Система упражнений по подготовке к написанию части С
методическая разработка по русскому языку по теме

Степанова Наталья Витальевна

Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uprazhneniy.docx57.79 КБ

Предварительный просмотр:

Система  упражнений, направленных на подготовку учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Из опыта работы. Степанова Н.В.

Упражнение 1.

Частично согласитесь с одним из приведенных тезисов  и в то же время частично возразите против него, приведя аргументы «за» и «против».

  1. Счастье – это отсутствие веры.
  2. Преподавание литературы в школе следует отменить.

Упражнение 2.

Подберите к приведенным тезисам собственные доводы:

  1. Мы в ответе за тех, кого приручили..

Свобода – это не отсутствие ограничения внешнего, а наличие ограничения внутреннего.

  1. Хорошо, что ты единственный ребенок в семье.
  2. Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.

Упражнение 3.

Какие из приведенных понятий, по вашему мнению, подходят для рассуждения с дефиницией? Обоснуйте свой ответ. Напишите ваш вариант рассуждения, используя одно из приведенных слов.

Дом, дружба, отпуск, любовь, счастье, талант, компьютер, бедность, пожар.

Упражнение 4.

  1. Прочитайте высказывания:
  1. «Родиться – самая простая наука, прожить – это уже мудрено». (Д.Писарев)
  2. «Чтобы родиться, жить и умереть, надо много мужества» (А. Маклин)
  3. «Да здравствует бьющийся ум человека!» (К. Симонов)
  4. «Ни сил, ни чувств для ближних не щади» (С. Маршак)
  5. «Недовольство собой есть необходимое условие разумной жизни» (Л.Н. Толстой)
  6. «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов)
  7. «Истинно велики те, чье сердце бьется для всех» (Р. Роллан)
  8. «Смело сердце положи на весы людского счастья» (В. Луговский)
  9. «Надо много пережить, чтобы стать человеком» (А. де Сент-Экзюпери)
  10. «Они ушли во тьму, но не исчез их след» (В. Шекспир)
  11. «Душа человека – величайшее чудо мира» (Данте)
  12. «Чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе» (Р. Роллан)
  13. «Себялюбие – самоубийство… но самолюбие, как деятельное стремление к совершенству, есть источник всего великого…» (И.С. Тургенев)
  14.  «Жизнь человеческая на земле не просто воинское служение, а бой» (Ф. Петрарка)

2. Выполните задания, которые позволят вам отобрать нужные высказывания, выявить их глубинный смысл.

1) Найдите высказывание, в котором говорится о высокой ответственности человека.

2) Найдите высказывание, в котором выражена мысль о том, что истинное величие человека определяется его любовью к другим людям.

3) В каком высказывании говорится о том. Что стремление к высокому, вечный поиск, саморазвитие необходимы человеку, чтобы не угасла его душа?

4) В каком высказывании говорится о том. Что подлинный человек должен вырасти, созреть, пройдя тяжкий путь жизненных испытаний?

Упражнение 5.

Расставьте предложения в соответствии с содержанием текста .

1) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 2) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 3) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в томслучае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 4) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 5) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения. 8) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. (Р.И. Аванесов)

Упражнение 6.

Определите, что является следствием из данного высказывания. Используйте метод постановки слов ПОЭТОМУ, ЗНАЧИТ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО.

Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется. (Джон Ньюмен)

А) нужно бояться жизни и смерти;

Б) нужно стремиться жить полноценно каждое мгновение;

В) жизнь скоротечна, человек многого не успевает сделать.

Упражнение 7.

Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО.

Добро – не наука, оно действие. (Р. Роллан)

А) нужно быть добрым;

Б) добро – это сострадание;

В) действенная помощь – лучшее свидетельство доброты человека.

Упражнение 8.

Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису.

Нет ничего более изобретательного, чем природа. (Цицерон)

А) очень сложно представить себе все многообразие жизни на планете Земля;

Б) человек – самое лучшее творение природы;

В) Пути эволюции неисповедимы.

Упражнение 9.  Ответьте на вопросы, приводя несколько аргументов для доказательства своей позиции.

  1. Какие качества человека вы цените больше всего?
  2. Человек совершил хороший поступок в расчете на вознаграждение. Можно ли считать этот поступок нравственным?
  3. Человек живёт, чтобы трудиться, или трудится, чтобы жить?

Упражнение 10. Прочитайте высказывание писателя Игоря Волгина о безграмотной речи. Проиллюстрируйте своими примерами выделенный тезис.

Отовсюду – с телеэкранов, «от микрофонов», с газетных полос – на нас хлынул поток мутной, безграмотной речи. Если прежде это было скромной привилегией начальства, то теперь это сделалось вольным достоянием всех.

