Каждый учащийся получает карточки с заданием :

Задание №1 Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

Задание №2

Задание №3.

З. №1 – 7 б.

З. №2 – 4 б.

З. №3 – 6 б.

5 минут.

Задание №1.Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

Я помню тебя        

I remember youme        

Я говорю о тебе!        

This is not for you

Это не для меня        

What should I do with you?

Ты говоришь обо мне

You are going to cinema

He gives me this book        

Я даю тебе эту книгу        

I give you this book

Ты помнишь меня        

You speak about

This is not for me        

Это не для тебя        

You remember me

 I speak about you!

Он дал мне эту книгу        

Ты идёшь в кино        

Я иду в кино

Пойдём со мной        

Let go with me        

Что мне делать с тобой        

I am going to cinema

Задание №2. Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

I brought my dictionary..

The student (he) brought his dictionary.

The student (she) brought her dictionary.

We brought our dictionaries.

The students (they) brought their dictionaries.

-- Я привес свой словарь

-- Студент (он) принес свой словарь.

-- Студенты (они) принесли свои словари.

 -- Студентка (она) принесла свой словарь.

-- Мы принесли свои словари.

Задание №3. Распредели предложения в таблице. Определи разряд местоимения, при ответе используй  «Умозаключение». Найди общее и  особенное в двух языках.

I asked myself.

Не asked himself.

She asked herself.

We asked ourselves.

You asked yourself  

You asked yourselves 

They asked themselves.

-- Они спросили себя

-- Я спросил себя.

--  Вы спросили себя.( ед. ч.).

-- Она спросила себя.

-- Вы спросили себя. (мн. ч.).

-- Он спросил себя.

-- Мы спросили себя.

2.4

Слайд №3.

Простая кооперация .

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда.

1 группа: Объяснить Задание №1.

2 группа: Объяснить Задание №2.

3 группа: Объяснить Задание №3.

1-2 минуты.

Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений».

Задание №1. выполняется на компьютере, транслируется через проектор.

Задание №2. выполняется на доске по заготовке.

Задание №3. выполняется на доске.

2.5.

Сложная кооперация.

Выступление от группы до 2 б.;

дополнения, возражения 1-2 б.

Выступление 1 – 3 групп (по 3 – 4 мин. каждая).

Дополнения, возражения, вопросы-суждения.

После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы.

Задание №1 – 7 баллов.

Задание №2 – 4 балла.

Задание №3 – 6 баллов.

2.6.

Сравнение местоимения в русском и  английском языках.

Составляем сравнительную таблицу.

Слайд №4.

1 мин.

Общее.

Отличие (русский язык)

Отличие (английский язык)

1. Самостоятельная часть речи

1. Имеют 6 падежей. (личные)

1. 2 падежа (именительный и объектный).

2. По лексическому значению делятся на разряды.

2. 2 лицо: ед. и мн. число

2 лицо: только мн. число

3. Имеют морфологические признаки (род, число, падеж)

3. У местоимения СВОЙ нет лица.

Все притяжательные местоимения изменяются по лицам.

4. Синтаксическая функция: подлежащее, дополнение, определение.

Возвратное местоимение “себя” не изменяется по лицам, родам и числам

Возвратные местоимения в английском языке различаются по лицам, родам и числам.

2.7.

Работа с карточкой сравнения.

Слайд №5.

Карточка сравнения.

  1. По сравнению с предложением в русском языке, которое не имеет строгого  порядка слов, английское предложение имеет строгий порядок слов.
  2. Так же, как и  в русском языке предложение в английском языке имеет ГО .
  3. Как в русском языке предложение может быть простым и сложным, так и в английском.
  4. Сравнивая.... можно сказать...
  5. Кроме русских предложений, еще и английские предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
  6. Помимо предложений в русском языке предложения в английском могут быть осложненные и неосложненные.
  7. Больше чем в русском языке цель высказывания зависит от порядка слов.
  8. Не только в русском языке, а и в английском языке предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
  9. Наряду с русским предложением английское предложение может быть восклицательным и невосклицательным.
  10. Если в русском языке предложение может быть односоставным и двусоставным, то в английском языке предложения – двусоставные.
  11. В отличие от  русского языка, где сказуемое может быть выражено существительным, то в английском – только глаголом.

2.8. .

Самооценка урока.

Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой.

1 минута

Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку».

«5» — 17 и  > б.

«4» —  16 - 13 б.

«3» —   12 -10 б.

