Система занятий для подготовки к тестовой части ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему
В папке представлено только первое занятие. Желающие Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_1_informatsionnaya_obrabotka_teksta.zip | 75.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Информационная обработка текстов
Задание №1 предполагает выявить, насколько выпускник понимает суть текста, его основную мысль ( основную и дополнительную информацию), может отвлечься от второстепенного, владеет навыками сжатия текста.
На сегодняшний день поток информации растёт постоянно. Поэтому умение найти основную мысль текста, понять, какова цель автора, написавшего текст, - одно из важнейших и для школьников, и для студентов, и для всех, кто связан с изучением или ознакомлением большого потока информации.
Модель задания предполагает выбор такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Вам необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.
Примерная формулировка задания:
В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
В задании предлагается прочитать текст, понять его основную мысль и выбрать несколько вариантов ответа, наиболее точно отражающих главную информацию прочитанного текста.
Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем говорится в тексте, сжато перескажите его.
3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа.
4. Исключите те варианты, которые наименее полно отражают смысл прочитанного текста.
Обратимся к примеру (текст взят из демоверсии 2014 года).
Пример задания 1. Прочитайте текст.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Как размышляем?
Попробуем сжато пересказать текст: Сибирь обладает большими природными богатствами, поэтому в планах экономического развития России ей уделяется большое внимание.
Размышляем при пересказе!
Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, правильный ответ № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Подсказка!
За это задание дается 2 балла. Ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом.
Подсказка!
Вывод (ответ на вопрос) заключен (чаще! но не всегда) либо в первом, либо в третьем предложении текста. Нашли, а потом ищем похожее предложение.
- Сопоставим пересказ с вариантами:
- в первом варианте ставится акцент на большую территорию Сибири, а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит;
- второй вариант содержит часть главной мысли, но не всю ее, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем;
- в четвертом варианте есть лишняя информация, о развитии мировой экономики в тексте речи не шло, а Сибири уделяется особое внимание главным образом из-за ее природных богатств, а не размеров.
- Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание; ( акцент на большую территорию Сибири. а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит)
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых. (Здесь только часть главной мысли, но не всё, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем)
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.(Подсказка! Это сложное предложение! Одно предложение должно быть сложным! Хотя и 2 предложение тоже сложное, но благодаря этой подсказке мы можем исключить простые предложения )
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.(Есть лишняя информация, которой нет в тексте)
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. (Подсказка! Второе предложение с причастным оборотом Хотя и 1 предложение тоже с причастным оборотом, но благодаря этой подсказке мы исключаем сложные предложения и простые без причастных оборотов)
Следовательно, верный вариант ответа — 3,5.
Проверим! Третий ответ – это сложное предложение. Пятый ответ – предложение с причастным оборотом.
Памятка для учащихся
1.Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений.
2.Помните, что в ответе должно быть два номера.
3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа, для этого внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя более полный объём информации, а в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста - это то, ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст?
3. Имейте в виду, что чаще всего оба верных предложения примерно похожи, в них даже фразы могут быть одинаковыми.
4. Убедитесь, что два варианта ответа выбрали верно, что именно в них содержится главная, основная мысль текста. Только после этого запишите обе цифры в бланке ответов.
✍ Потренируйся (задание, которое напечатано в папках ученика)
Задание из демоверсии 2018 года
Сначала пусть самостоятельно сделают, затем разобрать.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,
а отбирающим фактором – деятельность человека.
2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания,
имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают
и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
Ответ: 2, 3 (Подсказка частично действует! Как видим, одно предложение сложное, другое – с причастным оборотом)
✍ Потренируйся
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.
2) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно, потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен.
3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.
4) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.
5) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.
Ответ: ___________________________
✍ Потренируйся
1. Прочитайте текст.
Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.
2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.
3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.
4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система упражнений по подготовке к написанию части С
Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....
Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ
Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ часть С (говорение)...
Памятка для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку
Материал содержит алгоритмы и основной теоретический материал для решения каждого задания. В памятке приведены разные формулировки заданий одного типа, а также примеры из заданий актуальной базы ...
Система работы по подготовке к устной части ОГЭ
Данная статья содержит материал, который позволяет выработать навыки беглолго чтения, что впоследствии позволит существенно увеличить продуктивность любой работы, связанной с получением новой информац...
Подготовка к тестовой части ОГЭ по русскому языку
Подборка материала для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку....
Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»
В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на основополагающих разделах ли...
Подготовка ОГЭ. Тестовая часть.
Полезен при подготовке ОГЭ....