Есть какая-то тайная связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью. Путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия. За изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души.

Упражнение 11. Соотнесите пример вступления с формой:

  1. Лирическое размышление.
  2. Ряд риторических вопросов, созвучных теме (проблеме) текста.
  3. Рассуждение о заглавии, которое ты бы дал данному тексту. (Не забудь: в заглавии должна прозвучать тема текста; оно может указывать на основную идею текста или отражать главный конфликт).
  4. Диалог с воображаемым собеседником о теме (проблеме) текста.
  5. Ряд назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.
  6. Способ цитирования (выбранное высказывание должно содержать основную мысль текста, либо служить способом выхода на его проблематику).
  7. Именительный темы.
  8. Иллюстрация  каким-либо фактом основной мысли или основной проблемы текста.
  9. Описательное  утверждение.

Примеры:

  1. Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в черной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно-голубых до темно-фиолетовых, и цвета эти не кажутся холодными: наша планета – теплый маячок, единственная родная гавань для тех, кто смотрит на нее из иллюминатора космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля – и потеряет Галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая-то неведомая космическая сила бережет свое сокровище – нашу планету – от потока метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя все живущее на Земле, в том числе и нас. А мы? Как мы сами храним то, что давно и привычно именуем своим домом? В.Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
  2. Когда мы запрокидываем голову, разглядывая ночное небо, то пытаемся представить, что в этой удивительной бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверно есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски, так дикарски уничтожали ее самые разумные обитатели…  Что движет ими, что заставляет совершать такие безумные поступки? Об этом с горечью и болью рассуждает писатель В.Солоухин.
  3. Кто из живущих ныне людей может себе представить, что он позволит своим детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной буре за окном, кружащейся несколько дней?   Кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в веселом березовом лесу, а вместо него   найти лишь безобразные пни? Никто не хочет. А ведь это ждет нас в будущем, если мы продолжим относиться к природе так, как об этом рассказывает В.Солоухин.
  4. Давай возьмем с тобой Красную книгу и перелистаем ее. Удивляешься тому, что она такая большая и тяжелая? Еще бы: ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями…Нет, не всемирный потоп, и не ледниковый период, и не коварные смертоносные вирусы стали причиной их гибели. Да и вряд ли они смогли бы наделать столько зла. Хочешь знать, кто и почему стал для природы страшнее всех? Тогда давай вместе прочитаем статью В.Солоухина, писатель даст нам исчерпывающий ответ.
  5. «ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ» - ВОТ НАЗВАНИЕ, КОТОРОЕ Я БЫ ДАЛ ПРЕДЛОЖЕННОМУ ТЕКСТУ. Парадоксально, скажете вы? А разве то, о чем пишет в своей статье В.Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся хотя бы вот к этому факту.
  6. Довелось мне в прошлом году вместе с отцом пролетать на вертолете над нашей дальневосточной тайгой. Честно признаться, было такое впечатление, что смотрю на экран, где идет фильм-катастрофа: гектарами вырубленный лес, а остальное – покорежено, повалено, ободрано… Приземлились у небольшой реки, пошли набирать чистой воды для чая – горы тухлой горбуши, выловленной браконьерами ради икры. Представьте себе огромные (тонны!) кучи дальневосточного лосося, кишащие червями. Ради чего совершенно это варварство? Ответ ясен каждому, но писатель В.Солоухин в своем тексте особенно жестко, открыто, горько напоминает нам о том, в кого мы превратились в погоне «за гладким холодным кусочком золота».
  7.  Черная обугленная земля до самого горизонта… Запах смерти…Мертвая тишина… Ощущение дикого, вселенского одиночества… Все это ждет человечество, если оно продолжит тот пагубный путь, о котором пишет В.Солоухин в своей статье.
  8. Жадность. Один из отвратительных пороков, который владеет человеческими душами. О растлевающем влиянии жадности писали и А.С.Пушкин («Скупой рыцарь»), и Н.В.Гоголь («Мертвые души»), и О.Бальзак («Гобсек»). Но одно дело, когда это моральная червоточина одного человека (да и то она выглядит отвратительно!), и совсем другое, когда овладевает душами тысяч людей. О том, к каким немыслимым  по масштабам последствиям может привести человечество эта роковая страсть, повествует в своей статье В.Солоухин.
  9. «Судьба человечества – в руках человека. Вот в чем ужас». Эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнил сразу же, как только прочитал текст В.Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к природе.

