Система подготовки к ЕГЭ. Часть В.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему
Методические реккомендации по подготовке самой сложной части ЕГЭ-В (из опыта подготовки учащихся к экзаменам)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_podg.k_ege.docx | 49.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Часть В
Из опыта работы Мостовой Ольги Николаевны, учителя русского языка
МБОУ СОШ №52 пгт Ильского МО Северский район Краснодарского края
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей: А, В, С. В экзаменационной работе даны задания трех типов : 1) с выбором ответа, 2) с кратким ответом, 3) с развернутым ответом. Задания части В, относящиеся к повышенному уровню сложности, позволяют проверить навыки комплексного анализа текста, уровень владения основными речевыми умениями. При разработке системы подготовки были проанализированы типичные ошибки, допущенные экзаменуемыми при выполнении части В на протяжении нескольких лет, предложены пути преодоления трудностей при выполнении заданий высокого уровня сложности.
Часть В
- Вторая часть ЕГЭ - часть В - состоит из заданий повышенного уровня сложности, что требует повышенного внимания при подготовке.
- Подготовка осуществляется на уроках русского языка, дополнительных занятиях, индивидуальных консультациях.
- Целенаправленная подготовка начинается с 10 класса по книгам с типовыми экзаменационными вариантами, например, «ФИПИ ЕГЭ Русский язык» под редакцией И.П.Цыбулько Москва «Национальное образование» 2013 г.
- Предварительную работу над заданиями необходимо начинать с 5 класса
- Выполняя любое задание на ЕГЭ, обязательно определяем лексическое значение слова, часть речи, синтаксическую роль.
* Работу с предложением начинаем с поиска грамматической основы.
В 1 Способы образования слов
- Работу над заданием необходимо начинать с 5 класса
- Для выработки навыков установления образующего слова определяем:
1)лексическое значение слова, 2)часть речи,3)синтаксическую роль
- Во избежание ошибок необходимо научить составлять словообразовательную цепочку:
интерес – интересовать - заинтересовать – заинтересованный – заинтересованность
- Обязательно нужно составить таблицу способов образования слов
Морфологические способы образования
Приставочный | Суффиксаль-ный | Приставочно-суффиксальный | Бессуффиксный | Сложение |
Вышел - шел | -ость- ----ени- | Бездонный-дно | Переход - переходить | 1) слов диван- кровать |
Отсюда - сюда | -ств- ---ник- | Сокурсник - курс | Износ - износить | вагон- ресторан |
Бессердечный -сердечный | -ость- -----изн- | Собеседник -беседа | Привал - привалить | 2)основ, частей слов |
Никакой - какой | -ан- ----ин- | По-новому -новый | Сбор - собирать | пешеход |
Несмелый - смелый | -енн- ----нн-… | По- казацки - казак | Призыв - призывать | завуч |
Предугадал -угадал | Белизна- белый | Бессмысленный- смысл | Завал - завалить | 3)сложносокращенные слова |
Расспросить -спросить | Песчаный -песок | Пригородный - город | Спрос - спросить | МГУ,ФСБ, ЕГЭ |
Неморфологические способы образования
Изменение значения слова | Переход слов из одной части речи в другую | Сращение сочетания слов |
Бригадир | Посуда столовая(прилаг.)-Зашел в столовую(сущ.) | Высококачественный |
1)В русской армии XVIII в. Военный офицерский чин | Дело доброе (прил.) - Сейте разумное, доброе, вечное (сущ.) | Нижеподписавшиеся |
2)Соврем. Руководитель трудового производственного коллектива | Форма парадная (прил.) –Зашел в парадное (сущ.) | Тотчас |
Тренировочные упражнения к заданию В 1
- Для начала лучше взять трудные примеры, показывающие глубину задания.
- Определите способ образования следующих слов: пешеходный, пароходик, лесостепной, пустынный, старинный, самоварный, тепловозный.
- Научить определять способ образования, исходя из лексического значения слов: пустынный – тот, который растет в пустыне - самоварный имеет отношение к самовару.
В 2 Служебные части речи
При выполнении данного задания необходимо научить простому способу: предлог можно заменить предлогом, например, насчет погоды – о погоде; навстречу тебе – к тебе; ввиду непогоды – из-за непогоды.