2.9

Организация домашней работы.

Доработать карточку сравнение.


Заявка на оценку.

«5» - 17 баллов и более

«4» - 16 – 13 баллов

«3» - 12 – 10 баллов.



Предварительный просмотр:

Способ диалектического обучения

Структура предложения

в русском и английском языках:

общее – особенное – единичное.

Череповская Светлана Анатольевна, учитель русского языка,

Елькина Наталья Михайловна, учитель английского языка,

МБОУ «Ермаковская СОШ №2»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Структура предложения в русском и английском языках:

общее – особенное – единичное.

Цели:

I. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий: предложение, простые и сложные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения, грамматическая основа предложения.

1.2 Овладение общеучебными понятиями оперировать понятиями (УУД): определять, делить (классифицировать по определенному признаку), формулировать проблемные вопросы (вопросы – понятия, вопросы – сравнения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые понятия.

1.3 Овладение специальными умениями: находить предложения, выделять грамматическую основу предложения, перестраивать предложения.

II. Воспитательная цель:

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее - особенное – частное, первичное – вторичное, причина – следствие.

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (комплект карточек № 1- 6 в системе СДО, Приложение 1 (тексты для выполнения заданий в группе)

Приложение 1

  1. Пойти в школу.
  2. Саша пришел в школу.
  3. Мы сегодня пойдем в библиотеку.
  4. Хотел учиться в гимназии.
  5. Мой друг – спортсмен.
  6. My friend – sportsman.
  7. Watch TV.
  8. She is a good pupil.
  9. A good pupil.
  10.  Children like apples.

Заявка на оценку:

«5» — 30 балл и более.

«4» — 24-29 баллов.

«3» — 18-23  баллов.

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

время

Деятельность учащихся

I.

Оргмомент.

1.1.

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие раздаточного материала)

10 сек.

1.2. Слайд №3

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора):

«5» — 17 и  > б.

«4» —  16 - 13 б.

«3» —   12 -10 б.

30 сек.

  1.  Вопрос – понятие – 1 балл.
  2. Вопрос – суждение – 2 балла
  3. Умозаключение – 3 балла.
  4. Осанка – 1 балл.
  5. Возражение – 1 балл.
  6. Дополнение – 1 балл.
  7. Задание №1 – 10 баллов.
  8.  Задание №2 – 6 балла.
  9. Задание №3 – 6 баллов.
  10. Задание №4 – 12 баллов.

II.

Работа по теме урока

2.1.

Слайд №4.

Блиц опрос.

С помощью Карточки №1 (вопросы – понятия) раскрыть тему «Предложение как синтаксическая единица».

За каждый правильный ответ - 1 балл.

3 мин.

Карточка №1. (вопросы – понятия)

  1. Что называется предложением? ( предложение –  сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение).
  2. Что считается основной единицей синтаксиса? (словосочетание).
  3. Что понимается под структурой предложения/ из чего оно состоит? (из ГЧП и ВЧП).
  4. Что представляет собой грамматическая основа предложения? (подлежащее и сказуемое)
  5. Что выражает подлежащее?
  6. Что является сказуемым?
  7. Что такое второстепенные члены предложения?
  8. Каковы свойства и виды предложений?
  9. В чем заключается сущность синтаксического разбора предложения?

2. 2.

Формулирование цели урока.

1 мин.

Сравнить строение русского предложения с английским.

2.3

Индивидуальный труд

Каждый учащийся получает карточки с заданием :

Задание №1. Прочитать фразы. Перевести фразы с английского на русский язык. И наоборот.

Задание №2.

 В предложениях и на русском, и на английском языках выделить грамматическую основу.

Задание №3.

Определить вид предложений по цели высказывания (устно доказать в форме умозаключения).

Задание №4.

Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные на русском и английском языках.

З. №1 – 10 б.

З. №2 – 6 б.

З. №3 – 6 б.

З. №4 –

12 б.

5 минут.

Задание №1.

  1. 1.Пойти в школу.
  2. 2.Саша пришел в школу.
  3. Мы сегодня пойдем в библиотеку.
  4. Хотел учиться в гимназии.
  5. Мой друг – спортсмен.
  6. My friend – sportsman.
  7. Watch TV.
  8. She is a good pupil.
  9. A good pupil.
  10.  Children like apples.

Умозаключение №1.

Поскольку предложение – сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение,

А сочетание слов под №1 не имеет грамматическую основу, не выражает сообщение, вопрос, побуждение.