Упражнение 12. Соотнесите пример заключения с формой:

  1. Обзор всех положений, которые ты осмыслил в основной части, особенно если тема или проблема требовали разнообразного материала или цепочки доказательств.
  2. Этически корректного возражения автору исходного текста.
  3. Спор с воображаемыми критиками позиции автора.
  4. Цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть обязательно прокомментирована.
  5. Яркий пример, обобщающий суждения.
  6. Иллюстрация, облегчающая понимание высказанных (-ого) положений (-ия).
  7.  Вывод-впечатление.
  8. Яркое сравнение, подводящее итог рассуждениям.
  9. Развернутое рассуждение об идее текста, которая сформулирована в одном или нескольких предложениях.

Примеры:

  1. «Вселенские диверсанты…не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди», перерезая своей «ненасытной жадностью» «нитки поколений». Наверное, наделяя человека умом, природа не думала, что человек обратит эту награду против нее, сделав свое самое большое достояние не добрым, а коварным, усилив его жадностью и жестокостью. Но вряд ли станет отрицать, что в природе все взаимосвязано, и, уничтожая  связующие нити, мы когда-нибудь в азартной погоне за деньгами отрежем и ту, что связывает нас с жизнью.
  2. Итак, грязные реки и озера, искореженная земля, леса и Оля, опустевшие без животных и птиц, воздух, который порой вызывает страшные заболевания, - вот тот мир, в который приведет человечество его алчность, не знающая предела.
  3. Не все, наверно, согласятся с позициейВ.Солоухина. Наверно, найдутся те, кто скажет, что слишком уж пессимистична картина, нарисованная автором в самом начале текста. Но разве не страшен тот факт, что за последние десятилетия исчезли сотни маленьких речек? А это следствие беспощадной вырубки леса вдоль берегов, осушения болот… Кто-то скажет, что мало верит в такое загрязнение Мирового океана. А разве не убедительны случаи массовой гибели морских животных и птиц? Разве не убедительно и то, что у нас все меньше и меньше природных запасов чистой питьевой воды? И уж нужно быть совсем слепым упрямцем, отрицая тот факт, что многие природные катаклизмы (самые очевидные из них – пожары, наводнения) – результат безнравственного отношения человека к природе.
  4. Сложно не согласиться с В.Солоухиным, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество все-таки понемногу освобождается от жажды наживы, от власти денег: американцы свои леса, озера, реки считают национальной ценностью; японцы активно занимаются восстановлением морских ресурсов; европейские государства законодательно вводят высокие штрафные санкции против тех, кто нарушает экологию…  Радует и то, что многие виды растений, птиц, животных занесены в Красную книгу, уже не значатся как исчезающие. Конечно, еще пока рано рисовать оптимистические картины, но человечество, кажется, начало отличать истинные ценности от ложных.
  5. Одна из крайних сущностей денег – быть платой за убийство всего живого. Об этом невольно думаешь, прочитав текст В.Солоухина. А что потом человечество будет делать с желтым металлом на мертвой планете? Неужели мои потомки будут знать многие растения, животных, рыб, птиц лишь по рисункам в токсичных пластиковых книгах? Даже страшно подумать о том, куда ведет нас путь наживы…
  6. Отношение к природе, ко всему живому очень точно выразил Е.Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже маленькую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Без соблюдения этой нравственной заповеди, без побед над собой, над своими пороками вряд ли каждый из нас может считать себя человеком разумным, бережно охраняющим свое жилище - Землю.

  1. Мы уже давно твердим: природа – наш дом. Следовательно, ее гибель можно сравнить с разрушением собственного жилища. Но если дом мы можем построить, отремонтировать, то вряд ли это можно сделать с окружающей нас природой. Тогда почему наш дом полуразрушен?
  2. Когда-то я читала сказку о жадном человеке, страстно мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото.         Бог решил «осчастливить» этого глупца и выполнил его просьбу. Итог страшен:  человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли его роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда очень не хочется, чтобы сказка стала былью.
  3. О человеке, который, плывя по морю, усердно ковыряет дырку в лодке, или о том, кто рубит сук, на котором сидит, каждый из нас скажет, что это безумцы. А чем разумнее их мы, «живущие на Земле люди…, мнящие себя друзьями природы» и бездумно обрывающие те ниточки, которые связывают нас с жизнью?

Упражнение 13. Соотнеси основные типы аргументов с примерами.

  1. Примеры из художественной литературы.
  2. Ссылки на авторитет.
  3. Ссылка на конкретное лицо. Косвенная речь.
  4. Пословицы и поговорки.
  5. Рассуждение с дефиницией (дефиниция– краткое определение какого-либо понятия, отражающего существенные признаки предмета или явления, толкование слова).
  6. Силлогизм (дедуктивное умозаключение).
  7. Аналогия (умозаключение, при котором  свойства, присущие одному объекту, переносятся на другой объект того же класса).

