Русская словесность. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:
1. Альбеткова Р.Й. Русская словесность 7 класс. М., Дрофа, 2007.
2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .
3. Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_russkaya_slovesnost.doc | 168 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по русской словесности
для 7 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русской словесности составлена на основе Примерной программы под редакцией Р.И. Альбетковой для 5-9 классов, М.: Дрофа, 2004 года.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю в соответствии с Примерной программой общего образования и Государственным образовательным стандартом.
В том числе:
- Зачетов 1
- Терминологических диктантов……………………….2
- Практикумов ………………….1
- Анализ стихотворений... ………….. 2
- Самостоятельных работ. ...................... ..1
Рабочая программа включает следующую учебно-методическую литературу:
- Альбеткова Р.Й. Русская словесность 7 класс. М., Дрофа, 2007.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации «Русская словесность» 7класс. М., Дрофа, 2004 .
- Альбеткова Р.И. Программа «Русская словесность». 5-9 классы. М., Дрофа, 2004 .
Рабочая программа для 5 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. В программе каждая тема включает не только теоретические сведения, но и примерный перечень видов работы учащихся и учений, которые они вырабатывают. Этим достигается практическая направленность обучения словесности.
Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Основная цель предмета словесности - заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств языка, учить создавать текст, показывать роль ритма и интонации в стихах и прозе, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучащихся) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата | |
Слово и словесность | |||||||||
1. | Словесность как словесное творчество. | 1 | Урок обобщения и закрепления изученного в 5 -6 классах. | Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений -книжных и устных народных. | Знать, что такое словесность; уметь работать со словарями различных типов; уметь сравнивать произведения искусства слова и изобразительного искусства. | Ответы на вопросы раздела «Подумайте и ответьте!» | Работа со словарями различного типа. | ||
Разновидности употребления языка | |||||||||
2. | Разговорный язык и его разновидности. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Разговорный язык, его особенности. | Уметь отличать разговорный язык от книжного, узнавать черты каждой из разновидностей разговорного языка и функциональных стилей литературного языка. | Составление схемы соотношения разговорного языка и литературного. | Характеристика функциональных стилей литературного языка. | ||
3. | Стили литературного языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Стили литературного языка: научный, публицистический, официально-деловой. | Уметь давать характеристику стилям речи, отличать их. | Устные сообщения, взаимопроверка. | |||
4. | Язык художественной литературы. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Язык художественной литературы | Знать особенности языка художественной литературы. | ||||
Формы словесного выражения | |||||||||
5. | Формы словесного выражения в нехудожественной литературе (словесности) | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Устная и письменная формы словесного выражения; диалог и монолог в нехудожественной словесности. | Уметь видеть содержание, выраженное в определенной словесной форме. | Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах. | Знать наизусть «Обобщим сказанное»; работа в парах. | ||
6,7 | Формы словесного выражения в художественной словесности. Стихи и проза, их различие. | 1 1 | Урок усвоения новых знаний. Урок усвоения новых знаний. | Выразительные возможности всех форм словесного выражения; выразительные возможности стихотворной и прозаической форм словесности. | Знать разные формы словесного выражения в художественной словесности, как-то: повествование, описание, рассуждение; сказ; ритм; интонация. | Выполнение задания под рубрикой «Проверь себя!». | Повторить размеры стиха. | ||
8. | «Проверь себя!» | 1 | Урок контроля знаний. | Подумайте и ответьте, стр. 87-104. | Знать теоретические сведения по разделу программы, уметь выполнить практические задания. | Зачет по теме. | |||
Стилистическая окраска слова | |||||||||
9. | Стилистические возможности лексики и фразеологии. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений. | Знать стилистические возможности лексики и фразеологии, уметь их использовать в анализе текста. | Практические задания из раздела «Проверь себя!» | Групповые и индивидуальные задания. | ||
Стилистические возможности грамматики | |||||||||
10, 11 | Стилистические возможности частей речи. Стилистические возможности синтаксиса. Стилизация и пародия | 1 1 | Уроки усвоения новых знаний. | Определение стилистических возможностей существительных, прилагательных, глаголов; понятие о стилизации и пародии. | Знать стилистические возможности частей речи; знать, что такое стилизация и пародия. | Наблюдение за примерами стилизации и пародии у Зощенко и Гоголя. Практикум «Проверь себя!» | Выразительное чтение. | ||
Устная народная словесность и ее жанры | |||||||||
12. | Этические виды и жанры народной словесности. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний. | Роды, виды и жанры народной словесности. | Знать жанровые особенности произведений устного народного творчества. | Терминологичес- кий диктант. | |||
13. | Лирические виды и жанры народной словесности. | 1 | Урок-семинар. | Сообщения: «Кто и как создает частушки?», «Какие чувства выражаются в частушках?» | Знать особенности лирических жанров фольклора. | Сочинить собственные частушки. | |||
14. | Драматические виды и жанры народной словесности. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Театр Петрушки, раек, народная драма - драматические виды фольклора. | Знать особенности драматического вида устной народной словесности. | Задание- практикум «Проверьте себя!» | |||
Духовная литература, ее виды и жанры. | |||||||||