Непроизводные | Производные ( слитно) | Производные (раздельно) |
На, под, о, за, из-за, из-под, вне, под, с, для, до, от, к, без… | Вследствие, ввиду, насчет, вместо, наподобие, вроде, навстречу, вокруг, впереди, несмотря, вопреки, согласно, позади, вблизи, сквозь, напротив, вдоль, сверх, внутри… | В течение В продолжение В связи с По причине В целях Со стороны В виде (Иметь) в виду По мере… |
Предлоги
Союзы
Сочинительные | Подчинительные |
1.Соединительные: и, а, но, да(и), не только…но и, тоже, также… 2.Противительные: а, но, да(но), однако, зато… 3.Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, то ли… то ли… | 1.Временные: когда, едва, лишь, пока, покуда, лишь только, с тех пор как… 2. Причинные: так как, потому что, оттого что, вследствие того что… 3.Целевые: чтобы, для т ого чтобы… 4.Следствия: так что… 5.Условия: если, ежели, коли… 6.Уступительные: хотя, пускай, несмотря на то, что… 7.Сравнения: как, как будто, словно… 8.Изъяснительные: что… |
Частица
Значение | Примеры |
1.Указательные | Вот, вон |
2.Определитель- но- уточняющие | Именно, почти, точно… |
3.Выделительно - ограничительные | Только, только лишь, хоть, единственно… |
4.Модально - волевые | Пускай, пусть, ну, дай- ка… |
5. Модальные а)утвердительные | Да, так, точно… |
б)отрицательные | Нет, ни, не… |
в)вопросительные | Ли, ль, разве, неужели… |
6.Эмоционально- экспрессивные | Эк, лишь, как, все, даже, же, ведь, все-таки, так вот, где уж, куда уж, куда как, что за… |
7.Формообразующие | Бы, да, пусть, пускай, бывало, было, |
Рекомендации к выполнению Задание В2
- Для успешного выполнения данного задания необходимо научить отличать частицы от союзов на примерах предложений.
- 1.И ты пришел! (И- частица)2.Что за шейка!(Что за – частица)3.Как прекрасен этот мир! (Как- частица)
- В данной работе поможет определение роли союзов в предложении. Сочинительные союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного. Подчинительные союзы соединяют только части сложноподчиненного предложения.
- Научить отличать частицы от глаголов (пускай, дай…), определяя синтаксическую роль слов в предложении.
В 3 Словосочетание
Согласование | Управление | Примыкание |
Оба слова изменяются, «живут в согласии» | Управлять в словосочетании можно только падежом. Главное слово изменяется, зависимое находится в «заданном падеже» | Примыкают неизменяемые слова или формы слов: наречия, деепричастия, инфинитив глагола, степени сравнения, притяжательные местоимения 3 л. |
Золотая осень | Нашел время | Пел хорошо |
Своя ноша | Учиться в школе | Желание учиться |
Несколько дней | Гнездо орла | Становится легче |
Каждый человек | Сидя на диване | Его портфель |
Пять друзей | Утро года | Читать лежа |
Тренировочные упражнения к заданию В3
- Для коллективной работы над этой темой нужно брать трудные варианты предложений.
- №1.Выпишите словосочетание с подчинительной связью согласование.
А) Возле станции всегда собирались мальчишки и махали вслед уходящим поездам. Б) Все друзья помогли Николаю, не дали ему остаться наедине с бедой.
- №2.Выпишите словосочетание с подчинительной связью управление.
А) Мы облегченно вздыхали , чутко прислушиваясь к удаляющимся шагам. б)Был теплый осенний день, он золотился на крышах домов, и все вокруг сверкало.
- №3.Выпишите словосочетание с подчинительной связью примыкание.
А) Врачи запретили художнику писать из-за губительного воздействия красок. Б) Говорят, что кажущиеся веселыми люди на самом деле очень грустные.
В4. Односоставные предложения
- На 1 этапе работы разбираем по членам предложения текст стихотворения А.А.Блока
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века –
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь сначала,
И повториться все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Таблица «Односоставные предложения»
На 2 этапе коллективно составляем таблицу
1.Односоставные предложения с главным членом подлежащим – назывные предложения.
2. Односоставные предложения с главным членом сказуемым:
определенно-личные неопределенно- личные безличные
(Сказуемое выражено (Сказуемое выражено (Сказуемое
глаголом 1, 2 лица. глаголом 3 лица. выражено
Действующее лицо Действующее лицо безличным
определяется) не определяется) глаголом.