Образцы аргументации:

  1. Вспомните знаменитый монолог профессора Преображенского из повести М.Булгакова «Собачье сердце».

- Что такое это ваша  разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампочки? Да ее вовсе не существует.

- Это вот что: если я , вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха.

2)  Я думаю, каждый здравомыслящий человек согласиться с автором. Русская классическая литература всегда защищала нравственные ценности. Именно «таланту доброты» учили своих читателей многие русские писатели. Например, Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание» изображает героя, которого, как это ни странно, толкает на преступление желание помочь окружающим. Однако писатель показывает, что Раскольников, стремящийся облагодетельствовать человечество, не задумывается о том, что в душе его нет добра, а есть только эгоистическое желание стать властелином судьбы. Так Достоевский дает своим читателям нравственный урок: подлинное добро – это искреннее, бескорыстное желание помочь другому, а с этими поступками в нас крепнет и растет тот самый «талант доброты», о котором рассуждает автор.

3) Любопытную мысль высказал Д. Гранин в одной из своих книг. Он писал, что время и сейчас распределяется так же, как и две тысячи лет назад. Большая часть нашей жизни уходит на ошибки и дурные поступки, значительная часть протекает в бездействии, и почти вся жизнь в том, что мы делаем не то, что надо.

4) Все люди смертны. Сократ – человек. Значит, Сократ смертен.

5)  В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый опыт народа, и иногда поразительно: одно слово правды весь мир перетянет. «Терпя и горшок надсядется», «Терпя и камень треснет» - едко, но метко говорят народные пословицы. Триста лет под татарами, триста лет под Романовыми выработали не только терпение героическое, кончавшееся народными взрывами, но и терпение холопское – притерпелость.

      6) Кто такой писатель? Это человек, который может писать? Нет. Писать умеет каждый  грамотный человек. Может это человек, который пишет грамотно? Нет. Правильно умеют писать все образованные люди.Это то, кто пишет интересно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик.

Писатель – это человек, который создает худ.произведения.

   7)  Выдающийся борец за гражданские права Лютер Кинг учил, что…

       Гениальный русский ученый Д.И.Менделеев однажды сказал, что…

       Еще Петр I говорил, что…

      Любой историк скажет вам, что…

      Большинство врачей считает, что…

     Как установлено японскими учеными…

Упражнение 14. Работа с незнакомыми текстами (см. пособие Н.А. Сениной) по плану:

  1. Прочитайте выразительно текст.
  2. Ответьте на вопросы к тексту.
  3. Напишите вступление, используя следующие способы: «Именительный темы», «Вопросы-стимулы», «Картина», «Название».
  4. Напишите заключение.

Данное упражнение можно выполнять в группах. По одному тексту обучающиеся пишут разные виды вступления, заключения.

Упражнение 15. Обучающимся предлагается один и тот же текст, каждая группа выполняет свое задание:

1 группа – моделирует вступление, заключение;

2 группа – определяет проблему и дает комментарий к ней;

3 группа – выявляет и формулирует  позицию автора;

4 группа – обозначает и аргументирует собственную позицию.

Упражнение 16. Прочитать тексты, заполнить таблицу, сформулировав проблемы, поднимаемые в текстах.

текс №

проблема (чего)

формулировка проблемы

1

………………..

…………………

2

……………….

…………………

Упражнение лучше выполнять в группах.

Упражнение 17. Прочитать тексты, заполнить таблицу, сформулировать проблему, авторскую позицию, подобрать аргументы.

текс №

тема текста

проблемы текста

авторская позиция

аргументы

1

………………..

…………………

2

……………….

…………………

Упражнение лучше выполнять в группах.

Упражнение 18.  Прочитайте отрывок из размышлений М.Пришвина:

«Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.  Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы довольно верно ответил на этот вопрос.   Я сказал бы, что душа – это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе.  Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле…

    Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том,  что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным.  И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все, не может произойти иначе, как раскрытие в глазах всех самого себя.  И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что стремление любить и было действием души моей, и что душа – это и значит любовь.»

  1. Чтобы проверить глубину и точность восприятия текста, выполните следующие задания:
  1. О чем говорится в тексте?
  2. Какое слово является ключевым?
  3. Какая мысль противоречит содержанию текста?

а) Автор текста только со временем понял, что такое душа.

б) Любовь является главным проявлением души.

в) Душа – это очень сложное понятие, сущность которого невозможно постичь сразу.