___________________________________________

Сочетание слов под №1 не является предложением.

Умозаключение №2.

Поскольку предложение – сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение,

 А сочетание слов под №2,3,4,5,7,8,10  имеет грамматическую основу,  выражает сообщение, вопрос, побуждение.

___________________________________________

Сочетание слов под №2,3,4,5,7,8,10  являются предложениями.

Умозаключение №3.

Поскольку предложение – сочетание слов, имеющее грамматическую основу и выражающее сообщение, вопрос или побуждение,

А сочетание слов под №6,9 не  имеет грамматического оформления.

___________________________________________

Сочетание слов под №6,9 не  являются предложениями.

Задание №2, 3, 4. 

Вставить таблицы!

2.4

Слайд №3.

Простая кооперация .

Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда.

1 группа: Объяснить Задание №1.

2 группа: Объяснить Задание №2.

3 группа: Объяснить Задание №3.

4 группа: Объяснить Задание №4.

1-2 минуты.

Обсуждение в группах задания, подготовка «Умозаключений».

Задание №1. выполняется устно.

Задание №2. выполняется на доске по заготовке.

Задание №3. выполняется на доске.

Задание №4. выполняется на доске (на компьютере).

2.5.

Сложная кооперация.

Выступление от группы до 2 б.;

дополнения, возражения 1-2 б.

Выступление 1 – 4 групп (по 1-2 мин. каждая).

Дополнения, возражения, вопросы-суждения.

После каждого выступления учащиеся проверяют работы и выставляют себе баллы.

Задание №1 – 10 баллов.

Задание №2 – 6 балла.

Задание №3 – 6 баллов.

Задание №4 – 12 баллов.

2.6.

Сравнение структуры русского предложения с английским.

Составляем сравнительную таблицу.

Слайд №4.

1 мин.

Общее.

Особенное (русский язык)

Особенное (английский язык)

1. Есть ГО.

1. А) Подлежащее – сказуемое.

Б) Сказуемое – подлежащее.

1. Строгий порядок слов: подлежащее – сказуемое.

2. Предложения бывают простыми и сложными.

2. Цель высказывания не зависит от порядка слов.

2. Цель высказывания  зависит от порядка слов.

3. Распространенные и нераспространенные.

3. Бывают односоставными и двусоставными.

3. Только двусоставные

 ( исключая побудительные предложения).

4. Восклицательные и невосклицательные.

5. Осложненные и неосложненные.

2.7.

Работа с карточкой сравнения.

Слайд №5.

Карточка сравнения.

  1. По сравнению с предложением в русском языке, которое не имеет строгого  порядка слов, английское предложение имеет строгий порядок слов.
  2. Так же, как и  в русском языке предложение в английском языке имеет ГО .
  3. Как в русском языке предложение может быть простым и сложным, так и в английском.
  4. Сравнивая.... можно сказать...
  5. Кроме русских предложений, еще и английские предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
  6. Помимо предложений в русском языке предложения в английском могут быть осложненные и неосложненные.
  7. Больше чем в русском языке цель высказывания зависит от порядка слов.
  8. Не только в русском языке, а и в английском языке предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
  9. Наряду с русским предложением английское предложение может быть восклицательным и невосклицательным.
  10. Если в русском языке предложение может быть односоставным и двусоставным, то в английском языке предложения – двусоставные.
  11. В отличие от  русского языка, где сказуемое может быть выражено существительным, то в английском – только глаголом.

2.8. .

Самооценка урока.

Подсчет набранного количества баллов. Выставление оценок в соответствии с заявкой.

1 минута

Учащиеся подсчитывают количество набранных баллов, выставляют оценки согласно «Заявке на оценку».

«5» — 30 и  > б.

«4» —  24-26 б.

«3» —   18-23 б.

2.9

Организация домашней работы.

Доработать карточку сравнение.


Заявка на оценку.

«5» - 17 баллов и более

«4» - 16 – 13 баллов

«3» - 12 – 10 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе с использованием

Воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи....

Урок по русскому языку в 10 классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен план-конспект урока развития речи по анализу художественного текста (по сказке С.Козлова "Черный омут")...

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе с использованием СМО по теме:" Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление)"

План – конспект урока по русскому языку в 8 классе из опыта работы учителя   с использованием сингапурской методики обучения....

План-конспект урока в 4 классе на английском языке с использованием ИКТ

План-конспект урока в 4 классе на английском язвке с использованием ИКТ...