Русская словесность. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:
1. Альбеткова Р.Й. Русская словесность 9 класс. М., Дрофа, 2007.
2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 9класс. М., Дрофа, 2004 .
3. Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .
Рабочая программа для95 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._russkaya_slovesnost.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебник для 9 класса является частью комплекта пособий для 5-11 классов по русской словесности, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник учит читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, учит правильно и выразительно говорить и писать. В учебнике подробно рассказано о разновидностях употребления языка, своеобразии языка художественной литературы, стилистической окраске слова, выразительных средствах языка, о том, как писатели преобразуют жизненные факторы в явление искусства слова, о единстве художественного содержания и его словесного выражения, о том, что такое художественный образ.
Оригинальная система вопросов, заданий и упражнений, специально подобранные иллюстрации помогут не только усвоить теоретический материал, но и на практике овладеть навыками литературной письменной и устной речи.
Учебник может быть использован при изучении русского языка и литературы.
В 9 классе предусматривается на изучение курса русской словесности 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.го
В работе используется учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.
Учебник состоит из 2-ух частей. В первой части рассматриваются ресурсы языка как материала словесности. Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык.
Во второй части показаны свойства произведения словесности как единства художественного содержания и его словесного выражения, здесь центральной является проблема художественного образа. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.
В заключительном разделе подведены итоги всему изученному в 7 – 9 классах.
Каждый раздел в учебнике завершается обобщением, которое поможет выделить главное, наиболее существенное в изученном.
В разделе «Проверьте себя!» предлагаются задания, выполняя которые, учащиеся будут применять изученные приёмы построения речи, использовать их в создании собственных произведений.
Завершает книгу краткий словарь «Важнейшие термины словесности». К этому разделу нужно обращаться во всех случаях, когда нужно вспомнить изученное прежде.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.
Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;
Использованная литература
1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.год
2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
3.Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
важнейшие термины словесности
- смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
- основные признаки текста, идею произведения;
выражение точки зрения автора;
уметь
средства художественной выразительности
что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа
значение типических образов
главное значение искусства слова
Учебно-методический комплект для 9 класса
- Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
- Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
- Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
- Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
- С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год
Электронные образовательные ресурсы.
CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
- Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
- Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка 8 – 9 классы.
Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 9 классе
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока. Форма урока | Формы организации познавательной деятельности | Форма контроля | Требования к уровню усвоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1. | Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр.6 – 9.Найти и выписать эпитеты из «Слова о полку Игореве» | ||
| |||||||||
2 | Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их роль в художественном произведении. | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр.13-14. | |||
3. | Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 14 – 16. | ||
4. | Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный и фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 18 – 20. | ||
5. | Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы. | 1 | Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 24 -26. | ||
6 | Парадокс и аналогизм, их роль в произведении. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр.27 – 28. | ||
7 | Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 31 – 34. | ||
8 | Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 35 – 38. | ||
9 | «Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. . | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. | Стр. 39, индивидуальные задания. | ||
10 | Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. | Стр. 45 – 48. | ||
11 | Контроль знаний | Урок контроля знаний. Сочинение или тестовый опрос | Уметь использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях. | Стр. 56 «Проверь себя» | |||||
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО | |||||||||
12 | Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный опрос. Проверка «по цепочке». | Понимать поэтическое значение словесного выражения. | Стр. 69 – 70. | ||
13 | Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Сочинение. | Уметь определять тему и идею произведения. | Стр. 71 – 73. | ||
14 | Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | Уметь определять точку зрения автора | . Стр. 74 – 80. | ||
15 | .Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Работа по таблице. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. | Стр. 85 – 90. «Проверьте себя»
| ||
16 | Историческая жизнь поэтического слова. Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности. | 1 | Урок сообщения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Проверка самостоятельно выполненных заданий. | Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. | Стр. 107 -113. | ||
17 | Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Самостоятельная | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
| . Стр. 117 – 129. Индивидуальные задания. | ||
18 | Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Анализ произведении В. А. Жуковского. | Задание по карточкам. Тест. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Стр.132 – 137. | ||
19 | Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония. | 1 | Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление). | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Стр.140 – 146. | ||
20 | Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя. | 1 | Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения. | Работа с текстом. Комплексный анализ текста. | Проверка «по цепочке». | Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности | Стр. 150 – 156. «Проверьте себя» | ||
21 | Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь воспринимать произведение словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. | Стр. 177 – 182. | ||
22 | Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | . Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Сочинение. | Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. | Сочинение. | ||
23 | Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Работа с таблицей. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальные карточки. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении. | Стр.183 -189. | ||
24 | Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Взаимопроверка по образцу. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее. | Стр. 191 – 192. | ||
25 | Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп в произведениях разных родов словесности. | 2 | Урок усвоения нового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять | Стр. 194 – 202. | ||
26 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | 1 | Урок контроля за овладением навыками связной речи. | Анализ текста. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Создание собственного произведения по личным впечатлениям. | Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения. | ||
27 | Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика. | 1 | Урок усвоения нового материала. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Понимать эстетическую природу | Стр. 227 – 229. | ||
28 | .Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | 1 | Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний. | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Взаимопроверка по образцу. | Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и времени. | Стр. 235 – 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение). | ||
29 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальные карточки. | Уметь различать | Стр. 253 -254. | ||
30 | Нравственные проблемы в произведениях словесности | 1 | Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний. | Анализ текста. Запись тезисов лекции. Работа с учебником. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь находить в | . Стр. 255 -256. | ||
.31 | Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека | 1 | Урок контроля за овладением навыками связной речи. | Работа с тексто м. | Тест. | Развивать навыки | Индивидуальные задания. | ||
32 | Познание мира средствами искусства слова. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Анализ текста. | Индивидуальный, фронтальный опрос. | Уметь отличать | Стр. 253. | ||
33 | Язык как материал словесности. | 1 | Повторительно – обобщающий урок | Анализ текста. | Тест (с самопроверкой) | Уметь | Стр. 274 – 227 (термины) наизусть. | ||
34 | Контроль знаний. Тестовый опрос. | 1 | Урок контроля | Тестовые задания. | Тестовые задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...