г) Лишь будучи молодым, человек имеет верное и полное представление о том, что такое на самом деле душа.

          4) О каком своем назначении узнал автор текста, ощутив свою особенность?

                а) Человек родился, чтобы сопротивляться, чтобы говорить миру «нет».

                б) Быть самим собой и есть важнейшая человеческая миссия.

               в) Человек должен стать частью человеческой массы, слиться с нею, забыв про    свою самость.

               г) Человек осознает свое трагическое одиночество: он никому не нужен, и никто не нужен ему.

3. Напишите вступление, используя способ «Именительный темы»

                 ________________________... Мы все слышали много раз это слово, постоянно употребляем его в речи: «__________ в душе», «у него за _______________ нет ничего». Но что такое __________? Какой _______________ заложен в этом __________? О сущности этого удивительного ___________ размышляет выдающийся русский писатель ____________.

Упражнение 19. Задания по тексту Д. Лихачева

         (1) Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. (2) Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой.

(3) Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение.

(4) Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время - величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (5) Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (6) Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составлять для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы. (7) Чтение, для того чтобы быть эффективным, должно интересовать читающего. (8) Интерес к чтению вообще или по определённым отраслям культуры необходимо развивать в себе. (9) Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания. (10) Составлять для себя программы чтения нелегко, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. (11) Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов иликразличного вида скоростным методам чтения.

(12) «Скоростное чтение» создаёт видимость знаний.

 (Д. С. Лихачёв)

1. Какое название отражает тему текста?

  1. Развитие.

 2. Чтение - основа интеллектуального развития.

3. Эффективное чтение.

 4. Программа чтения.

Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной  проблеме текста.

  1. Д.С. Лихачёв - выдающийся учёный и мыслитель. В данном тексте он ставит проблему: какова роль чтения.
  2. Даже самые развитые люди убеждены, что читать – значит жить духовной жизнью. Что такое чтение? Об этом размышляет Д.С.Лихачёв.
  3. Текст посвящён проблеме составления программы чтения.
  4. Могут ли книги повлиять на интеллектуальное развитие человека?

- Да, - утверждает Д.С.Лихачёв, выдающийся учёный и  известный мыслитель. Интеллектуальное развитие человека – « его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой», и чтение – основа этого развития.

3. Вычеркните из предложенных вариантов характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1. Важная  2. Спорная  3. Актуальная  4. Серьёзная  

4. Выберите из списка произведений те, в которых герои говорят о пользе или вреде чтения.

1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

2. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»

3. Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»

4. Н.А.Островский. «Гроза».

5. Найдите формулировку проблемы текста, в которой нет грамматических ошибок.

1. Автор рассматривает проблему того, что «каждый человек обязан заботиться о своём интеллектуальном развитии».

2. Автор анализирует проблему о трудности составления программы чтения.

3. Проблема интеллектуального развития, о которой затронул автор, очень актуальна.

4. В тексте поднимается проблема необходимости чтения как основы интеллектуального развития.

6. Какое средство помогает автору добиться эффекта доверительного разговора с читателем?

1. сравнительные обороты;

2. вставные конструкции;

3. градация;

3. анафора.

7. Прочитайте следующие статистические данные:

  1. Главную мысль текста умеют выделить только 71% школьников,
  2. найти заданную информацию – 77%;
  3. понимают связность и последовательность событий лишь 63% старшеклассников!

Для аргументации какого суждения эти данные могут быть использованы?

  1. «Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии».
  2. «Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития – чтение».
  3. «Читать следует по программе, разумеется, не следуя ей жёстко, отходя от неё там, где появляются дополнительные для читающего интересы».
  4. «Книга развивает наш язык. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие».

8. М. Горький писал: «Всем лучшим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

9. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.

  1. Я не исключаю о том, что чтение по программе поможет стать более грамотным.
  2. Убедительная просьба тех, кто имеет хорошую программу чтения, поделиться ею.
  3. Мы всё чаще убеждаемся о том, что читать стали меньше.
  4. Моё мнение на эту проблему однозначно: читать необходимо!

10. Найдите нарушение этических норм в фрагменте сочинения.

Конечно, кто из нас не хочет стать интеллектуалом? Весь вопрос только в том, как этого достичь. Существует много советов по этому поводу, но автор данной статьи, по-моему, много на себя берёт, утверждая, что только книги могут помочь в интеллектуальном развитии человека. Его взгляд устарел. Он, наверное, не слышал ни об Интернете, ни о компьютере. Я считаю, что в наш век книги уходят на второе место.

11. Найдите фактические ошибки в следующих суждениях.