15. | Состав и жанры Библии. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Жанры Библии: повесть, притча, проповедь, молитва, послания, псалмы. | Знать уникальность жаров Библии. | Взаимопроверка. | |||
16. | Использова- ние библейских тем в русской словесности. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Наблюдение за использованием библейских жанров в русской литературе. | Знать произведения русской литературы, в которых используются библейские жанры. | Выполнение заданий в разделе «Проверь себя!». | Найти свои примеры из литературы. | ||
Эпические произведения, их своеобразие и виды | |||||||||
17. | Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки. | 1 | Урок обобщения и закрепления знаний. | Литературные сказки, небылицы, загадки, скороговорки | Уметь отличать литературные сказки от народных; знать особенности сказок, небылиц, загадок, скороговорок. | Сообщения учащихся. | |||
18. | Басня. | 1 | Урок-концерт. | Басня и ее особенности. | Знать басни и их особенности. | Чтение наизусть. | Аллегория, мораль. | ||
19. | Рассказ, повесть, роман. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Эпические жанры. | Знать характеристики романа, повести, рассказа, новеллы и т.д. | Практикум «Подумайте и ответьте!» | |||
Герой эпического произведения | |||||||||
20. | Повествование о поступках героя. Описание внешности героя. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Герой эпического произведения и способы его словесного выражения. | Знать особенности словесного выражения героя в эпическом произведении: повествование, описание. | Ответы на вопросы раздела «Проверь себя!» | Чехов «Злоумышленник», Пушкин «Метель» | ||
21. | Пейзаж, интерьер. Рассуждение о герое. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Роль пейзажа, интерьера для характеристики героя и рассуждения о герое. | Знать роль указанных средстве характеристике героя. | Раздел «Проверь себя!» | |||
Сюжет эпического произведения | |||||||||
22. | Сюжет и фабула. Назначение сюжета. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Показать многообразие сюжетов, дать ответ на вопрос: почему так разнообразны способы построения сюжетов? | Знать, что такое сюжет и фабула; уметь находить различие в них; знать этапы сюжета и его назначение. | Знать раздел наизусть «Обобщим сказанное». | |||
Композиция эпического произведения | |||||||||
23. | Единица композиции. Художественная деталь. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Стройность композиции, внесюжетные элементы, художественная деталь. систему | Знать определение композиции, знать роль внесюжетных элементов и образов; знать роль деталей в художественном произведении | Практикум «Проверьте себя!», стр. 207. | Иллюстрации стр. 11-13. | ||
Лирические произведения, их своеобразие и виды | |||||||||
24. | Виды лирических произведений Ода. Элегия. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Своеобразие языка лирических произведений, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта посредством языка в лирике. | Уметь читать лирические произведения в их родовой специфике; уметь анализировать стихи. | Проба анализа стихотворений. | Подбор стихов. | ||
Композиция и герой лирического произведения | |||||||||
25. | Композиция стихотворения. Герой лирического произведения | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Единицы композиции - слова, строки и строфы; лирический герой в лирике. | Уметь видеть Композицию стихотворения; лирический герой как личность, чьи мысли и чувства выражены в стихотворении. | Анализ стихотворения. | Презентация самостоятельного анализа стихотворения | ||
26. | Урок анализа лирического стихотворения. | 1 | Урок анализа стихотворения. | Анализ 3-4 стихотворений. | Знать порядок (схему) анализа, учить видеть средства изобразительности | Письменный анализ по вариантам. | |||
Драматические произведения, их своеобразие и виды | |||||||||
27. | Виды драматических произведений | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Трагедия. Комедия и драма. | Уметь понимать произведения этого рода. | Самостоятельная работа с обсуждением раздела «Проверь себя!» | |||
28. | Герои драматического произведения и способы их изображения. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Способы изображения героев в драматическом произведении. | Знать языковые способы изображения героев драматического произведения: диалог, монолог, слова автора (ремарки). | Задания раздела «Проверь себя!» | |||
Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения | |||||||||
29 30 | Сюжет как конфликт, композиция драмтичес-кого произведения. | 1 | Уроки усвоения новых знаний. | Сюжет, конфликт, композиция. | Знать особенности драматического конфликта, сюжета, композиции. | Задания раздела «Проверь себя!» | |||
Лиро-эпические произведения, их своеобразие | |||||||||
31 32 | Баллада. Поэма. Романы в стихах. Стихотворная проза. | 1 | Уроки усвоения новых знаний | Жанры лиро-эпических произведений | Знать жанры лиро-эпических произведений | Задания раздела «Проверь себя!» | |||
Взаимовлияние произведений словесности | |||||||||
33. | Эпиграф. Цитата. | 1 | Урок обобщения знаний. | Использование чужого слова в произведении. | Понимать смысл использования чужого слова в произведениях, уметь передать этот смысл. | Диктант. | |||
34. | Важнейшие термины словесности. | 1 | Терминологический диктант. | Диктант из важнейших терминов словесности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...
КТП уроков русской словесности в 5 классе по учебнику "Русская словесность", авторы :Савельева В.В., Чаплышкина Т.П., Лукпанова Г.Г., Рыгалова Л.С., Шашкина Г.З., Салханова Ж.Х., Аульбекова Г.Д.
Планирование составлено в соответствии Инструктивно - методического письма Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях Республики Казахстан в 201...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"
Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова
Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...
Календарно-тематическое планирование по курсу «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс
Календарно-тематическое планирование по курсу "Русская словесность. От слова к словесности" для 7 класса составлено на основе программы Р.И. Альбетковой "Русская словесность. От слова к...