Конспект урока по русскому языку в 7 классе с использованием
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie.doc | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 7 классе с использованием
интерактивной доски.
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О, Е.
Цель урока:
- Образовательная: повторить правописание НЕ с разными частями речи; сформировать умение написания НЕ с наречиями на О,Е.
- Развивающая: развивать навыки грамотного письма, умение аргументировать свой ответ.
- Воспитывающая: воспитывать любовь к языку, культуру устной и письменной речи.
Оборудование урока: карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска СМАРТ, проектор, компьютер.
Учебные пособия:
- Учебник «Русский язык. 7 класс», автор М.П. Баранов и др.
- Тесты «Русский язык. 7 класс» в 2 частях, автор М.П. Книгина.
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие учителя. Запись в рабочих тетрадях даты и вида работы.
(учащиеся записывают тему урока, указывают вид работы «Классная работа»)
2. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке мы писали диктант, работу над ошибками вы делали дома, тетради вы уже сдали. Сегодня наша задача узнать дальше о наречии как самостоятельной части речи что-то новое. Но прежде чем мы запишем тему нашего урока, обозначим проблему, над которой нам предстоит работать, давайте повторим, что мы уже знаем о наречии.
Фронтальный опрос:
- Что обозначает наречие как часть речи?
(ученик: наречие обозначает признак действия, признак признака, признак другого признака)
- Подтвердите ваш ответ примерами.
(ученик: ехать быстро – признак действия, т.к. относится к глаголу;
очень уверенный – признак признака, т.к. относится к прилагательному;
очень внимательно – признак другого признака, т.к. относится к наречию)
- Чем отличается наречие от других частей речи?
(ученик: оно не изменяется, как другие самостоятельные части речи)
- Какова синтаксическая роль наречия?
(ученик: наречие в предложении является обстоятельством)
- На какие смысловые группы делятся наречия? Назовите эти группы и вопросы к ним.
(ученик: образа действия – как?; времени – когда?; места – где?; причины – почему?; цели – зачем?; меры и степени – насколько?)
Этап мотивации и целеполагания.
- Хорошо. Молодцы. Теперь задание посложнее. Один ученик отвечает у нас у доски, остальные работают в рабочих тетрадях карточка 1.
(ИД. Слайд 1. Правописание НЕ с разными частями речи. Повторяем правило написания НЕ с существительными, прилагательными, глаголами, причастиями. Выходим на тему урока).
Этап объяснения нового материала.
- Над какой орфограммой мы сейчас работали? Что у нас осталось и почему?
(ученик: мы повторили орфограмму правописания НЕ с разными частями речи. Остались два словосочетания, в состав которых входят наречия с НЕ)
- Следовательно, тема нашего урока……
(ученик: Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О,Е)
- Анализируя эти два словосочетания, сформулируйте правило написания НЕ с наречиями.
(ученик: в словосочетании «не дешево, а дорого», НЕ пишется с наречием раздельно, т.к. есть противопоставление с союзом А; а в словосочетании «нечестно поступил» - слитно, т.к. можно заменить синонимом «плохо»).
- Давайте откроем параграф учебника и прочитаем правило, из которого узнаем еще о правописании наречий.
(ученики читают правило самостоятельно)
- В каких случаях еще наречия на О,Е пишутся с НЕ слитно?
(ученик: если нельзя употребить наречие без НЕ, например, нелепо)
- В каких случаях наречия с НЕ пишутся раздельно?
(ученик: если наречие заканчивается не на О, Е, например, не по-товарищески. Во-вторых, если с наречием употребляются слова «далеко, вовсе, ничуть, совсем, нисколько», например, вовсе не смешно).
Работаем со слайдами 2-7
- Еще раз давайте проговорим наше правило. (Работаем над алгоритмом)
NB! В сильном классе можно строить алгоритм применения правила, учитывая все части речи, включая наречие!
Этап закрепления.
-Почти ничего нового мы с вами не узнали, т.к. слитное или раздельное написание наречий регулируется теми же условиями, что и при написании существительных, глаголов, прилагательных. Насколько хорошо вы поняли и запомнили это правило, узнаем по результатам следующего задания.
У доски работает ученик (слайд 8), остальные работают в рабочих тетрадях по карточкам.