1. Автор утверждает, что чтение – главный и единственный способ интеллектуального развития.

  1. Интерес к чтению обусловлен процессом саморазвития человека.
  2. Нужно читать только то, что интересует тебя.
  3. Читать нужно по программе, жёстко следуя ей.

12. Д.С. Лихачёв утверждает:

 «Каждый человек обязан (я подчёркиваю – обязан) заботиться о своём интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живёт, и перед самим собой».

Изложите свой взгляд, аргументировав его примерами из житейского опыта

Упражнение 20.

Перед тобой фрагмент Нобелевской лекции А.И.Солженицына. Перед тобой таблица, в которой тезисно сформулированы рассуждения об основной проблеме, напиши сочинение-рассуждение, развернув связный комментарий.

  1. Скажут нам: что же может литература против безжалостного натиска открытого насилия? (2) А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно связано с ложью. (3) Между ними самая родственная, самая природная глубокая связь: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а лжи нечем удержаться, кроме как насилием. (4) Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.
  2. (5) Рождаясь, насилие действует открыто и даже гордится собой. (6) Но едва оно укрепится, утвердится – оно ощущает разрежение воздуха вокруг себя и не может существовать дальше иначе, как затуманиваясь в ложь, прикрываясь ее сладкоречием. (7) Оно уж не всегда, не обязательно прямо душит глотку, чаще оно требует от поданных только присяги лжи, только сочувствия во лжи.
  3. (8) И простой шаг простого мужественного человека: не  участвуйте во лжи, не поддерживайте ложных действий! (9) Пусть это приходит в мир и  даже царит в мире – но не через меня. (10) Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! (11) Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало, всегда побеждает! (12) Против многого в мире может выстоять ложь – но только не против искусства! (13) А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падет.
  4. (14) Вот почему я думаю, друзья, что мы способны помочь миру в его раскаленный час. (15) Не отнекиваться безоружностью, не отдаваться беспечной жизни – но выйти на бой!
  5. (16) В русском языке излюблены пословицы о правде. (17) Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и  иногда поразительно: (18) В одно слово правды весь мир перетянет. (19) Вот на таком мнимо-фантастическом нарушении закона сохранения масс и энергий основана и моя собственная деятельность, и мой призыв к писателям всего мира.

Проблемы

Предлагаемый материал

Проблема противостояния литературы тоталитарному режиму.

«Власть отвратительна, как руки брадобрея» (И.Мандельштам), потому что:

  1. лишает человека не только внешней, но и внутренней свободы;
  2. обезличивает его;
  3. считает себя вправе распоряжаться человеческими судьбами;
  4. рождает страх в людях;
  5. заставляет всех не только поддерживать, но и пропагандировать ложь;
  6.  уничтожает инакомыслящих людей…

Проблема насилия и нравственной непоколебимости, лжи и правды.

Почему необходимо, чтобы не умолк голос правды в океане лжи?

  1. Общество должно увидеть итог пути, по которому оно идет.
  2. Оно должно понять, какими средствами пользуется власть, делая их «счастливыми».
  3. Рабская мораль, порождаемая тоталитарным режимом, унизительна, недостойна человека…

Проблема внутренней духовной свободы.

  1. Роман «Мы» Е.Замятина – роман предвидение того, что ждет Россию в будущем, в том числе культ личности, процессы против» врагов народа», сталинские лагеря, в которых люди имели не  имена, а номера, обезличенное общество «советских людей»…
  2. Рассказы М.Зощенко, учившие противостоять безнравственному порядку; неспроста в 1958 году Зощенко запишет в дневнике: «Страх (властей) перед литературой максимальный».
  3. Повесть М.Булгакова «Собачье сердце» - предупреждение о том, что попытка превратить собаку в человека безуспешна, как и революционный элемент большевиков с их лозунгом «Кто был никем – тот станет всем».
  4. А.Ахматова создала «Реквием» жертвам тоталитарного режим.
  5. Рассказы В.Шаламова «Шоковая терапия обнажили страшную, шокирующую правду о сталинских лагерях.
  6. Произведения А.Солженицына были проникнуты ответственностью за судьбы миллионов жертв советской власти, за судьбу России.

Упражнение 21.

Прочитайте текст и дополните таблицу.

  «Все наши замыслы превращаются в прах… если нет детского желания учиться»,  –  писал Василий Александрович Сухомлинский.

  – Учение, – говорил он, – это прежде всего отношения – отношение ученика к учителю, к предмету, к своей работе. Желание детей хорошо учиться – основа школы, без него школы нет. Учитель обязан возбудить и поддерживать это желание постоянно.

