Система занятий для подготовки к тестовой части ЕГЭ
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему
В папке представлено только первое занятие. Желающие Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 75.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Информационная обработка текстов
Задание №1 предполагает выявить, насколько выпускник понимает суть текста, его основную мысль ( основную и дополнительную информацию), может отвлечься от второстепенного, владеет навыками сжатия текста.
На сегодняшний день поток информации растёт постоянно. Поэтому умение найти основную мысль текста, понять, какова цель автора, написавшего текст, - одно из важнейших и для школьников, и для студентов, и для всех, кто связан с изучением или ознакомлением большого потока информации.
Модель задания предполагает выбор такого ответа, где сокращение текста проведено с сохранением полного объема информации, при этом главная информация максимально выражена при минимальной затрате речевых средств. Вам необходимо соотнести содержание текста с предложениями, где основная информация сжата, и найти предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не содержит перечислений, дополнительной детализированной информации.
Примерная формулировка задания:
В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
В задании предлагается прочитать текст, понять его основную мысль и выбрать несколько вариантов ответа, наиболее точно отражающих главную информацию прочитанного текста.
Алгоритм выполнения задания 1 ЕГЭ по русскому языку:
1. Внимательно прочитайте текст.
2. Подумайте, о чем говорится в тексте, сжато перескажите его.
3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа.
4. Исключите те варианты, которые наименее полно отражают смысл прочитанного текста.
Обратимся к примеру (текст взят из демоверсии 2014 года).
Пример задания 1. Прочитайте текст.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Как размышляем?
Попробуем сжато пересказать текст: Сибирь обладает большими природными богатствами, поэтому в планах экономического развития России ей уделяется большое внимание.
Размышляем при пересказе!
Какая информация содержится в тексте? Этот текст о Сибири, которой в планах экономического развития России уделяется большое внимание. Во-первых, Сибирь – это огромные пространства. Во-вторых, Сибирь – это крупнейшая сокровищница по запасам нефти, газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Какой же из этих двух аргументов главный, а какой второстепенный? Конечно, главный аргумент второй. Сибири уделяется большое внимание в планах экономического развития России, потому что она крупнейшая сокровищница. Следовательно, правильный ответ № 3: В планах экономического развития России уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены огромные природные богатства.
Подсказка!
За это задание дается 2 балла. Ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом.
Подсказка!
Вывод (ответ на вопрос) заключен (чаще! но не всегда) либо в первом, либо в третьем предложении текста. Нашли, а потом ищем похожее предложение.
- Сопоставим пересказ с вариантами:
- в первом варианте ставится акцент на большую территорию Сибири, а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит;
- второй вариант содержит часть главной мысли, но не всю ее, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем;
- в четвертом варианте есть лишняя информация, о развитии мировой экономики в тексте речи не шло, а Сибири уделяется особое внимание главным образом из-за ее природных богатств, а не размеров.
- Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание; ( акцент на большую территорию Сибири. а не на ее природные ресурсы, поэтому он нам не подходит)
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых. (Здесь только часть главной мысли, но не всё, как требуется по заданию, поэтому мы его тоже исключаем)
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.(Подсказка! Это сложное предложение! Одно предложение должно быть сложным! Хотя и 2 предложение тоже сложное, но благодаря этой подсказке мы можем исключить простые предложения )
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.(Есть лишняя информация, которой нет в тексте)
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание. (Подсказка! Второе предложение с причастным оборотом Хотя и 1 предложение тоже с причастным оборотом, но благодаря этой подсказке мы исключаем сложные предложения и простые без причастных оборотов)
Следовательно, верный вариант ответа — 3,5.
Проверим! Третий ответ – это сложное предложение. Пятый ответ – предложение с причастным оборотом.
Памятка для учащихся
1.Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений.
2.Помните, что в ответе должно быть два номера.
3. Сопоставьте свой пересказ с вариантами ответа, для этого внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя более полный объём информации, а в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста - это то, ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст?
3. Имейте в виду, что чаще всего оба верных предложения примерно похожи, в них даже фразы могут быть одинаковыми.
4. Убедитесь, что два варианта ответа выбрали верно, что именно в них содержится главная, основная мысль текста. Только после этого запишите обе цифры в бланке ответов.
✍ Потренируйся (задание, которое напечатано в папках ученика)
Задание из демоверсии 2018 года
Сначала пусть самостоятельно сделают, затем разобрать.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,
а отбирающим фактором – деятельность человека.
2) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
3) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания,
имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора и оставить после себя полноценное потомство.
4) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существование выживают
и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
Ответ: 2, 3 (Подсказка частично действует! Как видим, одно предложение сложное, другое – с причастным оборотом)
✍ Потренируйся
Прочитайте текст и выполните задания 1-3
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.
2) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно, потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен.
3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.
4) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.
5) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.
Ответ: ___________________________
✍ Потренируйся
1. Прочитайте текст.
Еда дает человеку силы, необходимые для жизни. Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию. Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всем частям организма, и, когда в крови достаточно питательных веществ, мы чувствуем сытость.
В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Силы, необходимые для жизни, человек получает в результате пищеварения: энергия из продуктов питания превращается в химическую энергию, и кровь разносит питательные вещества по организму, насыщая его.
2) Энергия, содержащаяся в продуктах питания, в результате очень сложного процесса – этот процесс мы называем пищеварением – превращается в химическую энергию.
3) Питательные вещества, полученные из продуктов питания в результате процесса пищеварения, разносятся кровью по всему нашему организму.
4) Пищеварение – это процесс перехода энергии из продуктов питания в химическую энергию.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это более половины территории Российской Федерации, она примерно равна Европе, составляет почти четверть всей Азии и одну пятнадцатую всей суши Земли. (2)Но Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница лесных массивов, запасов нефти и газа. (3)Именно <…> в планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание.
Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами и уникальностью, но и тем, что это крупнейшая в мире сокровищница полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание, поскольку в этом регионе сосредоточены огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибирь занимает особое место, так как этот регион занимает одну пятнадцатую всей суши Земли и здесь сосредоточены огромные природные богатства.
5) Сибири, обладающей огромными природными богатствами, в планах экономического развития России уделяется большое внимание.
Желающие скачать разработки всех остальных занятий могут обратиться ко мне в личном сообщении. С уважением, автор-разработчик Кутнева О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по подготовке к написанию части С
Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....
Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ
Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ часть С (говорение)...

Памятка для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку
Материал содержит алгоритмы и основной теоретический материал для решения каждого задания. В памятке приведены разные формулировки заданий одного типа, а также примеры из заданий актуальной базы ...

Система работы по подготовке к устной части ОГЭ
Данная статья содержит материал, который позволяет выработать навыки беглолго чтения, что впоследствии позволит существенно увеличить продуктивность любой работы, связанной с получением новой информац...

Подготовка к тестовой части ОГЭ по русскому языку
Подборка материала для подготовки к тестовой части ОГЭ по русскому языку....

Использование элементов блочно-модульной технологии при подготовке к тестовой части ОГЭ по русскому языку. Модуль «Грамматическая основа»
В 2020 году формат ОГЭ по русскому языку претерпел изменения. Вместо 13 заданий тестовой части осталось 7. Обновленный формат итоговой аттестации базируется на основополагающих разделах ли...