Действующего
лица быть не
может)
Таблица сопоставления односоставных предложений
Назывные предложения | Определенно- личные | Неопределенно- личные | Безличные |
1.Лес. | 1.Сейчас закончу свою работу. | 1.Хорошо поют за рекой. | 1.Сегодня мне нездоровится. |
2.Бескрайние луга. | 2.С широкого шоссе сворачиваем в лес. | 2.Вчера нам сообщили о надвигающемся циклоне. | 2.На улице уже смеркается. |
3.Ура, каникулы! | 3.Плетемся по грибы. | 3.Опять передают плохую погоду. | 3.Нам нужно явиться вовремя. |
4.Перед нами широкое шоссе. | 4.Весь вечер вглядываешься во тьму. | 4.Весною пашут огороды. | 4.Нет мне покою. |
В 5 Простое осложненное предложение
- Данное задание вызывает большое количество ошибок, анализ которых показывает: учащихся пугает и запутывает обилие терминов в формулировке задания. Попробуем прочитать термины упрощенно.
- 1.Обособленные члены предложения – выделенные знаками препинания.
- 2.Распространенные – содержат более одного слова.
- 3. Нераспространенные – состоят из одного слова.
- 4.Приложение – а) определение, выраженное существительным
б) параллельное название уже названного предмета: бабушки –старушки, журнал «Здоровье», утес –великан…
5.Согласованные определения уподобляются главному слову в роде, числе, падеже (орлиное гнездо). Несогласованные – связываются с главным по способу управления (гнездо орла).
В 6 СПП (виды придаточных предложений, виды соподчинения)
- Учащиеся при определении вида придаточных допускают много ошибок, связанных с неумением правильно задать смысловой вопрос к придаточному предложению.
- Вчера я приехала в город (какой?), где родилась моя мама. (СПП, придаточное определительное)
- Необходимо выработать навык определения вида придаточных предложений по смысловому вопросу, не ориентируясь на союзы.
Виды придаточных предложений
- 1.Определительные ( какой?)
- 2.Изъяснительные ( вопросы косвенных падежей)
- 3.Обстоятельственные придаточные предложения (места, времени, причины, следствия, образа действия, степени, сравнения, цели, условия, уступки)
Виды соподчинения придаточных предложений
1. Однородное подчинение
В те края, где я рос под кленами, где резвился на желтой траве, шлю привет воробьям, и воронам, и рыдающей в ночь сове.
2.Последовательное подчинение
Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето, где под музыку лягушек я растил себя поэтом.
3.Параллельное подчинение
Когда я пришел на речку, отец уже наловил много рыбы, которая лежала в ведре.
В 7 Средства связи предложений в тексте
- Вопросы, связанные с анализом структуры текста, всегда вызывают трудности учащихся. Выполнение задания В 7 весьма важно для аттестуемых, так как неумение найти средства связи предложений в тексте влечет за собой неумение связно построить собственное высказывание (часть С).
- Чтобы установить средства связи, надо прочитать заданное предложение вместе с предшествующим, сопоставить их, обнаружить информацию, которая повторяется, и определить способ передачи информации в каждом последующем предложении.
- Очень важно повторить морфологию: разряды местоимений, союзы, указательные слова (местоимения и наречия), научить разграничивать союзы и частицы.
В 8 Изобразительные средства
- Анализ результатов ЕГЭ за многие годы показывает, что данное задание является самым сложным. Предлагаю разделить подготовку этого задания на 3 этапа.
- 1этап. Обеспечить каждого выпускника ( еще в начале 9 класса для ГИА) таблицей, содержащей подробный перечень изобразительных средств, их значение, много примеров.
- 2этап. Вначале проводить подготовку «ОТ ОБРАТНОГО, ОТ ГОТОВОГО ОТВЕТА» : учащиеся работают по книге с типовыми экзаменационными вариантами, выписывают ответы, проставляют в рецензии, читают текст, задание, объясняют данный ответ ( на такую работу отводится 1-2 месяца)
- 3этап. Самостоятельная работа по определению изобразительных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по подготовке к написанию части С
Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....
Система подготовки к Единому государственному экзамену: этапы подготовки к части С
Данный материал является дипломной работой по курсу переподготовки учителей...
Паронимы и парономазия: нормы употребления в речи и средства художественной выразительности на уроках русского языка для учащихся 5 – 11 классов (Система подготовки к ЕГЭ частей А2 и В8
Презентация подготовки к ЕГЭ по выявлению средств художественной выразительности. Учащиеся различных возрастных категорий тренируются в выявлении паронимов и парономазии в художественных произведениях...
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Система работы по выполнению части С.
Опыт работы над сочинением при выполнении части С ЕГЭ по русскому языку....
Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ
Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ часть С (говорение)...
Система подготовки учащихся к сочинению-рассуждению(часть С ЕГЭ )
Методы и приемы , используемые на уроках русского языка для подготовки учащихся к заданию С ЕГЭ...
Система занятий для подготовки к тестовой части ЕГЭ
В папке представлено только первое занятие. Желающие Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н....