Но учение – это труд, тяжелый умственный труд, постоянные усилия понять, запомнить, научиться, рушить, усвоить…

   Однако, заставляя трудиться, трудолюбие не воспитаешь.

    Да, учение – это труд, но это должен быть радостный труд, ибо только радостный, свободный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе. Долг и совесть в школе должны не расходиться, а сливаться в одно чувство.

    Уже через несколько лет после того, как Сухомлинский принял школу в селе Павлыш, он поставил перед своими учителями такой вопрос; как сделать, чтобы все ребята испытывали страсть к учению?

    Не интерес – страсть!

    Почему, спрашивал директор школы Сухомлинский, дети приходят в школу с огромным желанием учиться, тянут руки, просят, чтобы их вызвали, а через несколько лет, примерно к пятому классу, этот огонек постепенно угасает? В чем дело? В чем секрет?

   Сухомлинский начинает титанический труд – ищет ответ на вопрос, который его мучит. Каждый день он ходит с урока на урок – то в первый класс, то в пятый, то в седьмой, то во второй… Почему дети теряют охоту к учению? Как воспитать страсть учиться? И не только директор бьется над этим вопросом – он сумел увлечь всех учителей в школе. Каждый пересматривал свой труд, даже самые опытные, те, что преподаватели  уже по тридцать лет и, казалось, все знали и все умели.

   И вот что постепенно стало выясняться. Для того чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным, не нужно развлекать детей и придумывать что-то необыкновенное. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного.

    Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел- сегодня научился. Вот в чем счастье!

   Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они… хорошо учились?

   Парадокс?

   Этот парадокс, наверно, и войдет в историю педагогики как «парадокс Сухомлинского»: чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они хорошо учились.

   Но никакого парадокса здесь, конечно, нет. Ларчик открывается хотя и не просто, но все же открывается: чтобы дети хорошо учились, надо научить их учиться.

   Василий Александрович Сухомлинский считает, что ленивыми ребята становятся в самой школе оттого, что их с первых классов не научили любить школьный труд и не дали им почувствовать радость успеха в учении. Малоспособные от природы дети, конечно, есть, но и их способности могут быть разными, и они могут успешно кончить среднюю школу, если их не «глушить» двойками, если поддерживать каждое их усилие, если не внушать им, что они неспособные…

    Испокон веков перед каждым учителем стоит две пары задач:

    обучать детей и одновременно воспитывать их;

    обучать детей и одновременно развивать их способности.

    А Сухомлинский показал, что все эти задачи фактически невозможно решить, если не поставить перед собой и не решить еще одну, такую же важную пару задач: вызывать страсть к знанию и учить учиться.

                                                                                                            ( По С. Соловейчику)

Вступление

Цитата

«……………». Эту фразу В. Сухомлинского, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнила сразу, как только прочитала текст С. Соловейчика о тех советах, которые давал Сухомлинский детям об учебе и труде.

Позиция автора

Да, учение – труд, но это должен быть радостный труд, ибо только радостный, свободный труд воспитывает любовь ко всякой необходимой работе. Автор утверждает, ………………

Проблема

В данном тексте рассматривается проблема отношения …………...

Аргументы

Ссылка на авторитет

Я согласна с позицией автора. Еще Макаренко и Сухомлинский говорили о концепции успешности в учебе. Они доказали, что все задачи фактически возможно решить, если только вызвать страсть к знанию и учению.

Комментарий

Автор убеждает нас в том, что ……….… Однако, писатель подчеркивает, предупреждает нас, что, ……………...

Заключение

Иллюстрации, облегчающей понимание высказанного положения.

Итак, ……. – это усердный  и тяжелый труд, независимо от его вида: умственный он или физический. Также, нельзя ……….., можно только ………. И все же, чтобы решить эту сложную задачу, нужно ………….

Упражнение 22. Прочитайте текст. Рассмотрите таблицу к нему и напишите, используя таблицу сочинение-рассуждение.

   Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

     Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, – он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…

           Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека. Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая большая ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни.

          Ставя себе задачу карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».

     Поэтому главной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.

                                                                                                          (По Д. Лихачеву)

Вступление

Цитата

«Судьба человека – в руках человека. Вот в чем ужас», – эту фразу В. Гжешика, поразившую меня своей парадоксальностью, я вспомнила сразу же, как только прочитала текст Д. Лихачева о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его безнравственного отношения к выбору жизненных целей.

Позиция автора

Читая текст Лихачева, мы вместе с рассказчиком задумываемся над «главными жизненными задачами и целями человека». Автор убежден, что главная жизненная задача не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна быть продиктована добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к народу, стране, ко всей вселенной.

