Русская словесность. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Иванова Алена Александровна

Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.

Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:

1.  Альбеткова Р.Й. Русская словесность 9 класс. М., Дрофа, 2007.

2.  Альбеткова    Р.И.     Методические    рекомендации    «Русская словесность» 9класс. М., Дрофа, 2004 .

3.  Альбеткова  Р.И.  Программа  «Русская  словесность».  5-9 классы.   М., Дрофа, 2004 .

Рабочая программа для95 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass._russkaya_slovesnost.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Пояснительная записка
        Учебник для 9 класса является частью комплекта пособий для 5-11 классов по русской словесности, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Учебник учит читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, учит правильно и выразительно говорить и писать. В учебнике подробно рассказано о разновидностях употребления языка, своеобразии языка художественной литературы, стилистической окраске слова, выразительных средствах языка, о том, как писатели преобразуют жизненные факторы в явление искусства слова, о единстве художественного содержания и его словесного выражения, о том, что такое художественный образ.
        Оригинальная система вопросов, заданий и упражнений, специально подобранные иллюстрации помогут не только усвоить теоретический материал, но и на практике овладеть навыками литературной письменной и устной речи.
Учебник может быть использован при изучении русского языка и литературы.

          В 9 классе предусматривается на изучение курса русской словесности 34 часа (1 час в неделю).
Тематическое планирование составлено в соответствии с примерной программой Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.го
В работе используется учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год

        В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
    Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.
     Учебник состоит из 2-ух частей. В первой части рассматриваются ресурсы языка как материала словесности. Учащиеся продолжают знакомство со средствами художественной изобразительности языка, узнают, как писатели преобразуют жизненные факты и явления искусства, как исторически развивался поэтический язык.
      Во второй части показаны свойства произведения словесности как единства художественного содержания и его словесного выражения, здесь центральной является проблема художественного образа. Произведение словесности – художественный мир, который должны увидеть учащиеся. В этом и состоит главное назначение искусства слова.
       В заключительном разделе подведены итоги всему изученному в 7 – 9 классах.
      Каждый раздел в учебнике завершается обобщением, которое поможет выделить главное, наиболее существенное в изученном.
     В разделе «Проверьте себя!» предлагаются задания, выполняя которые, учащиеся будут применять изученные приёмы построения речи, использовать их в создании собственных произведений.
     Завершает книгу краткий словарь «Важнейшие термины словесности». К этому разделу нужно обращаться во всех случаях, когда нужно вспомнить изученное прежде.

       Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
     Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

Использованная литература 

1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.год

2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
3.Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).

Требования к уровню подготовки учащихся в конце 9 класса

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

важнейшие термины словесности

  1. смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
  2. основные признаки текста, идею произведения;

выражение точки зрения автора;

уметь

средства художественной выразительности

что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа

значение типических образов

главное значение искусства слова

Учебно-методический комплект для 9 класса

  1. Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник  для 9 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
  2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
  3. Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
  4. Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
  5. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

   Электронные образовательные ресурсы.

CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).

  1. Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
  2. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка  8 – 9 классы.

                                 

Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности в 9 классе

№ п/п

     Тема урока

Кол-во часов

Тип урока. Форма урока

Формы организации познавательной деятельности

Форма контроля

Требования к уровню усвоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

 План

Факт

1.

Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности.

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр.6 – 9.Найти и выписать эпитеты из «Слова о полку Игореве»

                                                                                                   

2

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их   роль в художественном произведении.

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр.13-14.

3.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Работа со схемой. Анализ текстов. Выполнение заданий учебника.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 14 – 16.

4.

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 18 – 20.

5.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

1

Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 24 -26.

6

Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр.27 – 28.

7

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 31 – 34.

8

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 35 – 38.

9

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности.

Стр. 39, индивидуальные задания.

10

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

1

Урок сообщения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь использовать средства художественной  изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Стр. 45 – 48.

11

Контроль знаний

Урок контроля знаний. Сочинение или тестовый опрос

Уметь использовать средства художественной  изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Стр. 56 «Проверь себя»

                                                                                         ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО                                    

12

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

1

Урок сообщения новых знаний.

.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный опрос. Проверка «по цепочке».

Понимать поэтическое значение словесного выражения.

Стр. 69 – 70.

13

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Сочинение.

Уметь определять тему и идею произведения.

Стр. 71 – 73.

14

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

Уметь определять точку зрения автора

. Стр. 74 – 80.

15

.Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

1

Урок сообщения новых знаний.

Работа по таблице. Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь сопоставлять изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора.

Стр. 85 – 90. «Проверьте себя»

   

16

Историческая жизнь поэтического слова.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

1

Урок сообщения новых знаний.


Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Проверка самостоятельно выполненных заданий.

Уметь видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений.

Стр. 107 -113.

17

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Самостоятельная

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

 

. Стр. 117 – 129. Индивидуальные задания.

18

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

1

Повторительно – обобщающий урок

Анализ произведении В. А. Жуковского.

Задание по карточкам. Тест.

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

 

Стр.132 – 137.

19

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

1

Урок формирования языковых умений и навыков (закрепление).

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Стр.140 – 146.

20

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1

Комбинированный урок: усвоения нового материала, повторения и обобщения.

Работа с текстом. Комплексный анализ текста.

Проверка «по цепочке».

Уметь определять авторскую позицию в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности

Стр. 150 – 156. «Проверьте себя»

21

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1

Урок усвоения новых знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь воспринимать произведение словесности как целостного  явления, как формы эстетического освоения действительности.

Стр. 177 – 182.

22

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

1

Урок усвоения новых знаний.

. Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Сочинение.

Понимать значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

Сочинение.

23

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

1

Урок усвоения нового материала.

Работа с таблицей.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальные карточки.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении.

Стр.183 -189.

24

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

1

Урок усвоения нового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Взаимопроверка по образцу.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее.

Стр. 191 – 192.

25

Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп  в произведениях разных родов словесности.

2

Урок усвоения нового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять

Стр. 194 – 202.

26

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1

Урок контроля за овладением навыками связной  речи.

Анализ текста.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Создание собственного произведения по личным впечатлениям.

Сочинение, посвящённое целостному анализу произведения.

27

Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1

Урок усвоения нового материала.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Понимать эстетическую природу

Стр. 227 – 229.

28

.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным»  образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Взаимопроверка по образцу.

Уметь различать виды придаточных. В тексте находить придаточные места и времени.

Стр. 235 – 247. «Чичиков в нэпманской Москве» (сообщение).

29

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

1

Урок усвоения новых знаний

Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальные карточки.

Уметь различать


Стр. 253 -254.

30

Нравственные проблемы в произведениях словесности

1

Урок усвоения новых знаний, повторения и обобщения знаний.

Анализ текста. Запись тезисов лекции. Работа с учебником.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь находить в

. Стр. 255 -256.

.31

Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

1

Урок контроля за овладением навыками связной  речи.

Работа с тексто

м.

Тест.

Развивать навыки

Индивидуальные задания.

32

Познание мира средствами искусства слова.

1

Урок усвоения новых знаний.

Анализ текста.

Индивидуальный, фронтальный опрос.

Уметь отличать

Стр. 253.

33

Язык как материал словесности.

1

Повторительно – обобщающий урок

Анализ текста.

Тест (с самопроверкой)

Уметь

Стр. 274 – 227 (термины) наизусть.

34

Контроль знаний. Тестовый опрос.

1

Урок контроля

Тестовые задания.

Тестовые задания

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.

Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук    в общеобразовательных организациях  Республики Казахстан в 201...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс

Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...