(ИД. Слайд 8. Вставьте на месте пропусков НЕ, выбирая слитное или раздельное написание. Время работы – 2 мин., проверка коллективная с последующей самооценкой).
- Спасибо за работу, на местах тоже себя оценили. Какие вопросы у вас появились?
(Если появились вопросы, ребята их задают и сами на них ищут ответ. Учитель только подсказывает!)
Этап контроля за усвоением материала.
- Раз нет вопросов, тогда контрольное задание.
(ИД. Слайд 10. мини-Тест по теме урока. Работают самостоятельно, через 2 мин. проверяем и оцениваем).
Этап информации о домашнем задании.
- Спасибо всем за работу, вы сегодня молодцы Мы очень много сегодня успели. Что будем делать дома?
(Учащиеся записывают в дневники домашнее задание: используя предложенные наречия, составьте небольшой текст описание, повествование или рассуждение. Озаглавьте Ваше творение.)
В результате урока дети смогут правильно написать наречия, выбирая слитное или раздельное написание с НЕ; повторят и закрепят навык правописания приставок ПРЕ, ПРИ; Н-НН в суффиксах прилагательных; О-Ё после шипящих.
- Какие инструменты интерактивной доски используются на уроке
Инструмент | Этап урока | Тип задания | Цель использования | Эффективность использования |
Работа с различными цветами | ||||
Возможность делать записи на экране | Этап закрепления | Подставить НЕ, выбирая слитное или раздельное написание, правописание по разным орфограммам | Активизация работы на уроке, организация повторения | Экономия рабочего времени, уплотнение материала |
Управление аудио вложениями | ||||
Управление интерактивными программами | ||||
Drag & drop (тащить и отпустить) | Мотивации и целеполагания, закрепление и контроль за усвоением знаний | Определите, с какой частью речи употребляется НЕ, и сгруппируйте с учетом данного словосочетания. Запишите НЕ с разными частями речи, выбирая слитное или раздельное написание. | Активизация работы на уроке, организация повторения | Экономия рабочего времени, уплотнение материала |
Выделение отдельных частей экрана | Закрепление изученного по теме + повторение | Попутное повторение орфограмм при работе со слайдом 8. | Активизация деятельности | Экономия рабочего времени, уплотнение материала |
Просмотр страниц в любом порядке, возврат к страницам | Закрепление изученного по теме + повторение | Попутное повторение орфограмм при работе со слайдом 8. | Активизация деятельности | Экономия рабочего времени, уплотнение материала |
Умное перо |
Выводы по уроку с использованием интерактивной доски:
Работа над составлением конспекта заняла немного времени, но как только стали соединять написанное и возможности ИД, времени потребовалось значительно больше.
Использование ИД позволяет повторить изученный материал, изучить новое, закрепить, и самое важное, позволяет вернуться к некоторым слайдам, если это требуется. Именно возврат к действию, возможность повторения экономят время на уроке, позволяют уплотнить содержание урока и, конечно же, активизируют деятельность учащихся.
Будь внимателен!
- медленно
- самозабвенно
- аккуратно
- блаженно
- традиционно
- торжественно
- надменно
Сопоставьте пары предложений
- Идти по дороге.
- Идти по дороге медленно, вразвалочку .
- К нам приехал знакомый.
- Вчера к нам приехал знакомый.
- Загадочно мерцали звезды.
- Поразительно загадочно мерцали звезды.
- Мальчик был в куртке.
- Мальчик был в куртке нараспашку.
Наречие. Понятие о наречии
- научиться находить наречия в тексте;
- доказывать, что данное слово принадлежит к классу наречий;
Алгоритм рассуждения при нахождении в тексте части речи «Наречие»
- Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
- Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к наречию.
- Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
- Подумайте, что обозначает наречие.
- Сделайте вывод: какая это часть речи.
Распознавание наречий и слов на них похожих
- Утро туманно. ------------ Говорить туманно .
- На удачу надейся. ------------Пойти наудачу.
- С начала года. ----------------- Сначала думай.
- Уйти вовремя . ----------------- Во время урока.
Благодарю за урок!
- Ура!
- Каникулы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
План-конспект урока по английскому языку 3 класс Тема: использование have/has got в теме “Domestic animals”
Задачи:Формировать навыки устной речи на основе изученной лексики и речевых образцов: have/has got, What pet have you got? / Do you have a pet?;Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...