Проблема

Лихачев поднимает проблему выбора цели в  жизни. Проблема, затронутая автором, по сей день остается актуальной. Мы видим вокруг себя социальную несправедливость, с сожалением замечаем, что человечество не всегда задумывается о своих жизненных задачах и целях.

Аргументы

  1. Рассуждение с дефиницией

Я согласна с позицией автора, так как, ставя перед собой карьеру на первое место, человек рискует потерять всё духовное и прекрасное, а тот, кто радуется каждому своему доброму делу, – богат душевно.

2. Ссылка на авторитеты

Многие великие люди считают, что «жизнь одна и прожить ее нужно достойно».

Комментарий

Автор повествует нам о двух жизненных путях: жить для себя, стараться приобрести все материальные блага или жить для окружающих, творить добро и ничего не требовать взамен.

Заключение

Цитата

Разницу между двумя жизненными дорогами очень точно выразил Лихачев в своей статье. «Самая главная ошибка –   ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни». От этого выбора зависит многое и для окружающих и для самого человека. Не материальное, а душевное богатство делает человека счастливым. А для этого мы должны быть гуманны, добры и понимающими к окружающему нас миру.

Упражнение 23.Прочитайте данный текст:

                                              Гибель экспедиции Скотта

 Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.

 Шесть человек вышли к полюсу на лыжах.  Шли больше месяца.  До полюса дошли пятеро. Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.

 Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело.  То была палатка, брошенная Амундсеном.  Норвежец опередил англичан.  Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног.  Тогда всем поровну был роздан яд. На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс.  У него началась гангрена обеих ног.  Каждый шаг вызывал острую боль.  Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. И он нашел выход.  В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:

 «За последние сутки мы сделали всего три мили.  Несмотря на нечеловеческую боль, Отс отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы.  Вчера к ночи мы остановились.  Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. Он не вернулся.  Он поступил как благородный человек».

 В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами: «Я обращаюсь ко всему человечеству. Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача.  Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека».

(По К.Г. Паустовскому)
Какова центральная проблема, поставленная К.Г.Паустовским в тексте? Выберите один из предложенных вариантов.

1) К опасным путешествиям нужно быть хорошо подготовленным.

2) Героизм может быть напрасным.

3) В трудной ситуации нужно помогать своим товарищам.

4) Открытие новых земель сопряжено с риском и трудностями, на которые сознательно идут мужественные люди.

Каковы основные проблемы данного текста?

1) проблема сознательного риска;

2) проблема мужества и героизма первооткрывателей;

3) проблема взаимоотношений в экспедиции в трудных условиях

Какова позиция К.Г.Паустовского?

(Рассказывая о судьбе экспедиции Скотта, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь, несмотря ни на что он восхищается мужеством людей, сознательно идущих на риск ради открытия новых земель.)

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Обратимся к клише:

    с  удовольствием прочитал…

    нельзя остаться равнодушным…

    к  сожалению…

    к  немалому удивлению, узнал, что…

    убеждённость автора в правильности данных им оценок не может вызвать      симпатии читателя…

     разделяя негодование автора, хочу сказать…

    оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

    возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

    интересно то, как автор…

  1. Автору важно убедить читателя в том, что…
  2. Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
  3. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  4. Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

Упражнение 24.

Обучающимся предлагается готовое сочинение-рассуждение, которое нужно проанализировать по плану:

  1. выделить вступление,
  2. определить, в каких предложениях сформулирована проблема текста и как она прокомментирована;
  3.  определить, где обозначена авторская позиция,
  4. определить, где изложена позиция автора сочинения, наличие или отсутствие аргументов;
  5. выделить   заключение.

Упражнение 25. Обучающимся предлагается отредактировать предложенную работу с точки зрения содержания и формы.

Все перечисленные упражнения мною апробированы, они позволяют обучающимся на осознанном уровне написать сочинение-рассуждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Система уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ

Три презентации с описанием композиции сочинения части С ЕГЭ, подбором текстов, аргументов....

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Дополнительные упражнения для подготовки к написанию эссе (задание № 40 ЕГЭ)

Структура эссе с выражением личного мнения, полезные фразы и средства логической связи, дополнительные упражнения для подготовки к написанию эссе. В помощь выпускникам, готовящимся к ЕГЭ по английском...

Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ

Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ часть С (говорение)...

Система упражнений для выработки правильного написания слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных при письме.

Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком - показателем мягкости....

Упражнения для подготовки к написанию сжатого изложения на уроках русского языка. Статья опубликована во Всероссийском научно-педагогическом журнале "Сфера образования" №4 2017

Главная задача при обучении сжатому изложению – научить учащихся кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычлен...